ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3522/18 от 10.04.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Хомякова И.В. Дело № 33а-3522/2018

Докладчик Конева Ю.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Рытиковой Т.А.,

судей Коневой Ю.А., Разуваевой А.Л.,

с участием прокурора Еськовой Ю.С.,

при секретаре Луковниковой С.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 10 апреля 2018 года административное дело по апелляционной жалобе главы города Оби Новосибирской области Мозжерина А.А. на решение Обского городского суда Новосибирской области от 10 января 2018 года, которым административное исковое заявление прокурора города Оби Новосибирской области к администрации города Оби Новосибирской области о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коневой Ю.А., объяснения представителя административного истца Еськовой Ю.С., представителя администрации г. Оби Новосибирской области Петрович О.В., представителя Совета депутатов г. Оби Новосибирской области Балюк О.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Оби Новосибирской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Оби Новосибирской области о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Оби в рамках надзора за исполнением жилищного законодательства проведена проверка исполнения органами местного самоуправления города требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, по результатам которой выявлены грубые нарушения в бездействии администрации города Оби Новосибирской области.

Установлено, что в соответствии с распоряжением администрации Новосибирской области от 09.06.2006 г. -ра, от 23.10.2006 г. -ра «О передаче имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области в муниципальную собственность города Оби Новосибирской области» многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: <адрес> являются собственностью города Оби.

На балансе ГАСУСО НСО «Обской психоневрологический интернат» (ГАСУСО НСО «Обской ПНИ») находится котельная, которая является источником коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению для жильцов вышеуказанных домов. Котельная оборудована семью котлами типа HP-18 и трубчатым бойлером для подготовки ГВС.

Согласно кадастровому паспорту котельной данное сооружение построено и введено в эксплуатацию в 1976 году.

В настоящее время котельная имеет значительный износ, в связи с чем у учреждения возникла необходимость строительства новой котельной, которая будет обеспечивать его нужды. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом заседания наблюдательного совета ГАСУСО НСО «Обской ПНИ» от 13.01.2017 г., на котором было принято решение о строительстве газовой котельной, а также актом осмотра водонагревателя ВВП горячего водоснабжения, согласно которому водонагревателю требуется капитальный ремонт или замена.

Во исполнение решения наблюдательного совета 29.07.2017 г. ГАСУСО НСО «Обской ПНИ» заключило договор о проектировании газоснабжения котельной. 15.02.2017 г. заказаны работы по гидравлическому расчету газопровода.

Согласно сведениям ГАСУСО НСО «Обской психоневрологический интернат» в настоящее время учреждением осуществляется строительство новой котельной, мощности которой будут обеспечивать только нужды учреждения, и не рассчитаны на подключение многоквартирных домов, в связи с чем оказание услуг по горячему водоснабжению и отоплению многоквартирных домов будет прекращено.

Об указанных обстоятельствах ГАСУСО НСО «Обской психоневрологический интернат» неоднократно информировало администрацию города Оби письмами от 21.04.2015 г., 15.05.2015 г., 09.09.2015 г., 18.11.2015 г., 04.02.2016 г., 19.05.2016 г., 20.06.2016 г., 05.07.2016 г., 21.11.2016 г., 02.03.2017 г., 03.05.2017 г.

Вместе с тем, несмотря на реальную угрозу прекращения подачи услуг по горячему водоснабжению и теплоснабжению в многоквартирные дома <адрес>, администрацией города не были приняты конкретные меры, направленные на недопущение срыва отопительного сезона 2017-2018 года, устранение нарушений прав граждан. Создана реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц - постоянно и временно пребывающих в названных многоквартирных домах.

В нарушение требований федерального законодательства и муниципальных нормативных правовых актов администрация города Оби длительное время (с 2015 года) самоустраняется от решения вопроса местного значения по организации теплоснабжения и горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов <адрес>.

Какие-либо меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения ГАСУСО НСО «Обской ПНИ» своих обязательств либо отказа указанной организации от исполнения своих обязательств при наличии реальной угрозы такого отказа, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» администрацией города Оби не принимаются.

Решением Обского городского суда Новосибирской области от 10 января 2018 года административное исковое заявление удовлетворено.

Судом признано незаконным бездействие администрации города Оби Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации теплоснабжения и горячего водоснабжения многоквартирных домов <адрес>. Администрация города Оби Новосибирской области обязана устранить допущенные нарушения закона путем принятия мер по организации надежного теплоснабжения и горячего водоснабжения многоквартирных <адрес>.

С вышеуказанным решением суда не согласилась администрация города Оби.

В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения Обского городского суда Новосибирской области от 10 января 2018 года, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано на то, что прокурором города Оби не представлено в суд доказательств, подтверждающих возникновение реальной угрозы прекращения подачи услуг по горячему водоснабжению и теплоотведению в многоквартирные <адрес>. Имеющиеся в деле обращения граждан по вопросу законности принятия ГАСУСО НСО «Обской психоневрологический интернат» самостоятельного одностороннего решения о прекращении подачи горячей воды в многоквартирные дома не свидетельствуют об этом. В материалах дела имеются документы, подтверждающие, что в отопительный сезон 2017-2018 годов указанные многоквартирные дома обеспечены надежным тепло – и водоснабжением (паспорта готовности к отопительному сезону, договор о приобретении дополнительного оборудования, необходимого для предоставления качественной услуги по отоплению и ГВС для жителей указанных домов).

Ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что ГАСУСО НСО «Обской психоневрологический интернат» как теплоснабжающая организация в нарушение положений ФЗ от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановления Правительства РФ от 06.09.2012 г. № 889 «Об утверждении Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей» не уведомляла администрацию города Оби Новосибирской области о выводе из эксплуатации источников тепловой энергии надлежащим образом. Теплоснабжающая организация ГАСУСО НСО «Обской ПНИ» не вправе самостоятельно отказаться от предоставления тепловой энергии и горячего водоснабжения для жителей многоквартирных домов по <адрес>.

Отмечает, что отопительный сезон в указанных домах проходит в штатном режиме, жители многоквартирных домов обеспечены тепловой энергией, угроза прекращения подачи услуг для жителей отсутствует.

Апеллянт указывает на несогласие с выводом суда о бездействии администрации г. Оби с 2015 года, самоустранении от решения вопроса местного значения по организации теплоснабжения и горячего водоснабжения многоквартирных <адрес>. Полагает, что представленные в дело документы свидетельствуют о том, что администрация г. Оби проводит все необходимые мероприятия по улучшению теплоснабжения и горячего водоснабжения вышеуказанных многоквартирных домов. При этом, реализация полномочий органа местного самоуправления осуществляется в том числе, и в разработке долгосрочных программ по комплексному развитию систем коммунальной инфраструктуры и их дальнейшей планомерной реализацией с учетом Бюджетного кодекса РФ, ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и других нормативных актов.

Податель жалобы считает, что поскольку в администрацию г. Оби не поступало обращение водо- и теплоснабжающей организации ГАСУСО НСО «Обской ПНИ» об отказе от исполнения своих обязанностей, то у администрации не возникло обязанности принять срочные меры по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории г. Оби.

Автор жалобы ссылается на то, что выводы суда о том, что действенные и эффективные меры по разрешению сложившейся ситуации администрацией г. Оби не приняты основаны на ненадлежащих доказательствах. Полагает, что суд не может подменять собой уполномоченный орган, осуществляющий публичные полномочия, не обладает специальными познаниями для оценки представленной администрацией г. Оби Новосибирской области документации.

Согласно требованиям пункта 2 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации резолютивная часть решения должна содержать выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда. Однако из обжалуемого решения не понятно, какие меры должны быть приняты администрацией г. Оби Новосибирской области по организации надежного теплоснабжения и горячего водоснабжения многоквартирных <адрес>

На апелляционную жалобу поданы возражения прокурора г. Оби Новосибирской области.

Судебная коллегия, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, не находит оснований для отмены решения суда.

Положениями пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктами 4.2, 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении"; полномочиями организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции прокуратурой города Оби проведена проверка соблюдения законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в результате которой установлено, что в соответствии с распоряжением администрации Новосибирской области от 9.06. 2006 г. № 276-ра, от 23.10.2006 № 410-ра «О передаче имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области в муниципальную собственность города Оби Новосибирской области» многоквартирные дома, расположенные по адресу: <адрес>.

Источником коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению для жильцов вышеуказанных домов является котельная, построенная и введенная в эксплуатацию в 1976 году, находящаяся на балансе ГАСУСО НСО «Обской ПНИ», которая оборудована семью котлами типа HP-18 и трубчатым бойлером для подготовки ГВС.

Согласно протоколу заседания наблюдательного совета ГАСУСО НСО «Обской ПНИ» от 13.01.2017, акту осмотра водонагревателя ВВП горячего водоснабжения указанная котельная имеет значительный износ.

Согласно сведениям ГАСУСО НСО «Обской ПНИ» в настоящее время учреждением осуществляется строительство новой котельной, мощности которой будут обеспечивать только нужды учреждения, и не рассчитаны на подключение многоквартирных домов, в связи с чем оказание услуг по горячему водоснабжению и отоплению многоквартирных домов будет прекращено. Об указанных обстоятельствах ГАСУСО НСО «Обской психоневрологический интернат» неоднократно информировало администрацию города Оби письмами от 21.04.2015, 15.05.2015, 09.09.2015, 18.11.2015, 04.02.2016, 19.05.2016, 20.06.2016, 05.07.2016, 21.11.2016, 02.03.2017, 03.05.2017. Доводы об отсутствии со стороны ГАСУСО НСО «Обской ПНИ» предупреждения о прекращении тепло- и водоснабжения опровергаются указанными письмами, сообщениями, из содержания которых следует прекращение предоставления услуг после ввода новой котельной.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по организации теплоснабжения и его обеспечению на территории города Оби Новосибирской области в силу ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» возложена на администрацию г.Оби. При этом, в нарушение требований федерального законодательства и муниципальных нормативных правовых актов администрация города Оби длительное время самоустраняется от решения вопроса местного значения по организации теплоснабжения и горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов <адрес>.

Судебная коллегия считает указанные выводы суда правильными, поскольку они соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и сделаны при правильном применении норм материального права.

Вопреки доводам жалобы судом в соответствии со статьей 62 КАС РФ правильно распределено бремя доказывания, представленные административным истцом доказательства, в том числе ответом ГАСУСО НСО «Обской ПНИ» от 28.06.2017 , письмами директора ГАСУСО НСО «Обской ПНИ» в адрес главы администрации г. Обь ФИО1, ответом и.о. главы администрации г. Оби Новосибирской области прокурору г. Оби Новосибирской области от 06 июля 2017 г. подтверждается возникновение реальной угрозы прекращения подачи услуг по горячему водоснабжению и теплоснабжению в многоквартирные <адрес>. Доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства, административным ответчиком не представлено.

Ссылка в жалобе, что в настоящее время жители указанных многоквартирных домов обеспечены надлежащим образом тепловой энергией для отопления и горячим водоснабжением, при наличии доказательств угрозы прекращения предоставления указанных услуг не свидетельствует об ошибочности выводов суда о наличии реальной угрозы прекращения подачи услуг по горячему водоснабжению и теплоснабжению в многоквартирные <адрес>, при том, что факт значительного износа котельной, находящейся на балансе ГАСУСО НСО «Обской ПНИ», строительства новой котельной, не рассчитанной на предоставление услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению в многоквартирные дома подтвержден материалами дела и административным ответчиком не опровергнут.

В том числе из материалов дела следует, что вопрос о возможном прекращении предоставления услуг в многоквартирные дома обсуждался на совещании с участием представителей администрации города Оби и ГАСУСО «Обской ПНИ» 16.03.2016 г., в 2014 г. было запроектировано строительство новой теплотрассы для теплоснабжения домов, однако, средства местного бюджета не выделялись, что следует из ответа и.о. главы администрации города Оби от 29.06.2017 г., муниципального контракта от 24.12.2012 г., сметы на разработку проектной документации, сведениями о расторжении муниципального контракта на строительство теплотрассы и системы горячего водоснабжения от 23 июня 2014 г. Включение строительства тепловых сетей и ГВС в перечень мероприятий в целевую программу на 2018-2019 г.г. не свидетельствуют о принятии достаточных мер, направленных на организацию надежного теплоснабжения и горячего водоснабжения многоквартирных домов <адрес>

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность. Конкретные мероприятия, виды и способы реализации обязанности по обеспечению надлежащего тепло- и водоснабжения могут и должны быть определены административным ответчиком самостоятельно в пределах возложенных на него полномочий.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене и изменению не подлежит.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Обского городского суда Новосибирской области от 10 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы города Оби Новосибирской области ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Рытикова Т.А.

Судьи Конева Ю.А.

ФИО2