ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3530/18 от 04.09.2018 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Панина И.Н. Дело № 33а-3530/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 сентября 2018 года г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Штейнле А.Л.,

судей Туникене М.В., Филенковой С.В.,

с участием прокурора Юрченковой Л.Н.,

при секретаре Мальчугиной Я.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по административному иску Овчинникова Олега Григорьевича к территориальной избирательной комиссии Муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области о защите избирательных прав с апелляционной жалобой Овчинникова О.Г. на решение Ярцевского городского суда от24 августа 2018 года.

Заслушав доклад судьи Туникене М.В., объяснение Овчинникова О.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя территориальной избирательной комиссии МО «Ярцевский район» Смоленской области Копрянцева Д.В. и представителя Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области Калинина И.С., заключение прокурора Юрченковой Л.Н., полагавшей необходимым оставить решение без изменения, судебная коллегия

установила:

Зарегистрированный кандидат в депутаты Смоленской областной Думы шестого созыва Овчинников О.Г. обратился в суд с административным иском о понуждении территориальной избирательной комиссии Муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области удалить с информационных стендов, материалов, которые будут располагаться на избирательных участках, сведения о его доходах в сумме, представляющей оборот при игре на фондовой бирже-14033118,48 руб., оставив лишь сумму, составляющую реально полученные им в качестве личного дохода от игры на фондовой бирже средства, с которых исчислен налог на доходы физических лиц, а именно- 313425,62 руб.

В обоснование иска указал, что при подаче документов на регистрацию представил информацию о своих доходах, однако при проверке их достоверности налоговым органом сообщено о полученных им доходах в сумме 14033118,48 руб., источником информации по которым является ПАО <данные изъяты> Указывает, что данная сумма не является доходом и представляет собой суммарный оборот средств при его игре на фондовой бирже. Указание в информации о его доходах суммы, значительно превышающей его реальный доход, может ввести избирателя в заблуждение и нарушить равенство его избирательных прав по сравнению с другими участниками выборов.

В суде Овчинников О.Г. административный иск поддержал.

Председатель территориальной избирательной комиссии МО «Ярцевский район» Смоленской области Копрянцев Д.В. возражал против удовлетворения иска, указав, что при проверке представленных административным истцом сведений о доходах Управлением Федеральной налоговой службы по Смоленской области выявлена их недостоверность. Указанная информация о выявленных фактах недостоверности сведений о доходах и об имуществе кандидата не размещалась и не опубликовывалась.

Представитель заинтересованного лица-Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области Рубан В.В. просил в удовлетворении иска отказать, указав, что проверка достоверности представленный кандидатом сведений о доходах проводилась по данным, имеющимся в базе ФНС России, где находятся сведения о налогооблагаемых доходах физических лиц, задекларированных налогоплательщиками или представленных налоговыми агентами.

Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 24 августа 2018 года в удовлетворении административного иска Овчинникова О.Г. отказано.

В апелляционной жалобе Овчинников О.Г. просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суммы, предоставленные ПАО <данные изъяты> в качестве его дохода за 2017 год представляют собой: 14097468,50 руб.-сумму оборота (совершенных сделок) в ходе торговли акциями на <данные изъяты> бирже, на которой брокером выступает ПАО <данные изъяты> 3388831,66 руб.-сумму кредита, предоставленного ПАО Сбербанк в ноябре 2017 года на покупку ценных бумаг (акций) под залог акций. Полученные таким образом средства и приобретенные на них акции не являются средствами заявителя,не могут быть использованы на личное потребление, а лишь на покупку ценных бумаг для их последующей продажи. Полагает, что суд указанным обстоятельствам дал неверную оценку.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу ч.2 ст.33 вышеуказанного закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом

Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3.3 настоящей статьи, в течение 20 дней ( пункт 3,6 ст.33 вышеуказанного закона).

Полномочия по проверке вышеуказанных сведений в соответствии со ст.7.1 Закона РФ от 21 марта 1991 года «О налоговых органах Российской Федерации» наделены налоговые органы.

Согласно п.п.7,8 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

В соответствии со ст.61 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает помимо прочего, сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией; информацию о фактах предоставления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется) (п.п. «д», «е» ч.3 ст.61 вышеуказанного закона).

Аналогичные требования к организации голосования предусмотрены ст.47 Закона Смоленской области от 30 мая 2007 года №37-з «О выборах депутатов Смоленской областной Думы».

Из материалов дела следует, что постановлением Смоленской областной Думы от 7 июня 2018 года №627 назначены выборы депутатов Смоленской областной Думы нового созыва на 9 сентября 2018 года.

Согласно постановлению избирательной комиссии Смоленской области от 06 апреля 2018 года №40/386-6, полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №17 возложены на территориальную избирательную комиссию Муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области ( далее ТИК МО «Ярцевский район»).

Постановлением избирательной комиссии Смоленской области от 25 июня 2018 года №51/482-6 заверен список кандидатов в депутаты Смоленской областной Думы шестого созыва, выдвинутых избирательным объединением Смоленское региональное отделение Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России по одномандатным избирательным округам, в который включен Овчинников О.Г. по одномандатному округу №17.

28 июня 2018 года Овчинниковым О.Г. в ТИК МО «Ярцевский район» были представлены документы, в соответствии со ст.33 Федерального закона №67-ФЗ, в том числе, сведения о размерах и об источнике доходов за 2017 год, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по состоянию на 1 июня 2018 года. При этом, в качестве источников доходов и их размере Овчинников О.Г. указал: зарплату <данные изъяты>-1138874 руб., доходы от торговли ценными бумагами, дивиденты от акций-474607 руб., выплату на осуществление депутатской деятельности в Совете депутатов Сафоновского городского поселения-58000 руб.

Постановлением ТИК МО «Ярцевский район» Смоленской области от 15 июля 2018 года Овчинников О.Г. зарегистрирован кандидатом в депутаты Смоленской областной Думы шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Смоленское региональное отделение Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России по одномандатному избирательному округу №17.

В целях проверки сведений о размерах и об источниках доходов за 2017 год, имуществе кандидата Овчинникова О.Г., ТИК МО «Ярцевский район» Смоленской области 06 июля 2018 года в Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области направлено представление о проверке достоверности представленных сведений.

По результатам проверки Управлением Федеральной налоговой службы по Смоленской области выявлена недостоверность представленных кандидатом сведений о доходах. При этом, в качестве дополнительного источника выплат дохода, помимо отраженных Овчинниковым О.Г., были указаны суммы дохода 3388831,66 руб. и 14097468,48 руб., представленные ПАО <данные изъяты>

Овчинников О.Г. 15 августа 2018 года обратился в ТИК МО «Ярцевский район» с заявлением о не включении в информационные материалы сведений о допущенных им нарушениях в декларации доходов.

Постановлением ТИК МО «Ярцевский район» от 17 августа 2018 года №75/186 в удовлетворении заявления было отказано в виду отсутствия оснований.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что недостоверность сведений о доходах, представленных Овчинниковым О.Г., была выявлена налоговыми органами, а территориальная избирательная комиссия не наделена полномочиями по проверке достоверности предоставляемых кандидатами сведений о доходах.

С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на нормах законодательства Российской Федерации и подтверждается материалами дела.

Поскольку Управление Федеральной налоговой службы в соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 года «О налоговых органах Российской Федерации», Соглашением ЦИК России №08/1846-2016, ФНС России № ММВ-23-11/2@ от 24.02.2016 «О взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной налоговой службы» является органом, уполномоченным проводить проверку достоверности сведений о размере и об источниках доходов, на основании имеющихся в информационных ресурсах ФНС России сведений о налогооблагаемых доходах физических лиц, задекларированных налогоплательщиками, или представленных налоговыми агентами в соответствии с положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, у суда не имелось оснований не доверять информации, содержащейся в ответе УФНС России по Смоленской области от 25 июля 2018 года №

Доводы апелляционной жалобы о том, что денежные средства в сумме 3388831,66 руб. и 14097468,50 руб., указанные ПАО <данные изъяты> в качестве дохода, полученного Овчинниковым О.Г. в 2017 году, доходом не являются, поскольку 14097468,50 руб. - это сумма оборота (совершенных сделок) в ходе торговли акциями на <данные изъяты> а 3388831,66 руб.-сумма кредита, предоставленного ПАО <данные изъяты> на покупку ценных бумаг (акций) под залог акций, основанием для отмены принятого решения не являются, поскольку не могут быть проверены в рамках рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и подлежат рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке.

В апелляционной жалобе административный истец также заявил новые требования, в которых просит обязать ПАО <данные изъяты> предоставить в УФНС по Смоленской области данные о финансовом результате его игры на фондовой бирже и обязать УФНС по Смоленской области предоставить в ТИК Муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области новые данные, полученные от ПАО <данные изъяты> касательно его доходов при игре на фондовой бирже.

Указанные требования не могут быть предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции в соответствии с ч.3 ст.308 КАС РФ, поскольку данные требования в суде первой инстанции не заявлялись и не были предметом его рассмотрения. Кроме того, ПАО <данные изъяты> к участию в деле судом не привлекался, а УФНС по Смоленской области являлся заинтересованным лицом.

Иные доводы жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене и изменению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 309,311,317 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 24 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Овчинникова Олега Григорьевича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: