ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-35/20 от 09.01.2020 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33а-35/2020

Докладчик Завьялов Д.А.

Судья Глазкова Д.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Завьялова Д.А.

судей Самылова Ю.В., Емельяновой О.И.

при секретаре Яблоковой О.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 9 января 2020 года административное дело по апелляционной жалобе Яцкова Владимира Ивановича на решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 24 сентября 2019 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Яцкова Владимира Ивановича к администрации муниципального образования Вязниковский район об обязании принять постановление об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка - оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Завьялова Д.А., объяснения представителей административного истца Яцкова В.И. по доверенности Борухсон А.Е. и Еременко Д.Ю., настаивавших на отмене решения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Яцков В.И. обратился с административным иском к администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области о возложении обязанности вынести постановление об установлении соответствия разрешённого использования принадлежащего ему земельного участка площадью 97200+/-2728 кв.м., с кадастровым номером ****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Владимирская ****, согласно Классификатору, с кодом 1.13 - рыбоводство, то есть осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов рыбоводства (аквакультуры).

В обоснование указал, что являясь собственником вышеназванного земельного участка, неоднократно обращался в администрацию муниципального образования Вязниковский район Владимирской области с заявлениями об установлении вида разрешенного использования этого земельного участка в соответствии с кодом 1.13 «Рыбоводство» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (далее также - Классификатор), утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, на что получал отказы, мотивированные отнесением спорного земельного участка к сельскохозяйственным угодьям. С данными отказами не согласен. Упомянутый земельный участок находится в низине, в заболоченной местности, зарос деревьями, кустарником, многолетними травами и не может, по мнению административного истца, относиться к сельскохозяйственным угодьям, поскольку изначально не мог быть предназначен для перечисленных в части 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации пашни, сенокоса, пастбища, залежей, а также не относится к землям, занятым многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Из акта проверки от 3 декабря 2015 года видно, что земельный участок не использовался по назначению более 10 лет. Также ссылался на информационное письмо заместителя Губернатора Владимирской области от 17 апреля 2018 года, согласно которому уточнение наименования вида разрешенного использования «Сельскохозяйственное производство» возможно путём приведения его в соответствии Классификатору по заявлению заинтересованного правообладателя земельного участка.

Яцков В.И., извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направив, представителей по доверенности Борухсон А.Е. и Еременко Д.Ю., которые поддержали административный иск по изложенным в нём основаниям.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области по доверенности Шапанова Л.А. в судебном заседании, а также в письменных возражениях не согласилась с административным исковым заявлением, указывая на то, что спорный земельный участок сформирован из земель, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, вместе с тем согласно части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов, которые в силу части 6 этой же статьи для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее также - Управления Росреестра по Владимирской области) по доверенности Курдюков В.В. не согласился с заявленными требованиями, поддержав позицию названного заинтересованного лица, изложенную в представленных в суд письменных возражениях, согласно которой спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения в отношении которых градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются, вследствие чего они не могут быть изменены.

Заинтересованное лицо департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседании не направил.

Судом постановлено приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе Яцков В.И. просит отменить решение суда, считая его незаконным и не обоснованным, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая, что городским судом допущены нарушения норм материального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца Яцкова В.И. по доверенности Борухсон А.Е. и Еременко Д.Ю., настаивавших на отмене решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших на неё письменных возражений администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 79 Земельного кодекса Российской Федерации к сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

На основании статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Положениями статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации определены особенности использования сельскохозяйственных угодий и установлено, что сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Вышеизложенная правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года (вопрос 5).

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок площадью 97200+/-2728 кв.м., с кадастровым номером ****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: ****, не входит в черту какого-либо населенного пункта Вязниковского района, был образован из земельного участка с кадастровым номером 33:08:000000:74, относимого к землям сельскохозяйственного назначения и поставленного на кадастровый учёт 20 апреля 2005 года.

Согласно действовавшего на тот момент законодательства (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации) земли сельскохозяйственного назначения могли использоваться для ведения сельскохозяйственного производства.

Таким образом, отнесение земельного участка с кадастровым номером **** принадлежащего к категории земель сельскохозяйственного назначения, к виду разрешённого использования - для сельскохозяйственного производства, носило законный характер.

Приведённая категория земель и вид разрешённого использования согласно пункту 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации были восприняты земельным участком с кадастровым номером ****, поставленным на кадастровый учёт 17 апреля 2015 года.

Таким образом, вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером **** - для сельскохозяйственного производства, является в настоящее время действительным.

В тоже время земельный участок с кадастровым номером **** не просто относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, но ещё находится в их специальной группе - сельскохозяйственные угодья, подлежащей особой охране.

Так земельный участок с кадастровым номером **** сформирован из земель сельскохозяйственных угодий, в частности из земельного участка с кадастровым номером ****, находящихся в собственности ****, переданных в общую долевую собственность членам пайщикам данного хозяйства, которому в свою очередь были предоставлены в собственность бесплатно сельскохозяйственные угодья общей площадью 2 270га, из них пашни 1615 га, сенокосов 315 га, пастбищ 340 га.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки поселения «город Вязники», утверждёнными решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Вязники» от 19 января 2010 года № 198 с изменениями, утверждёнными решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Вязники» от 27 декабря 2016 года № 33, земельный участок с кадастровым номером **** находится в территориальной зоне С-1 - «Зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями».

Перечисленные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах административного дела письменными доказательствами, в том числе постановлением главы администрации Вязниковского района Владимирской области от 23 февраля 1993 года № 51 «О предоставлении земли в собственность, бессрочное (постоянное) пользование и аренду сельскохозяйственным предприятиям и выдаче им документов, удостоверяющих право на землю» с приложениями, свидетельством на право собственности на землю от 23 февраля 1993 года № ВЛ-02-2015, письмом управления строительства и архитектуры администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области от 13 августа 2019 года, выкопировкой из карт градостроительного зонирования и застройки поселения «город Вязники», публичной кадастровой картой, проектом территориального землеустройства для уточнения наличия, состояния земель фонда перераспределения ****» округа Вязники Владимирской области, письменной информацией Управления Росреестра по Владимирской области от 20 февраля 2019 года, выкопировкой картографического материала из проекта территориального землеустройства **** и условных обозначений к нему.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования земель, в состав которых входят сельскохозяйственные угодья без изменения категории таких земель противоречит положениям статей 7, 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются, а значит, они не могут быть изменены.

С учётом изложенного само по себе наличие в материалах дела акта проверки от 3 декабря 2015 года и информационного письма заместителя Губернатора Владимирской области от 17 апреля 2018 года, не опровергают правильность выводов городского суда и не являются безусловными основаниями к отмене постановленного судом первой инстанции обжалуемого административным истцом решения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемые решения, действия (бездействия) подлежат признанию незаконными в случае их несоответствия нормативным правовым актам при условии нарушения прав и законных интересов административного истца. При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.

При таком положении, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку нет совокупности условий необходимых для признания незаконным решения, действия (бездействия) административного ответчика, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном понимании закона, фактически аналогичны позиции административного истца, изложенной в административном иске и в суде первой инстанции его представителями, и не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств.

Ссылка апеллянта на постановление администрации Вязниковского района Владимирской области от 22 мая 2019 года № 555, касающееся других граждан, судебной коллегией отклоняется, как некорректная, поскольку при принятии упомянутого акта рассматривалась иная совокупность конкретных обстоятельств.

Судебная коллегия полагает, что городской суд правильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, его выводы изложены в мотивировочной части решения, основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального права, а также процессуального права, влекущих безусловную отмену либо изменение решения, не допущено, поэтому оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 24 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яцкова Владимира Ивановича - без удовлетворения.

Председательствующий Д.А. Завьялов

Судьи Ю.В. Самылов

О.И. Емельянова