ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-352/2018 от 08.02.2018 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Селибов А.Ф.

Дело № 33а-352/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Чаднова О.В.,

судей

Гончаровой Н.В., Венина А.Н.,

при секретаре

Выстровой Л.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 8 февраля 2018 года административное дело по апелляционной жалобе Иванкова А.В. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 ноября 2017 года, которым постановлено:

административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Балашихе Московской области к Иванкову А.В. о взыскании недоимок по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2014 год, начисленных пеней удовлетворить.

Взыскать с Иванкова А.В., <данные изъяты>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Балашихе Московской области недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2014 год в размере 2749 рублей 23 копейки, пени в размере 237 рублей 88 копеек; недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2014 год в размере 931 рубль 90 копеек, пени в размере 86 рублей 40 копеек, а всего 4000 рублей 41 копейку.

Взыскать с Иванкова А.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Балашихе Московской области обратилась в суд с административным иском к Иванкову А.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 2749 руб. 23 коп. и пени в размере 237 руб. 88 коп.; земельного налога с физических лиц за 2014 год в размере 931 руб. 90 коп. и пени в размере 86 руб. 40 коп.

Представитель административного истца ИФНС России по г. Балашихе Московской области и административный ответчик Иванков А.В. участия в судебном заседании не принимали.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Иванков А.В. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что является ветераном боевых действий и военнослужащим, имеющим продолжительность военной службы более 20 лет, в связи с чем освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц.

В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Балашихе Московской области полагает решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене. Указывает, что Иванковым А.В. не был соблюден заявительный порядок предоставления льготы на взыскиваемые налоги.

Изучив материалы настоящего административного дела, материалы дела № 2а-844/2017 о выдаче судебного приказа, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 6 ст. 58 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктом 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком конституционной обязанности платить налоги в Налоговом кодексе РФ предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.

В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как следует из материалов дела, Иванков А.В. является собственником доли в праве собственности на земельный участок <данные изъяты>; в период с 10 апреля 2009 года до 23 мая 2014 года являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

25 июля 2015 года Иванкову А.В. направлено налоговое уведомление № 885097 от 28 июня 2015 года о необходимости уплаты в срок до 1 октября 2015 года земельного налога за 2014 год в размере 931 руб. 90 коп., налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 2749 руб. 23 коп. (л.д. 15-17).

В связи с неуплатой налогов Иванкову А.В. было выставлено требование от 3 августа 2016 года № 52 об уплате земельного налога за 2014 год в сумме 931 руб. 90 коп., налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 2749 руб. 23 коп., а также пени в размере 86 руб. 40 коп. и 237 руб. 88 коп. со сроком уплаты до 13 сентября 2016 года (л.д. 11).

Поскольку обязательства, указанные в требовании об уплате налогов и пени, Иванковым А.В. исполнены не были, налоговый орган обратился к мировому судье г. Петропавловска-Камчатского с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности.

Судебный приказ был вынесен 16 мая 2017 года и отменен определением мирового судьи судебного участка № 8 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 2 июня 2017 года, что послужило основанием для обращения ИФНС России по г. Балашихе Московской области 18 августа 2017 года в суд с административным исковым заявлением.

Рассмотрев дело, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца о взыскании с Иванкова А.В. земельного налога за 2014 год в сумме 931 руб. 90 коп., налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 2749 руб. 23 коп., а также пени в размере 86 руб. 40 коп. и 237 руб. 88 коп.

В апелляционной жалобе административный ответчик указывает, что является ветераном боевых действий и военнослужащим, имеющим продолжительность военной службы более 20 лет, в связи с чем на основании ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» освобожден от уплаты этого налога.

Согласно копии справки Военного комиссариата Камчатской области от 5 марта 2007 года административный ответчик 9 декабря 2006 года уволен с действительной военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с правом на пенсию. Общая продолжительность военной службы 41 год с учетом льготной выслуги, в том числе календарная 25 лет (л.д. 63).

В дело также представлена копия удостоверения ветерана боевых действий, выданного на имя Иванкова А.В. 14 марта 2005 года (л.д. 64-65).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Закон РФ от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» утратил силу с 1 января 2015 года.

Статьей 4 Закона РФ от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» от уплаты налога на имущество физических лиц освобождались: участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан; военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

В то же время статьей 5 названного Закона предусматривалось, что льгота по уплате налога на имущество носит заявительный характер. Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Заявительный характер предоставления налоговой льготы сохранился и в действующем законодательстве, о чем указано в п. 6 ст. 407 Налогового кодекса РФ.

Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 настоящего Кодекса.

При этом нормами указанной статьи предусмотрено предоставление освобождения от уплаты налога в отношении одного объекта налогообложения по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота (п. 7 ст. 407 Налогового кодекса РФ).

Форма данного уведомления утверждена Приказом ФНС России от 13 июля 2015 года № ММВ-7-11/280@ «Об утверждении формы уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц».

В силу подп. 4 и подп. 7 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ право на налоговую льготу имеют ветераны боевых действий, военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

Льготы по земельному налогу на территории городского округа Балашиха на 2014 год были установлены Решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 26 ноября 2013 года № 58/491 «Об установлении земельного налога на территории городского округа Балашиха».

На основании п. 11 указанного Решения заявление с приложением документов, подтверждающих право на предоставление льгот, должны быть поданы в налоговый орган в срок до 1 февраля года, следующим за истекшим налоговым периодом.

Из материалов дела усматривается, что заявления о предоставлении налоговых льгот Иванковым А.В. не подавались.

Доказательств того, что в 2014 году Иванков А.В. был освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц и земельного налога, по поводу которых возник спор, в деле не имеется.

В свою очередь налоговое законодательство не наделяет налоговые органы правом самостоятельного предоставления налоговых льгот налогоплательщикам без соответствующего их волеизъявления.

Чтобы реализовать субъективное право на льготы применительно к принадлежащему Иванкову А.В. имуществу, им в налоговый орган должны были быть предоставлены документы, необходимые для получения налоговых льгот.

Вместе с тем в материалы дела доказательств, подтверждающих обращение административного ответчика в налоговый орган с соответствующими документами, не представлено.

При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания освобождения Иванкова А.В. от уплаты налогов за 2014 год.

Таким образом, установленные по делу фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что начисление ответчику налоговым органом земельного налога, налога на имущество и соответствующей пени, так же как и процедура взыскания, были произведены в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Иванкова А.В. – без удовлетворения.

Вместе с тем при указании в резолютивной части итоговой суммы взысканных налогов и санкций судом допущена неточность: вместо суммы 4005 руб. 41 коп. указано 4000 руб. 41 коп., которая подлежит изменению.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванкова А.В. – без удовлетворения.

Изменить в резолютивной части итоговую сумму взысканных налогов и санкций, указав сумму 4005 руб. 41 коп.

Председательствующий

Судьи