Судья Сергеева М.Н. стр.015а, г/п 0 руб.
Докладчик Пыжова И.А. Дело № 33а-3507/2017 19 июня 2017 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Верещагина Г.С.,
судей Вершинина А.В., Пыжовой И.А.,
при секретаре Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 19 июня 2017 года дело по апелляционной жалобе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 06 апреля 2017 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования Клепиковой Елены Ивановны удовлетворить.
Признать незаконными действия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области об отказе в рассмотрения заявления Клепиковой Елены Ивановны о допуске к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних.
Обязать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Клепиковой Елены Ивановны о допуске к деятельности с участием несовершеннолетних по представленным документам».
Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Клепикова Е.И. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным действий Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области (далее - Комиссия) в части отказа в рассмотрения её заявления о допуске к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних, возложении обязанности рассмотреть заявление о допуске.
В обоснование исковых требований указала, что с 09.08.2016 работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. 27.01.2017 на основании требований ст.ст.331, 351.1 ТК РФ обратилась в Комиссию с заявлением о допуске к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних.
27.02.2017 Комиссией отказано в рассмотрении её заявления о допуске к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних по п.п. «а» п. 9 Правил в связи с представлением неполного пакета документов. В результате нарушены ее права на рассмотрение обращения и свободное распоряжение своими способностями к труду, нарушены баланс конституционно значимых ценностей. В адрес Комиссии были представлены все необходимые документы для рассмотрения заявления, кроме копии постановления следственных органов о прекращении уголовного дела от 20.11.2002. Указанное постановление она представить не может, поскольку уголовное дело уничтожено по истечении срока хранения. 28.02.2017 она была уволена с должности <данные изъяты> по п.13 ч.1 ст. 81 ТК РФ.
Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представители административных ответчиков, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В письменном отзыве административный ответчик с заявленными требованиями не согласился. Полагал, что отсутствие копии постановления о перекрещении уголовного дела в отношении Клепиковой Е.И. от 20.11.2002 препятствует установлению значимых обстоятельств при принятии решения о допуске административного истца к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФИО6 ссылаясь на нарушение судом норм материального права просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает ошибочным и необоснованным вывод суда о том, что отказ Комиссии в рассмотрении заявления Клепиковой Е.И. о допуске к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних несоразмерно ограничивает ее право на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушает баланс конституционно значимых ценностей. Императивное требование представления в Комиссию постановления о прекращении уголовного дела влечет отказ в рассмотрении заявления. Отсутствие данного документа лишает Комиссию возможности оценить, представляет ли истец опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних и принять законное и обоснованное решение о допуске к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних.
В возражениях на апелляционную жалобу Клепикова Е.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с о ч. 1 ст. 37, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ст. 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абз. 3 и 4 ч. 2 ст. 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
Лица из числа указанных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.
В силу абз. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи.
Лица из числа указанных в абз. 3 ч. 2 настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий (п. 1)
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, наряду с осуществлением в пределах своей компетенции полномочий, указанных в п. 2 настоящей статьи, принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения, указанного в абз. 1 настоящего пункта (в том числе перечень документов, представляемых для принятия решения, сроки их рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав), форма документа, содержащего данное решение, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (п. 2.1).
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2015 № 796 утверждены Правила принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющей деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения (далее – Правила).
Согласно п.п. 2, 4, 6, 9 и 11 данных Правил комиссия принимает решение в отношении лиц, имевших судимость, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), за преступления небольшой и средней тяжести против: а) жизни и здоровья; б) свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы); в) семьи и несовершеннолетних; г) здоровья населения и общественной нравственности; д) основ конституционного строя и безопасности государства; д(1)) мира и безопасности человечества; е) общественной безопасности.
Лицо, относящееся к категории лиц, указанных в п. 2 настоящих Правил, желающее заниматься деятельностью с участием несовершеннолетних, либо его представитель пишет заявление в произвольной форме, собственноручно подписывает его и обращается с письменным заявлением в комиссию.
К заявлению прилагаются: а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (его представителя); б) копия документа об образовании и (или) о квалификации, о дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке), а также копия документа об обучении, ученой степени, ученом звании; в) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; г) копия приговора (приговоров) суда (судов) и (или) копия постановления (постановлений) следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также копии судебных решений, которыми отменялись, изменялись, признавались незаконными или необоснованными приговор (приговоры) либо постановление (постановления) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования; д) документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие трудовую деятельность, иную деятельность заявителя и его поведение после осуждения или прекращения уголовного преследования (копии трудовой книжки, характеристики с мест работы, учебы, иных документов, связанных с работой либо занятием предпринимательской деятельностью, заверенные в установленном порядке).
Комиссия отказывает в рассмотрении заявления в следующих случаях: а) невыполнение требований к содержанию заявления и прилагаемым к нему документам и материалам, установленных п.п. 5 - 7 настоящих Правил; б) поступление заявления от лица, не относящегося к категории лиц, указанных в п. 2 настоящих Правил.
Об отказе в рассмотрении заявления с указанием оснований такого отказа заявитель уведомляется в письменной форме. Решение комиссии об отказе в рассмотрении заявления оформляется в форме постановления с указанием оснований такого отказа.
Постановлением Правительства Архангельской области от 17.06.2014 № 239-пп утверждено Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области, в соответствии с п. 5.1 которого областная комиссия наряду с осуществлением в пределах своей компетенции полномочий, указанных в п. 5 настоящего Положения, принимает решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом: 1) вида и степени тяжести совершенного преступления; 2) срока, прошедшего с момента совершения преступления; 3) формы вины; 4) отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений; 5) обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей; 6) иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Клепикова Е.И. 09.08.2016 года принята на работу в <данные изъяты>» на должность <данные изъяты>.
27.01.2017 Клепикова Е.И. обратилась в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области с заявлением о получении разрешения на осуществление трудовой деятельности с участием несовершеннолетних, поскольку в отношении неё ранее было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), которое постановлением ОВД по Плесецкому району Архангельской области 22.11.2002 было прекращено на основании ст. 25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).
Постановлением Комиссии № 2/4 от 27.02.2017 Клепиковой Е.И. было отказано в рассмотрении заявления о допуске к деятельности с участием несовершеннолетних по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 9 Правил.
28.02.2017 Клепикова Е.И. уволена из <данные изъяты>» по п. 13 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с возникновением установленных Трудовым кодексом РФ и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, ограничений на занятие определенными видами деятельности.
Согласно справке информационного центра УМВД России по Архангельской области от 28.10.2016 № 18/29945 Клепикова (ФИО11) Е.И. привлекалась к уголовной ответственности по ст. 116 УК РФ, уголовное дело № прекращено ОВД по Плесецкому району Архангельской области 20.11.2002 по ст. 25 УПК РФ.
Как следует из сообщения ОМВД России по Плесецкому району № 4/1177, копию постановления от 20.11.2002 о прекращении уголовного дела №, представить невозможно в связи с уничтожением уголовного дела по истечению срока хранения согласно приказу МВД России № 655 от 30.06.2012.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из того, что административный истец лишена возможности представить в Комиссию копию постановления следственного органа о прекращении уголовного дела № в силу объективных причин, а отказ Комиссии в рассмотрении ее заявления является необоснованным, несоразмерно ограничивающим право истца на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушающим баланс конституционно значимых ценностей.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что Комиссия в отсутствие постановления о прекращении уголовного дела лишена возможности принять решение в соответствии с законом, поскольку не может оценить вид и тяжесть совершенного преступления, срок, прошедший с момента его совершения, форму вины, личность работника, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
В справке информационного центра УМВД России по Архангельской области от 28.10.2016 указана статья, по которой Клепикова (ФИО12) Е.И. привлекалась к уголовной ответственности (ст. 116 УК РФ), а также дата прекращения уголовного дела - 20.11.2002.
С учетом санкции ст. 116 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления), а также положений ст. 15 УК РФ данное преступление относится к преступлениям небольшой тяжести, следовательно, Комиссия имела возможность оценить тяжесть совершенного истцом деяния, а также срок, прошедший с момента его совершения.
Обстоятельства, характеризующие личность Клепиковой Е.И., Комиссия могла оценить на основании положительной характеристики с места работы, а так же иной информации, в том числе её поведения после совершения преступления.
Кроме того, в ст. 116 УК РФ были внесены изменения Федеральным законом от 03.07.2016 № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности», вступившим в силу с 15.07.2016, и Федеральным законом от 07.02.2017 № 8-ФЗ «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации», вступившим в силу с 07.02.2017, согласно которым совершенное истцом преступление декриминализировано.
Таким образом, Комиссия могла рассмотреть заявление Клепиковой Е.И. по существу и сделать вывод о том, представляет ли истец опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к ошибочному толкованию материального закона и не являются основанием для отмены решения суда.
Таким образом, вывод суда о незаконности отказа административного ответчика в рассмотрении заявления Клепиковой Е.И. о допуске к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних, является правильным, соответственно, судом обоснованно, с целью восстановления нарушенного права истца, возложена на административного ответчика обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Клепиковой Е.И.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 06 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области – без удовлетворения.
Председательствующий Г.С. Верещагин
Судьи А.В. Вершинин
И.А. Пыжова