ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3611/2018 от 07.06.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Смолина Т.С.

Судья-докладчик Усова Н.М. № 33а-3611/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 июня 2018 года г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Туглаковой Л.Г.,

судей Тыняного В.А., Усовой Н.М.,

при секретаре Шеине М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Усть-Кутского муниципального образования (городское поселение) о признании незаконным бездействия в не расселении жильцов многоквартирных домов, обязании осуществить расселение жильцов многоквартирных домов,

по апелляционному представлению и дополнению к нему прокурора г.Усть-Кута Бутакова Ю.Г. на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 09 февраля 2018 года,

установила:

в обоснование административного иска указано, что в ходе проверки исполнения законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда прокуратурой города в деятельности администрации Усть- Кутского муниципального образования (городского поселения) выявлены нарушения закона.

Аварийные многоквартирные дома, расположенные на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения), признанные таковыми по состоянию на 01.01.2012, в рамках исполнения пп.«е» п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», п. 4 комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.09.2013 № 1743-р, Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, включены в региональную программу переселения, утвержденную постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 г. № 443-пп, в части подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области» на 2014-2020 годы и подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) на территории Иркутской области» на 2014-2020 годы», а также в муниципальные программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) в 2014-2017 годах в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»», утв. постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) от 04.06.2014 г. № 553-п, «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 %) на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) на период 2016-2017 годы», утв. постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) от 25.11.2015 г. № 1704-п.

В соответствии с указанными правовыми актами дома, признанные аварийными до 01.01.2012, должны быть расселены в срок до 01.09.2017. Между тем, по информации администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) от 14.09.2017 г. № 3357 в настоящее время администрацией не расселены в рамках подпрограмм переселения 46 многоквартирных домов (97 жилых помещений), расположенных по адресам:

1. г. Усть-Кут, ул. Грибоедова, дома №№ 25,39;

2. г. Усть-Кут, ул. Дачная, дома №№ 3,13,16а,19,29,32;

3. г. Усть-Кут, ул. Заречная, дом № 18;

4. г. Усть-Кут, ул. Киевская, дома №№ 1,3,4;

5. г. Усть-Кут, ул. Комсомольская, дома№№ 4,8,12,19;

6. г. Усть-Кут, ул. Ленина, дом № 1;

7. г. Усть-Кут, ул. МК-83, дома №№ 44,46;

8. г. Усть-Кут, ул. Молодежная, дом № 12;

9. г. Усть-Кут, ул. СУ-81, дома №№ 2,4;

10. г. Усть-Кут, ул. Таежная, дом № 2а;

11. г. Усть-Кут, ул. Черноморская, дом № За;

12. г. Усть-Кут, ул. Щусева, дома №№ 2,3,5,11,17,17а.

Не расселенные многоквартирные дома в установленном порядке обследованы межведомственной комиссией, актами данной комиссией жилые дома признаны аварийными и подлежащими сносу. В соответствии с актами межведомственной комиссии в процессе проведения технического обследования строительных и конструктивных элементов названных жилых домов выявлены дефекты и повреждения, оказывающие значительное влияние на техническое состояние отдельных конструкций и зданий в целом. Наличие указанных дефектов конструкций, находящихся в аварийном состоянии, свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилых домов.

Общее состояние конструкций жилых домов оценено как недопустимое. В период 2016-2017 г.г. администрация Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения), как участник долевого строительства, заключила с ООО «Атмен Хаус», как застройщиком, муниципальные контракты на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов в г. Усть-Куте для переселения граждан из аварийного жилищного фонда г. Усть-Кута по адресам: г. Усть-Кут, ул. Халтурина, дома 52 б, 52 в, 52 г. Условием для заключения муниципальных контрактов явилось долевое строительство многоквартирных домов для расселения граждан в рамках региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 29.05.2013 № 199-пп.

В соответствии с п. 2.1 муниципальных контрактов №№ Ф.2016.187823 от 26.07.2016, Ф.2016.208120 от 05.08.2016, Ф.2016.232332 от 31.08.2016, Ф.2016.232350 от 31.08.2016, Ф.2016.412024 от 20.12.2016, Ф.2016.412024 от 20.12.2016, Ф.2016.411650 от 20.12.2016, застройщик обязан передать участнику долевого строительства квартиры не позднее 20.07.2017 после получения разрешений на ввод многоквартирных жилых домов в эксплуатацию домов.

Согласно п. 2.1 муниципальных контрактов №№ Ф.2017.281582 от 14.07.2017, Ф.2017.281622 от 14.07.2017, Ф.2017.281618 от 14.07.2017, Ф.2017.281611 от 14.07.2017, Ф.2017.281579 от 14.07.2017 застройщик обязан передать участнику долевого строительства квартиры не позднее 15.08.2017, после получения разрешений на ввод многоквартирных жилых домов в эксплуатацию домов.

Согласно ответу администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) № 3919 от 26.10.2017 планируемый срок сдачи домов в эксплуатацию 21.12.2017.

Учитывая, что с момента формирования программ (2014-2015 г.г.) прошло значительное время, не представляется возможным установить точное количество и персональный состав подлежащих переселению граждан, так как, учитывая положения ст. 69 ЖК РФ, численный состав членов семей нанимателей жилых помещений, подлежащих переселению, меняется (выезд в другое место жительства, смерть, рождение детей, заключение брака и т.п.), при том, что по условиям программы не учитываются какие-либо учетные нормы для количества проживающих граждан, а предоставляется лишь жилое помещение равное ранее занимаемому по площади, администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) не ведется персональный список подлежащих переселению граждан.

Кроме того, данные жилые помещения посещают не только лица, являющиеся нанимателями жилых помещений, а также члены их семьи, но и иные граждане, являющиеся знакомыми жителей домов, работниками управляющих и ресурсоснабжающих организаций, оперативных служб (полиция, скорая помощь, противопожарная служба). С учетом аварийности указанных домов, невозможности их дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации, задержки в переселении жителей этих домов могут явиться причиной гибели людей при их обрушении. Бездействие администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) создает реальную угрозу для неопределенного круга лиц, постоянно или временно находящихся в указанных жилых домах.

Просил суд: признать незаконным бездействие администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения), выразившиеся в не расселении жильцов многоквартирных домов, расположенных по адресу:

1. г. Усть-Кут, ул. Грибоедова, дома №№ 25,39;

2. г. Усть-Кут, ул. Дачная, дома№№ 3,13,16а,19,29,32;

3. г. Усть-Кут, ул. Заречная, дом № 18;

4. г. Усть-Кут, ул. Киевская, дома№№ 1,3,4;

5. г. Усть-Кут, ул. Комсомольская, дома№№ 4,8,12,19;

6. г. Усть-Кут, ул. Ленина, дом № 1;

7. г. Усть-Кут, ул. МК-83, дома№№ 44,46;

8. г. Усть-Кут, ул. Молодежная, дом № 12;

9. г. Усть-Кут, ул. СУ-81, дома №№ 2,4;

10. г. Усть-Кут, ул. Таежная, дом № 2а;

11. г. Усть-Кут, ул. Черноморская, дом № 3а;

12. г. Усть-Кут, ул. Щусева, дома №№ 2,3,5,11,17,17а.

Обязать администрацию Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) осуществить расселение жильцов многоквартирных домов, находящихся по адресу:

1. г. Усть-Кут, ул. Грибоедова, дома №№ 25,39;

2. г. Усть-Кут, ул. Дачная, дома №№ 3,13,16а,19,29,32;

3. г. Усть-Кут, ул. Заречная, дом № 18;

4. г. Усть-Кут, ул. Киевская, дома№№ 1,3,4;

5. г. Усть-Кут, ул. Комсомольская, дома №№4,8,12,19;

6. г. Усть-Кут, ул. Ленина, дом № Г,

7. г. Усть-Кут, ул. МК-83, дома№№ 44,46;

8. г. Усть-Кут, ул. Молодежная, дом № 12;

9. г. Усть-Кут, ул. СУ-81, дома №№ 2,4;

10. г. Усть-Кут, ул. 2-ая Таежная, дом № 2а;

11. г. Усть-Кут, ул. Черноморская, дом № 3а;

12. г. Усть-Кут, ул. Щусева, дома №№ 2,3,5,11,17,17а.

Решением Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 09.02.2018 в удовлетворении административных исковых требований прокурора города Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц отказано.

Не согласившись с постановленным решением суда, прокурор г. Усть-Кута Бутаков Ю.Г. подал апелляционное представление и дополнения к ней, указав в обоснование доводов, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела; имеется несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Материалами дела установлено, что в период 2016-2017 годов администрация Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения), как участник долевого строительства, заключила с ООО «Атмен Хаус», как застройщиком, муниципальные контракты №№ Ф.2016.411981 от 20.12.2016, Ф.2016.187823 от 26.07.2016, Ф.2016.208120 от 05.08.2016, Ф.2016.232332 от 31.08.2016, Ф.2016.232350 от 31.08.2016, Ф.2016.412024 от 20.12.2016, Ф.2016.411650 от 20.12.2016, Ф.2017.281582 от 14.07.2017, Ф.2017.281622 от 14.07.2017, Ф.2017.281618 от 14.07.2017, Ф.2017.281611 от 14.07.2017, Ф.2017.281579 от 14.07.2017 на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов в г. Усть-Куте для переселения граждан из аварийного жилищного фонда г. Усть-Кута по адресам: г. Усть-Кут, ул. Халтурина, дома 52 б, 52 в, 52 г.

По условиям программ по переселению граждан из всего аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по состоянию на 01.01.2012, предусмотрено их исполнение путем переселения всех жилых помещений, включенных в программу в срок до 01.09.2017.

Согласно п. 2.1 данных контрактов последнее жилое помещение должно было быть передано застройщиком администрации УКМО (гп) не позднее 15.08.2017. Вместе с тем, как на момент принятия решения Усть-Кутским городским судом Иркутской области, так и по состоянию на 14.03.2018 ни на один из домов, возводимых для переселения граждан из аварийного жилого фонда, уполномоченным органом не выдано разрешение на ввод в эксплуатацию и, соответственно, ни один из домов не передан администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) согласно передаточному акту для оформления в муниципальную собственность и дальнейшего переселения граждан.

Пунктом 7 вышеуказанных муниципальных контрактов устанавливается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, определенных условиями контрактов

Пунктом 7.2 муниципальных контрактов определена обязанность Участника долевого строительства в случае просрочки исполнения Застройщиком обязательств, предусмотренных муниципальным контрактов, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Застройщиком обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, направить в адрес застройщика требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пунктами 7.7-7.9 муниципальных контрактов установлена процедура взыскания неустойки (штрафов, пеней).

В соответствии с информацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) от 14.09.2017 № 3357 в адрес ООО«Атмен Хаус» направлено 17 претензий об уплате неустойки (пени) за невыполнение муниципальных контрактов по строительству в установленный срок на общую сумму 4 465 138,13 (четыре миллиона четыреста шестьдесят пять тысяч сто тридцать восемь) рублей 13 копеек.

Согласно ответа (№ 3919 от 26.10.2017) администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) в адрес ООО «Атмен Хаус» направлено 20 претензий об уплате неустойки (пени) за невыполнение муниципальных контрактов по строительству в установленный срок на общую сумму 4 604 813,58 руб. Вместе с тем, в суд с исковым заявлением за взысканием добровольной неоплаченной неустойки (пени) Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) не обращалась в связи с тем, что данные обстоятельства послужат финансовому ослаблению застройщика ООО «Атмен Хаус».

Бездействие администрации, как заказчика по муниципальным контрактам на строительство жилых домов, по непринятию мер к взысканию с ООО «Атмен Хаус» неустойки не соответствуют требованиям Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по следующим основаниям.

Статьей 12 Закона № 44-ФЗ определено, что муниципальные органы при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами,

Согласно ч.ч. 4, 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В силу ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Учитывая, что при осуществлении ООО «Атмен Хаус» строительства жилых домов нарушены установленные муниципальными контрактами сроки выполнения работ, с которыми последнее согласилось при подписании контрактов, бездействие администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) по непринятию мер к взысканию неустойки приводит к ненадлежащему обеспечению ответственности за результативность обеспечения муниципальных нужд и отсутствию эффективности осуществления закупок.

Непринятие мер администрацией УКМО по взысканию сумм штрафных санкций влечет халатное отношение застройщика к исполнению контрактов, так как отражает нейтральное отношение ответчика по исполнению обязанности переселения граждан.

Кроме того, в возражениях генерального директора ООО «Атмен Хаус» на исковое заявление указано, что задержка сдачи объектов в срок, установленный муниципальными контрактами, вызвана в том числе, из-за необходимости в переносе подземных линейно-кабельных сооружений, принадлежащих Иркутскому филиалу ПАО «Ростелеком», до переноса которых начало строительства было невозможно. В связи с проведенными мероприятиями задержка строительства составила 60 дней.

Земельный участок под строительство многоквартирных домов застройщику предоставила администрация УКМО, которая должна была владеть информацией о скрытых коммуникациях на данном земельном участка, следовательно, данное обстоятельство также является подтверждением бездействия администрации по расселению жилых помещений, признанных непригодными для проживания, к установленному программами сроку, т.е. 01.09.2017.

На данный факт суду указывалось помощником прокурора в ходе судебного заседания 11.01.2018 (аудиозапись протоколирования в 11 часов 16 минут), но в решении суда данным обстоятельствам оценка не дана.

Бездействие администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) по непринятию достаточных и эффективных мер к переселению граждан из аварийного жилья нарушает жилищные права граждан, гарантированные ст. 40 Конституции РФ, которые проживают в 97 жилых помещениях.

Кроме того, бездействие ответчика ставит под угрозу жизнь и безопасность не только вышеуказанных граждан, в связи с длительным проживанием в домах, признанных ветхими и аварийными, но жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, имеющих доступ в данные жилые помещения.

Просит решение Усть-Кутского городского суда от 09.02.2018 по данному административному делу отменить и принять по делу новое решение.

На апелляционное представление прокурора поступили письменные возражения представителей администрации Усть-Кутского муниципального образования Рожковой Н.В., службы государственного строительного надзора Иркутской области Сизых Е.С. и ООО «Атмен Хаус» Ивлева Д.В.

Административный ответчик администрация Усть-Кутского муниципального образования (городского поседения), заинтересованное лицо служба государственного строительного надзора Иркутской области, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили.

Судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и неявившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции.

Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав доклад судьи Усовой Н.М., объяснения представителя административного истца прокурора отдела Иркутской областной прокуратуры Скоробогатовой Н.А., поддержавшей доводы апелляционного представления и дополнений к нему, представителя заинтересованного лица ООО «Атмен-Хаус» по доверенности Шободоева Е.В., согласившегося с решением суда, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционного представления, дополнений к нему, письменных возражений на представление прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда.

В силу пунктов 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, являются наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем, административный ответчик обязан доказать соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Одним из вопросов местного значения городского поселения в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

В силу ст.ст. 2, 14 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма, стимулируют жилищное строительство.

Согласно ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу. Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 Жилищного кодекса РФ).

Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 16 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.

Как следует из материалов дела, аварийные многоквартирные дома, расположенные на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения), признанные таковыми по состоянию на 01.01.2012, в рамках исполнения пп.«е» п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», п. 4 комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.09.2013 № 1743-р, Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, включены в региональную программу переселения, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 443-пп, в части подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области» на 2014-2020 годы (далее – подпрограмма переселения) и подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) на территории Иркутской области» на 2014-2020 годы» (далее – подпрограмма переселения из зоны БАМа), а также в муниципальные программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Усть-Кутского муниципального образования (городское поселение) на период 2014-2017 г.г.», в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»», утв. постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) от 04.06.2014 № 553-п, «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 %) на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) на период 2016-2017 годы», утв. постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) от 25.11.2015 № 1704-п.

В соответствии с указанными правовыми актами, дома, признанные аварийными до 01.01.2012, должны быть расселены в срок до 01.09.2017.

Согласно представленной административным ответчиком информации от 14.09.2017 № 3357, в настоящее время администрацией не расселены в рамках подпрограмм переселения 46 многоквартирных домов (97 жилых помещений), расположенных по адресам:

1 г. Усть-Кут, ул. Грибоедова, дома №№ 25,39;

2 г. Усть-Кут, ул. Дачная, дома №№ 3,13,16а,19,29,32;

3 г. Усть-Кут, ул. Заречная, дом № 18;

4 г. Усть-Кут, ул. Киевская, дома №№ 1,3,4;

5 г. Усть-Кут, ул. Комсомольская, дома№№ 4,8,12,19;

6 г. Усть-Кут, ул. Ленина, дом № 1;

7 г. Усть-Кут, ул. МК-83, дома №№ 44,46;

8 г. Усть-Кут, ул. Молодежная, дом № 12;

9 г. Усть-Кут, ул. СУ-81, дома №№ 2,4;

10 г. Усть-Кут, ул. 2-ая Таежная, дом № 2а;

11 г. Усть-Кут, ул. Черноморская, дом № 3а;

12 г. Усть-Кут, ул. Щусева, дома №№ 2,3,5,11,17,17а.

Не расселенные многоквартирные дома в установленном порядке обследованы межведомственной комиссией, актами данной комиссией жилые дома признаны аварийными и подлежащими сносу. Общее состояние конструкций жилых домов оценено как недопустимое.

В период с 2016 по 2017 гг. администрация Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения), как участник долевого строительства, заключила с застройщиком ООО «Атмен Хаус», муниципальные контракты №№ Ф.2016.411981 от 20.12.2016, Ф.2016.187823 от 26.07.2016, Ф.2016.208120 от 05.08.2016, Ф.2016.232332 от 31.08.2016, Ф.2016.232350 от 31.08.2016, Ф.2016.412024 от 20.12.2016, Ф.2016.411650 от 20.12.2016, Ф.2017.281582 от 14.07.2017, Ф.2017.281622 от 14.07.2017, Ф.2017.281618 от 14.07.2017, Ф.2017.281611 от 14.07.2017, Ф.2017.281579 от 14.07.2017 на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов в г. Усть-Куте для переселения граждан из аварийного жилищного фонда г.Усть-Кута по адресам: г. Усть-Кут, ул. Халтурина, дома 52 б, 52 в, 52 г. Условием для заключения муниципальных контрактов явилось долевое строительство многоквартирных домов для расселения граждан в рамках региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 29.05.2013 № 199-пп.

Согласно п. 2.1 муниципальных контрактов №№ Ф.2016.187823 от 26.07.2016, Ф.2016.208120 от 05.08.2016, Ф.2016.232332 от 31.08.2016, Ф.2016.232350 от 31.08.2016, Ф.2016.412024 от 20.12.2016, Ф.2016.412024 от 20.12.2016, Ф.2016.411650 от 20.12.2016, застройщик обязан передать участнику долевого строительства квартиры не позднее 20.07.2017 после получения разрешений на ввод многоквартирных жилых домов в эксплуатацию. Согласно п. 2.1 муниципальных контрактов №№Ф.2017.281582 от 14.07.2017, Ф.2017.281622 от 14.07.2017, Ф.2017.281618 от 14.07.2017, Ф.2017.281611 от 14.07.2017, Ф.2017.281579 от 14.07.2017 застройщик обязан передать участнику долевого строительства квартиры не позднее 15.08.2017, после получения разрешений на ввод многоквартирных жилых домов в эксплуатацию.

В соответствии с п. 7 вышеуказанных муниципальных контрактов устанавливается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, определенных условиями контрактов.

Пунктом 7.2 муниципальных контрактов определена обязанность Участника долевого строительства в случае просрочки исполнения Застройщиком обязательств, предусмотренных муниципальным контрактов, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Застройщиком обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, направить в адрес застройщика требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пунктами 7.7-7.9 муниципальных контрактов установлена процедура взыскания неустойки (штрафов, пеней).

Во исполнение указанных муниципальных контрактов администрация Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) профинансировала 191 397 520,60 руб., то есть 96,7% от общей стоимости муниципальных контрактов.

В соответствии с информацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) от 14.09.2017 № 3357 в адрес ООО«Атмен Хаус» направлено 17 претензий об уплате неустойки (пени) за невыполнение муниципальных контрактов по строительству в установленный срок на общую сумму 4 465 138,13 руб. 13 коп.

Согласно ответу (№ 3919 от 26.10.2017) администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) в адрес ООО «Атмен Хаус» направлено 20 претензий об уплате неустойки (пени) за невыполнение муниципальных контрактов по строительству в установленный срок на общую сумму 4 604 813,58 руб. В суд с исковым заявлением за взысканием добровольной неоплаченной неустойки (пени) администрация Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) не обращалась в связи с тем, что данные обстоятельства послужат финансовому ослаблению застройщика ООО «Атмен Хаус».

В рамках осуществления функций по государственному строительному надзору Службой государственного строительного надзора Иркутской области осуществлена выездная внеплановая проверка при строительстве объектов капитального строительства: «Группа многоэтажных жилых домов», расположенных по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул.Халтурина», г. Усть-Кут, ул. Халтурина, д. 52Б, 52В, 52Г», по факту исполнения предписания №930/17 от 31.10.2017. В результате проверки установлено, что ООО «Атмен Хаус» допустило общестроительные нарушения, а также нарушения в области безопасности систем отопления, вентиляции, канализации, в области пожарной безопасности, в области электробезопасности. По результатам проверки ООО «Атмен Хаус» выдано новое предписание №1218/17 от 22.12.2017 со сроком исполнения до 31.01.2018.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) осуществляются действия, свидетельствующие о принятии муниципальных программ и их реализации, заключение муниципальных контрактов на строительство домов для переселения граждан из непригодного жилья и исполнение обязательств по муниципальным контрактам, в связи с чем бездействие со стороны административного ответчика отсутствует. Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что нарушение ООО «Атмен Хаус» сроков исполнения заключенных с администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) муниципальных контрактов на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений не свидетельствует о бездействии администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) в не расселении жильцов многоквартирных домов.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Судебная коллегия полагает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии бездействия администрации Усть-Кутского муниципального образования в виду неисполнения ООО «Атмен Хаус» условий контрактов, поскольку законодатель при правовом регулировании вопросов переселения ответственным лицом определил органы местного самоуправления, а не юридических лиц (застройщиков). Поскольку застройщик руководствуясь условиями контрактов, выполняет свою уставную деятельность за плату и не преследует в своей деятельности цели по обеспечению безопасности граждан, проживающих в аварийных домах, на него не распространяются нормативные акты о расселении. Нарушение сроков сдачи домов для компании влечет лишь риски по взысканию неустойки.

В силу ч. 4 ст. 2 ЖК РФ администрация муниципального образования обязана в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище и стимулировать жилищное строительство.

Из материалов дела следует, что при осуществлении ООО «Атмен Хаус» строительства жилых домов нарушены установленные муниципальными контрактами сроки выполнения работ. Изначально задержка строительства была обусловлена тем, что администрация Усть-Кутского муниципального образования предоставила застройщику земельный участок, обремененный подземными линейно-кабельными сооружениями, принадлежащими ПОА «Ростелеком». Перенос конструкций отсрочил начало строительства на 2 месяца. В результате такой задержки начало работ совпало с неблагоприятным климатическим периодом, в связи с чем деятельность по строительству была приостановлена.

Административным ответчиком, заключенные с ООО «Атмен Хаус» контракты были профинансированы на 96,7% от общей стоимости, что, по мнению судебной коллегии, не стимулировало застройщика к скорейшей реализации задач. При этом администрация Усть-Кутского муниципального образования не приняла достаточных мер для выполнения программ переселения, доказательств отсутствия своей вины в просрочке исполнения обязательств, в соответствии со ст. 401 Гражданского кодекса РФ, не представила.

Кроме того, судебная коллегия полагает, что бездействие администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) по непринятию мер по взысканию с ООО «Атмен Хаус» неустойки противоречит требованиям Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и отражает нейтральное отношение ответчика по исполнению обязанности по переселению граждан.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении дела нашел свое подтверждение факт бездействия администрации Усть-Кутского муниципального образования (городское поселение), выразившееся в не расселении жильцов многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам. При этом бездействие администрации Усть-Кутского муниципального образования (городское поселение) создает реальную угрозу для неопределенного круга лиц, постоянно или временно находящихся в указанных жилых домах.

На основании изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не может быть признано законными и подлежит отмене.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В связи с чем суд считает возможным возложить обязать на администрацию Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) осуществить расселение жильцов многоквартирных домов, находящихся по адресу:

1. г. Усть-Кут, ул. Грибоедова, дома №№ 25,39;

2. г. Усть-Кут, ул. Дачная, дома №№ 3,13,16а,19,29,32;

3. г. Усть-Кут, ул. Заречная, дом № 18;

4. г. Усть-Кут, ул. Киевская, дома№№ 1,3,4;

5. г. Усть-Кут, ул. Комсомольская, дома №№4,8,12,19;

6. г. Усть-Кут, ул. Ленина, дом № Г,

7. г. Усть-Кут, ул. МК-83, дома№№ 44,46;

8. г. Усть-Кут, ул. Молодежная, дом № 12;

9. г. Усть-Кут, ул. СУ-81, дома №№ 2,4;

10. г. Усть-Кут, ул. 2-ая Таежная, дом № 2а;

11. г. Усть-Кут, ул. Черноморская, дом № 3а;

12. г. Усть-Кут, ул. Щусева, дома №№ 2,3,5,11,17,17а.

В силу п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

На основании изложенного, принимая во внимание допущенные судом существенные нарушения норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь пунктами 3, 4 ст. 310, ч. 2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 09февраля 2018 года по данному административному делу отменить, принять по делу новое решение.

Административные исковые требования прокурора города Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Кутского муниципального образования (городское поселение) о признании незаконным бездействия в не расселении жильцов многоквартирных домов, обязании осуществить расселение жильцов многоквартирных домов – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения), выразившиеся в не расселении жильцов многоквартирных домов, расположенных по адресу:

1. г. Усть-Кут, ул. Грибоедова, дома №№ 25,39;

2. г. Усть-Кут, ул. Дачная, дома№№ 3,13,16а,19,29,32;

3. г. Усть-Кут, ул. Заречная, дом № 18;

4. г. Усть-Кут, ул. Киевская, дома№№ 1,3,4;

5. г. Усть-Кут, ул. Комсомольская, дома№№ 4,8,12,19;

6. г. Усть-Кут, ул. Ленина, дом № 1;

7. г. Усть-Кут, ул. МК-83, дома№№ 44,46;

8. г. Усть-Кут, ул. Молодежная, дом № 12;

9. г. Усть-Кут, ул. СУ-81, дома №№ 2,4;

10. г. Усть-Кут, ул. 2-ая Таежная, дом № 2а;

11. г. Усть-Кут, ул. Черноморская, дом № 3а;

12. г. Усть-Кут, ул. Щусева, дома №№ 2,3,5,11,17,17а.

Обязать администрацию Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) осуществить расселение жильцов многоквартирных домов, находящихся по адресу:

1. г. Усть-Кут, ул. Грибоедова, дома №№ 25,39;

2. г. Усть-Кут, ул. Дачная, дома №№ 3,13,16а,19,29,32;

3. г. Усть-Кут, ул. Заречная, дом № 18;

4. г. Усть-Кут, ул. Киевская, дома№№ 1,3,4;

5. г. Усть-Кут, ул. Комсомольская, дома №№4,8,12,19;

6. г. Усть-Кут, ул. Ленина, дом № Г,

7. г. Усть-Кут, ул. МК-83, дома№№ 44,46;

8. г. Усть-Кут, ул. Молодежная, дом № 12;

9. г. Усть-Кут, ул. СУ-81, дома №№ 2,4;

10. г. Усть-Кут, ул. 2-ая Таежная, дом № 2а;

11. г. Усть-Кут, ул. Черноморская, дом № 3а;

12. г. Усть-Кут, ул. Щусева, дома №№ 2,3,5,11,17,17а.

Апелляционное представление и дополнение к нему прокурора г.Усть-Кута Бутакова Ю.Г. удовлетворить.

Судья-председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи В.А. Тыняный

Н.М. Усова