ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3621 от 07.09.2018 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Матвеева Н.А.

дело № 33а-3621

поступило 07 сентября 2018 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 сентября 2018 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РБ в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В.

судей Захарова Е.И., Казанцевой Т.Б.

при секретаре Цыбиковой Р.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кравченко Д.А. к Администрации г. Улан-Удэ об оспаривании отказа в согласовании проведения публичного мероприятия по апелляционной жалобе Кравченко Д.А. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 03 сентября 2018 года, которым административный иск оставлен без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения Кравченко Д.А. и его представителя Лозовской С.В., представителя Администрации г. Улан-Удэ Цыдыповой Д.С., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

1. Кравченко Д.А. обратился в суд с административным иском к Администрации г. Улан-Удэ об оспаривании отказа в согласовании проведения публичного мероприятия.

Требования мотивированы тем, что 24 августа 2018 года Кравченко вместе с Д. и С подали в Администрацию г. Улан-Удэ уведомление о проведении 09 сентября 2018 года с 13 до 16 часов в парке «Мемориал Победы» в г. Улан-Удэ публичного мероприятия в форме шествия и митинга по маршруту: Театральная площадь им. Лхасарана Линховоина – нечетная сторона ул. Ленина (до дома № 39) – переход на четную сторону ул. Ленина (Арбат, от дома № 42 до дома № 24) – площадь Революции (вдоль парковки) – переход на угол улиц Коммунистическая и Кирова, возле дома № 20 по ул. Коммунистическая) – переход на нечетную сторону ул. Кирова – парк «Мемориал Победы». Цель публичного мероприятия «Против повышения пенсионного возраста», предполагаемое количество участников публичного мероприятия – 300 человек.

27 августа 2018 года Администрация г. Улан-Удэ направила организаторам публичного мероприятия письмо, в котором указала на невозможность проведения публичного мероприятия по заявленному маршруту.

Кравченко не согласился с данным ответом, обратился в суд и просил обязать Администрацию г. Улан-Удэ не препятствовать проведению заявленного публичного мероприятия.

Администрация г. Улан-Удэ требования не признала.

Районный суд отказал в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе Кравченко просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В заседании суда апелляционной инстанции Кравченко и его представитель поддержали доводы жалобы, представитель Администрации г. Улан-Удэ возражала против удовлетворения жалобы.

2. Рассмотрев дело, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В ответе на уведомление о проведении публичного мероприятия Администрация г. Улан-Удэ сослалась на невозможность проведения публичного мероприятия по заявленному маршруту в силу прямого запрета, установленного законом.

Действия Администрации г. Улан-Удэ не противоречат закону, поэтому районный суд правомерно отказал в удовлетворении административного иска.

Из статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ следует, что

публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (часть 1);

органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (часть 1.1);

к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов (часть 2);

после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 данной статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 данного Федерального закона (часть 2.1).

в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (часть 2.2).

Часть 3 статьи 12 данного Федерального закона предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с данным Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно части 1 статьи 4 Закона РБ от 22.12.2012 № 3075-IV «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Бурятия» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности дополнительно к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещено, данной статьей определяются места, в которых проведение публичных мероприятий на территории Республики Бурятия запрещается.

К таким местам относятся места, в которых проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств, либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, в том числе:

вокзалы;

аэропорты;

рынки;

образовательные и медицинские организации;

объекты религиозной направленности, а также относящиеся к ним обособленные территории, объекты и сооружения;

здания, в которых располагаются культурные, спортивные, развлекательные учреждения (во время проведения в них культурных, спортивных и развлекательных мероприятий);

остановки транспорта общего пользования;

детские и спортивные площадки и места, где проводятся мероприятия с участием детей;

территории, непосредственно прилегающие к указанным в настоящей статье объектам и автомобильным дорогам.

По заявленному организаторами публичного мероприятия маршруту на перекрестке улиц Балтахинова – Кирова по пути следования к Мемориалу Победы находятся две трамвайные остановки, на площади Революции также по пути следования к Мемориалу Победы имеется автобусная остановка с одноименным названием.

Этого обстоятельства достаточно для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, поэтому у суда не имеется оснований для признания действий Администрации г. Улан-Удэ незаконными.

3. Доводы апелляционной жалобы о том, что шествие через ул. Балтахинова к Мемориалу Победы проходит по пешеходному переходу, не могут служить основанием к отмене решения, т.к. пешеходный переход в указанном месте примыкает вплотную к трамвайным остановкам. При количестве участников публичного мероприятия в 300 человек шествие неизбежно будет проходить по этим остановкам и создаст помехи движению пешеходов и транспортных средств. Аналогичная ситуация обстоит и с автобусной остановкой на пл. Революции.

Ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего границы территорий, непосредственно прилегающих к объектам, где проведение публичных мероприятий запрещено законом, нельзя принять во внимание.

Применительно к данному административному спору это обстоятельство не имеет определяющего значения, поскольку на пути маршрута публичного мероприятия имеются другие места (остановки общественного транспорта), в которых проведение публичного мероприятия запрещено.

Подлежат отклонению и доводы о том, что ряд обстоятельств, указанных в письме Администрации г. Улан-Удэ, не может являться основанием к отказу в согласовании проведения публичного мероприятия.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона 54-ФЗ публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия митинг и шествие указаны как единое публичное мероприятие, поэтому при наличии оснований к отказу в согласовании публичного мероприятия в целом отпадает необходимость предлагать изменить часть территории проведения публичного мероприятия.

На основании изложенного судебная коллегия оставляет решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 03 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кравченко Д.А. – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи