ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3507/2017 от 19.06.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Сергеева М.Н. стр.015а, г/п 0 руб.

Докладчик Пыжова И.А. Дело № 33а-3507/2017 19 июня 2017 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Верещагина Г.С.,

судей Вершинина А.В., Пыжовой И.А.,

при секретаре Мироненко М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 19 июня 2017 года дело по апелляционной жалобе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 06 апреля 2017 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования Клепиковой Елены Ивановны удовлетворить.

Признать незаконными действия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области об отказе в рассмотрения заявления Клепиковой Елены Ивановны о допуске к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних.

Обязать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Клепиковой Елены Ивановны о допуске к деятельности с участием несовершеннолетних по представленным документам».

Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Клепикова Е.И. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным действий Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области (далее - Комиссия) в части отказа в рассмотрения её заявления о допуске к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних, возложении обязанности рассмотреть заявление о допуске.

В обоснование исковых требований указала, что с 09.08.2016 работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. 27.01.2017 на основании требований ст.ст.331, 351.1 ТК РФ обратилась в Комиссию с заявлением о допуске к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних.

27.02.2017 Комиссией отказано в рассмотрении её заявления о допуске к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних по п.п. «а» п. 9 Правил в связи с представлением неполного пакета документов. В результате нарушены ее права на рассмотрение обращения и свободное распоряжение своими способностями к труду, нарушены баланс конституционно значимых ценностей. В адрес Комиссии были представлены все необходимые документы для рассмотрения заявления, кроме копии постановления следственных органов о прекращении уголовного дела от 20.11.2002. Указанное постановление она представить не может, поскольку уголовное дело уничтожено по истечении срока хранения. 28.02.2017 она была уволена с должности <данные изъяты> по п.13 ч.1 ст. 81 ТК РФ.

Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представители административных ответчиков, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В письменном отзыве административный ответчик с заявленными требованиями не согласился. Полагал, что отсутствие копии постановления о перекрещении уголовного дела в отношении Клепиковой Е.И. от 20.11.2002 препятствует установлению значимых обстоятельств при принятии решения о допуске административного истца к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних.

Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФИО6 ссылаясь на нарушение судом норм материального права просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает ошибочным и необоснованным вывод суда о том, что отказ Комиссии в рассмотрении заявления Клепиковой Е.И. о допуске к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних несоразмерно ограничивает ее право на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушает баланс конституционно значимых ценностей. Императивное требование представления в Комиссию постановления о прекращении уголовного дела влечет отказ в рассмотрении заявления. Отсутствие данного документа лишает Комиссию возможности оценить, представляет ли истец опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних и принять законное и обоснованное решение о допуске к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних.

В возражениях на апелляционную жалобу Клепикова Е.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с о ч. 1 ст. 37, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании ст. 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абз. 3 и 4 ч. 2 ст. 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Лица из числа указанных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

В силу абз. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи.

Лица из числа указанных в абз. 3 ч. 2 настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий (п. 1)

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, наряду с осуществлением в пределах своей компетенции полномочий, указанных в п. 2 настоящей статьи, принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

Порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения, указанного в абз. 1 настоящего пункта (в том числе перечень документов, представляемых для принятия решения, сроки их рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав), форма документа, содержащего данное решение, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (п. 2.1).

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2015 № 796 утверждены Правила принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющей деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения (далее – Правила).

Согласно п.п. 2, 4, 6, 9 и 11 данных Правил комиссия принимает решение в отношении лиц, имевших судимость, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), за преступления небольшой и средней тяжести против: а) жизни и здоровья; б) свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы); в) семьи и несовершеннолетних; г) здоровья населения и общественной нравственности; д) основ конституционного строя и безопасности государства; д(1)) мира и безопасности человечества; е) общественной безопасности.

Лицо, относящееся к категории лиц, указанных в п. 2 настоящих Правил, желающее заниматься деятельностью с участием несовершеннолетних, либо его представитель пишет заявление в произвольной форме, собственноручно подписывает его и обращается с письменным заявлением в комиссию.

К заявлению прилагаются: а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (его представителя); б) копия документа об образовании и (или) о квалификации, о дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке), а также копия документа об обучении, ученой степени, ученом звании; в) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; г) копия приговора (приговоров) суда (судов) и (или) копия постановления (постановлений) следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также копии судебных решений, которыми отменялись, изменялись, признавались незаконными или необоснованными приговор (приговоры) либо постановление (постановления) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования; д) документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие трудовую деятельность, иную деятельность заявителя и его поведение после осуждения или прекращения уголовного преследования (копии трудовой книжки, характеристики с мест работы, учебы, иных документов, связанных с работой либо занятием предпринимательской деятельностью, заверенные в установленном порядке).

Комиссия отказывает в рассмотрении заявления в следующих случаях: а) невыполнение требований к содержанию заявления и прилагаемым к нему документам и материалам, установленных п.п. 5 - 7 настоящих Правил; б) поступление заявления от лица, не относящегося к категории лиц, указанных в п. 2 настоящих Правил.

Об отказе в рассмотрении заявления с указанием оснований такого отказа заявитель уведомляется в письменной форме. Решение комиссии об отказе в рассмотрении заявления оформляется в форме постановления с указанием оснований такого отказа.

Постановлением Правительства Архангельской области от 17.06.2014 № 239-пп утверждено Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области, в соответствии с п. 5.1 которого областная комиссия наряду с осуществлением в пределах своей компетенции полномочий, указанных в п. 5 настоящего Положения, принимает решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом: 1) вида и степени тяжести совершенного преступления; 2) срока, прошедшего с момента совершения преступления; 3) формы вины; 4) отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений; 5) обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей; 6) иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Клепикова Е.И. 09.08.2016 года принята на работу в <данные изъяты>» на должность <данные изъяты>.

27.01.2017 Клепикова Е.И. обратилась в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области с заявлением о получении разрешения на осуществление трудовой деятельности с участием несовершеннолетних, поскольку в отношении неё ранее было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), которое постановлением ОВД по Плесецкому району Архангельской области 22.11.2002 было прекращено на основании ст. 25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).

Постановлением Комиссии № 2/4 от 27.02.2017 Клепиковой Е.И. было отказано в рассмотрении заявления о допуске к деятельности с участием несовершеннолетних по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 9 Правил.

28.02.2017 Клепикова Е.И. уволена из <данные изъяты>» по п. 13 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с возникновением установленных Трудовым кодексом РФ и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, ограничений на занятие определенными видами деятельности.

Согласно справке информационного центра УМВД России по Архангельской области от 28.10.2016 № 18/29945 Клепикова (ФИО11) Е.И. привлекалась к уголовной ответственности по ст. 116 УК РФ, уголовное дело прекращено ОВД по Плесецкому району Архангельской области 20.11.2002 по ст. 25 УПК РФ.

Как следует из сообщения ОМВД России по Плесецкому району № 4/1177, копию постановления от 20.11.2002 о прекращении уголовного дела , представить невозможно в связи с уничтожением уголовного дела по истечению срока хранения согласно приказу МВД России № 655 от 30.06.2012.

Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из того, что административный истец лишена возможности представить в Комиссию копию постановления следственного органа о прекращении уголовного дела в силу объективных причин, а отказ Комиссии в рассмотрении ее заявления является необоснованным, несоразмерно ограничивающим право истца на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушающим баланс конституционно значимых ценностей.

При этом доводы апелляционной жалобы о том, что Комиссия в отсутствие постановления о прекращении уголовного дела лишена возможности принять решение в соответствии с законом, поскольку не может оценить вид и тяжесть совершенного преступления, срок, прошедший с момента его совершения, форму вины, личность работника, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.

В справке информационного центра УМВД России по Архангельской области от 28.10.2016 указана статья, по которой Клепикова (ФИО12) Е.И. привлекалась к уголовной ответственности (ст. 116 УК РФ), а также дата прекращения уголовного дела - 20.11.2002.

С учетом санкции ст. 116 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления), а также положений ст. 15 УК РФ данное преступление относится к преступлениям небольшой тяжести, следовательно, Комиссия имела возможность оценить тяжесть совершенного истцом деяния, а также срок, прошедший с момента его совершения.

Обстоятельства, характеризующие личность Клепиковой Е.И., Комиссия могла оценить на основании положительной характеристики с места работы, а так же иной информации, в том числе её поведения после совершения преступления.

Кроме того, в ст. 116 УК РФ были внесены изменения Федеральным законом от 03.07.2016 № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности», вступившим в силу с 15.07.2016, и Федеральным законом от 07.02.2017 № 8-ФЗ «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации», вступившим в силу с 07.02.2017, согласно которым совершенное истцом преступление декриминализировано.

Таким образом, Комиссия могла рассмотреть заявление Клепиковой Е.И. по существу и сделать вывод о том, представляет ли истец опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к ошибочному толкованию материального закона и не являются основанием для отмены решения суда.

Таким образом, вывод суда о незаконности отказа административного ответчика в рассмотрении заявления Клепиковой Е.И. о допуске к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних, является правильным, соответственно, судом обоснованно, с целью восстановления нарушенного права истца, возложена на административного ответчика обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Клепиковой Е.И.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 06 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области – без удовлетворения.

Председательствующий Г.С. Верещагин

Судьи А.В. Вершинин

И.А. Пыжова