ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3600/2016 от 25.04.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Мордвинов А.П. Дело № 33а-3600/2016 А-64

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 апреля 2016 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Полынцева С.Н.,

судей: Мирончика И.С., Пашковского Д.И.,

с участием: прокурора Назаркина В.П.,

при секретаре: Полынкиной Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Манского района Красноярского края к Манскому районному Совету депутатов Красноярского края об установлении факта неисполнения судебного решения,

по апелляционной жалобе исполняющего полномочия председателя Манского районного Совета депутатов Монш А.А.,

на решение Манского районного суда Красноярского края от 21 января 2016 года, которым постановлено:

«Установить факт неисполнения Манским районным Советом депутатов Красноярского края в течение трех месяцев вступившего в законную силу 04 августа 2015 г. решения Манского районного суда Красноярского края от 02 июля 2015 г., которым признаны недействующими с момента вступления настоящего судебного решения в законную силу: 1) положения п. 3 ст. 3 Устава Манского района Красноярского края, принятого Манским районным Советом депутатов Красноярского края 17 июня 1998 г., зарегистрированного в Управлении юстиции администрации Красноярского края 14 июля 1998 г. (свидетельство № 93), в части слов «руководителем администрации района»; 2) положения п. 2 ст. 6 этого же Устава в части слов «избираемое представительным органом из своего состава,»; 3) положения п. 3 ст. 6 этого же Устава в части слов «Руководство деятельностью администрации осуществляет руководитель администрации, назначаемый на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса.», 4) положения п. 1 ст. 9.3 этого же Устава в части слов «руководителем администрации района»; 5) положения п. 4 ст. 13 этого же Устава в части слов «из своего состава»; 6) положения п. 5 ст. 13 этого же Устава в части слов «Главой района может быть избран депутат Совета в возрасте 18 лет, обладающий избирательным правом в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан.»; 7) положения п. 1 ст. 14 этого же Устава в части слов «, из состава которого он избран»; 8) положения п. 6 ст. 15, подп. 3, 5 ст. 16 этого же Устава полностью; 9) положения подл. 4 ст. 16 этого же Устава в части слов «является председателем районного Совета депутатов, организует его работу,»; 10) положения п. 1 ст. 17 этого же Устава в части слов «До избрания нового главы района, полномочия главы района исполняет заместитель председателя Совета депутатов, а в случае отсутствия - иной депутат по решению Совета.»; 11) положения п. 2 ст. 17 этого же Устава полностью; 12) положения п. 3 ст. 17 в части слов «Заместитель председателя Совета депутатов не может быть освобожден от должности во время исполнения им обязанностей главы района.»; 13) положения п. 1 ст. 19 этого же Устава в части полномочий главы района по изданию постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности Совета депутатов и руководителя администрации Манского района; 14) положения п. 1 ст. 21 этого же Устава в части слов «Председателем Совета депутатов является Глава района»; 15) положения подпп. 2, 3 п. 2 ст. 21 этого же Устава в части слов «руководителя администрации района,»; 16) положения подп. 10 п. 1 ст. 23 этого же Устава в части слов «по представлению руководителя администрации Манского района»; 17) положения подп. 11 п. 1 ст. 23 этого же Устава полностью; 18) положения абз. 2 п. 2 ст. 24 этого же Устава в части полномочий заместителя председателя Совета депутатов по подписанию решений Совета депутатов в случае отсутствия или досрочного прекращения полномочий главы района; 19) положения п. 2 ст. 26 этого же Устава в части слов «Руководитель администрации района и»; 20) положения п. 3 ст. 26 этого же Устава в части полномочий Совета по заслушиванию ежегодного отчета руководителя администрации Манского района о результатах его деятельности, и права Совета на основании решения принятого путем открытого голосования не менее одной трети от установленного числа депутатов потребовать отчета руководителя администрации Манского района; 21) положения п. 4 ст. 27, подп. 4 ст. 30 этого же Устава полностью; 22) положения п. 6 ст. 30 этого же Устава в части слов «по представлению руководителя администрации района»; 23) положения ст. ст. 31, 32, п. 1 ст. 33 этого же Устава полностью; 22) положения п. 4 ст. 33 этого же Устава в части слов «руководителем администрации района; 23) положения пп. 3, 4 ст. 34, п. 3 ст. 35, ст. 35-1, п. 3 ст. 35-2, подп. 3 п. 3 ст. 37, абз. 1 п. 2 ст. 47 этого же Устава полностью; 24) положения абз. 3 п. 3 ст. 56 этого же Устава в части слов «руководителю администрации района»; 24) положения абз. 2 п. 2 ст. 58 этого же Устава в части слов «руководителем администрации района»; 25) положения абз. 2 ст. 59 этого же Устава в части слов «по представлению руководителя администрации района»; 26) положения ст. 63-2 этого же Устава в части ответственности руководителя администрации района перед государством.

Решение по вступлении в законную силу направить Губернатору Красноярского края для разрешения вопроса о внесении в Законодательное Собрание Красноярского края проекта Закона Красноярского края «О роспуске Манского районного Совета депутатов Красноярского края (созыва 2015 г.)» в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Манского района Красноярского края обратился в Манский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением к Манскому районному Совету депутатов Красноярского края об установлении факта неисполнения судебного решения.

Требования мотивированы тем, что 17.03.2015 года вступил в силу Закон Красноярского края от 03 марта 2015 года № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»», которым определен порядок избрания глав муниципальных образований, и согласно этому глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, однако, ч. 4 ст. 13 Устава Манского района Красноярского края, принятого Советом 17 июня 1998 года, предусмотрен иной порядок избрания главы Манского района, согласно которому глава района избирается депутатами Совета из своего состава тайным голосованием большинством голосов от общей установленной для Совета численности.

Решением Манского районного суда Красноярского края от 02 июля 2015 г. удовлетворены требования прокурора о признании частично недействующими отдельных норм Устава, в том числе ч. 4 ст. 13, регламентирующей порядок избрания главы района, однако, до настоящего времени изменений в Устав Советом не принято, хотя 06 ноября 2015 г. Советом принято решение об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на замещение должности главы района.

Нарушение, допускаемое Советом при неисполнении решения суда от 02.07.2015 года, с учетом требования ч. 1 ст. 73 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» влечет возбуждение процедуры роспуска Совета, однако, для этого необходимо установление судом факта неисполнения решения суда о признании недействующим нормативно-правового акта в течение 3 месяцев. Непринятие Советом мер по приведению Устава в соответствие с требованиями закона ограничивает права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления посредством участия в конкурсе на право занятия должности главы Манского района.

На основании изложенного, прокурор просит суд установить факт бездействия Манского районного Совета депутатов в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения Манского районного суда от 02 июля 2015 г. по приведению Устава района в соответствие с требованиями закона.

Определением Манского районного суда Красноярского края от 27 ноября 2015 г. в качестве заинтересованного лица привлечен Губернатор Красноярского края.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе исполняющий полномочия председателя Манского районного Совета депутатов Монш А.А. просит решение отменить как незаконное. Указывает на то, что Манский районный Совет депутатов Красноярского края созыва 2015 года не только не принимал Устав Манского района, но и не был обязан отменять его положения, поскольку они признаны судом недействующими и являются недействующими с момента вступления в силу судебного решения и не нуждаются в дополнительной отмене. Вопрос о внесении изменений в Устав неоднократно был вынесен на рассмотрение сессии Манского районного Совета депутатов, но из-за отсутствия отдельных депутатов на заседаниях, соответственно отсутствия кворума для рассмотрения данного вопроса, он не был рассмотрен. Однако не проведение правомочного заседания не подпадает под действие ч.1 ст.73 Федерального закона № 131-ФЗ. Более того, Совет был избран в сентябре 2015 года, и его первое заседание было проведено 25 сентября 2015 года, а потому трехмесячный срок на момент подачи прокурором в суд административного иска не истек, а потому отсутствовали основания для удовлетворения требований прокурора.

В письменном отзыве представитель Губернатора Красноярского края Полева Е.А. ссылается на то, что применение судом ч. 1 ст. 73 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является незаконным и необоснованным, поскольку представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда принимал в пределах в своих полномочий меры по приведению положений Устава действующему законодательству и исполнению решения суда.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились: прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Назаркин В.П., представитель Манского районного Совета депутатов Красноярского края Юрченко С.Н., представитель Губернатора Красноярского края Бородавкин С.В.

Проверив законность и обоснованность решения суда, выслушав представителя Манского районного Совета депутатов Красноярского края Юрченко С.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Назаркина В.П., согласившего с решением суда и возражавшего против доводов апелляционной жалобы, представителя Губернатора Красноярского края Бородавкина С.В., поддержавшего доводы письменных пояснений к апелляционной жалобе, обсудив приведенные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ предусмотрено, что установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Российская Федерация и субъекты РФ в силу ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Нормативное толкование указанных положений ст. 12 и п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ свидетельствует о том, что органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы, определяющие структуру и порядок формирования органов местного самоуправления в целях установления организации системы органов местного самоуправления на территории РФ.

Законом Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»» пересмотрены положения ст. 2 Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 г. № 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае», и согласно действующей редакции ст. 2 Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 г. № 7-2884, глава муниципального образования в Красноярском крае, за исключением муниципальных образований, указанных п. 2- 6 ст. 2 этого Закона, избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Муниципальные образования в виде районов Красноярского края не относятся к числу исключений, указанных в п. 2-6 ст. 2 Красноярского края от 01 декабря 2014 г. № 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае».

Закон Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»» принят во исполнение положений ст. ст. 36, 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со ст. 36 данного Федерального закона собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, при этом в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования глава муниципального образования: 1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации; 2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию; 4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации; 5) в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.

Положениями ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусмотрено, что глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных ч. 2 ст. 36 указанного Федерального закона: 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; 5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ч. 1, 2 ст. 37 закреплено что: 1) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ; 2) местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия; 3) главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования, при этом контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Правилами ч. 3.1 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что в случае принятия закона субъекта РФ, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта РФ в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17 июня 1998 г. Манским районным Советом депутатов Красноярского края принят Устав Манского района Красноярского края, текст которого опубликован на официальном сайте Министерства юстиции РФ, при этом полный текст Устава опубликован в информационном бюллетене «Ведомости Манского района» от 28 марта 2009 г. № 12, последние изменения в указанный документ внесены решением Совета от 24 сентября 2014 г. № 35-304р с публикацией в информационном бюллетене «Ведомости Манского района» от 06 ноября 2014 г. № 38.

Уставом в пп. 1-4 ст. 6 (в редакции действующей до принятия Закона Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»») была утверждена структура органов местного самоуправления Манского района, в которую входили: 1) Манский районный Совет депутатов - представительный орган местного самоуправления, состоящий из 20 депутатов, избираемый на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; 2) глава Манского района - высшее должностное лицо, избираемое представительным органом из своего состава, наделенное согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района; 3) администрация Манского района, которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным районному Совету депутатов. Руководство деятельностью администрации осуществляет руководитель администрации, назначаемый на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса; 4) контрольно-счетный орган Манского района - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля.

Правилами ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Решением Манского районного суда Красноярского края от 02 июля 2015 г., вступившим в законную силу 04 августа 2015 г., в связи с бездействием Совета по реализации требований Закона Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»», признаны недействующими с момента вступления судебного решения в законную силу: 1) положения п. 3 ст. 3 Устава Манского района Красноярского края, принятого Манским районным Советом депутатов Красноярского края 17 июня 1998 г., зарегистрированного в Управлении юстиции администрации Красноярского края 14 июля 1998 г. (свидетельство № 93), в части слов «руководителем администрации района»; 2) положения п. 2 ст. 6 этого же Устава в части слов «избираемое представительным органом из своего состава,»; 3) положения п. 3 ст. 6 этого же Устава в части слов «Руководство деятельностью администрации осуществляет руководитель администрации, назначаемый на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса.»; 4) положения п. 1 ст. 9.3 этого же Устава в части слов «руководителем администрации района»; 5) положения п. 4 ст. 13 этого же Устава в части слов «из своего состава»; 6) положения п. 5 ст. 13 этого же Устава в части слов «Главой района может быть избран депутат Совета в возрасте 18 лет, обладающий избирательным правом в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан.»; 7) положения п. 1 ст. 14 этого же Устава в части слов «, из состава которого он избран»; 8) положения п. 6 ст. 15, подп. 3, 5 ст. 16 этого же Устава полностью; 9) положения подл. 4 ст. 16 этого же Устава в части слов «является председателем районного Совета депутатов, организует его работу,»; 10) положения п. 1 ст. 17 этого же Устава в части слов «До избрания нового главы района, полномочия главы района исполняет заместитель председателя Совета депутатов, а в случае отсутствия - иной депутат по решению Совета.»; 11) положения п. 2 ст. 17 этого же Устава полностью; 12) положения п. 3 ст. 17 в части слов «Заместитель председателя Совета депутатов не может быть освобожден от должности во время исполнения им обязанностей главы района.»; 13) положения п. 1 ст. 19 этого же Устава в части полномочий главы района по изданию постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности Совета депутатов и руководителя администрации Манского района; 14) положения п. 1 ст. 21 этого же Устава в части слов «Председателем Совета депутатов является Глава района»; 15) положения подпп. 2, 3 п. 2 ст. 21 этого же Устава в части слов «руководителя администрации района,»; 16) положения подп. 10 п. 1 ст. 23 этого же Устава в части слов «по представлению руководителя администрации Манского района»; 17) положения подп. 11 п. 1 ст. 23 этого же Устава полностью; 18) положения абз. 2 п. 2 ст. 24 этого же Устава в части полномочий заместителя председателя Совета депутатов по подписанию решений Совета депутатов в случае отсутствия или досрочного прекращения полномочий главы района; 19) положения п. 2 ст. 26 этого же Устава в части слов «Руководитель администрации района и»; 20) положения п. 3 ст. 26 этого же Устава в части полномочий Совета по заслушиванию ежегодного отчета руководителя администрации Манского района о результатах его деятельности, и права Совета на основании решения принятого путем открытого голосования не менее одной трети от установленного числа депутатов потребовать отчета руководителя администрации Манского района; 21) положения п. 4 ст. 27, подп. 4 ст. 30 этого же Устава полностью; 22) положения п. 6 ст. 30 этого же Устава в части слов «по представлению руководителя администрации района»; 23) положения ст. ст. 31, 32, п. 1 ст. 33 этого же Устава полностью; 22) положения п. 4 ст. 33 этого же Устава в части слов «руководителем администрации района; 23) положения пп. 3, 4 ст. 34, п. 3 ст. 35, ст. 35-1, п. 3 ст. 35-2, подп. 3 п. 3 ст. 37, абз. 1 п. 2 ст. 47 этого же Устава полностью; 24) положения абз. 3 п. 3 ст. 56 этого же Устава в части слов «руководителю администрации района»; 24) положения абз. 2 п. 2 ст. 58 этого же Устава в части слов «руководителем администрации района»; 25) положения абз. 2 ст. 59 этого же Устава в части слов «по представлению руководителя администрации района»; 26) положения ст. 63-2 этого же Устава в части ответственности руководителя администрации района перед государством.

Решение суда от 02 июля 2015 г. о признании недействующими ряда положений Устава направлено на недопущение противоречия указанного основополагающего нормативного правового акта Манского района требованиям Закона Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»», имеющего большую юридическую силу.

Нормой ч. 8 ст. 5 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» закреплено, что вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (ч. 3 ст. 216 КАС РФ).

Нормативное содержание положений ч. 8 ст. 5 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», а также нормы ч. 3 ст. 216 КАС РФ, с учетом положений ст. 12 Конституции РФ о самостоятельности органов местного самоуправления и положений ст. 10 Конституции РФ о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, вопреки доводам Совета, свидетельствует о том, что исполнение решения суда о признании недействующим (частично недействующим) нормативного правового акта органа местного самоуправления осуществляется самим органом местного самоуправления либо путем внесения в этот акт необходимых изменений и дополнений, направленных на его приведение в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, либо путем отмены данного акта и принятия нового нормативного правового акта органа местного самоуправления, отвечающего требованиям других нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Согласно ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

Нормативное содержание положений ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» свидетельствует о том, что для инициирования роспуска представительного органа местного самоуправления со стороны руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ необходимо решение суда об установлении факта неисполнения судебного решения со стороны указанного органа местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законам.

Неисполнение представительным органом местного самоуправления судебного решения о признании недействующим (частично недействующим) нормативного правового акта органа местного самоуправления, безусловно, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе и право граждан на участие в осуществлении местного самоуправления в случае, если в данном нормативном правовом акте содержатся положения, регулирующие деятельность органов местного самоуправления, их компетенцию и порядок назначения (избрания).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда об установлении факта неисполнения Манским районным Советом депутатов Красноярского края в течение трех месяцев вступившего в законную силу решения Манского районного суда Красноярского края от 02 июля 2015 года, которым признаны недействующими с момента вступления данного судебного решения вышеуказанный ряд положений Устава Манского района Красноярского края, направленных на реализацию требований Закона Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»», и не находит оснований для отмены решения суда, поскольку выводы суда не противоречат действующему законодательству РФ.

При этом доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку Манский районный Совет депутатов Красноярского края приступил к работе только 25 сентября 2015 года и на момент обращения (24 ноября 2015 года) прокурора с административным иском не истек трехмесячный срок для исполнения решения не могут являться безусловным основанием для отмены решения суда, поскольку на момент его вынесения 21 января 2016 года со стороны Манского районного Совета депутатов Красноярского края не было представлено доказательств исполнения в трехмесячный срок решения Манского районного суда Красноярского края от 02 июля 2015 года. Более того, в суде апелляционной инстанции представитель Манского районного Совета депутатов Красноярского края Юрченко С.Н. подтвердила факт того, что депутатами изменения в Устав Манского района Красноярского края, связанные с исполнением решения суда от 02 июля 2015 года, не были приняты.

Судебная коллегия полагает, в связи с началом работы вновь избранного Манского районного Совета депутатов Красноярского края, трехмесячный срок для исполнения решения суда от 02 июля 2015 года следовало исчислять с 25 сентября 2015 года, то есть с момента проведения первого заседания данного Совета депутатов. Вместе с тем, на момент принятия решения по делу у суда имелись достаточные основания для удовлетворения административного искового заявления прокурора, поскольку с 25 сентября 2015 года в трехмесячный срок со стороны Манского районного Совета депутатов Красноярского края решение суда от 02 июля 2015 года не было исполнено.

Несостоятельны и доводы жалобы о том, что внесение изменений в Устав Манского района с целью приведения его в соответствие с действующим законодательством не принято в результате отсутствия кворума для рассмотрения указанного вопроса, что не подпадает под действие ч. 1 ст. 73 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, из материалов дела, представленных Манским районным Советом депутатов, следует, что Совет пятого созыва по итогам выборов 2015 года начал первое заседание сессии 25 сентября 2015 года, на этом заседании присутствовало 19 депутатов, после чего заседания Совета проводились: 1) 05 октября 2015 г. (присутствовало 15 депутатов, при этом депутаты Крайник И.А., Марьясов СВ., Клименко Б.С. покинули зал заседаний до начала голосования по вопросу внесения изменений и дополнений в Устав), 09 октября 2015 г. (присутствовало 18 депутатов), 2) 12 октября 2015 г. (присутствовало 17 депутатов); 3) 06 ноября 2015 г. (присутствовало 15 депутатов, при этом депутат Крайник И.А. покинула зал заседаний до начала голосования по вопросу внесения изменений и дополнений в Устав); 3) 16 ноября 2015 г. (присутствовало 18 депутатов, при этом депутаты Войт А.И., Гопп Н.М., Клименко Б.С, Крайник И.А., Меднис С.Ж., Рупп А.Я. покинули зал заседаний после выступления прокурора Симоненко С.А. о необходимости внесения изменений и дополнений в Устав), 4) 23 ноября 2015 г. (присутствовало 12 депутатов).

В силу ч. 5 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Устава Манского района Красноярского края районный Совет депутатов состоит из 20 человек.

В связи с этим, для внесения изменений и дополнений в Устав, направленных на реализацию Закона Красноярского края необходимо утверждение соответствующего проекта решения 14 голосами депутатов Совета.

Таким образом, при вышеуказанной посещаемости заседаний сессий депутатами Совета, не усматривается оснований для установления факта непроведения Советом правомочных заседаний сессий по вопросу внесения изменений и дополнений в Устав на протяжении трех месяцев подряд на дату вынесения обжалуемого судебного решения.

Более того, согласно протоколу внеочередного заседания Совета от 06 ноября 2015 г., на сессии присутствовало 14 депутатов, однако из листа регистрации депутатов, приложенного к указанному протоколу, следует, что на заседании Совета присутствовало 15 депутатов, из которых только депутат Крайник И.А. покинула зал заседания до окончания сессии.

Судебная коллегия учитывает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что неисполнение Советом вступившего в законную силу судебного решения от 02 июля 2015 г. в течение трех месяцев свидетельствует о необходимости направления судом Губернатору Красноярского края вынесенного по настоящему делу решения после его вступлении в законную силу для разрешения вопроса о внесении в Законодательное Собрание Красноярского края проекта Закона Красноярского края «О роспуске Манского районного Совета депутатов Красноярского края (созыва 2015 г.)» в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Судебная коллегия полагает, что рассматривая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений между сторонами и применил закон, их регулирующий.

Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, а потому оснований для их пересмотра по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется, поскольку выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку фактически сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом тщательного исследования и проверки судом первой инстанции и обоснованно им отклонены. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, в связи с чем, решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, которая не содержит доказательств, опровергающих выводы суда.

Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм права, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Манского районного суда Красноярского края от 21 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполняющего полномочия председателя Манского районного Совета депутатов Монш А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: