ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3600/2022 от 31.05.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Саматова Д.И. УИД 16RS0050-01-2020-011602-40 № дела в суде первой инстанции 2а-171/2021

№ дела в суде апелляционной инстанции 33а-3600/2022

Учет №198а

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Галимова Л.Т.,

судей Шакуровой Н.К., Нуриахметова И.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кисляковой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе Мухаметшиной Гузелии Гусмановны на решение Приволжского районного суда города Казани от 24 ноября 2021 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан к Гузелии Гусмановне Мухаметшиной о взыскании налоговой задолженности и пени, удовлетворить частично.

Взыскать с Гузелии Гусмановны Мухаметшиной, года рождения, уроженки Республики Татарстан, Зеленодольского района, поселок Осиново, зарегистрированной по адресу: , ИНН ...., в доход соответствующего бюджета в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан задолженность по налогу на имущество за 2018 год в размере 5 370 рублей и пени за период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года в размере 16 рублей 25 копеек, задолженность по земельному налогу за 2016 - 2018 года в размере 237 881 рубля 51 копейки, пени за период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года в размере 757 рублей 86 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан отказать.

Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан к Гузелии Гусмановне Мухаметшиной о взыскании налоговой задолженности и пени, удовлетворить.

Взыскать с Гузелии Гусмановны Мухаметшиной, года рождения, уроженки Республики Татарстан, Зеленодольского района, поселок Осиново, зарегистрированной по адресу: , ИНН ...., в доход соответствующего бюджета в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан задолженность по налогу на имущество за 2018 год в размере 29 рублей и пени за период с 3 декабря 2019 года по 18 декабря 2019 года в размере 93 копеек, задолженность по земельному налогу за 2017 - 2018 года в размере 26 129 рублей, пени за период с 3 декабря 2019 года по 18 декабря 2019 года в размере 89 рублей 95 копеек.

Взыскать с Гузелии Гусмановны Мухаметшиной, года рождения, уроженки Республики Татарстан, Зеленодольского района, поселок Осиново, зарегистрированной по адресу: , ИНН .... в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в размере 5 902 рублей 75 копеек».

Выслушав участников судебного процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан (далее – Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Татарстан) обратилась в суд с административным иском к Мухаметшиной Г.Г. о взыскании недоимки за 2016-2018 годы по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога и пеней по ним в общей сумме 256 404 рубле 32 копейки, мотивируя тем, что административному ответчику в оспариваемый период на праве собственности принадлежало имущество в виде жилых домов и земельных участков. В адрес Мухаметшиной Г.Г. налоговым органом было направлено уведомление с указанием на необходимость уплаты налогов. Однако в установленные сроки налоги на имущество физических лиц и земельный налог административным ответчиком не уплачены. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленные сроки налоговым органом были начислены пени. Поскольку административный ответчик своих обязательств по уплате налогов не выполнила, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Мухаметшиной Г.Г. налоговой задолженности и пеней. Мировым судьей 29 мая 2020 года был вынесен судебный приказ о взыскании налоговой задолженности, который отменен мировым судьей 14 октября 2020 года по заявлению налогоплательщика. На основании изложенного Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Татарстан просила взыскать с Мухаметшиной Г.Г. недоимку за 2016 – 2018 годы: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018 год, в размере 5 370 рублей, пени в размере 16 рублей 25 копеек; земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов, за 2016-2018 годы, в размере 245 726 рублей 40 копеек, пени в размере 810 рублей 15 копеек; земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений за 2018 год, в размере 887 рублей, пени в размере 2 рублей 68 копеек; земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений за 2018 год, в размере 2 670 рублей, пени в размере 8 рублей 08 копеек; земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений за 2018 год, в размере 911 рублей, пени в размере 2 рублей 76 копеек.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан (далее – Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Татарстан) обратилась в суд с административным иском к Мухаметшиной Г.Г. о взыскании налога на имущество за 2018 год в размере 29 рублей, пеней в размере 93 копеек; земельного налога с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов за 2017-2018 годы, в размере 24 869 рублей, пеней в размере 85 рублей 61 копейки; земельного налога с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений за 2018 год, в размере 1 260 рублей и пеней в размере 4 рублей 34 копеек, мотивируя тем, что налогоплательщику в оспариваемый период принадлежали земельные участки и жилые дома. В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления и налоговые требования, которые остались без исполнения. 29 мая 2020 года мировым судьей судебного участка № 1 по Приволжскому судебному району города Казани был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика названную выше задолженность, однако определением мирового судьи от 14 октября 2020 года этот судебный приказ отменен.

Определением Приволжского районного суда города Казани от 1 июня 2021 года административное дело № 2а-171/2021 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Татарстан к Мухаметшиной Г.Г. о взыскании налоговой задолженности и пеней и административное дело № 2а-3384/2021 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Татарстан к Мухаметшиной Г.Г. о взыскании налоговой задолженности и пеней объединены в одно производство, с присвоением делу № 2а-171/2021.

В судебном заседании суда первой инстанции представители Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Татарстан и Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Татарстан Павлова Е.Ю. и Демидова М.В. требования административных исков поддержали.

Представитель административного ответчика Касимов Р.С. возражал против удовлетворения требований в заявленном размере.

Судом принято решение о частичном удовлетворении административных исков в вышеприведенной формулировке.

С таким решением не согласилась административный ответчик. В апелляционной жалобе Мухаметшина Г.Г. просит отменить решение суда в части начисления земельного налога и его перерасчета по ставке 1,5%, начисления пеней в связи с неуплатой земельного налога по повышенной налоговой ставке. Полагает, что к рассматриваемым правоотношениям налоговым органом и судом в нарушение части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно применены положения статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей с 1 января 2020 года, которые ухудшают положение налогоплательщика. В то время как в спорный период времени налоговое законодательство не разграничивало земельные участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства в зависимости от их использования в личных целях либо предпринимательских целях. Обращает внимание, что ей на праве собственности принадлежали и принадлежат земельные участки, относящиеся к категории земель: «земли населенных пунктов» со следующими видами разрешенного использования: «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», «для ведения личного подсобного хозяйства», «индивидуальные жилые дома (объекты индивидуального жилищного строительства)», «индивидуальное жилищное строительство». Кроме этого, в ее собственности, помимо земельных участков, имелись и имеются индивидуальные жилые дома и объекты, незавершенные строительством. Названные обстоятельства, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2020 года №308-ЭС19-18258 по делу А53-21469/2017, обуславливают исчисление земельного налога в отношении принадлежащих ей земельных участков с применением налоговой ставки 0,3%.

Относительно апелляционной жалобы административного ответчика административными истцами поданы возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Татарстан Павлова Е.Ю. полагала решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. При этом представила заявление об отказе от административного иска в части требований о взыскании с Мухаметшиной Г.Г. задолженности по земельному налогу, доначисленному за 2016 год, в размере 3777 рублей, пеней за неуплату задолженности по земельному налогу за 2016 год за период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года в размере 11 рублей 43 копеек; задолженности по земельному налогу, доначисленному за 2017 год, в размере 20672 рублей; задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 16780 рублей 89 копеек, пеней за неуплату задолженности по земельному налогу за 2018 год за период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года в размере 108 рублей 76 копеек.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Татарстан Демидова М.В. с апелляционной жалобой не согласилась, просила отказать в ее удовлетворении. Так же представила заявление об отказе от административного иска в части требований о взыскании с Мухаметшиной Г.Г. задолженности по земельному налогу, доначисленному за 2017 год, в размере 3545 рублей, пеней за неуплату задолженности по земельному налогу за 2017 год за период с 3 декабря 2019 года по 18 декабря 2019 года в размере 12 рублей 21 копейки; задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 3 457 рублей, пеней за неуплату задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 11 рублей 90 копеек за период с 3 декабря 2019 года по 18 декабря 2019 года.

Разрешая ходатайства представителей налоговых органов о прекращении производства по делу в части, в связи с частичным отказом от административных исков, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично (часть 2).

Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит данному Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).

Согласно статье 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалоб, должен быть выражен в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме (часть 1).

При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (часть 2).

Проверив полномочия на отказ от административного иска, содержащийся в письменных заявлениях представителей административных истцов, в которых указано об осведомленности о последствиях отказа от административного иска и прекращения производства по административному делу, проанализировав обстоятельства по делу, судебная коллегия полагает возможным принять отказ от заявленных требований Межрайонной ИФНС России №6 по Республике Татарстан от административного иска к Мухаметшиной Г.Г. в части требований о взыскании с Мухаметшиной Г.Г. задолженности по земельному налогу, доначисленному за 2016 год, в размере 3777 рублей, пеней за неуплату задолженности по земельному налогу за 2016 год за период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года в размере 11 рублей 43 копеек, задолженности по земельному налогу, доначисленному за 2017 год, в размере 20 672 рублей, задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 16780 рублей 89 копеек, пеней за неуплату задолженности по земельному налогу за 2018 год за период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года в размере 108 рублей 76 копеек

Также судебная коллегия полагает возможным принять отказ Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Татарстан от административного иска к Мухаметшиной Г.Г. в части требований о взыскании с Мухаметшиной Г.Г. задолженности по земельному налогу, доначисленному за 2017 год, в размере 3545 рублей, пеней за неуплату задолженности по земельному налогу за 2017 год за период с 3 декабря 2019 года по 18 декабря 2019 года в размере 12 рублей 21 копейки, задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 3457 рублей, пеней за неуплату задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 11 рублей 90 копеек за период с 3 декабря 2019 года по 18 декабря 2019 года.

В указанной части требований административных истцов производство по настоящему административному делу подлежит прекращению.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается в том числе расположенное в пределах муниципального образования жилое помещение (квартира, комната).

В силу положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.

В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 данного Кодекса (пункт 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (пункт 4).

Физические лица уплачивают земельный налоги и налог на имущество на основании налогового уведомления, которое направляет им налоговый орган. При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения такого уведомления (пункт 2 статьи 52, пункт 4 статьи 57, пункт 3 статьи 363, пункт 4 статьи 397, пункт 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование должно быть вынесено в пределах сроков, предусмотренных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, и направлено налогоплательщику непосредственно после его вынесения, чтобы предложение о добровольной уплате налога в установленный срок было реальным.

При этом нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, само по себе, не влечет нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика. В то же время, нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 апреля 2014 года № 822-О, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

Из положений пунктов 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что по общему правилу, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, законодателем установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой налогов действий по принудительному взысканию налогов.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в 2018 году Мухаметшина Г.Г. являлась собственником земельных участков, на которые ей исчислен земельный налог. В частности, Мухаметшина Г.Г. обладала следующими земельными участками:

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 12 месяцев 2018 года земельного налога составила 7 179 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 12 месяцев 2018 года земельного налога составила 7 054 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 7 месяцев 2018 года земельного налога составила 5 395 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 12 месяцев 2018 года земельного налога составила 7 744 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 12 месяцев 2018 года земельного налога составила 8 339 рублей 00 копеек;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 11 месяцев 2018 года земельного налога составила 7 917 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 6 месяцев 2018 года земельного налога составила 3 402 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 5 месяцев 2018 года земельного налога составила 2 939 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 4 месяца 2018 года земельного налога составила 2 822 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 12 месяцев 2018 года земельного налога составила 6 834 рубля 00 копеек;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 12 месяцев 2018 года земельного налога составила 8 762 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 7 месяцев 2018 года земельного налога составила 4 115 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 4 месяца 2018 года земельного налога составила 2 832 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 4 месяца 2018 года земельного налога составила 2 911 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 12 месяцев 2018 года земельного налога составила 10 734 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 12 месяцев 2018 года земельного налога составила 10 990 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 3 месяца 2018 года земельного налога составила 3 483 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 12 месяцев 2018 года земельного налога составила 11 908 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 12 месяцев 2018 года земельного налога составила 28 793 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 3 месяца 2018 года земельного налога составила 368 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 3 месяца 2018 года земельного налога составила 607 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 4 месяца 2018 года земельного налога составила 2 584 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 9 месяцев 2018 года земельного налога составила 7 543 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: ), сумма исчисленного за 6 месяцев 2018 года земельного налога составила 3 893 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: ), сумма исчисленного за 2 месяца 2018 года земельного налога составила 2 872 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 5 месяцев 2018 года земельного налога составила 700 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 4 месяца 2018 года земельного налога составила 280 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма исчисленного за 4 месяца 2018 года земельного налога составила 280 рублей.

В 2017 году Мухаметшина Г.Г. владела на праве собственности следующими земельными участками, ставшими предметом налогообложения:

с кадастровым номером .... расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 5 месяцев 2017 года составила 31 063 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 4 месяца 2017 года составила 1 914 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 4 месяца 2017 года составила 1 881 рубль;

с кадастровым номером .... расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 4 месяца 2017 года составила 2 466 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 4 месяца 2017 года составила 2 065 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 4 месяца 2017 года составила 2 224 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 4 месяца 2017 года составила 2 303 рубля 00 копеек;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 4 месяца 2017 года составила 1 814 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 4 месяца 2017 года составила 1 881 рубль;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 4 месяца 2017 года составила 2 258 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 4 месяца 2017 года составила 1 822 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 4 месяца 2017 года составила 2 337 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 4 месяца 2017 года составила 1 881 рубль;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 12 месяцев 2017 года составила 8 587 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 12 месяцев 2017 года составила 8 792 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 12 месяцев 2017 года составила 11 146 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 12 месяцев 2017 года составила 9 526 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 12 месяцев 2017 года составила 23 034 рубля;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 1 месяц 2017 года составила 730 рублей;

с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: , сумма налога к доплате, с учетом уменьшения, за 4 месяца 2017 года составила 3 258 рублей.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспорено административным ответчиком, сроки для совершения действий по принудительному взысканию налогов налоговым органом соблюдены.

Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции статьи 1 Закона № 334-ФЗ) перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации.

Перерасчет, предусмотренный абзацем 1 пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Учитывая, что на день перерасчета земельного налога в сторону увеличения, Мухаметшиной Г.Г. не была уплачена сумма налоговой задолженности за 2017 год, действия налогового органа по доначислению земельного налога не противоречат действующему законодательству.

Разрешая административный иск, суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности произведенных налоговыми органами расчетов предъявленной ко взысканию налоговой задолженности, требования административных истцов удовлетворил. При этом, признавая правомерным начисление земельного налога с применением налоговой ставки в размере 1,5%, суд первой инстанции, ссылаясь на позицию Верховного Суда Российской Федерации о том, что пониженные налоговые ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в личных целях и недопустимость в этой связи применения указанной ставки в отношении земельных участков, приобретенных с целью извлечения прибыли, принял во внимание значительное количество земельных участков, являющихся объектом налогообложения, отсутствие доказательств их использования Мухаметшиной Г.Г. для личных нужд с целью индивидуального жилищного строительства, возделывания земельных участков и выращивания сельскохозяйственных культур в личных целях, вследствие чего пришел к выводу о невозможности применения при расчете суммы земельного налога в отношении спорных земельных участков пониженной ставки земельного налога в размере 0,3%.

С таким выводом применительно к рассматриваемым правоотношениям судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден (пункт 1) классификатор видов разрешенного использования земельных участков; установлено (пункт 2), что в соответствии с классификатором определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.

Согласно классификатору под видом разрешенного использования «жилая застройка» понимается размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них. К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека, за исключением зданий (помещений), используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (гостиницы, дома отдыха); для проживания с одновременным осуществлением лечения или социального обслуживания населения (санатории, дома ребенка, дома престарелых, больницы); как способа обеспечения непрерывности производства (вахтовые помещения, служебные жилые помещения на производственных объектах); как способа обеспечения деятельности режимного учреждения (казармы, караульные помещения, места лишения свободы, содержания под стражей).

Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.7

Под видом разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» понимается размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение гаражей и подсобных сооружений.

Под видом разрешенного использования земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» понимается размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных данным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Положения статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, не регулировали порядок исчисления налоговой базы при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода.

В целях обеспечения учета интересов всех участников рассматриваемых правоотношений федеральными законами от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ и от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ в статью 391 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым изменение кадастровой стоимости действует на будущее время, то есть не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, когда имеет место исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка, а также когда его кадастровая стоимость была изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.

Соответственно, изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшего в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика, что свидетельствует о соблюдении законодателем конституционного принципа равенства и определенности налоговой нормы.

В свою очередь, ставка по земельному налогу устанавливается исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, учтенных при определении кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, налоговая база, в том числе на основе которой формируется итоговый размер налогового обязательства налогоплательщика по земельному налогу, тесно связана с такими элементами налогообложения, как налоговый период и налоговая ставка.В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Таким образом, при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период применяется налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости земельного участка исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Таким образом, пункт 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, не устанавливал ограничений для применения пониженной ставки земельного налога 0,3% для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности.

Федеральным законом от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ в названную выше норму внесены изменения, в соответствии с которыми размер земельного налога 0,3% не применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательских целях. При этом Законом № 325-ФЗ не предусмотрено, что данные положения Налогового кодекса Российской Федерации имеют обратную силу.

Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Учитывая, что перерасчет земельного налога за 2017 год и его исчисление за 2018 год осуществлены до вступления в силу изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, то положения пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в новой редакции к возникшему спору неприменимы.

Решением Казанской городской Думы от 11 ноября 2013 года № 5-26 «О земельном налоге» установлены ставки по земельному налогу на территории города Казани.

Согласно пунктам 1.2, 1.3.1 решения № 5-26 (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) ставка земельного налога в размере 0,25 % установлена в отношении земельных участков, занятых индивидуальными жилыми домами и личным подсобным хозяйством и 0,3% - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 решения Совета муниципального образования «Верхнеуслонское сельское поселение» Верхнеуслонского муниципального района от 17 ноября 2005 года № 15 «Об установлении земельного налога на территории Верхнеуслонского сельского поселения» (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) ставка земельного налога в размере 0,3% установлена в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

В то же время судебная коллегия принимает во внимание положения пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, которые регламентируя порядок исчисления земельного налога, предусматривают применение к нему повышающих коэффициентов 2 и 4 в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), условиями для применения которых являются государственная регистрация права собственности на земельный участок с видом разрешенного использования и осуществление на нем жилищного строительства.

Каких-либо иных исключений для применения таких коэффициентов, кроме осуществления физическими лицами индивидуального жилищного строительства, законодательством не предусмотрено.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, данное регулирование, принятое федеральным законодателем в рамках его дискреции в налоговой сфере, по своему содержанию направлено на стимулирование (с использованием налоговых механизмов) соблюдения этапов строительства объектов жилья, что не может расцениваться как нарушение конституционных прав плательщиков земельного налога (определения от 27 июня 2017 года № 1169-О, от 23 апреля 2020 года № 821-О и от 23 июля 2020 года № 1646-О).

Исходя из системного толкования указанных выше норм следует сделать вывод, что пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по общему правилу, применяется на условиях осуществления на них жилищного строительства в отношении земельных участков с разрешенным использованием «для комплексного освоения в целях жилищного строительства». Налогоплательщик в случае неосвоения земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не лишен права применять пониженную налоговую ставку (в пределах 0,3%), однако от исчисления налога с учетом повышающего коэффициента не освобожден (пункт 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 апреля 2021 года (далее - Обзор № 1 (2021).

Таким образом, воля законодателя состоит в исключении возможности извлечения налоговой выгоды собственниками земельных участков, которые не имели объективных препятствий в осуществлении жилищного строительства, но уклонились от освоения земельного участка, не завершив строительство, по крайней мере до истечения трех лет с момента получения участка в собственность либо изначально не имели намерения по его освоению, например, если приобретенные земельные участки рассматривались налогоплательщиком лишь в качестве активов для последующей продажи. Указанный вывод следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2020 года № 309-ЭС20-11143.

Из материалов дела следует, что земельные участки, являющиеся объектом налогообложения, имеют вид разрешенного использования: «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках»; «для ведения личного подсобного хозяйства»; «индивидуальные жилые дома (объекты индивидуального жилищного строительства)»; «индивидуальное жилищное строительство».

Кроме того, судом установлено и не оспаривалось сторонами, что земельные участки Мухаметшиной Г.Г. приобретались с целью осуществления на них жилищного строительства, либо уже с находящимися на них жилыми домами, поставленными на кадастровый учет, либо незавершенными строительством.

Таким образом, исходя из обстоятельств настоящего административного дела, в контексте приведенных норм правового регулирования рассматриваемых правовых отношений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исчисление налоговыми органами земельного налога в отношении спорных земельных участков с применением налоговой ставки 1,5% является необоснованным и при расчёте налоговому органу следовало применить ставку 0,25% или 0,3 % (в зависимости от местонахождения), в отношении земельных участков, где при их приобретении Мухаметшиной Г.Г. находились жилые дома, поставленные на кадастровый учет; 0,3 % - в отношении земельных участков, приобретенных налогоплательщиком с целью осуществления на них жилищного строительства и использованных по целевому назначению с постановкой на кадастровый учет построенных объектов недвижимого имущества; 0,3% с повышающим коэффициентом 2 в отношении земельных участков, приобретенных в собственность Мухаметшиной Г.Г. на условиях осуществления на них жилищного строительства, но не освоенных ею в этих целях.

При этом правовая позиция суда первой инстанции о неприемлемости применения пониженной ставки налога, установленной абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, физическими лицами, использующими земельные участки в целях извлечения прибыли, со ссылкой на определения Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2015 года № 305-КГ14-9101, от 15 января 2018 года № 305-КГ17-20424, от 20 июня 2018 года № 301-КГ18-7425, является ошибочной, поскольку в указанных судебных актах высшей судебной инстанцией в контексте положений Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дана оценка правомерности применения пониженной ставки земельного налога 0,3% в отношении земельных участков, имеющих разрешенный вид использования «для дачного строительства», «для сельскохозяйственного использования», «для сельскохозяйственного производства», «для ведения личного подсобного хозяйства», «огороды», «для индивидуального жилищного строительства» и «строительство жилого дома». В рамках рассмотрения названных выше дел Верховным судом Российской Федерации не рассматривалась возможность применения льготной ставки к земельным участкам, используемым гражданами для индивидуального жилищного строительства в предпринимательских целях. В то время как на возможность применения коммерческими организациями ставки 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, указала судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определениях от 4 февраля 2020 № 308-ЭС19-18258 и от 11 апреля 2022 № 306-ЭС21-25432.

Не могут быть приняты во внимание и доводы административных истцов о недопустимости применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, используемых Мухаметшиной Г.Г. для извлечения прибыли, поскольку положения подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период правоотношений), устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, не предусматривали каких-либо ограничений для применения для налогоплательщиков – коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Запрет на применение пониженной налоговой ставки в отношении участков под индивидуальное жилищное строительство, используемых в предпринимательской деятельности (сдача в аренду, перепродажа), установлен лишь с 1 января 2020 года.

Кроме того, вопреки доводам налоговых органов, непродолжительное владение Мухаметшиной Г.Г. некоторыми из спорных земельных участков, так же не дает оснований для изменения порядка исчисления налога с повышенной ставкой 1,5%.

По мнению судебной коллегии, размер земельного налога за 2017 год, подлежащего уплате Мухаметшиной Г.Г., составлял 40571 рубль 38 копеек, при этом Мухаметшиной Г.Г. 23 декабря 2019 года уплачено 30247 рублей, остаток задолженности 10324 рубля 38 копеек; за 2018 год земельный налог, подлежащий уплате Мухаметшиной Г.Г., составляет – 41645 рублей 83 копейки.

При этом судебная коллегия исходит из следующего расчета.

Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: , находился в собственности у Мухаметшиной Г.Г. в период с 6 апреля 2017 года по 31 августа 2017 года. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ...., завершенный строительством в 2016 году и поставленный на кадастровый учет 25 июля 2016 года. Следовательно, на момент приобретения земельного участка Мухаметшиной Г.Г. жилой дом находился на земельном участке. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2017 год в размере 6471 рубля 50 копеек (6212643 х 0,25% : 12 х 5 = 6471 рубль 50 копеек).

Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: , находился в собственности у ФИО1 Г.Г. в период с 31 августа 2017 года по 15 августа 2018 года. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ...., завершенный строительством в 2017 году и поставленный на кадастровый учет 10 августа 2017 года. Следовательно, на момент приобретения земельного участка Мухаметшиной Г.Г. жилой дом находился на земельном участке. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2017 год в размере 513 рублей 80 копеек (616561 х 0,25% : 12 х 4 = 513 рублей 80 копеек); земельный налог за 2018 год в размере 899 рублей 15 копеек (616561 х 0,25% : 12 х 7 = 899 рублей 15 копеек).

Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: , находился в собственности у ФИО1 Г.Г. в период с 31 августа 2017 года по 18 января 2019 года. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ...., завершенный строительством в 2018 году и поставленный на кадастровый учет 20 июля 2018 года. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2017 год в размере 516 рублей 24 копеек (516239 х 0,3% : 12 х 4 = 516 рублей 24 копейки); земельный налог за 2018 год в размере 1548 рублей 72 копеек (516239х0,3%:12х12=1548 рублей 72 копейки).

Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: , находился в собственности у Мухаметшиной Г.Г. в период с 31 августа 2017 года по 28 мая 2019 года. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ...., завершенный строительством в 2018 году и поставленный на кадастровый учет 16 июля 2018 года. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2017 год в размере 555 рублей 95 копеек (555950 х 0,3% : 12 х 4 = 555 рублей 95 копеек); земельный налог за 2018 год в размере 1667 рублей 85 копеек (555950х0,3%:12х12=1667 рублей 85 копеек).

Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: , находился в собственности у ФИО1 Г.Г. в период с 31 августа 2017 года по 7 декабря 2018 года. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ...., завершенный строительством в 2018 году и поставленный на кадастровый учет 31 августа 2018 года. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2017 год в размере 575 рублей 81 копейки (575806 х 0,3% : 12 х 4 = 575 рублей 81 копейка); земельный налог за 2018 год в размере 1583 рублей 47 копеек (575806 х 0,3% : 12 х 11 = 1583 рубля 47 копеек).

Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: , находился в собственности у Мухаметшиной Г.Г. в период с 31 августа 2017 года по 20 июня 2018 года. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ...., завершенный строительством в 2017 году и поставленный на кадастровый учет 8 августа 2017 года. Следовательно, на момент приобретения земельного участка Мухаметшиной Г.Г. жилой дом находился на земельном участке. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2017 год в размере 377 рублей 95 копеек (453538 х 0,25% : 12 х 4 = 377 рублей 95 копеек); земельный налог за 2018 год в размере 566 рублей 92 копеек (453538 х 0,25% : 12 х 6 =566 рублей 92 копейки).

Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: , находился в собственности у Мухаметшиной Г.Г. в период с 31 августа 2017 года по 14 июня 2018 года. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ...., завершенный строительством в 2017 году и поставленный на кадастровый учет 8 августа 2017 года. Следовательно, на момент приобретения земельного участка Мухаметшиной Г.Г. жилой дом находился на земельном участке. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2017 год в размере 391 рубля 88 копеек (470259 х 0,25% : 12 х 4 = 391 рубль 88 копеек); земельный налог за 2018 год в размере 489 рублей 85 копеек (470259 х 0,25% : 12 х 5 = 489 рублей 85 копеек).

Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: , находился в собственности у Мухаметшиной Г.Г. в период с 31 августа 2017 года по 25 апреля 2018 года. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ...., завершенный строительством в 2016 году и поставленный на кадастровый учет 25 июля 2016 года. Следовательно, на момент приобретения земельного участка Мухаметшиной Г.Г. жилой дом находился на земельном участке. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2017 год в размере 470 рублей 26 копеек (564310 х 0,25% : 12 х 4 = 470 рублей 26 копеек); земельный налог за 2018 год в размере 470 рублей 26 копеек (564310 х 0,25% : 12 х 4 = 470 рублей 26 копеек).

Земельный участок с кадастровым номером .... расположенный по адресу: , находился в собственности у Мухаметшиной Г.Г. в период с 31 августа 2017 года по 13 мая 2020 года. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ...., поставленный на кадастровый учет 29 марта 2019 года. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2017 год в размере 455 рублей 63 копеек (455628 х 0,3% : 12 х 4 = 455 рублей 63 копейки), земельный налог за 2018 год в размере 1366 рублей 88 копеек (455628 х 0,3% : 12 х 12= 1366 рублей 88 копеек).

Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: , находился в собственности у Мухаметшиной Г.Г. в период с 31 августа 2017 года по 20 февраля 2019 года. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ...., завершенный строительством в 2018 году и поставленный на кадастровый учет 28 августа 2018 года. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2017 год в размере 584 рублей 17 копеек (584166 х 0,3% : 12 х 4 = 584 рубля 17 копеек); земельный налог за 2018 год в размере 1752 рублей 50 копеек (584166 х 0,3% : 12 х 12 = 1752 рубля 50 копеек).

Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: , находился в собственности у Мухаметшиной Г.Г. в период с 31 августа 2017 года по 17 июля 2018 года. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ...., завершенный строительством в 2017 году и поставленный на кадастровый учет 8 августа 2017 года. Следовательно, на момент приобретения земельного участка Мухаметшиной Г.Г. жилой дом находился на земельном участке. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2017 год в размере 391 рубля 88 копеек (470259 х 0,25% : 12 х 4 = 391 рубль 88 копеек); земельный налог за 2018 год в размере 685 рублей 79 копеек (470259х0,25%:12х7=685 рублей 79 копеек).

Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: земельный участок находился в собственности у Мухаметшиной Г.Г. в период с 11 января 2017 года по 16 марта 2018 года. Данный земельный участок приобретен по договору дарения, в последующем реализован без объекта недвижимости. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2017 год в размере 2786 рублей 38 копеек (928792 х 0,3% : 12 х 12 = 2786 рублей 38 копеек); земельный налог за 2018 год в размере 696 рублей 59 копеек (928792х0,3%:12х3=696 рублей 59 копеек).

Земельный участок с кадастровым номером .... расположенный по адресу: , находился в собственности у Мухаметшиной Г.Г. в период с 11 января 2017 года по 27 декабря 2018 года. Данный земельный участок приобретен по договору дарения, в последующем реализован без объекта недвижимости. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2017 год в размере 2381 рубля 52 копеек (793840 х 0,3% : 12 х 12 = 2381 рубль 52 копейки); земельный налог за 2018 год в размере 2381 рубля 52 копеек (793840 х 0,3% : 12 х 12 = 2381 рубль 52 копейки).

Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: , находился в собственности у Мухаметшиной Г.Г. в период с 28 августа 2018 года по 19 декабря 2018 года. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ...., завершенный строительством в 2018 году и поставленный на кадастровый учет 22 января 2018 года. Следовательно, на момент приобретения земельного участка Мухаметшиной Г.Г. жилой дом находился на земельном участке. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2018 год в размере 472 рублей 01 копейки (566410 х 0,25% : 12 х 4 = 472 рубля 01 копейка).

По земельным участкам с кадастровыми номерами .... расчет земельного налога должен быть произведен с применением налоговой ставки по земельному налогу 0,3 процента с повышающим коэффициентом 2.

Таким образом, по земельному участку с кадастровым номером ...., расположенному по адресу: , сумма налога за 4 месяца 2017 года составляет 957 рублей 24 копейки, исходя из следующего расчета: 478618 х 0,6 %:12 х 4 = 957 рублей 24 копейки; сумма налога за 12 месяцев 2018 года составляет 2871 рублей 71 копейки (478619 х 0,6 %:12 х 12 = 2871 рублей 71 копейки);

по земельному участку с кадастровым номером ...., расположенному по адресу: , сумма налога за 4 месяца 2017 года составляет 940 рублей 52 копейки (470259 х 0,6 %:12 х 4 = 940 рублей 52 копейки) сумма налога к доплате за 12 месяцев 2018 года составляет 2821 рублей 55 копейки ( 470259 х 0,6 %:12 х 12 = 2821 рублей 55 копейки);

по земельному участку с кадастровым номером ...., расположенному по адресу: , сумма налога за 12 месяцев 2017 года составляет 4293 рубля 48 копеек (715580 х 0,6 %:12 х 12= 4293 рубля 48 копеек); сумма налога к доплате за 12 месяцев 2018 года составляет 4293 рубля 48 копеек (715580 х 0,6 %:12 х 12= 4293 рубля 48 копеек);

по земельному участку с кадастровым номером ...., расположенному по адресу: , сумма налога за 12 месяцев 2017 года составляет 4396 рубля 01 копейка (732668 х 0,6 %:12 х 12= 4396 рубля 01 копейка); сумма налога к доплате за 12 месяцев 2018 года составляет 4396 рубля 01 копеек (732668 х 0,6 %:12 х 12= 4396 рубля 01 копеек);

по земельному участку с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: , сумма налога за 4 месяца 2017 года составляет 1628 рублей 96 копеек (814479 х 0,6 %:12 х 4= 1628 рублей 96 копеек);

по земельному участку с кадастровым номером ...., расположенному по адресу: , сумма налога за 12 месяцев 2017 года составляет 11517 рублей 03 копейки (1919505 х 0,6 %:12 х 12= 11517 рублей 03 копейки); сумма налога за 12 месяцев 2018 года составляет 11517 рублей 03 копейки (1919505 х 0,6 %:12 х 12= 11517 рублей 03 копейки);

по земельному участку с кадастровым номером .... расположенному по адресу: , сумма налога за 1 месяц 2017 года составляет 365 рублей 17 копеек (730332 х 0,6 %:12 х 1= 365 рублей 17 копеек);

по земельному участку с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: . Данный земельный участок находился в собственности у Мухаметшиной Г.Г. в период с 28 августа 2018 года по 10 января 2019 года. Сумма налога за 4 месяца 2018 года составляет 1164 рубля 54 копейки (582269 х 0,6 %:12 х 4= 1164 рубля 54 копейки).

В связи с неуплатой Мухаметшиной Г.Г. земельного налога за 2017 год в предусмотренный законом срок, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, с административного ответчика подлежат взысканию пени в размере 31 рубля 23 копеек за период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года, исходя из следующего расчета:

10324 рубля 38 копеек х 6,5% х 1/ 300 х 13= 29 рублей 08 копеек, 10324 рубля 38 копеек х 6,25% х 1/ 300 х 1= 2 рубля 15 копеек, где 10324 рубля 38 копеек – сумма задолженности по налогу; 6,5 и 6,25 – ключевая ставка, действующая в период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года (по информации Банка России от 25 октября 2019 года и 3 декабря 2019 года); 13 и 1 ? количество дней просрочки, за которые рассчитаны пени.

За неуплату земельного налога за 2018 год с административного ответчика подлежат взысканию пени в размере 125 рублей 98 копеек за период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года, исходя из следующего расчета:

41645 рубля 83 копеек х 6,5% х 1/ 300 х 13= 117 рублей 30 копеек, 41645 рубля 83 копеек х 6,25% х 1/ 300 х 1= 8 рублей 68 копеек, где 41645 рубля 83 копеек – сумма задолженности по налогу; 6,5 и 6,25 – ключевая ставка, действующая в период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года (по информации Банка России от 25 октября 2019 года и 3 декабря 2019 года); 13 и 1 ? количество дней просрочки, за которые рассчитаны пени.

Кроме того, судебная коллегия не соглашается с расчетом земельного налога за 2018 год, так же произведенным Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Татарстан исходя из налоговой ставки 1,5%. По мнению судебной коллегии, размер земельного налога за 2018 год, подлежащий уплате Мухаметшиной Г.Г., составляет 5855 рубля 84 копеек.

В данном случае, по мнению судебной коллегии, расчет земельного налога за 2018 год следующий.

Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: , находился в собственности у Мухаметшиной Г.Г. в период с 20 марта 2018 года по 3 сентября 2018 года. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ...., завершенный строительством в 2017 году и поставленный на кадастровый учет 7 октября 2017 года. Следовательно, на момент приобретения земельного участка Мухаметшиной Г.Г. жилой дом находился на земельном участке. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2018 год в размере 140 рублей 02 копеек (112017 х 0,3% : 12 х 5 = 140 рублей 02 копейки).

Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: , находился в собственности у Мухаметшиной Г.Г. в период с 3 сентября 2018 года по 17 ноября 2020 года. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ...., завершенный строительством в 2017 году и поставленный на кадастровый учет 7 октября 2017 года. Следовательно, на момент приобретения земельного участка Мухаметшиной Г.Г. жилой дом находился на земельном участке. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2018 год в размере 56 рублей 01 копейки (56008 х 0,3% : 12 х 4 = 56 рублей 01 копейка).

Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: , находился в собственности у Мухаметшиной Г.Г. в период с 28 марта 2018 года по 22 августа 2019 года. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ...., завершенный строительством в 2018 году и поставленный на кадастровый учет 20 февраля 2018 года. Следовательно, на момент приобретения земельного участка Мухаметшиной Г.Г. жилой дом находился на земельном участке. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2018 год в размере 1257 рублей 12 копеек (670465х0,25%:12х9=1257 рублей 12 копеек).

Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: ), находился в собственности у Мухаметшиной Г.Г. в период с 12 июля 2018 года по 22 августа 2018 года. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ...., завершенный строительством в 2018 году и поставленный на кадастровый учет 22 января 2018 года. Следовательно, на момент приобретения земельного участка Мухаметшиной Г.Г. жилой дом находился на земельном участке. Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2018 год в размере 478 рублей 62 копейки (1148679 х 0,25% : 12 х 2 = 478 рублей 62 копейки).

Земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: ), находился в собственности у Мухаметшиной Г.Г. в период с 4 октября 2017 года по 28 марта 2018 года. На указанном земельном участке расположен незавершенный строительством индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ..... Таким образом, в отношении данного земельного участка Мухаметшиной Г.Г. подлежал уплате земельный налог за 2018 год в размере 551 рубля 56 копеек (735411 х 0,3% : 12 х 3 = 551 рубль 56 копеек).

По земельным участкам с кадастровыми номерами ...., расчет земельного налога должен быть произведен с применением налоговой ставки по земельному налогу 0,3 процента в повышающим коэффициентом 2.

Таким образом по земельному участку с кадастровым номером ...., расположенному по адресу: , сумма налога за 4 месяца 2018 года составляет 112 рублей 02 копейки (56008 х 0,6 %:12 х 4 = 112 рублей 02 копейки);

по земельному участку с кадастровым номером ...., расположенному по адресу: , сумма исчисленного за 4 месяца 2018 года составляет 1033 рублей 73 копейки (516863 х 0,6 %:12 х 4 = 1033 рублей 73 копейки);

по земельному участку с кадастровым номером ...., расположенному по адресу: ), сумма исчисленного за 6 месяцев 2018 года земельного налога составляет 1557 рублей 19 копейки (519064х 0,6 %:12 х 6 = 1557 рублей 19 копеек);

по земельному участку с кадастровым номером с кадастровым номером ...., расположенному по адресу: , сумма исчисленного за 3 месяцев 2018 года земельного налога составляет 669 рублей 57 копейки (446380х 0,6 %:12 х 3 = 669 рублей 57 копеек).

В связи с неуплатой Мухаметшиной Г.Г. земельного налога за 2018 год в предусмотренный законом срок, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, с административного ответчика подлежат взысканию пени в размере 20 рублей 15 копеек за период с 3 декабря 2019 года по 18 декабря 2019 года, исходя из следующего расчета:

5855 рублей 84 копейки х 6,5% х 1/ 300 х 13= 16 рублей 49 копеек, 5855 рублей 84 копейки х 6,25% х 1/ 300 х 3= 3 рубля 66 копеек, где 10324 рубля 38 копеек – сумма задолженности по налогу; 6,5 и 6,25 – ключевая ставка, действующая в период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года (по информации Банка России от 25 октября 2019 года и 3 декабря 2019 года); 13 и 1 ? количество дней просрочки, за которые рассчитаны пени.

С учетом изменения размера удовлетворенных требований, решение суда в части взыскания с Мухаметшиной Г.Г. госпошлины в бюджет муниципального образования города Казани в размере 5902 рублей 75 копеек также подлежит изменению, а именно с Мухаметшиной Г.Г. в бюджет муниципального образования города Казани подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 103 рублей 00 копеек.

Выводы суда, по которым удовлетворены административные иски в остальной части, по мотиву их обоснованности, являются правильными, подтверждаются установленными судом обстоятельствами. Оснований не согласиться с ними, у судебной коллегии не имеется, поэтому в этой части решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 177, 46, 157, 304, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

принять отказ межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Татарстан от административного иска к Мухаметшиной Гузелии Гусмановне в части требований о взыскании с Мухаметшиной Гузелии Гусмановны задолженности по земельному налогу, доначисленному за 2016 год, в размере 3777 рублей, пеням за неуплату задолженности по земельному налогу за 2016 год за период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года, в размере 11 рублей 43 копеек, задолженности по земельному налогу, доначисленному за 2017 год, в размере 20672 рублей, задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 16780 рублей 89 копеек, пеням за неуплату задолженности по земельному налогу за 2018 год за период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года, в размере 108 рублей 76 копеек;

принять отказ межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Татарстан от административного иска к Мухаметшиной Гузелии Гусмановне в части требований о взыскании с Мухаметшиной Гузелии Гусмановны задолженности по земельному налогу, доначисленному за 2017 год, в размере 3545 рублей, пеням за неуплату задолженности по земельному налогу за 2017 год за период с 3 декабря 2019 года по 18 декабря 2019 года, в размере 12 рублей 21 копейки, задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 3457 рублей, пеням за неуплату задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 11 рублей 90 копеек за период с 3 декабря 2019 года по 18 декабря 2019 года.

Решение суда в указанной части отменить, производство по делу прекратить.

Решение суда в части взыскания с Мухаметшиной Гузелии Гусмановны в доход соответствующего бюджета в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан задолженности по земельному налогу за 2016 - 2018 годы в размере 237 881 рубля 51 копейки, пеням за период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года в размере 757 рублей 86 копеек, отменить и принять в этой части новое решение.

Взыскать с Мухаметшиной Гузелии Гусмановны задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 41345 рублей, пеням, начисленным за период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года, в размере 125 рублей 07 копеек.

Взыскать с Мухаметшиной Гузелии Гусмановны задолженность по земельному налогу, доначисленному за 2017 год, в размере 19815 рублей 61 копейки, пеням, начисленным за период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года, в размере 59 рублей 94 копеек.

Решение суда в части взыскания с Мухаметшиной Гузелии Гусмановны в доход соответствующего бюджета в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан задолженности по земельному налогу за 2017 - 2018 годы в размере 26 129 рублей, пеням за период с 3 декабря 2019 года по 18 декабря 2019 года в размере 89 рублей 95 копеек, отменить и принять в этой части новое решение.

Взыскать с Мухаметшиной Гузелии Гусмановны задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 6202 рублей 99 копеек, пеням, начисленным за период с 3 декабря 2019 года по 18 декабря 2019 года, в размере 21 рубля 35 копеек.

Решение Приволжского районного суда города Казани от 24 ноября 2021 года в части взыскания с Мухаметшиной Гузелии Гусмановны в бюджет муниципального образования города Казани госпошлины в размере 5902 рублей 75 копеек изменить.

Снизить государственную пошлину, подлежащую уплате Мухаметшиной Гузелией Гусмановной в бюджет муниципального образования города Казани, до 2227 рублей.

В остальной части требований решение Приволжского районного суда города Казани от 24 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мухаметшиной Гузелии Гусмановны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 14 июня 2022 года

Определение21.06.2022