№ 33а-3586/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 16 мая 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Хакимовой О.В., Кудряшова В.К.,
при секретаре Лобановой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Оренбурга к администрации г. Оренбурга о признании частично недействующим постановления администрации г. Оренбурга от 18 декабря 2012 г. № 3270-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования «город Оренбург» тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышает допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества».
по апелляционной жалобе администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 февраля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Пасечник Е.И., просившую решение суда оставить без изменений, судебная коллегия
установила:
постановлением администрации г. Оренбурга от 18 декабря 2012 г. № 3270-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования "город Оренбург" тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества (далее Административный регламент).
Прокурор г. Оренбурга обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнений, просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.3 раздела 1, раздел 3, пункты 5.1-5.12 раздела 5 постановления администрации г. Оренбурга от 18 декабря 2012 г. № 3270-п.
В обоснование административного иска заявитель ссылался на то, что утвержденный оспариваемым постановлением Административный регламент не соответствует статье 15.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», поскольку не содержит обязательных установленных статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» о требованиях по предоставлению двух или более муниципальных услуг в многофункциональных центрах при однократном обращении заявителя, в том числе относительно состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме.
Раздел 5 указанного административного регламента не соответствует статье 11.1 Закона, поскольку не содержат в качестве основания для обжалования нарушения срока регистрации запроса, указанного в статье 15.1 Закона, не содержат требований относительно обжалования действий работников многофункционального центра в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Закона.
Пунктами 8, 9 статьи 11.1 Закона введены новые случаи обжалования, которые не предусмотрены данным разделом административных регламентов.
Решением суда административный иск прокурора удовлетворен. Суд постановил: «Признать пункт 1.3 раздела 1, раздел 3, пункты 5.1-5.12 раздела 5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования "город Оренбург" тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества», утвержденного постановлением администрации г. Оренбурга от 18 декабря 2012 года № 3270-п «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования "город Оренбург" тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества», недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит публикации в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Вечерний Оренбург».
В апелляционной жалобе и в дополнениях к апелляционной жалобе администрация г. Оренбурга просит решение суда отменить и в удовлетворении административного иска отказать.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой г. Оренбурга представлены письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление администрации г. Оренбурга принято в пределах предоставленных администрации г. Оренбурга полномочий с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга в указанной части не обжалуется.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» к основным принципам предоставления государственных и муниципальных услуг относится правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления» внесены изменения в отдельные положения Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которые вступили в силу с 30 марта 2018 г.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Удовлетворяя требования административного иска прокурора, суд исходил из того, что положения административного регламента «Выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования "город Оренбург" тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества» не приведены в соответствие с изменениями, Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Так, статья 15.1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», введенная Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 479-ФЗ, определила порядок предоставления двух и более государственных и (или) муниципальных услуг в многофункциональных центрах при однократном обращении заявителя.
Между тем требования административного регламента предоставления муниципальной услуги не содержит обязательных установленных статьей 15.1 Закона требований по предоставлению двух или более муниципальных услуг в многофункциональных центрах при однократном обращении заявителя, в том числе относительно состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, включая особенности выполнения административных процедур в электронной форме.
Также судом установлено, что в нарушение положения ст. 11.1 Закона при установлении досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органа местного самоуправления, предоставляющего муниципальную услугу, а также его должностных лиц, незаконно ограничен перечень оснований для обращения с жалобой, что свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов, установленных п. «в» ч. 3, п. «б» ч. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением правительства РФ от 26.02.2010 года № 96, а именно выборочного изменения объема прав, злоупотребление права заявителя органами местного самоуправления.
Статьей 11.1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в качестве одного из оснований обращения с жалобой в пункте 1 установлено нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, запроса, указанного в статье 15.1 Федерального закона.
Пунктами 8 и 9 указанной статьи введены новые случаи досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу:
нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги;
приостановление предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В нарушение указанных норм, раздел 5 административного регламента предоставления муниципальной услуги не содержит таких оснований для обжалования действий органов, предоставляющих услуг и не содержат требований относительно обжалования действий работников многофункционального центра в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Федерального закона.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что постановлением администрации г. Оренбурга от 10 апреля 2019 г. № 897-п «О внесении изменений в отдельные правовые акты Администрации города Оренбурга» в оспариваемое прокурором постановление от 18 декабря 2012 г. № 3270-п внесены изменения, судебной коллегией оценивается как исполнение принятого судом решения, но не может стать основанием для его отмены, поскольку на момент вынесения оспариваемый прокурором акт действовал в редакции, которая не соответствовала федеральному законодательству.
Судом полно и объективно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены и истолкованы в соответствии с их содержанием нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, выводы суда в решении мотивированы, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 февраля 2019 г. оставить без изменений, а апелляционную жалобу администрации г.Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: