ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3610/2018 от 29.05.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Исакова Н.Н.

Судья-докладчик Туглакова Л.Г. По делу № 33а-3610/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 мая 2018 года г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,

судей Каракич Л.Л. и Усовой Н.М.,

при секретаре Шеине М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области к Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу о признании недействительным предписания,

по апелляционной жалобе представителя министерства лесного комплекса Иркутской области Миленьких С.М. на решение Кировского районного суда г.Иркутска от 14 февраля 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось в суд с административным исковым заявлением, в обоснование требований указано, что 09.10.2017 министерство утвердило Акт лесопатологического обследования № 62-08-04/17 лесных насаждений Заларинского лесничества Иркутской области (Тыретское участковое лесничество, Тыретская дача, кв. 55, выделы 2, 3, 5), который был размещен министерством на официальном сайте органа государственной власти в сети «Интернет» и направлен в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти – Департамент лесного хозяйства по СФО. Департамент лесного хозяйства по СФО, направил Предписание №239/05-22 «Об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений». Согласно Предписанию, министерству предписано отменить Акт лесопатологического обследования лесных насаждений Киренского лесничества Иркутской области, размещенного на официальном сайте органа государственной власти 09.10.2017: 1. №62-08-04/17 Заларинского лесничества, Тыретское участковое лесничество, урочище (дача) Тыретская, квартал 55, выделы 2, 3, 5. В предписании ошибочно указано наименование лесничества, где проходило лесопатологическое исследование. Так, вместо Заларинского лесничества, в предписании указано Киренское лесничество. Основанием для выдачи Предписания Ответчиком указан подпункт «в» т. 8 Положения об осуществлении контроля: Основаниями для признания необоснованными мероприятий являются запрещение или ограничение законодательством Российской Федерации мероприятий. Министерство несогласно с выданным Предписанием, полагает его не обоснованным, не законным и подлежащим отмене. Предписание не содержит фактического обоснования применения подп. «в» пункта 8 Положения об осуществлении контроля, а именно в Предписании не указано, исходя из чего, административный ответчик пришёл к выводу о том, что назначенные в Акте лесопатологического обследования санитарно-оздоровительные мероприятия являются необоснованными в силу запрета или ограничения законодательством РФ. Ответчик в предписании не указал норму закона, которой ограничены или запрещены к проведению назначенные согласно Акту лесопатологического обследования санитарно-оздоровительные мероприятия. Акт лесопатологического обследования подготовлен сотрудником Центра защиты леса Иркутской области. В соответствии с Актом лесопатологического обследования, с целью предотвращения негативных процессов или снижения ущерба от их воздействия, было назначено к проведению: сплошные рубки в Тыретском участковом лесничестве, Тыретской даче, в кв. 55, выделы 2, 3, 5 на площади 13,1 га. Назначение указанного вида санитарно-оздоровительных мероприятий является обоснованным. В соответствии с Актом несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию полнота насаждений составляет 0,6 (выдел 2 квартала 55), 0,5 (выделы 3, 5 квартала 55). Согласно п. 2.4 Акта лесопатологического обследования полнота насаждения после уборки деревьев, подлежащих рубке, составит в: квартале 55 выделе 2-0,21; квартале 55 выделе 3-0,18; квартале 55 выделе 5 - 0,24, что ниже критической полноты для данной категории лесных насаждений - 0,3. Приложение к приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ ч 12.09.2016 г. № 470 «Об утверждении правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов» определяет минимальные допустимые значения полноты, по которому назначаются выборочные санитарные рубки. Согласно п. 40 приказа Минприроды № 470 сплошная санитарная рубка проводится в лесных насаждениях, в которых после уборки деревьев, подлежащих рубке, полнота становится ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствующие категориям защитных лесов или их целевому назначению. Расчет фактической полноты древостоя обеспечивается при проведении лесопатологического обследования. Поскольку критическая полнота для данной категории лесных насаждений составляет - 0,3, а полнота насаждения после уборки деревьев, подлежащих рубке, составит от 0,18 до 0,24, следовательно, на данном лесном участке лесопатологом соответствии с п. 40 приказа Минприроды № 470 законно и обосновано назначены проведению санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошных, и выборочных санитарных рубок. Необходимость проведения сплошной санитарной рубки обусловлена п. 16 приказа Минприроды № 470, а именно санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (вредные организмы, воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов). Акт лесопатологического обследования № 62-08-04/17 составлен уполномоченным лицом (лесопатологом), обладающим специальными познаниями в области лесопатологического обследования лесов в соответствии с нормами действующего законодательства (ст. ст. 60.1, 60.2, 60.3, ч. 2, 3, 4 ст. 60.6 Лесного кодекса РФ, приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12.09.2016 г. № 470 «Об утверждении правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов»). Таким образом, оспариваемое предписание административного ответчика препятствует проведению необходимых санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошной санитарной рубки, которые были показаны к проведению согласно Акту лесопатологического обследования №62-08-04/17. Невозможность проведения необходимых санитарно-оздоровительных мероприятий вследствие выданного ответчиком предписания № 239/05-22 от 27.10.2017 приведет к возникновению угрозы распространения вредных организмов (стволовых вредителей), что нарушит права неопределенного круг лиц на благоприятную окружающую среду.

Просило суд признать недействительным предписание № 239/05-22 от 27.10.2017 Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу «Об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений».

В судебном заседании представитель административного истца Министерства лесного комплекса Иркутской области Миленьких С.М. доводы административного искового заявления поддержал.

Представитель административного ответчика Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Сухих А.С. в судебном заседании возражал против заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.

В апелляционной жалобе представитель министерства лесного комплекса Иркутской области Миленьких С.М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, считая его незаконным и необоснованным, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Повторяя доводы административного иска, настаивает, что оспариваемое предписание незаконное и препятствует проведению необходимых санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошной санитарной рубки, которые были показаны к проведению согласно акту лесопатологического обследования. Невозможность проведения необходимых санитарно-оздоровительных мероприятий вследствие выданного ответчиком предписания приведет к возникновению угрозы распространения вредных организмов (стволовых вредителей), что нарушит права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Полагает, что доводы административного истца надлежащим образом не были оценены судом первой инстанции.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Сухих А.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Туглаковой Л.Г., объяснения представителя Министерства лесного комплекса Иркутской области Миленьких С.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Березиной О.Р., согласившейся с решением суда, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия.

В силу ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Из материалов дела следует, что Департаментом лесного хозяйства по СФО проведена проверка выставленного на сайт Акта лесопатологического обследования № 62-08-04/17 Заларинского лесничества Иркутской области, утвержденного 02.11.2017 ВЗД заместителя министра лесного комплекса Иркутской области В.А. Широковым.

По результатам проверки Акта лесопатологического обследования № 62-08-04/17 Заларинского лесничества Иркутской области, утвержденного 02.11.2017, на соответствие законодательству, Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Министру лесного комплекса Иркутской области Шеверде С.В. выдано предписание № 239/05-22 от 27.10.2017 об отмене Акта лесопатологического обследования лесных насаждений Заларинского лесничества Иркутской области, размещенного на официальном сайте органа государственной власти 09.10.2017: № 62-08-04/17 Заларинского лесничества, Тыретское участковое лесничество, урочище (дача) Тыретская, квартал 55, выделы 2,3,5.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1158 утверждено Положение об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений».

Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов (далее - сведения) и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (далее соответственно - мероприятия, акт обследования, уполномоченные органы).

Контроль за достоверностью сведений и обоснованностью мероприятий осуществляют территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства (п. 2 Положения).

В соответствии с п. 4 Положения, контроль за достоверностью сведений, указанных в акте обследования, осуществляется путем их документарной проверки. Основаниями для признания сведений недостоверными являются:

а) несоответствие сведений данным государственного лесопатологического мониторинга;

б) несоответствие сведений таксационным характеристикам лесного участка (более чем на 20 процентов) при отсутствии обоснования причин несоответствия в акте обследования.

Основаниями для осуществления контроля за обоснованностью мероприятий являются:

а) соответствующие обращения физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства;

б) несоответствие мероприятий данным государственного лесопатологического мониторинга (п. 5 Положения).

Согласно п. 6 Положения, контроль за обоснованностью мероприятий осуществляется с использованием данных наземных и дистанционных наблюдений. В случае невозможности проверки обоснованности мероприятий путем сопоставления данных наземных и дистанционных наблюдений проводится выездная проверка.

В ходе выездной проверки проверяется фактическое санитарное и лесопатологическое состояние лесов, а также имеющаяся у уполномоченного органа документация по результатам проведения лесопатологического обследования. По результатам выездной проверки составляется акт проверки с указанием обоснованности (необоснованности) мероприятий (п. 7 Положения).

В соответствии с п. 8 Положения, основаниями для признания необоснованными мероприятий являются:

а) недостоверность сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов;

б) несоответствие мероприятий санитарному и лесопатологическому состоянию лесов;

в) запрещение или ограничение законодательством Российской Федерации мероприятий.

В случае наличия оснований, указанных в пунктах 4 и 8 настоящего Положения, территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства направляют в уполномоченные органы предписания об отмене соответствующих актов обследований или о внесении в них изменений не позднее 20 дней со дня их получения. Предписания подписываются руководителями территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства или замещающими их лицами (п. 9 Положения).

Судом первой инстанции было установлено, что выявленные нарушения свидетельствуют о несоответствии Акта нормам права, а именно: несоответствие требованиям пункта 1 статьи 10 Лесного кодекса, закрепившего норму закона о правовом режиме лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, к которым относятся нерестоохранные полосы лесов, в которых запрещается проведение сплошных рубок (в том числе санитарных) лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 Лесного кодекса (утрата устойчивости насаждения); несоответствие требованиям пункта 10 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 года № 474, закрепивших норму о запрете проведения сплошных рубок (в том числе санитарных) в защитных лесах, к которым относятся нерестоохранные полосы лесов, за исключением случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений (утрата устойчивости насаждения); несоответствие требованиям пункта 40 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных приказом Минприроды России от 12.09.2016 № 470, устанавливающих, что сплошная санитарная рубка проводится в лесных насаждениях, в которых после уборки деревьев, подлежащих рубке, полнота становится ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствующие категориям защитных лесов; несоответствие требованиям пункта 21 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных приказом Минприроды России от 12.09.2016 № 470, устанавливающих, что санитарно-оздоровительные мероприятия не планируются в лесных насаждениях 4 и 5 бонитетов. (Бонитет - количественный показатель, отражающий реальное или потенциальное качество природных объектов, определяющий их экономическую ценность); приложение 3 Акта «Абрис участка» не несет полной необходимой информации, отсутствует привязка к местности. В приложении 1 к Акту отсутствуют данные в последнем столбце таблицы; основная причина назначения сплошной санитарной рубки по Акту низовой устойчивый лесной пожар текущего года, (раздел 2.2 Акта).

Согласно представленной к Акту объяснительной записки начальника ТО МЛК Иркутской области по Заларинскому лесничеству Хатылева С.А. следует, что в результате лесопаталогического обследования, проведенного в мае 2017 г., было выявлено, что лесной участок площадью 13,1 га, расположенный в Тыретском участковом лесничестве Тыретская дача квартал 55 выделе 2,3,5 неоднократно пройден низовымиустойчивыми пожарами прошлых лет. Высота нагара на стволах достигает 2-3 метра. Насаждение утрачивает свою биологическую устойчивость, усыхание кроны, пожелтение хвои. Имеются заселения стволовыми вредителями. Данный пожар не был зафиксирован по причине, что в пожароопасный период в течение дня возникают несколько пожаров и при сильной задымленности обнаружить все пожары практически невозможно.

Документы, подтверждающие факт возникновения лесного пожара (в квартале 55 выдела 2, 3, 5), площади, пройденной огнем и степени повреждения к Акту лесопатологического обследования лесных насаждений Заларинского лесничества Иркутской области Министерством лесного комплекса по Иркутской области в Департамент не предоставлены.

Оценив представленные по делу доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, суд правильно исходил из того, что предписание № 239/05-22 от 27.10.2017 «Об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования ни о внесении в него изменений», выданное Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, принято в пределах полномочий государственного органа, основано на требованиях закона.

Таким образом, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства лесного комплекса Иркутской области о признании недействительным предписания № 239/05-22 от 27.10.2017 Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу «Об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений» является обоснованным.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемым предписанием создаются препятствия по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, поскольку предписанием не предусмотрено приостановления или запрета по проведению таких мероприятий.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, поэтому оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда по делу является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 14 февраля 2018 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя министерства лесного комплекса Иркутской области Миленьких С.М. – без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи Л.Л. Каракич Н.М. Усова