У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д Судья Мельникова О.В. Дело № 33а-3538/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Ульяновск 31 августа 2021 года Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Лифановой З.А., судей Васильевой Е.В., Кинчаровой О.Е., при секретаре Каминской Ю.А. рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 22 июля 2020 года по делу № 2а-2-114/2020, по которому постановлено: административное исковое заявление прокурора Сурского района Ульяновской области удовлетворить. Возложить на муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области обязанность организовать обеспечение детей-инвалидов, имеющих статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, продуктовыми наборами или выплату им денежной компенсации. Обязать Управление образования муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области обеспечивать детей-инвалидов, имеющих статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, продуктовыми наборами или выплачивать им денежную компенсацию. Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области Гордеева В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Холодилиной Ю.О. и представителя Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области – Назыровой А.М., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия установила: прокурор Сурского района Ульяновской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, Управлению образования администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, Министерству образования и науки Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить детей-инвалидов, имеющих статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, продуктовыми наборами или выплату им денежной компенсации. В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения действующего законодательства об образовании, выявлены нарушения прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно: 23 ребенка в 2019 - 2020 учебном году продуктовыми наборами не обеспечивались, денежную компенсацию не получали. Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования и науки Ульяновской области, в качестве третьих лиц МОУ ОШ с.Архангельское, МОУ СШ с.Астрадамовка им.Героя Советского Союза братьев Паничкиных, МОУ ОШ с.Барышская Слобода, МОУ СШ с.Выползово, МОУ СШ с.Ждамирово, МОУ СШ с.Кезьмино, МОУ СШ с.Кирзять, МОУ НШ с.Княжуха, МОУ СШ с.Лава, МОУ СШ р.п.Сурское, МОУ СШ с.Сара им.Героя Советского Союза генерала Г.А. Белова, МОУ СШ с. Хмелевка, МОУ Чеботаевская СШ им.Героя Советского Союза Макарычева М.И., МОУ НШ с. Черненово. Прокурор просил суд обязать администрацию МО «Сурский район» организовать обеспечение детей-инвалидов, имеющих статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, продуктовыми наборами или выплату им денежной компенсации; обязать Управление образования администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области обеспечивать детей-инвалидов, имеющих статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, продуктовыми наборами или выплачивать им денежную компенсацию. Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение. В апелляционной жалобе администрация МО «Сурский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обосновании жалобы указывает, что обеспечение питанием обучающихся является мерой социальной поддержки, обязанность по обеспечению которой на органы местного самоуправления не возложена, а относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Полагает, что к обязанностям образовательной организации относится лишь создание условий для организации питания, а финансовое обеспечение горячим двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Указывает, что из резолютивной части решения не представляется возможным определить, какие конкретно действия должна совершить администрация, чтобы его исполнить. Считает, что у прокурора отсутствовало право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку круг лиц, в защиту интересов которых подан иск, определен. В заседание суда апелляционной инстанции кроме представителя администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, прокурора, представителя Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения. Пунктами 1 и 2 ч. 2 ст. 34 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки: полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Частью 7 ст.79 указанного Закона установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем; иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Статьей 37 этого же Закона регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления. В соответствии с п.6 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под обучающимся с ограниченными возможностями понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Согласно п.6 ст.5 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно п.15 ч. 3. ст. 28 Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся. Охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся (п. 2 ч. 1 ст. 41). Обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием предусмотрено ч. 7 ст. 79 данного Федерального закона. Статьей 37 Федерального закона «Об образовании в РФ» регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления. Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в муниципальных общеобразовательных организациях Сурского района Ульяновской области дети с ограниченными возможностями здоровья не обеспечены двухразовым горячим питанием, а также не предусмотрена компенсация за питание для обучающихся на дому. При этом порядок обеспечения питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях Сурского района, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, на дату подачи иска прокурором на уровне муниципального образования, не был установлен. Проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, дав оценку установленным по делу обстоятельствам, районный суд пришел к выводу о том, что возложение обязанности по обеспечению питанием обучающихся ставится в зависимость от того, за счет бюджетных ассигнований какого из бюджетов – субъекта РФ или муниципального образования – осуществляется финансирование организации, осуществляющей образовательную деятельность. С выводами районного суда о необходимости возложения на муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области обязанности организовать обеспечение детей-инвалидов, имеющих статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, продуктовыми наборами или выплату им денежной компенсации, судебная коллегия соглашается. Судом установлено, что на территории Сурского района проживают и обучаются несовершеннолетние, имеющие статус ребенок-инвалид с ограниченными возможностями здоровья, которые в 2019 году и истекшем периоде 2020 года продуктовыми наборами не обеспечивались, денежную компенсацию не получали. Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение питанием обучающихся является мерой социальной поддержки, в связи с чем относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании закона. Обеспечение несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях, получающих образование по основным общеобразовательным программам на дому не является мерой социальной поддержки для детей-инвалидов, поскольку лица с ограниченными возможностями здоровья и лица, признанные инвалидами, относятся к разным категориям, не являются тождественными, что, соответственно, предопределяет различия в порядке предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения питанием. Довод заявителя о том, что 14.07.2020 администрацией МО «Сурский район» Ульяновской области утвержден Порядок предоставления денежной компенсации расходов на питание детей, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных организацией МО «Сурский район» Ульяновской области, получающих образование на дому, не может повлечь отмену решения, поскольку не свидетельствует об организации в целом обеспечения питанием (продуктовыми наборами) либо компенсацией детей-инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому. Более того, на дату вынесения решения данный Порядок не был реализован, дети указанной категории за спорный период времени (2019 - истекший период 2020 года) ни продуктовыми наборами не обеспечивались, ни денежную компенсацию не получали, что подтвердил в настоящем судебном заседании представитель администрации МО «Сурский район» Ульяновской области. Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие у прокурора права на обращение в суд, поскольку круг лиц, в интересах которых он обратился, определен, является несостоятельным, поскольку количество обучающихся, относящихся к спорной категории детей, не является неизменным, в связи с чем точно определить круг лиц, в чьих интересах прокурором заявлены требования, не представляется возможным. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о возложении на Управление образования МО «Сурский район» Ульяновской области обязанности обеспечивать детей - инвалидов, имеющих статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, продуктовыми наборами или выплачивать им денежную компенсацию, поскольку он противоречит положениям ч.1 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. При таких обстоятельствах, в соответствии с п.4 п.4 ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение в части удовлетворения требований к Управлению образования муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области подлежит отмене, с принятием в этой части решения об отказе в удовлетворении иска. Кроме того, разрешая исковые требования прокурора к Министерству образования и науки Ульяновской области (в настоящее время Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, но не указал об этом в резолютивной части решения. Согласно п.1 ч.6 ст.180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении административного иска полностью или в части либо об отказе в удовлетворении административного иска. Следовательно, резолютивную часть решения следует дополнить указанием на отказ в удовлетворении административных исковых требований прокурора Сурского района Ульяновской области к Министерству образования и науки Ульяновской области (Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области). В остальной части решение суда является правильным и отмене не подлежит. Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 22 июля 2020 года в части возложения обязанности на Управление образования муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области обеспечивать детей-инвалидов, имеющих статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, продуктовыми наборами или выплачивать им денежную компенсацию отменить. Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении иска. Дополнить решение указанием на отказ в удовлетворении исковых требований прокурора Сурского района Ульяновской области к Министерству образования и науки Ульяновской области (Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области). В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи: |