ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3573/2018 от 15.05.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья: Глебова Е.П. № 33а-3573/2018

Судья-докладчик: Харин Р.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск 15 мая 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.

судей Гусаровой Л.В. и Харина Р.И.

при секретаре Шеине М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области к Потребительскому обществу «Круглый стол «Новая Сибирь», Ангерман Г.А. о ликвидации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь», о возложении обязанности провести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, о возложении обязанности по ликвидации на учредителя Ангерман Г.А.,

по апелляционной жалобе Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области

на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 15 февраля 2018 года

УСТАНОВИЛА:

В обоснование административного иска с учетом уточнений указано, что 20.07.2015 года в Межрайонную ИФНС России № 17 по Иркутской области Н.В. представлен пакет документов для государственной регистрации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» при создании. На основании вышеуказанного пакета документов Инспекцией принято решение о государственной регистрации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь», о чем в Единый государственной реестр юридических лиц внесена запись и присвоен основной государственный Номер изъят. Пунктом 1.2. Устава Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» предусмотрено, что общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией. Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Закон 99-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть с 01.09.2014 года. При этом вышеуказанной главой Гражданского кодекса (в редакции Закона № 99-ФЗ) не предусмотрено такой организационно-правовой формы юридического лица, как потребительское общество. Таким образом, решение о государственной регистрации создания Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» принято на основании несоответствующего требованиям закона протокола Номер изъят общего собрания учредителей Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» от 25.06.2015 года и устава юридического лица. Документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона 129-ФЗ, должны соответствовать установленной форме, в том числе, с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие установленной законом форме, не могли быть основанием для внесения записи в государственный реестр. Согласно п. 2 ст. 25 Закона 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц. Учитывая вышеизложенное, при создании Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» грубо нарушены положения действующего законодательства и Закона 129-ФЗ в части представления в Инспекцию для государственной регистрации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» решения общего собрания учредителей Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» и утверждения устава юридических лиц, оформленного протоколом Номер изъят от 25.06.2015 года, принятого с нарушением требований, установленных п. 3 ст. 50 ГК РФ и ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Противоправные действия Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь», выразившиеся в грубом нарушении общих положений о сущности юридического лица, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом 129-ФЗ, затрагивают не только интересы государства, но также права и законные интересы третьих лиц, вступающих в финансово-хозяйственные отношения с ПО «Круглый стол «Новая Сибирь».

Административный истец просит суд принять решение о ликвидации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь; обязать Потребительское общество «Круглый стол «Новая Сибирь» провести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, в шестимесячный срок; возложить обязанности по ликвидации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» и завершению ликвидационной процедуры в срок, не превышающий 6-ти календарных месяцев, на учредителя Ангерман Г.А.

Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 15 февраля 2018 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Межрайонная Инспекции федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области выражает несогласие с судебным решением, полагает, что решение вынесено с нарушением норм права в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, просит решение суда отменить полностью и принять по административному делу новое решение.

В обосновании жалобы приводит доводы, изложенные ранее в административном исковом заявлении, и приводят положения ГК РФ, Законов РФ «О потребительской кооперации», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регулирующих положения о создании и ликвидации юридических лиц, давая им свою трактовку относительно рассматриваемого административного дела.

Поясняет, ответчиком были грубо нарушены положения действующего законодательства в части представления в Инспекцию для государственной регистрации Потребительского общества и решения общего собрания учредителей Потребительского общества и утверждения устава юридических лиц, а суд при принятии решения это не учел.

В судебном заседании представитель Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области Ш.Н., доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Положения п. 2 ст. 25 Закона о регистрации предусматривают, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, в том числе в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 26 и 32 постановления от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.

Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

К грубым нарушениям следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.

С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.

Данный подход подлежит применению при рассмотрении судом административного иска о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан по другим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, регистрация Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» в качестве юридического лица произведена 27.07.2015 года на основании поданного в МИФНС России № 17 по Иркутской области заявления одного из учредителей, к которому были приложены необходимые в силу ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что приведенные в административном иске нарушения не являются существенными и неустранимыми, поэтому данные нарушения служить основанием для ликвидации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» не могут.

При этом, судебная коллегия исходит из того, что применение такой крайней меры ответственности, как ликвидация, не является соразмерным допущенным указанным нарушениям. На какие-либо вызванные этими нарушениями последствия административный истец не ссылается, доказательств не представляет. Потребительское общество «Круглый стол «Новая Сибирь» в настоящее время осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом, предоставляет необходимую отчетность о своей деятельности.

Как видно из материалов административного дела, государственная регистрация общественного движениям осуществлена самим административным истцом при наличии указанных нарушений в момент государственной регистрации, внимания на которые при государственной регистрации административным истцом не обращено; впоследствии относительно указанных нарушений административным истцом письменное предупреждение потребительскому обществу не выносилось.

Объективные данных, свидетельствующие о наличии обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 61 ГК РФ и в ч. 2 ст. 25 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в качестве оснований для ликвидации юридического лица, в судебном заседании неустановленно

Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит необоснованными так как, они повторяют позицию апеллянта в суде первой инстанции и фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном постановлении, с которой коллегия согласна, а также свидетельствуют об ошибочном толковании указанных в жалобе норм материального права, применительно к обстоятельствам дела.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 15 февраля 2018 года, по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области к Потребительскому обществу «Круглый стол «Новая Сибирь», Ангерман Г.А. о ликвидации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь», о возложении обязанности провести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, о возложении обязанности по ликвидации на учредителя Ангерман Г.А., оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи: Р.И. Харин

Л.В. Гусарова