ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3603/21 от 28.04.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Жила Н.Л. Дело № 33а-3603/21

25RS0010-01-2020-005859-55

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 апреля 2021 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Гончарова А.А.

судей Украинцевой С.Н. и Новожиловой И.Н.

при секретаре Бондаренко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора г. Находка к администрации Находкинского городского округа Приморского края об оспаривании бездействия по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Ляшенко Ю.В. на решение Находкинского городского суда Приморского края от 15 февраля 2021 года, которым административное исковое заявление прокурора удовлетворено: признано незаконным бездействие администрации Находкинского городского округа, выразившееся в необеспечении земельных участков, расположенных на территории, ограниченной автомобильной дорогой Владивосток - Находка и воздушной линией 110 кВ в г. Находке (район улицы Перевальная в г.Находка), необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой. На администрацию Находкинского городского округа возложена обязанность обеспечить земельные участки, расположенные на территории, ограниченной автомобильной дорогой Владивосток - Находка и воздушной линией 110 кВ в г. Находке (район улицы Перевальная в г. Находка), необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: дорогами, водоснабжением и водоотведением, электроснабжением.

Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., возражения прокурора Бекетовой В.А. по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор г. Находка обратился в суд с иском к администрации об оспаривании бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер для обеспечения земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в Приморском крае, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной проверки выявлены нарушения законодательства. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 №1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено, что основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.

В целях реализации указанного закона на территории Находкинского городского округа действует подпрограмма «Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой» на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», которая входит в состав муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением администрации Находкинского городского округа от 29.08.2014 № 1611. К числу территорий, определенных под индивидуальную жилую застройку для граждан, имеющих трех и более детей, обладающих правом бесплатного получения земельного участка, отнесена территория, ограниченная автомобильной дорогой Владивосток - Находка и воздушной линией ПО кВ в г. Находке (район улицы Перевальная в г. Находка), документация по планировке которой утверждена постановлением администрации Находкинского городского округа от 16.10.2018 № 1802. Проведенной проверкой установлено, что территория, на которой расположены указанные земельные участки, не обеспечена необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: отсутствуют дороги, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение.

В связи с выявленными нарушениями закона 13.07.2020 в адрес и.о. главы Находкинского городского округа прокурор внес представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого 12.08.2020 врио главы Находкинского городского округа дал ответ о том, что разработка и утверждение проектно-сметной документации инженерной и дорожной инфраструктуры на территории, ограниченной автомобильной дорогой Владивосток - Находка и воздушной линией 110 кВ в г. Находке (район улицы Перевальная в г. Находка) запланированы на 2022 год.

Просит признать бездействие администрации Находкинского городского округа, выразившееся в необеспечении земельных участков, расположенных на территории, ограниченной автомобильной дорогой Владивосток - Находка и воздушной линией 110 кВ в г. Находке (район улицы Перевальная в г. Находка), необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой незаконным и обязать администрацию Находкинского городского округа обеспечить земельные участки, расположенные на территории, ограниченной автомобильной дорогой Владивосток - Находка и воздушной линией 110 кВ в г. Находке (район улицы Перевальная в г.Находка), необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: дорогами, водоснабжением и водоотведением, электроснабжением.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, пояснив, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.

Представитель административного ответчика администрации Находкинского городского округа, не согласившись с доводами административного иска, суду пояснила, что постановлением администрации Находкинского городского округа от 29.08.2014 №1611 утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года». В данную программу входит, в том числе и подпрограмма «Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой на 2015 -2017 годы и на период до 2020 года». Постановлением администрации Находкинского городского округа от 27.12.2019 № 2100 «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденную постановлением администрации Находкинского городского округа от 29.08.2014 № 1611, внесены изменения, срок действия Программы продлен до 2025 года. В целях реализации подпрограммы заключены контрактына разработку проекта планировки и межевания территории, разработку проектной и рабочей документации на строительство наружных сетей (водоснабжения, водоотведения. электроснабжения) инженерные сети (водоснабжения, водоотведения, электроснабжения на территории, на выполнение работ по инженерным изысканиям земельных участков. За период действия программы определены границы 13 территорий, на которых выполнены топографические работы, являющиеся одним из видов инженерных изысканий, проведены конкурсные процедуры по определению разработчиков проектов планировки и межевания территории, разработаны данные проекты, проведены публичные слушания, подготовлены постановления об утверждении проекта планировки и межевания территории, сформированы земельные участки для строительства жилых домов, подъездных дорог и объектов инженерной инфраструктуры. Все земельные участки поставлены на кадастровый учет. Земельные участки в количестве 301, расположенные на территории, ограниченной автомобильной дорогой Владивосток-Находка и воздушной линией ПО кВ в г.Находке (район ул.Перевальная в г.Находка) сформированы и поставлены на кадастровый учет в 2019. До конца ноября 2020 г. в отношении каждой территории администрацией Находкинского городского округа подлежит разработке дорожная карта, предусматривающая реализацию всех необходимых мероприятий для обеспечения предоставленных земельных участков данной категории граждан транспортной и инженерной инфраструктурами. За период с 2012 по 2019 администрацией Находкинского городского округа сформировано и предоставлено гражданам 1560 земельных участков, в том числе и в других районах городского округа, в связи с чем, работы по проектированию и строительству дорог и инженерных коммуникаций следует начинать с территорий, исходя из хронологии предоставления. В настоящее время проводятся работы по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по инженерным изысканиям для последующего формирования заявки на закупку и аукционной документации. Также проводится работа по подготовке необходимой документации, в том числе направление запросов в энергоснабжающие организации для получения технических условий на технологическое подключение (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение) для дальнейшей организации проектных работ. Просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе представитель администрации Находкинского городского округа просит отменить решение как незаконное.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 КАС Российской Федерации).

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Судом установлено, что механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства, на территории Приморского края разработан и утвержден Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае». На территории Находкинского городского округа действует подпрограмма «Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой» на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», которая входит в состав муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением администрации Находкинского городского округа от 29.08.2014 № 1611.

К числу территорий, определенных под индивидуальную жилую застройку для граждан, имеющих трех и более детей, обладающих правом бесплатного получения земельного участка, отнесена территория, ограниченная автомобильной дорогой Владивосток - Находка и воздушной линией ПО кВ в г. Находке (район улицы Перевальная в г. Находка), документация по планировке которой утверждена постановлением администрации Находкинского городского округа от 16.10.2018 № 1802. Количество земельных участков, определенных проектом планировки и межевания, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, на указанной территории составляет 374, при этом количество предоставленных земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в 2019-2020 гг. - 302.

В ходе проведенной прокуратурой г.Находка проверки установлено, что территория, на которой расположены указанные земельные участки, не обеспечена необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: отсутствуют дороги, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение; администрация Находкинского городского округа свои предусмотренные законом полномочия в отношении земельных участков на территории, ограниченной автомобильной дорогой Владивосток - Находка и воздушной линией 110 кВ в г. Находке (район улицы Перевальная в г. Находка), не выполняет.

В связи с выявленными нарушениями закона 13.07.2020 прокурором города и.о. главы Находкинского городского округа внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого 12.08.2020 врио главы Находкинского городского округа дан ответ о том, что разработка и утверждение проектно-сметной документации инженерной и дорожной инфраструктуры на территории, ограниченной автомобильной дорогой Владивосток - Находка и воздушной линией 110 кВ в г. Находке (район улицы Перевальная в г. Находка) запланированы на 2022 год.

Разрешая заявленные требования, суд правильно применил нормы материального права, положения статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 07.04.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Закона Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», постановлением администрации Находкинского городского округа от 29.08.2014 № 1611, которым утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», подпрограммой «Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой» на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», установил, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях их предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, подлежит исполнению муниципальным образованием администрацией г. Находка в порядке решения вопросов местного значения. Поскольку административный ответчик обязанность по обеспечению земельных участков на территории, ограниченной автомобильной дорогой Владивосток - Находка и воздушной линией 110 кВ в г. Находке (район улицы Перевальная в г. Находка), не выполнил, суд пришел к обоснованному выводу о бездействии органа местного самоуправления и обоснованности требований прокурора о возложении на администрацию обязанности устранить допущенное незаконное бездействие.

В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Министерство регионального развития Российской Федерации, утверждая Приказом от 9 сентября 2013 года №372 Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, также исходит из того, что при установлении процедуры формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, необходимо учитывать такие критерии, как транспортная доступность, обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры, удовлетворительная экологическая обстановка, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям. В случае отсутствия обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры должна быть определена потребность в строительстве таких объектов и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, обязанность органа местного самоуправления по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность использования земельного участка по целевому назначению, в разумные сроки не выполнена.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Судом при рассмотрении административного дела установлено, что административный ответчик не принимает достаточных мер, направленных на решение вопросов местного значения по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями земельных участков, что свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления законных прав и интересов лиц, в интересах которых прокурор обратился с административным иском.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что администрация г. Находки принимает необходимые меры для обеспечения земельных участков, предоставленных многодетным семьям, инженерной инфраструктурой путем проведения работ по подготовке необходимой документации, направления запросов в энергоснабжающие организации в целях получения технических условий на технологическое подключение для дальнейшей организации проектных работ, планирование работ по инженерным изысканиям, не опровергают выводы суда об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку указанные обстоятельства не подтверждают факт подведения инженерных сетей к земельным участкам.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Находкинского городского суда Приморского края от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Находкинского городского округа – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи