ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-358/19 от 10.01.2019 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Остапчук Д.С.

стр. 012а г/п 150 руб.

Докладчик Пыжова И.А.

Дело №33а-358/2019

10 января 2019 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе

председательствующего Кузнецова Ю.И.,

судей Брагина А.А., Пыжовой И.А.,

с участием прокурора Малышева Я.В.,

при секретаре Ткаченко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 10 января 2019 года административное дело по апелляционной жалобе представителя индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 14 сентября 2018 года, которым постановлено:

«в удовлетворении административного иска индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействующим пункта 3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск», утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 15.02.2017 № 25-па (в редакции от 14.06.2017 № 172-па), и о признании недействующими пунктов 1 и 2 Постановления Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 14.12.2017 № 419-па «О проезде отдельных категорий граждан в автобусах маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» в 2018 году» отказать в полном объёме.

Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования правовых актов Администрации муниципального образования «Северодвинск».

Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия

установила:

ИП ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению постановления Администрации МО «Северодвинск» от 15 февраля 2017 года № 25-па «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск»; постановления Администрации МО «Северодвинск» от 14 декабря 2017 года № 419-па «О проезде отдельных категорий граждан в автобусах маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» в 2018 году».

В обоснование требований указал, что 19 апреля 2016 года между ним и Комитетом ЖКХ, ТиС Администрации Северодвинска был заключен договор № ЖКХ-ТР/ЛОТ 1-2016 на регулярные перевозки по маршрутам № 1, 3, 13, 14 и 101 регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» (далее договор). По условиям договора на перевозчика возлагается обязанность, в том числе по предоставлению бесплатного проезда отдельным категориям граждан. Постановлением Администрации МО «Северодвинск» от 15 февраля 2017 года № 25-па утвержден «Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» (далее - Порядок). В Приложении № 1 к Порядку распределены суммы на возмещение недополученных доходов транспортных организаций по месяцам и по лотам. При этом какой-либо информации обосновывающей размер предоставляемой субсидии Порядок и Приложение № 1 не содержат. Данное обстоятельство во взаимосвязи с требованиями Постановления № 419-па нарушает право административного истца на возмещение недополученных доходов в полном размере.

В ходе рассмотрения дела административный истец изменил предмет иска, просил признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск», утвержденного постановлением Администрации МО «Северодвинск» от 15 февраля 2017 года № 25-па; пункты 1 и 2 Постановления Администрации МО «Северодвинск» от 14 декабря 2017 года № 419-па «О проезде отдельных категорий граждан в автобусах маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» в 2018 году».

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования. Полагал, что в оспариваемых нормативных правовых актах отсутствует обоснование размера установленных для выплат перевозчикам субсидий, сумма субсидий не покрывает потерь перевозчика. Постановление Правительства РФ № 887 обязывает при определении условий и порядка предоставления субсидий указывать информацию, в том числе, о размере субсидии и (или) порядке расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер, формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иную информацию исходя из целей предоставления субсидии, и источника ее получения. Оспариваемые пункты постановлений нарушают его права как стороны по муниципальному контракту на возмещение недополученных доходов в полном размере.

Представитель административного ответчика Администрации Северодвинска ФИО3, одновременно представляющий интересы заинтересованных лиц Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Северодвинска, Управления социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска, возражал против административного иска. Пояснил, что указанные акты приняты в пределах компетенции Администрации Северодвинска по вопросам местного значения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Решениями Совета депутатов Северодвинска о местном бюджете.

Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица в суд представителя не направило.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился административный истец. В апелляционной жалобе представитель административного истца ИП ФИО1 – ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему. Кроме того, указывает на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. Считает, что судом не дано надлежащей правовой оценки доводам истца об отсутствии в оспариваемом нормативном правовом акте какого-либо обоснования размера субсидии. Полагает, что установленная льготная стоимость проезда фактически является льготным тарифом, вместе с тем, действующее законодательство не наделает органы местного самоуправления полномочиями по установлению тарифов. Считает ошибочным вывод суда о том, что требования административного истца фактически сводятся к несогласию с размером субсидии. Отсутствие обоснования (формулы расчета) размера субсидии позволяет ответчику злоупотреблять своим правом и устанавливать любой размер субсидии. Также указывает, что суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки доводам административного истца о несоответствии оспариваемых нормативно-правовых актов ч.3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и принятому в его исполнение постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», п. 1 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 1 ч. 6 ст. 4, ч. 8 ст. 4 Закона Архангельской области от 30 мая 2014 года №130-8-03 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Архангельской области».

В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Северодвинска просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца ИП ФИО1 – ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель администрации муниципального образования «Северодвинск» ФИО3 с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Прокурор Малышев Я.В. дал заключение об обоснованности требований истца и апелляционной жалобы в части требований о признании недействующим п.3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск», утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 15.02.2017 № 25-па. В остальной части просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей административного истца и администрации муниципального образования «Северодвинск», заключение прокурора Малышева Я.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Постановлением Администрации Северодвинска от 29 января 2016 года № 18-па утверждены маршруты регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 17 ноября 2016 года № 53-п/1 установлены предельные максимальные тарифы на регулярные перевозки пассажиров и автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Северодвинск» в размере 25 руб. за одну поездку (далее по тексту - постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 17 ноября 2016 года № 53-п/1). Настоящее постановление утратило силу с 1 июня 2018 года в связи с изданием Постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.05.2018 N 26-п/1 «Об установлении предельных максимальных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Северодвинск», которым максимальный тариф установлен в размере 27 рублей за одну поездку (далее по тексту - постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.05.2018 N 26-п/1).

19 апреля 2016 года между Комитетом ЖКХ, ТиС Администрации Северодвинска и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор на регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам № 1, 3, 13, 14, 101 на территории муниципального образования «Северодвинск». Согласно п.5.1 настоящий договор действует с 1 июня 2016 года по 30 июня 2020 года.

Приложением № 1 к договору установлены обязательства перевозчика по предоставлению бесплатного проезда гражданам, достигшим возраста 70 лет и старше, в сроки и время, определенные нормативно-правовым актом органов местного самоуправления Северодвинска и договором между перевозчиком и Администрацией Северодвинска (пункт 3.1); предоставление проезда по льготным билетам на разовую поездку школьникам и студентам, на основании справки из школы и студенческого билета Сроки и время льготных перевозок школьников и студентов, а также стоимость льготного билета на разовую поездку определяется нормативным правовым актом Администрации Северодвинска (пункт 3.2).

Также между ФИО1 и МКУ «Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска» 9 февраля 2018 года № 2/ФЭО-2018 заключен договор, предметом которого является предоставление из местного бюджета в 2018 году субсидии (перевозчику) в целях возмещения недополученных доходов «получателя», связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск».

Решением представительного органа местного самоуправления Совета депутатов Северодвинска от 13 декабря 2016 года № 94 «О местном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», подпрограммой «Повышение уровня жизни населения Северодвинска, нуждающегося в социальной поддержке» муниципальной программы «Социальная поддержка населения Северодвинска на 2016 – 2021 годы», утвержденной постановлением Администрации Северодвинска от 29 декабря 2015 года № 637-па, предусмотрено предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории муниципального образования «Северодвинск».

В соответствии с пунктами 1 и 2 Постановления Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 14.12.2017 № 419-па «О проезде отдельных категорий граждан в автобусах маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» в 2018 году» (далее по тексту постановление администрации МО «Северодвинск» от 14.12.2017 № 419-па) в соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан постановлено:

1. предоставить гражданам, достигшим возраста 70 лет и старше, зарегистрированным по месту жительства на территории Северодвинска (город Северодвинск, поселок Белое Озеро, Зеленый Бор, Палозеро, Сопка, село Ненокса, деревни Таборы, Волость, Лахта, Солза, Сюзьма и железнодорожная станция Рикасиха), при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или его нотариально заверенной копии право бесплатного проезда:

1.1. в автобусах городских маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам № 1, 2, 3, 3а, 5, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 22, 25, 26, 27, 28, 29 в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 ежедневно, без ограничения по времени и количеству поездок.

1.2 в автобусах пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам № 101, 103, 104 в период с 01.05.2018 по 30.09.2018 с понедельника по четверг включительно, без ограничения по времени и количеству поездок.

2. предоставить право проезда в автобусах городских маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам № 1, 2, 3, 3а, 5, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 22, 25, 26, 27, 28, 29 по льготным билетам стоимостью 18 руб. за одну поездку в период с 01.01.2018 по 31.05.2018 и с 01.09.2018 по 31.12.2018 при предъявлении справки с фотографией (студенческого билета) из образовательной организации учащимся и студентам очной формы обучения.

Постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 15.02.2017 № 25-па утвержден порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск».

Пунктом 3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, положения которого оспариваются в настоящем деле, установлено, что размер субсидии подлежащей перечислению транспортным организациям, определяется в соответствии с договором перевозки и Расчетом помесячного распределения суммы на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» (приложение № 1).

При этом Приложением № 1 «Расчет помесячного распределения суммы на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск», в 2018 году» (в редакции постановления от 9 февраля 2018 года № 46-па) предусмотрено предоставление всем транспортным организациям (перевозчикам по соответствующим договорам, лотам) равного размера субсидии, а именно по 551 563,33 рублей ежемесячно.

Административный истец, считая, что оспариваемые положения постановления администрации МО «Северодвинск» от 14.12.2017 № 419-па, а также п.3 Порядка, неотъемлемой частью которого является Приложение № 1, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают его права на получение обоснованного размера субсидии на возмещение недополученных доходов, в связи с перевозкой льготной категории граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам, обратился с настоящим иском в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что нормативные правовые акты в оспариваемой части приняты органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий и не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Судебная коллегия считает законным и обоснованным решение суда в части отказа в удовлетворении требований административного истца о признании недействующими пунктов 1 и 2 Постановления администрации муниципального образования «Северодвинск» от 14 декабря 2017 года № 419-па.

Выводы суда в указанной части основаны на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, правильном применении норм материального права.

При этом процедура опубликования указанного постановления соблюдена, постановление было опубликовано в соответствии с п.3 ст.19 Устава МО «Северодвинск», п.4 оспариваемого Постановления на официальном сайте Администрации Северодвинска 15.12.2017, что подтверждается представленным в материалы дела скрином с официального сайта Администрации Северодвинска.

Оспариваемое постановление администрации муниципального образования «Северодвинск» от 14 декабря 2017 года № 419-па, с учетом изменяющих его редакций, является действующим.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Таким образом, администрация МО «Северодвинск», устанавливая за счет муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки, действовала в соответствии с предоставленными законом полномочиями. При этом оспариваемы пункты 1, 2 постановления Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 14 декабря 2017 года № 419-па не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности п. 1 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», п. 1 ч. 6 ст. 4, ч. 8 ст. 4 Закона Архангельской области от 30 мая 2014 года №130-8-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Архангельской области».

Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемыми положениями пунктов 1, 2 постановления Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 14 декабря 2017 года № 419-па ответчик фактически установил льготные тарифы, судебной коллегией отклоняются как необоснованные. В указанных пунктах ответчиком определены категории лиц, имеющих право на льготный проезд, то есть, установлены дополнительные меры социальной поддержки, что предусмотрено положениями ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При этом, как указано выше, в 2018 году предельные максимальные тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Северодвинск» были установлены уполномоченным органом, а именно постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 17 ноября 2016 года № 53-п/1 в размере 25 руб. за одну поездку (до 1 июня 2018 года) и постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.05.2018 N 26-п/1 в размере 27 рублей (с 1 июня 2018 года).

При таких обстоятельствах решение суда в указанной части отмене или изменению не подлежит.

Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований истца в части признании недействующим п.3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск», утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 15 февраля 2017 года № 25-па суд не учел следующее.

Указанный муниципальный нормативный правовой акт, с учетом изменяющих его редакций, является действующим. Согласно пункту 3 Постановления от 15 февраля 2017 года № 25-па его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года. Оспариваемый пункт 3 Порядка, неотъемлемой частью которого является Приложение №1, действует в редакции постановления администрации МО «Северодвинск» № 46-па от 09 февраля 2018 года.

Процедура опубликования указанных муниципальных правовых актов ответчиком соблюдена. В соответствии с п.3 ст.19 Устава МО «Северодвинск», п.2 Постановления от 15 февраля 2017 года № 25-па, первоначальный текст постановления и Порядка опубликованы на сайте Администрации МО «Северодвинск» 17 февраля 2017 года, последующие изменениями также своевременно опубликованы на сайте администрации, что подтверждается представленными ответчиками скринами с официального сайта.

Судебная коллегия считает ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права, вывод суда о соответствии п.3 Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как указывалось выше, Пунктом 3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов установлено, что размер субсидии, подлежащей перечислению транспортным организациям, определяется в соответствии с договором перевозки и Расчетом помесячного распределения суммы на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» (приложение № 1).

При этом Приложением № 1 (в редакции постановления от 9 февраля 2018 года № 46-па) предусмотрено предоставление всем транспортным организациям (перевозчикам по соответствующим договорам, лотам) равного размера субсидии, а именно по 551 563,33 рублей ежемесячно.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

В силу п. 2 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, перечисленные в абз. 2 п. 1 указанной статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В соответствии с п. 1 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Пунктом 5 указанной статьи определено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Общие положения о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам установлены в ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Подпунктом 3 пункта 2 указанной нормы предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Согласно пункта 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее по тексту - Общие требования), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887.

Согласно абз.2 п.3 указанного постановления исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовано привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, при первом внесении изменений в указанные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, но не позднее 1 июня 2017 г.

Пунктом 1 Общих требований предусмотрено, что настоящий документ определяет общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее соответственно - получатели субсидий, субсидии).

Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты местной администрации или акты уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации (далее - правовые акты), содержат: а) общие положения о предоставлении субсидий; б) условия и порядок предоставления субсидий; в) требования к отчетности; г) требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение (п.2 Общих требований).

Подпунктом «г» пункта 4 Общих требований установлено, что муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предусмотрено, что при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается, в том числе размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения.

Вместе с тем, оспариваемые положения п.3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» не содержат информации обосновывающей размер субсидии (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии).

Фактически Приложение № 1, являющееся неотъемлемой частью пункта 3 Порядка, не содержит расчета размера субсидии, а определяет конкретный (фиксированный), помесячный, равный для всех перевозчиков, размер субсидии.

Согласно объяснениям административного ответчика размер субсидии определен исходя из выделенных из местного бюджета денежных средств, то есть в пределах лимитов бюджетных обязательств на указанные цели, что предусмотрено п.4 Порядка. При этом распределение сумм произведено между перевозчиками равными частями. Ответчик также указал на невозможность определения количества перевезенных пассажиров льготной категории, осуществление контроля за количеством перевезенных пассажиров льготной категории, администрацией не осуществляется, поскольку это не предусмотрено заключенными с перевозчиками соглашениями. Обоснованность размера субсидии, которая, по мнению представителя ответчика, в полной мере покрывает недополученные доходы транспортных организаций, обеспечивается при формировании лота, которые являются равными по прибыльности.

Судебная коллегия считает несостоятельными, основанными на неверном толковании подпункта «г» пункта 4 Общих требований, доводы административного ответчика о том, что в случае установления конкретного размера субсидии, в муниципальном правовом акте не должна содержаться информация обосновывающая ее размер, в частности формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии.

Необходимость указания такой информации (обоснования) в рассматриваемых нормативных правовых актах обусловлена, в том числе предусмотренными бюджетным законодательством принципами об эффективном использование бюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Ответчик, определяя в Приложении 1 фиксированный и равный ежемесячный размер субсидии для всех перевозчиков, ставя его в зависимость лишь от полного исполнения перевозчиком условий контракта в части установленного техническим заданием количества, подлежащих выполнению рейсов, фактически предоставил всем перевозчикам право на получение субсидии без подтверждения наличия в конкретный период недополученных доходов в связи с осуществлением перевозки льготной категории лиц.

При этом такой критерий как равная прибыльность сформированных лотов, не может быть положена в основу обоснования размера субсидии, поскольку она также не может быть определена без учета затрат перевозчика на перевозку льготной категории граждан. Доказательства, подтверждающие, что при формировании лотов были определены (рассчитаны) затраты перевозчика на перевозку льготной категории граждан по каждому отдельно взятому маршруту, в материалы дела не представлены.

Доводы ответчика о том, что точное количество перевезенных лиц льготной категории невозможно определить, не свидетельствует о невозможности применения обоснованного алгоритма для установления размера фактических недополученных доходов перевозчика, и, как следствие, для установления размера, подлежащей предоставлению субсидии.

Также судебной коллегией отклоняется ссылка представителя административного ответчика на положения п. 4 Порядка, ограничивающего предоставление субсидий из местного бюджета пределами лимитов бюджетных обязательств на указанные цели.

Данное ограничение является общим условием предоставления субсидии на указанные цели в определенный финансовый период и не свидетельствует об отсутствии необходимости при определении размера субсидии, в том числе установленной в конкретной сумме, указывать информацию, обосновывающую её размер, а именно формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иную информацию исходя из целей предоставления субсидии.

Поскольку административный истец осуществляет в соответствии с заключенным соглашением регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в том числе перевозку льготной категории граждан, и в соответствии с договором от 9 февраля 2018 года №2ФЭО-2018 (л.д.16 Том 2) имеет право на предоставлении соответствующей субсидии, размер которой определяется в частности пунктом 3 Порядка с учетом Приложения 1, то указанный нормативный правовой акт в его оспариваемой части затрагивает и нарушает права истца на получение субсидии в размере, установленном исходя из четкой и ясной информации, обосновывающей её размер.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемый истцом пункт 3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск», утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 15 февраля 2017 года № 25-па, не соответствует положениям ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также подпункта «г» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в связи с чем подлежит признанию недействующим.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части.

Поскольку нормативный правовой акт на момент рассмотрения дела применялся, судебная коллегия считает необходимым признать пункт 3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск», утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 15 февраля 2017 года № 25-па (в редакции постановления администрации МО «Северодвинск» №46-па от 9 февраля 2018 года), недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Согласно части 11 статьи 11, пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано на официальном сайте администрации Северодвинска.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 о признании недействующим п.3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск», утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 15 февраля 217 года № 25-па, как постановленное с существенным нарушением норм материального права, с вынесением в указанной части нового решения о признании недействующим пункта 3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск», утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 15 февраля 2017 года № 25-па (в редакции постановления администрации МО «Северодвинск» №46-па от 9 февраля 2018 года).

В остальной части решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 14 сентября 2018 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 14 сентября 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 о признании недействующим п.3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск», утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 15 февраля 2017 года № 25-па, принять в данной части новое решение которым:

Признать недействующим п.3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск», утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 15 февраля 2017 года № 25-па (в редакции постановления администрации МО «Северодвинск» №46-па от 9 февраля 2018 года).

В остальной части решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 14 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 – без удовлетворения.

Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования правовых актов Администрации муниципального образования «Северодвинск».

Председательствующий

Ю.И. Кузнецов

Судьи

А.А. Брагин

И.А. Пыжова