Судья Ерохова Л.А. | № 33а-3558/2019 (10RS0008-01-2019-000848-33) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22.08.2019 | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П.,
судей Данилова О.И., Щепалова С.В.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора Медвежьегорского района и апелляционным жалобам административного истца и Центральной избирательной комиссии Республики Карелия на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от (...) по административному исковому заявлению Елюковой А. Ю. к Территориальной избирательной комиссии Медвежьегорского района об оспаривании решения от 24.07.2019 № 76/17-4 «О регистрации кандидата в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Зверева А. А.ча».
Заслушав доклад судьи Данилова О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что (...) решением Территориальной избирательной комиссии Медвежьегорского района (далее также – ТИК Медвежьегорского района) № 73/1-4 на 08.09.2019 назначены досрочные выборы депутатов Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва. (...)Елюкова А.Ю. решением ТИК Медвежьегорского района № 77/21-4 зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 12. (...) решением ТИК Медвежьегорского района № 76/17-4 кандидатом в депутаты Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 зарегистрирован Зверев А.А., выдвинутый Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия (далее также – Региональное отделение). Административный истец полагает решение ТИК Медвежьегорского района о регистрации Зверева А.А. незаконным, поскольку извещение о проведении конференции по выдвижению кандидатов в депутаты в представительный орган местного самоуправления было направлено Региональным отделением в ТИК Медвежьегорского района менее чем за три дня до дня проведения данного мероприятия. Кроме того, административный истец полагает, что Зверев А.А. при подаче документов в ТИК Медвежьегорского района не представил необходимые документы для регистрации и выдвижения, часть из представленных документов оформлена с нарушением установленных законом требований. Елюкова А.Ю. просила суд отменить решение ТИК Медвежьегорского района от 24.07.2019 № 76/17-4 «О регистрации кандидата в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Зверева А. А.ча».
В отзыве на административный иск Центральная избирательная комиссия Республики Карелия (далее также – ЦИК Карелии), указав на допущенное Региональным отделением нарушение срока извещения ТИК Медвежьегорского района, установленного подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон № 95-ФЗ), и обеспечение участия в работе конференции избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия» (далее – конференция) секретаря ЦИК Карелии Батеньковой С.В., которой нарушений законодательства при проведении конференции не зафиксировано, позицию по заявленным требованиям не высказала.
Участвующий в деле прокурор Дружинина Е.С. просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
С принятым судебным постановлением не согласны административный истец, ЦИК Карелии и прокурор Медвежьегорского района.
В апелляционных жалобах и представлении ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Общим доводом апелляционных жалоб и представления является указание на допущенное Региональным отделением нарушение срока извещения ТИК Медвежьегорского района, установленного подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ.
Кроме того, в апелляционной жалобе административного истца указано на отсутствие в пакете документов, представленных Зверевым А.А. для регистрации в качестве кандидата, копии пенсионного удостоверения, а также восемнадцатой и девятнадцатой страниц паспорта.
В возражениях ТИК Медвежьегорского района указывает на представление Зверевым А.А. полного пакета документов, необходимых для регистрации его в качестве кандидата.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Быкова Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, при этом пояснила, что ТИК Медвежьегорского района не были изготовлены копии восемнадцатой и девятнадцатой страниц паспорта не только Зверева А.А., но и Елюковой А.Ю. и других кандидатов.
Представители ЦИК Карелии Баринова Н.Ф. и Футрик Г.Г. доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснили, что со стороны ТИК Медвежьегорского района и ЦИК Карелии были допущены нарушения, касающиеся соблюдения порядка осуществления контроля за мероприятиями, проводимыми региональными отделениями политических партий, по выдвижению кандидатов на муниципальных выборах в Республике Карелия. В частности, ТИК Медвежьегорского района не известила Управление Минюста России по Республике Карелия о дате конференции, о допущенном нарушении Региональным отделением срока извещения ТИК Медвежьегорского района, установленного подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ. ЦИК Карелии, участвуя в работе Конференции, составила и разослала в территориальные избирательные комиссии справку об отсутствии в работе конференции нарушений требований Устава партии и Федерального закона № 95-ФЗ для учета при принятии решений о регистрации кандидатов, при том, что ЦИК Карелии не является избирательной комиссией, организующей выборы муниципального уровня. Пояснили, что сложилась многолетняя практика, при которой территориальные избирательные комиссии участия в мероприятиях, проводимых региональными отделениями политических партий, по выдвижению кандидатов на муниципальных выборах в Республике Карелия не принимают, а контроль за соблюдением закона и Устава партии при проведении данных мероприятий осуществляет ЦИК Карелии. Не оспаривали, что в случае уведомления Регионального отделения через Управление Минюста России по Республике Карелия или непосредственно на конференции 21.07.2019 о допущенном нарушении срока извещения у Регионального отделения имелась реальная возможность переноса конференции на дату, соответствующую требованиям подпункта «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ.
Участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Сафарян А.С. доводы апелляционного представления поддержал.
Представитель Регионального отделения Сафонов Д.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции выразил согласие с решением суда.
Административный истец, ТИК Медвежьегорского района и заинтересованное лицо Зверев А.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, представления и возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением ЦИК Карелии от 02.04.2009 №41/226-4 полномочия избирательной комиссии Медвежьегорского городского поселения возложены на ТИК Медвежьегорского района.
Действующий состав ТИК Медвежьегорского района сформирован постановлением ЦИК Карелии от 17.12.2015 № 106/651-5 из десяти человек во главе с председателем Михайловым Е.В.
Решением ТИК Медвежьегорского района от 17.06.2019 на 08.09.2019 назначены досрочные выборы депутатов Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва.
(...) в (...) (вход. (...)) ТИК Медвежьегорского района (г.Медвежьегорск, ул.Кирова, д.7) получено извещение от (...) № б/н о проведении (...) в (...) по адресу: (...) – (...) конференции избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия».
Письмом от (...)(...) за подписью секретаря ТИК Медвежьегорского района Войновой Г.А. избирательному объединению «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия» сообщено о получении извещения (...) и о неучастии представителя ТИК Медвежьегорского района в работе конференции.
Кроме того, (...) ТИК (...) уведомила ЦИК Карелии об отсутствии возможности направления своего представителя для участия в конференции.
ЦИК Карелии обеспечила присутствие на указанной конференции секретаря ЦИК Карелии Батеньковой С.В., которая не зафиксировала нарушений законодательства и Устава партии при проведении конференции.
(...) по итогам проведенной конференции Зверев А.А. был выдвинут кандидатом в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 12.
(...)Зверев А.А. представил в ТИК Медвежьегорского района заявление о согласии баллотироваться в депутаты, копию паспорта, копию пенсионного удостоверения, копию документа об образовании (диплома Санкт-Петербургского университета МВД России о высшем образовании), выписку из протокола конференции, заверенную копию свидетельства о регистрации избирательного объединения, финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата при проведении выборов депутатов Совета, реквизиты специального избирательного счета, сведения об учете поступления и расходования денежных средств.
(...) ЦИК Карелии направила в адрес председателей всех территориальных избирательных комиссий справки об участии представителей ЦИК Карелии в мероприятиях, проводимых региональными отделениями политических партий, по выдвижению кандидатов на муниципальных выборах в Республике Карелия для учета их при принятии решений о регистрации кандидатов, выдвинутых региональными отделениями политических партий на выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправление (письмо (...)).
(...) решением ТИК Медвежьегорского района № 76/17-4 Зверев А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 12.
(...) решением ТИК Медвежьегорского района № 77/21-4 кандидатом в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 зарегистрирована Елюкова А.Ю.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что нарушение Региональным отделением срока уведомления о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов в депутаты, установленного подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ, не повлекло нарушение принципа равенства кандидатов, поскольку участие и контроль избирательной комиссии за соблюдением законодательства и Устава партии при проведении конференции были обеспечены, нарушения не зафиксированы. Весь предусмотренный законом пакет документов, необходимый для регистрации Зверева А.А. кандидатом, был своевременно представлен в ТИК Медвежьегорского района.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции по существу правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В силу пунктов 1, 2 статьи 32 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), частей 1, 2 статьи 19 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия» (далее – Закон Республики Карелия № 683-ЗРК) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
На выборы депутатов Совета Медвежьегорского городского поселения Зверев А.А. выдвинут избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия».
Требования к составу и форме документов, представляемых при выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований избирательными объединениями, установлены статьей 35 Федерального закона № 67-ФЗ и статьей 21 Закона Республики Карелия № 683-ЗРК.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Аналогичные положения содержатся в части 5 статьи 60 Закона Республики Карелия № 683-ЗРК.
Одним из оснований отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» (подпункт «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, подпункт «б» части 14 статьи 26 Закона Республики Карелия № 683-ЗРК).
Подпункт «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ предусматривает, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, закреплен Федеральным законом № 67-ФЗ, в соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 которого, если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Следовательно, о конференции, назначенной на (...), ТИК Медвежьегорского района должна была быть извещена не позднее (...), однако, как указано выше, извещение о конференции поступило в ТИК Медвежьегорского района (...).
Вместе с тем требование о заблаговременном извещении направлено на обеспечение возможности присутствия представителя избирательной комиссии на таком мероприятии для контроля за соблюдением закона и Устава партии при выдвижении кандидатов, а срок такого извещения дифференцирован в зависимости от удаления места проведения мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов (списков кандидатов) в депутаты, от места нахождения избирательной комиссии, организующей соответствующие выборы.
В данном случае такая цель была достигнута, поскольку (...) в работе конференции принимала участие секретарь ЦИК Карелии Батенькова С.В., которая не выявила нарушений законодательства в ходе проведения конференции, справка об участии представителя ЦИК К.. в конференции и об отсутствии в ходе проведения конференции нарушений Устава партии и Федерального закона № 95-ФЗ была направлена письмом ЦИК Карелии от (...)(...) во все территориальные избирательные комиссии Республики Карелия с указанием учесть информацию, изложенную в справке, при принятии решений о регистрации кандидатов, выдвинутых региональными отделениями политических партий на выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления.
Как пояснил представитель ЦИК Карелии в судебном заседании суда апелляционной инстанции, сложилась многолетняя практика, при которой территориальные избирательные комиссии Республики Карелия участия в мероприятиях, проводимых региональными отделениями политических партий, по выдвижению кандидатов на муниципальных выборах в Республике Карелия не принимают, а контроль за соблюдением закона и Устава партии при проведении данных мероприятий осуществляет ЦИК Карелии.
При этом ЦИК Карелии, которая находится в том же населенном пункте, где проводилась конференция, была извещена о ее проведении не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия.
Также судебная коллегия принимает во внимание, что согласно пункту 3.1.2 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11.06.2014 № 235/1486-6, в случае несоблюдения избирательным объединением требований, предусмотренных пунктами 3.1 (срок извещения), 3.1.1 (форма извещения) настоящих Методических рекомендаций, организующая выборы избирательная комиссия обязана известить об этом территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Между тем ТИК Медвежьегорского района установленную пунктом 3.1.2 Методических рекомендаций обязанность не исполнила, о нарушении Региональным отделением срока извещения Управление Минюста России по Республике Карелия не уведомила.
Помимо этого, ТИК Медвежьегорского района не исполнила и пункт 3.1.5 указанных Методических рекомендаций, предусматривающий, что на указанном мероприятии желательно также присутствие представителя территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации соответствующего субъекта Российской Федерации, что согласуется с положениями пункта 1 статьи 38 Федерального закона № 95-ФЗ. Для этого избирательным комиссиям рекомендуется незамедлительно после получения извещения политической партии о проведении мероприятия по выдвижению кандидатов, списка кандидатов уведомлять территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации соответствующего субъекта Российской Федерации о данном факте. Избирательным комиссиям также следует запрашивать у территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации соответствующего субъекта Российской Федерации информацию об участии их представителей в проводимом политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями мероприятий по выдвижению кандидатов, списков кандидатов, о том, состоялось ли мероприятие и осуществлялось ли голосование по выдвижению кандидатов, списков кандидатов тайно.
Являются несостоятельными ссылки в апелляционных жалобах и представлении на решение Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2018 № АКПИ18-17, поскольку в отличие от настоящего дела суд пришел к выводу о законности постановления ЦИК России об отказе в регистрации уполномоченных представителей политической партии в связи с тем, что, помимо нарушения срока извещения ЦИК России о дате Съезда, был установлен факт принятия решения не полномочным составом участников Съезда, а кроме того суд учел, что ЦИК России, в отличие от ТИК Медвежьегорского района, получив несвоевременно извещение о дате Съезда, письменно предложила Партии устранить нарушение закона, что Партией было проигнорировано.
Учитывая, что нарушение срока извещения организующей выборы избирательной комиссии со стороны Регионального отделения не привело к отсутствию контроля за соблюдением закона и Устава партии при проведении конференции, а невозможность устранения Региональным отделением допущенного формального нарушения закона, не приведшего к каким-либо последствиям, связана с несоблюдением ТИК Медвежьегорского района и ЦИК Карелии избирательного законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ЦИК Карелии и апелляционного представления прокурора Медвежьегорского района.
При этом судебная коллегия принимает во внимание позицию Европейского Суда по правам человека, выраженную в постановлении по жалобе № 18860/07 «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» и другие против Российской Федерации», согласно которой решение Верховного Суда Республики Карелия от 15.09.2006 (которое было оставлено без изменения Верховным Судом Российской Федерации) об аннулировании регистрации партийного списка кандидатов и индивидуальных кандидатов по формальным основаниям выглядит явно непропорциональным.
Доводы апелляционной жалобы административного истца об отсутствии у ТИК Медвежьегорского района на дату принятия решения о регистрации Зверева А.А. ((...)) копии пенсионного удостоверения не нашли своего подтверждения. Указанная копия представлена в материалы дела в составе пакета документа, поданного Зверевым А.А.(...) для регистрации, оснований сомневаться в этом у судебной коллегии не имеется.
Не являются основанием для удовлетворения апелляционной жалобы административного истца и доводы об отсутствии в материалах дела восемнадцатой и девятнадцатой страниц паспорта Зверева А.А.
Действительно, в силу подпункта «а» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ вместе с заявлением о согласии баллотироваться депутатом представляется копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы.
Законом Республики Карелия № 683-ЗРК (пункт «а» часть 2.2 статья 20) такая обязанность предусмотрена. Паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с частью 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы.
Постановлением ЦИК России от 04.06.2014 № 233/1478-6 «Об определении страниц паспорта гражданина Российской Федерации, копии которых представляются в избирательные комиссии при выдвижении (самовыдвижении) кандидатов, списка кандидатов» установлена обязательность представления второй, третьей, пятой страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений (отметок) о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета, а при наличии соответствующих отметок на других страницах – также всех страниц паспорта, содержащих отметки (возможность проставления отметок предусмотрена на шестой, седьмой, восьмой, девятой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой страницах паспорта), восемнадцатой и девятнадцатой страниц паспорта.
Таким образом, изготовление копий восемнадцатой и девятнадцатой страниц паспорта является в силу указанных выше норм обязательным. Однако ТИК Медвежьегорского района при изготовлении копий паспортов Зверева А.А. и других кандидатов, включая административного истца, копии восемнадцатой и девятнадцатой страниц паспорта не изготовила.
В дальнейшем, после проведения проверки представленных Зверевым А.А. документов, ТИК Медвежьегорского района не направляла последнему извещение о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов.
По мнению судебной коллегии, указанное нарушение, допущенное ТИК Медвежьегорского района как в отношении Зверева А.А., так и в отношении административного истца, не могло являться препятствием для регистрации Зверева А.А. кандидатом в депутаты. Копия паспорта содержит сведения о кандидате, органе, выдавшем паспорт, о месте последней регистрации. Следовательно, представленная копия паспорта содержит информацию, необходимую для идентификации лица, обращающегося с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты, позволила провести проверку достоверности сообщенных Зверевым А.А. сведений, необходимых для регистрации кандидата, а также убедиться в отсутствии ограничения пассивного избирательного права.
В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
По смыслу данной нормы с учетом разъяснений, изложенных в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» и коррелирующих с положениями административного процессуального законодательства, судебное решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Давая оценку отсутствию у всех кандидатов в депутаты, включая Зверева А.А. и административного истца, копий восемнадцатой и девятнадцатой страниц паспорта, судебная коллегия исходит из необходимости применения сущностного, а не формального подхода при разрешении спора по административному делу о защите избирательных прав.
Иной подход означал бы возможность ограничения пассивного избирательного права гражданина Российской Федерации в случае выявления недостатков в представленных им для регистрации в качестве кандидата в депутаты документах и в том случае, когда такие недостатки не носят существенного характера и могут быть устранены либо не требуют устранения в принципе.
Кроме того, учитывая установленную пунктом 2 статьи 3 КАС РФ задачу административного судопроизводства (защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений), гарантированное пунктом 1 статьи 4, части 10 статьи 239 КАС РФ, пунктом 6 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ право кандидата обратиться в суд с требованием об отмене решения о регистрации кандидата по тому же избирательному округу производно от установленного пунктом 1 статьи 5 и пунктом 1 статьи 39 Федерального закона 67-ФЗ принципа участия в выборах на равных основаниях.
Именно на основании данного принципа законодателем дана возможность избирательной комиссии уведомить кандидата о выявленных недостатках в предоставленных им документах (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ), кандидату – в течение определенного срока устранить такие недостатки, а в случае отсутствия такого уведомления и наличия недостатков предоставить суду право отменить решение о регистрации кандидата, но лишь в случае, если их наличие существенным образом влияет на саму регистрацию и возможность участия гражданина в избирательной кампании в качестве кандидата.
Поскольку при принятии оспариваемого решения в распоряжении избирательной комиссии имелись необходимые и достаточные документы, предусмотренные избирательным законодательством, для регистрации Зверева А.А. в качестве кандидата в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 12, а установленные при рассмотрении настоящего дела недостатки в представленных документах (или отсутствие документов) не носят сущностного, фундаментального характера, не влекут очевидное нарушение принципа равенства кандидатов, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционных жалоб административного истца и ЦИК Карелии, а также апелляционного представления прокурора Медвежьегорского района не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от (...) по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Елюковой А. Ю. и Центральной избирательной комиссии Республики Карелия, апелляционное представление прокурора Медвежьегорского района Республики Карелия – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи