ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3626/2021 от 25.03.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Белякова В.Н. Дело№ 33а-3626 /2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25.03. 2021 г. г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Яковлева С.В.,

судей Хожаиновой О.В., Шидаковой О.А.

при секретаре Чабаник Е.И.,

с участием заместителя председателя Избирательной комиссии Республики Крым Гузеевой И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Марюшина Ивана Петровича, Шинкаренко Евгения Михайловича, Бобика Александра Николаевича, Фоменкова Дениса Викторовича к Территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым, заинтересованные лица Избирательная комиссия Республики Крым, прокуратура Нижнегорского района Республики Крым о признании незаконным и отмене итоговых протоколов проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты, обязании оказать содействие в реализации избирательных прав, по апелляционной жалобе Марюшина Ивана Петровича, Шинкаренко Евгения Михайловича, Бобика Александра Николаевича, Фоменкова Дениса Викторовича на решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 10.03.2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым С.В. Яковлева, пояснения заместителя председателя Избирательной комиссии Республики Крым Гузеевой И.Н., явившейся в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

У С Т А Н О В И Л А

Марюшин Иван Петрович ( далее Марюшин И.П.), Шинкаренко Евгений Михайлович ( далее Шинкаренко Е.М.), Бобик Александр Николаевич ( далее Бобик А.Н.), Фоменков Денис Викторович (далее Фоменков Д.В.) обратились в Нижнегорский районный суд Республики Крым с административным иском, в котором после уточнения исковых требований просили признать незаконными и отменить итоговый протокол от 01.03.2021 года проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва по Михайловскому десятимандатному избирательному округу Марюшина И.П., итоговый протокол от 01.03.2021 года проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва по Михайловскому десятимандатному избирательному округу Шинкаренко Е.М., итоговый протокол от 01.03. 2021 года проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва по Михайловскому десятимандатному избирательному округу Бобик А.Н., итоговый протокол от 01.03. 2021 года проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва по Михайловскому десятимандатному избирательному округу Фоменкова Д.В., обязать Территориальную избирательную комиссию Нижнегорского района Республики Крым (далее ответчик) оказать содействие в реализации Марюшиным И.П., Шинкаренко Е.М., Бобик А.Н., Фоменковым Д.В. их избирательных прав путем предоставления разумного срока на устранение арифметических помарок, описок, иных формальных недостатков, выявленных рабочей группой избирательной комиссии ответчика, которые не связаны с их недостоверностью и недействительностью.

Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 10.03.2021 года делу № 2а-176/2021 (судья Белякова В.Н. ) отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Не согласившись с указанным решением суда, Марюшин И.П., Шинкаренко Е.М., Бобик А.Н., Фоменков Д.В подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что судом первой инстанции постановлен судебный акт при неправильной оценке всех обстоятельств дела.

В возражениях на апелляционную жалобу, направленных 18.03.2021года прокуратурой Нижнегорского района через суд первой инстанции, указывается на то, что решение по делу № 2а-176/2021 постановлено при полной и правильной оценке всех обстоятельств дела, вследствие чего отсутствуют основания для его отмены.

В адрес Верховного Суда Республики Крым 24.03.2021 года поступили письменные возражения Территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым на апелляционную жалобу, направленные в адрес суда первой инстанции, в которых указано на отсутствие оснований для отмены постановленного судебного решения.

В судебном заседании, которое состоялось 24.03.2021 года, заместитель председателя Избирательной комиссии Республики Крым Гузеева И.Н. возражала против отмены решения Нижнегорского районного суда Республики Крым от 10.03.2021 года делу № 2а-176/2021, указав, что судом первой инстанции постановлено решение при полной и правильной оценке всех обстоятельств дела, Марюшин И.П., Шинкаренко Е.М., Бобик А.Н., Фоменков Д.В. в судебное заседание не явились.

В адрес Верховного Суда Республики Крым от Марюшина И.П., Шинкаренко Е.М., Бобик А.Н., Фоменкова Д.В. 25.03.2021 года поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов.

Судебная коллегия, изучив ходатайство Марюшина И.П., Шинкаренко Е.М., Бобик А.Н., Фоменкова Д.В., поступившие возражения, выслушав мнение а Совета и Избиркома г.Евпатории, выслушав мнение заместителя председателя Избирательной комиссии Республики Крым Гузеевой И.Н., принимая во внимание надлежащие уведомление всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, руководствуясь положениями ст.ст. 243,307 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав судью-докладчика, пояснения заместителя председателя Избирательной комиссии Республики Крым Гузеевой И.Н., изучив материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.

Ст. 32 Конституции Российской Федерации устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Признавая избирательные права граждан Российской Федерации в числе прав и свобод человека и гражданина как высшей конституционной ценностью, определяющей смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому их государственную, в том числе судебную, защиту, предполагающую возможность обжалования в суд любых решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, а также охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (ст.ст. 2 и 18, ч. 1 ст. 45, ч.ч. 1 и 2 ст. 46, ст. 52).

Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы (ч.2 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований установлены Федеральным законом от 12.06.2002 года. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( далее Закон №67-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 75 Закона №67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст.32 Закона №67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Согласно п.1 ст. 34 Закона №67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

В силу п.п. 1, 8 ст. 35.1 Закона №67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов регламентирован положениями ст. 37 Закона №67-ФЗ.

Согласно п. 11 ст. 37 Закона № 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.

П. 12 ст. 37 Закона № 67-ФЗ определено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.

В силу п. 1 ст. 38 Закона № 67-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент подачи подписных листов истцами) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

В соответствии с подпунктом «з» п. 6.4 ст. 38 Закона № 67-ФЗ недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

В соответствии с частями 1, 7 ст. 47 Закона Республики Крым от 05.06.2014 года № 17-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым» окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования производят проверку соблюдения требований настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, списка кандидатов.

Для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, списка кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей соответствующая избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа своих членов, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. В соответствии с законодательством к такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

В ч.12 ст. 47 Закона Республики Крым от 05.06.2014 года № 17-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым» ( далее Закон №17-ЗРК) указаны основания для признания недействительными подписей избирателей, которые аналогичны указанным выше основания, определенным в Законе № 67-ФЗ.

Так, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении кандидата, избирательной комиссии муниципального образования - о выдвижении списка кандидатов (п.1 ч.12. ст47 Закона №17-ЗРК) ; подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 7 настоящей статьи(п.3 ч.12. ст47 Закона №17-ЗРК); подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист(п.4 ч.12. ст47 Закона №17-ЗРК); подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке в соответствии с частью 7 настоящей статьи (п.6 ч.12. ст47 Закона №17-ЗРК); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (п.8 ч.12. ст47 Закона №17-ЗРК); подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов; (п.12 ч.12. ст47 Закона №17-ЗРК)

Согласно ч. 19 ст. 47 Закона №17-ЗРК по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, по каждому списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в соответствующую избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. В итоговом протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Итоговый протокол прилагается к решению соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Копия итогового протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Материалы дела свидетельствуют о том, что Постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от 05.07.2019 года № 3/50-2 «О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований сельских поселений Нижнегорского района Республики Крым на территориальную избирательную комиссию Нижнегорского района Республики Крым» на территориальную избирательную комиссию Нижнегорского района Республики Крым возложены полномочия избирательных комиссий муниципальных образований сельских поселений Нижнегорского района Республики Крым.

Решением территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Михайловское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым) от 19.01. 2021 года №21/119-2 а на 11.04.2021 года назначены дополнительные выборы депутатов представительного органа муниципального образования Михайловское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва по Михайловскому десятимандатному избирательному округу по замещению четырех вакантных мандатов депутатов.

Решением территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Михайловское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым) от 19.01.2021 года № 21/120-2 на территориальную избирательную комиссию Нижнегорского района Республики Крым возложены полномочия окружной избирательной комиссии Михайловского десятимандатного избирательного округа.

В соответствии с Решением территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Михайловское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым) от 19 января 2021 года № 21/122-2для регистрации кандидатов, выдвинутых по Михайловскому десятимандатному избирательному округу избирательными объединениями, а также в порядке самовыдвижения на дополнительных выборах депутатов Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва определено количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, которое составляет 10 подписей, максимально допустимое количество подписей, представляемое для регистрации составляет 14 подписей.

Из материалов дела следует, что Марюшиным И.П. 05.02.2021 года в Территориальную избирательную комиссию Нижнегорского района Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии Михайловского десятимандатного избирательного округа по выборам депутатов Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым) (далее ТИК Нижнегорского района) представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по Михайловскому десятимандатному избирательному округу на дополнительных выборах депутатов Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва, а Бобик А.Н., Шинкаренко Е.М., Фоменковым Д.В. такие документы представлены 09.02.2021 года

Марюшиным И.П., Бобик А.Н., Шинкаренко Е.М., Фоменковым Д.В. 26.02.2021 года в ТИК Нижнегорского района были представлены документы для регистрации кандидатами в порядке самовыдвижения, в том числе подписные листы.

Так Марюшиным И.П. в ТИК Нижнегорского района представлено 3подписных листа, содержащих 12 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, Бобиком А.Н. Шинкаренко Е.М. Фоменковым Д.В. представлено каждым по 3 подписных листа, содержащих 14 подписей избирателей, собранных в поддержку их выдвижения.

При изучении документов, представленных ТИК Нижнегорского района, судом первой инстанции установлено, что три подписи избирателей в подписном листе, представленном Фоменковым Д.В., и одна подпись избирателя в подписном листе, представленном Шинкаренко Е.М., признаны недействительными ввиду сбора во вне периода сбора подписей, поскольку в подписных листах указано, что их сбор был осуществлен в 2020 году. Подписи 2 избирателей на подписном листе, представленном МарюшинымИ.П., не соответствуют сведениям официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту проживания по месту жительства в пределах Российской Федерации. Место регистрации 2 избирателей, указанных в подписных листах, не совпадают с местом регистрации избирателей, имеющимся в органе, осуществляющем регистрацию граждан Российской Федерации, о чем свидетельствует ответ ОВМ ОМВД России по Нижнегорскому району (исх. № 22 от 01.03.2021 года). Подписи 7 избирателей на подписном листе, представленном Фоменковым Д.В., содержат неполные имя и отчество избирателя – лишь инициалы, и одна подпись избирателя в подписном листе содержит не полный адрес места жительства не указан номер квартиры избирателя. Кроме того, при написании даты внесения подписи избирателей на подписном листе, представленном Марюшиным И.П., одна подпись избирателя на подписном листе содержит видимые исправления в дате внесения подписи избирателя, специально не оговоренные избирателем.

В ходе проверки членами рабочей группы ТИК Нижнегорского района по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидатов на дополнительных выборах депутатов Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва, представленных подписных листов установлено, что все 12 подписей избирателей на подписном листе, представленном Марюшиным И.П., а также все 14 подписей избирателей на подписном листе, представленном Бобик А.Н., все 14 подписей избирателей на подписном листе, представленном Фоменковым Д.В., и все 14 подписей избирателей на подписном листе, представленном Шинкаренко Е.М., - признаны недействительными по причине не внесения в подписные листы лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, даты заверения подписного листа, а также в связи отсутствием подписи лица, осуществлявшего сбор подписей.

Изучив указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции, установив, что 01.03.2021 года членами рабочей группы по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидатов на дополнительных выборах депутатов Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва ТИК Нижнегорского района в присутствии Марюшина И.П., Бобика А.Н., Шинкаренко Е.М., Фоменкова Д.В. проведена проверка оформления подписных листов и достоверности содержащихся в них сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов, обоснованно указал, что по результатам проведенной проверки представленных подписных листов составлены ведомости проверки подписей и итоговые протоколы, в соответствии с которыми правомерно все проверенные 12 подписей избирателей, собранных в поддержку Марюшина И. П., признаны недействительными по основаниям, предусмотренным п.3,6 и 8 ч.12 ст.47 Закона №17-ЗРК, а все проверенные 14 подписей избирателей, собранных в поддержку Бобика А.Н., признаны недействительными по основаниям, предусмотренным п. 8 ч.12 ст.47 Закона №17-ЗРК, все проверенные 14 подписей избирателей, собранных в поддержку Шинкаренко Е.М., признаны недействительными по основаниям, предусмотренным п.1 и 8 ч.12 ст.47 Закона № 17-ЗРК, все проверенные 14 подписей избирателей, собранных в поддержку ФоменковаД.В. признаны недействительными по основаниям, предусмотренным п. 1, 4 и 8 ч. 12 ст. 47 Закона № 17-ЗРК.

Марюшиным И.П., Шинкаренко Е.М., Бобик А.Н. и Фоменковым Д.В. не представлены доказательства ошибочности таких выводов суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия, исследовав материалы дела, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что проверка подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов Марюшина И.П., Шинкаренко Е.М., Бобик А.Н. и Фоменкова Д.В., ТИК Нижнегорского района проведена в строгом соответствии с требованиями Закона №67-ФЗ, Закона №47-ЗРК, о времени и месте проведения проверки подписей, проставленных в подписных листах, указанные кандидаты были извещены заранее, в ходе проведения проверки подписных листов использована ведомость проверки подписей, в которую внесены результаты проверки подписных листов, по каждому кандидату, составлены итоговые протоколы с указанием количества заявленных, количества представленных и количества проверенных подписей избирателей, а также количества признанных недостоверными (недействительными), а также указаны основания признания их таковыми.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что административными истцами в ТИК Нижнегорского района представлены подписные листы, заполненные с нарушениями указанных выше требований законодательства Российской Федерации, а итоговые протоколы проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва по Михайловскому десятимандатному избирательному округу Марюшина И.П., Шинкаренко Е.М., Бобик А.Н. и Фоменкова Д.В. от 01.03.2021 года составлены с соблюдением требований избирательного законодательства.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку материалы дела подтверждают наличие указанных выше нарушений требований Закона №67-ФЗ, Закона №47-ЗРК при оформлении подписных листов, представленных Марюшиным И.П., Шинкаренко Е.М., Бобик А.Н. и Фоменковым Д.В.

Суд первой инстанции, правильно применив положения п.1.1 ст. 38 Закона №67-ФЗ, устанавливающие запрет на внесение изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей, а также в список лиц, осуществлявших сбор этих подписей, с целью приведения указанных документов в соответствие с установленными требованиями, поскольку указанные сведения не являются сведениями о кандидате, обоснованно отказал в удовлетворении требований в части понуждения ТИК Нижнегорского района оказать содействие в реализации Марюшиным И.П., Шинкаренко Е.М., Бобик А.Н., Фоменковым Д.В. их избирательных прав путем предоставления разумного срока на устранение недостатков, выявленных рабочей при проведении проверки подписных листов.

Такой подход к применению положения п.1.1 ст. 38 Закона №67-ФЗ в полной мере соответствует сложившийся судебной практике, изложенной в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017 года, а также согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.03.2021 гола № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.С. Цукасова».

В силу изложенного становится очевидным, что, отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.

По результатам изучения материалов дела, содержания апелляционной жалобы судебной коллегия установлено отсутствие доказательств ошибочности выводов суда первой инстанции при оценке обстоятельств дела, вследствие чего отсутствуют основания для отмены постановленного судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 308- 311, 317, 318 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А

решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 10.03.2021года оставить без изменения, апелляционную жалобу Марюшина Ивана Петровича, Шинкаренко Евгения Михайловича, Бобика Александра Николаевича, Фоменкова Дениса Викторовича оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путём подачи кассационной жалобы.

Председательствующий судья: С.В.Яковлев

Судьи О.В. Хожаинова

О.А. Шидакова