Председательствующий: Дело № 33а-356/2017
судья Набережнева Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пичуева В.В.,
судей Карабельского А.А., Смолякова П.Н.,
при секретаре Корба В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 25 января 2017 года административное дело по исковому заявлению прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации о признании противоречащим закону постановления администрации городского поселения «Оловяннинское» от 11 августа 2016 года № 69 «О введении на территории городского поселения «Оловяннинское» режима чрезвычайной ситуации»,
по апелляционной жалобе главы администрации городского поселения «Оловяннинское» Кочерги А.А.
на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 3 ноября 2016 года, которым постановлено: «Административный иск прокурора Оловяннинского района удовлетворить.
Признать постановление администрации городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» от 11.08.2016 года № 69 «О введении на территории городского поселения «Оловяннинское» режима чрезвычайной ситуации» противоречащим Федеральному закону № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. и не действующим полностью со дня его принятия.
Обязать администрацию городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» опубликовать сообщение о решении на официальном сайте www.posadmin.ru, довести до сведения путем размещения о решении на информационном стенде администрации поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу».
Заслушав доклад судьи Пичуева В.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Оловяннинского района Забайкальского края обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав на следующее.
В рамках проверки, проведенной прокуратурой района во исполнение указания прокуратуры Забайкальского края «Об организации надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере в период подготовки к отопительному сезону и его прохождению», на территории городского поселения «Оловяннинское» выявлены нарушения действующего законодательства.
11 августа 2016 года главой администрации городского поселения «Оловяннинское» принято постановление № 69 «О введении на территории городского поселения «Оловяннинское» режима чрезвычайной ситуации», в котором причиной для введения режима «Чрезвычайная ситуация» явилось положение, сложившееся в связи с несвоевременным финансированием для подготовки объектов теплоснабжения к отопительному сезону 2016-2017 году.
Поскольку несвоевременное финансирование не является обстановкой сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, просил признать постановление администрации городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» от 11.08.2016 года № 69 «О введении на территории городского поселения «Оловяннинское» режима чрезвычайной ситуации» противоречащим Федеральному закону № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. и не действующим полностью со дня его принятия.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации городского поселения «Оловяннинское» ФИО1 находит выводы суда необоснованными, а принятое решение незаконным. Обращает внимание на представленный в суд ответ на протест от 14.09.2016 г. № 662, которым в удовлетворении протеста прокуратуры Оловяннинского района от 05.09.2016 г. № 01-743в-2016 отказано, и в обоснование введения чрезвычайной ситуации указано на возникшие факты выхода из строя котлов на отдельных котельных, а в последствии невозможностью устранения данной ситуации в связи неисполнением органами власти Забайкальского края обязательств по финансированию сферы ЖКХ в части ремонта оборудования котельных. Ссылаясь на ФЗ № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г., ФЗ №116-ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», полагает, что понятие аварии может быть применено по аналогии к рассматриваемой в данном деле ситуации разрушения котлов на котельных в п. Оловянная «Центральная» и «Машиностроительная». Учитывая отсутствие альтернативного способа подачи тепла в домах, где осуществляется централизованное отопление через данные котельные, не устранение фактически сложившейся аварийной ситуации в связи с выходом котлов из строя могло повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей. Полагает, что при рассмотрении дела судом необоснованно не учтены данные обстоятельства, которые повлияли бы на исход рассмотрения дела, не исследованы доказательства наличия чрезвычайной ситуации на территории городского поселения «Оловяннинское» и не дана им юридическая оценка. Поскольку сложившаяся обстановка обладала всеми признаками чрезвычайной ситуации, находит принятое администрацией постановление № 69 законным и обоснованным, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснение прокурора краевой прокуратуры Вециной Т.А. об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
В соответствии с п. «и» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 (далее - Положение).
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 24 Положения).
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются: а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации; б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации; в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации; г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации; д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения (пункт 25 Положения).
Из приведенных норм следует, что режим чрезвычайной ситуации вводится при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории органа местного самоуправления. Режим чрезвычайной ситуации вводится решением органа местного самоуправления для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением и.о. главы администрации городского поселения «Оловяннинское» № от 11.08.2016г «О введении на территории городского поселения «Оловяннинское» режима чрезвычайной ситуации», на территории городского поселения «Оловяннинское» введен режим чрезвычайной ситуации с 12.08.2016г. местного времени.
В качестве причины для введения режима чрезвычайной ситуации в постановлении указано положение, сложившееся в связи с несвоевременным финансированием (выделением денежных средств из бюджета <адрес>) для подготовки объектов теплоснабжения к отопительному сезону 2016-2017гг.
Проанализировав положения ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», исследовав основания принятия постановления администрации городского поселения «Оловяннинское» от <Дата>№ «О введении на территории городского поселения «Оловяннинское» режима чрезвычайной ситуации» суд пришел к выводу о том, что режим чрезвычайной ситуации не может применяться для целей подготовки к отопительному сезону, более того в виду несвоевременного финансирования. Обязанность по подготовке к отопительному сезону должна проводиться вне зависимости от введения режима чрезвычайной ситуации. Администрация городского поселения не представила в суд доказательств, из которых бы следовало, что без применения чрезвычайных мер невозможно провести подготовку к отопительному сезону. Из чего следует, что у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для введения режима чрезвычайной ситуации, соответственно, оспариваемое постановление о введении в городском поселении «Оловяннинское» режима чрезвычайной ситуации противоречит ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права.
Кроме этого, в оспариваемом постановлении не имеется указаний на то, что режим чрезвычайной ситуации введен для органов управления и сил единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как это предусмотрено п. 2 ст. 11 Федерального закона от <Дата> № 68-ФЗ. При этом полномочия по введению режима чрезвычайной ситуации, для населения на определенных территориях у органов местного самоуправления отсутствуют.
Также в оспариваемом постановлении не содержится указания на то, на какой период вводится режим чрезвычайной ситуации, что позволяет сделать вывод, что он был введен без определения конкретного срока его окончания. При этом правовая природа любого режима ограничения прав и свобод, связанного с чрезвычайными ситуациями, может носить только временный характер и не может вводиться без ограничения периода действия. Иное означало бы фактическую отмену установленных в Российской Федерации гарантий прав и свобод на территории указанных территорий (объектов).
При таких обстоятельствах, постановление не соответствует закону и создает препятствия к осуществлению прав и свобод неопределенного круга лиц.
Доводы жалобы не опровергают установленных по делу обстоятельств, выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем на законность принятого судебного решения не влияют.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Оловяннинского районного суда <адрес> от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи