ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3607/2022 от 17.05.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 33а-3607/2022

(УИД 91RS0024-01-2021-008285-04)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Холодной Е.И.,

судей Юсуповой Л.А.-В., Агина В.В.,

при секретаре Колесник Е.А.,

при участии представителя истца – Паюк И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дабахова Адама Карповича к Администрации города Ялта Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованные лица: Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым; Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, о признании действий незаконными, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации города Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 января 2022 года, которым административный иск удовлетворен частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И., объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Дабахов А.К. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным иском, в котором, с учетом уточнений, просил: признать незаконными действия Администрации города Ялты Республики Крым, направленные на снятие земельного участка с кадастровым с кадастрового учета, выразившиеся в направлении заявления в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 26.02.2020 года о снятии земельного участка с кадастровым с кадастрового учета; признать незаконным постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 27.03.2020 года № 825-п «Об отмене постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 11.12.2019 г. № 2978-п «О предоставлении в собственность Дабахову Адаму Карповичу земельного участка площадью 329 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав», как несоответствующее законодательству, регулирующему данные правоотношения; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 90:25:030103:1856 и изменить его статус на «актуальный, ранее учтенный».

В обоснование заявленных требований указано, что постановлением Администрации города Ялты Республики Крым № 2978-п от 11.12.2019 года истцу, в порядке завершения оформления прав, передан в собственность земельный участок площадью 329 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Согласно информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, сведения о данном земельном участке исключены из ЕГРН по заявлению, поданному Администрацией города Ялта Республики Крым от 26.02.2020 года. Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым № 825-п от 27.03.2020 г. отменено постановление Администрации города Ялты Республики Крым № 2978-п от 11.12.2019 года. Истец считает постановление Администрации города Ялта Республики Крым № 825-п от 27.03.2020 г. незаконным и подлежащим отмене, так как оно противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Крым «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым», нарушает права и законные интересы административного истца на получение в собственность земельного участка.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 января 2022 года иск удовлетворен частично. Признаны незаконными действия Администрации города Ялта, выразившиеся в направлении 26.02.2020 года в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым заявления о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым . Признано незаконным постановление Администрации города Ялта № 825-п от 27.032.2020 года. В остальной части исковых требований отказано. С Администрации города Ялта в пользу Дабахова Адама Карповича взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Не согласившись с указанным решением, Администрацией города Ялта подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований Дабахова А.К. в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 18.01.2022 года принято с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, что привело к неправильному разрешению дела. При вынесении обжалуемого постановления Администрацией города Ялта соблюдены требования федерального законодательства, в постановлении указано, что оно принято по результатам рассмотрения заключения Департамента архитектуры и градостроительства от 19.02.2020 г. № МЕ/2970/2, перечислены правовые нормы, в соответствии с которыми отменено постановление Администрации города Ялта от 11.12.2019 г. № 2978-п. Указано, что заключение № МЕ/2970/2 от 19.02.2020 г. составлено в системе электронного документооборота (СЭД). Сотрудником администрации не был выбран необходимый шаблон для заполнения бланка документа, в связи с чем, документ был создан ошибочно на бланках Сектора по обеспечению деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Ялта. Данную ошибку следует считать технической, так как она допущена при заполнении бланка и не влияет на содержание документа. Документ завизирован уполномоченным сотрудником - начальником Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта. Полагает, что суд первой инстанции формально оценил заключение кадастрового инженера, по сути, дал согласие с результатом, не разбираясь и не анализируя иные доказательства и обстоятельства дела. В связи с установлением допущенных Администрацией ранее нарушений, Администрация города Ялта отменила принятое ею ранее постановление о предоставлении в собственность земельного участка, в порядке самоконтроля, в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Паюк И.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая ее необоснованной. Просил оставить решение суда первой инстанции без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Гурзуфского поселкового совета от 14.03.2014 г. № 05 Дабахову А.К. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,03 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>.

Дабахов А.К. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым с заявлением от 21.08.2019 г. о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, в порядке завершения оформления прав.

Согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта от 01.10.2019 г. № МЕ/2970/1 испрашиваемый земельный участок располагается в территориальной зоне ТЗ-01/1-1374 – территориальная зона индивидуальной жилой застройки. Ограничения, обременения, установленные градостроительной документацией в отношении объекта недвижимости, отсутствуют. Кроме того, испрашиваемый земельный участок располагается в зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории муниципального образования городской округ Ялта согласно постановлению Совета министров Республики Крым № 582 от 08.11.2017 г., в санитарно-защитной зоне. Иных ограничений или обременений, препятствующих предоставлению земельного участка, не установлено. Схема расположения земельного участка с испрашиваемым видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) – соответствует территориальной зоне правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Постановлением Администрации города Ялта от 11.12.2019 г. № 2978-п «О предоставлении в собственность Дабахову Адаму Карповичу земельного участка площадью 329 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав» земельный участок с кадастровым отнесен к категории «Земли населенных пунктов», установлен вид разрешенного использования – «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)». Дабахову А.К. передан в собственность земельный участок площадью 329 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым , в порядке завершения оформления прав, из категории земель – «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования – «Для индивидуального жилищного строительства – (код 2.1)». Дабахов А.К. уполномочен в установленный законом срок обратиться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялта РК, оформленному на бланке Сектора по обеспечению деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Ялта Республики Крым от 19.02.2020 г. № МЕ/2970/2, в связи с допущенной технической ошибкой взамен заключения Департамента архитектуры и градостроительства № МЕ/2970/1 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта направляет информацию по объекту недвижимости в порядке межведомственного взаимодействия, согласно которой испрашиваемый Дабаховым А.К. земельный участок не соответствует Генеральному плану МОГО Ялта РК в связи с наложением границ участка на проезжую часть объекта транспортной инфраструктуры «Улицы и дороги местного значения». Установление испрашиваемым видом разрешенного использования – «Для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) – в территориальной зоне ТЗ-01/1-1374 возможно в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 27.03.2020 года № 825-п отменено постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 11.12.2019 г. № 2978-п «О предоставлении в собственность Дабахову Адаму Карповичу земельного участка площадью 329 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав» (пункт 1); постановление вступает в силу со дня его подписания (пункт 2).

Из указанного постановления следует, что оно принято Администрацией по результатам рассмотрения заключения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым от 19.02.2020 г. №МЕ/2970/2, руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом Республики Крым от 21.08.2014 г. № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Законом Республики Крым от 31.07.2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в соответствии с Уставом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Удовлетворяя административное исковое заявление в части, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение по существу не содержит мотивировочной части, из которой суд мог бы установить, какие требования и какого нормативного акта были нарушены при принятии постановления № 2978-п от 11.12.2019 г., ссылки на наличие оснований для отказа в передаче в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, исчерпывающий перечень которых установлен ч. 6 ст. 13 Закона № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в постановлении также отсутствуют. Во вводной части оспариваемого постановления указано, что оно принято по результатам рассмотрения заключения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта от 19.02.2020 года № МЕ/2970/2. К постановлению приложено заключение сектора по обеспечению деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав, к полномочиям которого отзыв заключений, ранее выданных Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, устранение допущенных данным органом технических ошибок, не относится. В чем именно была допущена техническая ошибка в ранее выданном Департаментом архитектуры и градостроительства заключении, в нем также не указано. Заключение от 19.02.2020 года, послужившее основанием для вынесения оспариваемого постановления, не содержит каких-либо графических материалов, позволяющих прийти к выводу о наличии наложения переданного в собственность истцу земельного участка на проезжую часть объекта транспортной инфраструктуры. На запрос суда первой инстанции о предоставлении выкопировки из Генерального плана, а именно Карты территориальных зон с обозначением спорного земельного участка и его расположения относительно объекта транспортной инфраструктуры «Улицы и дороги местного значения» была дан ответ о невозможности определить местоположение участка и предоставить соответствующую информацию». Согласно заключению кадастрового инженера, представленного истцом, испрашиваемый земельный участок расположен рядом с существующей дорогой, а не в ее границах, отгорожен от проезжей части бутовой стеной и капитальным забором, при этом, имеется перепад высот между проезжей часть и переданным истцу в собственность земельным участком от 0,5 метра. Доказательств обратного суду не представлено. Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое истцом постановление является немотивированным, незаконным и необоснованным, а также нарушает права и интересы истца на приобретение в собственность земельного участка в установленном законом порядке. Истцом каких-либо требований к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об оспаривании совершенных им действий или принятых решений не заявлено, в связи с чем, оснований для возложения на данного ответчика обязанностей суд первой инстанции не усматривает.

С вышеуказанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из названного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

В силу части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм, муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт в случаях, если они приняты с нарушением или в противоречие с действующим законодательством, и произвольно ограничивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.

При этом, реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 мая 2011 года № 739-0-0, положение части 1 статьи 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.

В соответствии со статьей 10 Закона Республики Крым от 21.08.2014 г. № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» вопросы местного значения поселения, муниципального района, муниципального и городского округов определены в главе 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-ЗРК), завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является, в том числе, наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи (пункт 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК).

Подпунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, установлено, что в соответствии с классификатором, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа, определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 г. № 378 утверждено Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования земельных участков, а также Таблица соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель.

Из заключения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта от 19.02.2020 г. № МЕ/2970/2 следует, что испрашиваемый Дабаховым А.К. земельный участок не соответствует Генеральному плану МОГО Ялта РК, в связи с наложением границ участка на проезжую часть объекта транспортной инфраструктуры «Улицы и дороги местного значения». Установление испрашиваемым видом разрешенного использования – Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) – в территориальной зоне ТЗ-01/1-1374 возможно в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно части 9 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации карты, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации. На указанных картах отображаются: границы муниципальных образований - городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации; объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе: а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований; б) особые экономические зоны; в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения; г) территории объектов культурного наследия, территории исторических поселений федерального значения и территории исторических поселений регионального значения; д) зоны с особыми условиями использования территорий; е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; е.1) объекты, используемые для утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов и включенные в территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что спорный участок расположен в границах муниципального образования - городского округа. В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:

1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:

а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;

б) автомобильные дороги местного значения;

в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;

г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;

2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом, в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.

Решением Ялтинского городского Совета № 3 от 03.12.2018 года утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Указанный документ является действующим, и в силу статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации - обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Выкопировкой из карты функциональных зон городского округа с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального и местного значения Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского Совета № 3 от 03.12.2018 г. подтверждаются выводы, изложенные в заключении Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта от 19.02.2020 г. № МЕ/2970/2 о нахождении испрашиваемого Дабаховым А.К. земельного участка частично в зоне транспортной инфраструктуры.

Согласно ответу Администрации города Ялта Республики Крым от 16.05.2022 г. № б/н на запрос суда апелляционной инстанции, согласно Карте территорий ОКН Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, вышеуказанный земельный участок входит в границы «исторических ареалов района Большой Ялты». Вышеуказанный земельный участок согласно действующей градостроительной документации находится в границах зон с особыми условиями использования территории: архитектурно-планировочная зона; санитарно-защитная зона. Согласно публичной кадастровой карты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Росреестр входит в границы следующих зон: 90:25-6.352.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что при наличии сведений о пересечении испрашиваемым земельным участком границ объекта транспортной инфраструктуры – «Улицы в жилой застройке основные», что подтверждается картой функциональных зон городского округа, с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального и местного значения Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, отсутствовали основания для предоставления в собственность Дабахову А.К. земельного участка с кадастровым .

Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что постановление Администрации города Ялта от 27.03.2020 года № 825-п «Об отмене постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 11.12.2019 г. № 2978-п «О предоставлении в собственность Дабахову Адаму Карповичу земельного участка площадью 329 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав» вынесено в порядке самоконтроля, в пределах предоставленных администрации законом полномочий. Администрация, установив отсутствие правовых оснований для предоставления Дабахову А.К. испрашиваемого земельного участка с соблюдением установленного законом порядка, в порядке самоконтроля в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приняла обжалуемое постановление.

Судебная коллегия находит ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что в обжалуемом постановлении Администрации не указано, какие требования и какого нормативного акта были нарушены при принятии постановления № 2978-п от 11.12.2019 г., поскольку постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 27.03.2020 г. № 825-п содержит нормы законодательства, на основании которых вынесено обжалуемое постановление, а также ссылку на заключение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта от 19.02.2020 г. № МЕ/2970/2, содержащего основания для отказа в предоставлении земельного участка.

Выводы суда первой инстанции о том, что к постановлению приложено заключение Сектора по обеспечению деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, к полномочиям которого не относится отзыв заключений, ранее выданных Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, и устранение допущенных данным органом технических ошибок, являются ошибочными, ввиду следующего.

Согласно доводам апелляционной жалобы, заключение № МЕ/2970/2 от 19.02.2020 г. составлено в системе электронного документооборота (СЭД), которая обеспечивает создание официальных документов и организацию работы по делопроизводству в администрации города. Для подготовки документа в СЭД пользователю необходимо выбрать шаблон для печати (с наименованием структурного подразделения), по умолчание первое предлагаемое системой структурное подразделение – «Администрация города Ялта сектор по обеспечению деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав». В данном случае сотрудником администрации не был выбран необходимый шаблон для заполнения бланка документа, в связи с чем, документ был создан ошибочно на бланках Сектора по обеспечению деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Ялта. Данную ошибку следует считать технической, так как она допущена при заполнении бланка и не влияет на содержание документа. Документ завизирован уполномоченным сотрудником - начальником Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта.

Вышеуказанные доводы жалобы нашли свое подтверждение при рассмотрении жалобы по сути. Материалами дела подтверждается, что заключение от 19.02.2020 г. № МЕ/2970/2 подписано Начальником департамента ФИО1. Согласно распоряжению Администрации города Ялта Республики Крым от 02.12.2019 г. № 1381-п «О назначении ФИО1» ФИО1 принята на муниципальную службу Республики Крым и назначена с 02 декабря 2019 года на должность начальника Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым на условиях срочного трудового договора (пункт 1) (л.д.152).

Таким образом, материалами дела подтверждается, что заключение от 19.02.2020 г. № МЕ/2970/2 подписано уполномоченным сотрудником - начальником Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, следовательно, изготовление заключения от 19.02.2020 г. № МЕ/2970/2 на бланке Сектора по обеспечению деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, следует считать технической ошибкой, что не влияет на содержание документа.

Учитывая вышеизложенное, отсутствуют правовые основания для признания незаконным постановления Администрации г. Ялта №825-п от 27.03.2020г., в связи с чем, исковое заявление в данной части не подлежит удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции также приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в части требований о признании незаконными действий Администрации города Ялты Республики Крым, направленных на снятие земельного участка с кадастровым с кадастрового учета, выразившихся в направлении заявления в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 26.02.2020 года о снятии земельного участка с кадастровым с кадастрового учета, исходя из следующего.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента государственной регистрации его права в ЕГРП, за исключением предусмотренных статьей 302 ГК РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя (Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Из материалов дела следует, что право собственности на земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, не было зарегистрировано за Дабаховым А.К.

Принимая во внимание, что право собственности на вышеуказанный земельный участок, не было зарегистрировано за истцом на момент обнаружения Администрацией несоответствие испрашиваемого земельного участка Генеральному плану МОГО Ялта РК в связи с наложением границ участка на проезжую часть объекта транспортной инфраструктуры «Улицы и дороги местного значения» (т.е.19.02.2020г.), Администрация, в рамках представленных ей полномочий направила заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Решение суда первой инстанции не обжалуется в части исковых требований к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. При этом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска в данной части, поскольку у Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отсутствовали основания для отказа в снятии спорного земельного участка с кадастрового учета.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

С учётом установленных по делу обстоятельств, совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

Установленные судебной коллегией обстоятельства, имеющие юридическое значение по настоящему делу, не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора по существу.

Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск в части заявленных исковых требований, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, что привело к неправильному выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований, и что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

Ввиду вышеизложенных установленных апелляционной инстанции обстоятельств, решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 января 2022 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 января 2022 года по административному делу № 2а-1016/2022 – отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Дабахова Адама Карповича к Администрации города Ялта Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании незаконными действий Администрации города Ялта Республики Крым, направленных на снятие земельного участка с кадастровым с кадастрового учета, выразившихся в направлении заявления в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 26.02.2020 года о снятии земельного участка с кадастровым с кадастрового учета; о признании незаконным постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 27.03.2020 года № 825-п «Об отмене постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 11.12.2019 г. № 2978-п «О предоставлении в собственность Дабахову Адаму Карповичу земельного участка площадью 329 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав»; о возложении на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым и изменить его статус на «актуальный, ранее учтенный», - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья: Е.И. Холодная

Судьи: Л.А.-В. Юсупова

В.В. Агин