ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3642/2016 от 06.12.2016 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Копия

Дело № 33а-3642/2016 Председательствующий в

Категория 014а первой инстанции Бабич В.В.

докладчик в апелляционной

инстанции Кондрак Н.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Кондрак Н.И.,

судей Володиной Л.В., Герасименко Е.В.,

при секретаре Белановой О.А.,

с участием:

административного истца ФИО1,

представителей административных ответчиков

Правительства Севастополя ФИО4,

Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО5,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя /далее Севреестр/, Правительству Севастополя об оспаривании справки о нормативной цене земельного участка,

по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Севастопольского городского суда от 26.09.2016 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Кондрак Н.И., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Севастопольский городской суд с административным иском к Севреестру в котором, с учетом уточнений, просила суд признать недействительными результаты нормативной оценки земельного участка по <адрес>Г в г. Севастополе, кадастровый по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно справке Управления государственной регистрации права и кадастра от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на Севреестр обязанность пересмотреть нормативную цену вышеуказанного земельного участка по материалам технической документации по землеустройству по инвентаризации земельного участка с площадью, подлежащей оценке в размере <данные изъяты>. с применением коэффициента 1,2 по состоянию на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ, стоимостью за 1кв.м. земли – <данные изъяты> рублей.

Требования иска мотивированы тем, что в 2010 году Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Севастополя на участке истца были проложены две линии подземного электрокабеля, установлены охранные зоны, что сделало невозможным использование участка по целевому назначению, в связи с чем решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было дано согласие на проведение инвентаризации земельного участка для последующего изменения арендной платы. Однако, на момент завершения инвентаризации земельного участка, в связи с принятием Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации, Севастопольский городской Совет утратил полномочия по решению земельных вопросов.

ДД.ММ.ГГГГ для перерасчета арендной платы истец обратилась в Севреестр с заявлением о выдаче справки о нормативной оценке участка без учета оценки охранных зон инженерных коммуникаций, так как площадь охранных зон относится к ограниченной в обороте и не должна учитываться при определении нормативной цены земельного участка. Однако Севреестром выдана справка о нормативной цене всего земельного участка.

Решением Севастопольского городского суда от 26.09.2016 года ИП ФИО1 отказано в удовлетворении иска.

Не согласившись с вышеуказанным решением ИП ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Полагает выводы суда о том, что Севреестр верно выдал справку о нормативной цене земельного участка с учетом охранных зон на основании ст.27 ЗК РФ, являются необоснованными, так как предметом иска является земельный участок, предоставленный истице как физическому лицу - предпринимателю на праве аренды, а ст.27 ЗК РФ регулирует правоотношения относительно земельных участков, находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в аренду физическим и юридическим лицам.

Судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении независимой экспертизы по определению рыночной стоимости участка без вынесения соответствующего определения.

Севреестр при определении нормативной стоимости участка руководствовался только Постановлением Правительства Севастополя №515 от 28.11.2014 года, игнорируя при этом правила оценки, предусмотренные Федеральными законами, а вывод суда о том, что ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не подлежит применению по данному делу, является необоснованным и противоречит статье 3 названного закона, согласно которой последний регулирует отношения объектов оценки рыночной, кадастровой и любой другой стоимости.

Кроме того, суд не принял во внимание требования ст.ст.56, 87, 89, 93 ЗК РФ, согласно которых установлены ограничения прав на землю с особыми условиями их использования в охранных и санитарно-защитных зонах, к которым относится невозможность их использования по целевому назначению, запрещены виды деятельности, которые несовместимы с целями установления таких охранных зон, запрещено строительство объектов в границах охранных зон электроснабжения, а в соответствии со ст.389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые или ограниченные в обороте. Соответственно Севреестром была неверно определена площадь земельного участка, подлежащая оценке.

Административный истец в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Представители административных ответчиков Правительства Севастополя и Севреестра против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.

Заслушав судью-докладчика, пояснения явившихся лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что с целью строительства и обслуживания складских помещений ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 заключила с Севастопольским городским советом договор аренды земельного участка общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый , сроком на <данные изъяты>, с отнесением этих земель к категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения /л.д.19-28/.

Согласно кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый от ДД.ММ.ГГГГ, его площадь <данные изъяты>., кадастровая стоимость не определена, границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 подала в Севреестр заявление о предоставлении справки о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, по результатам рассмотрения которого истице предоставлена справка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой нормативная стоимость земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу <адрес>, кадастровый по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>, нормативная цена за 1кв.м. составляет <данные изъяты> /л.д.32/

Не согласившись с указанной в справке нормативной ценой земельного участка ИП ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из правомерности действий Севреестра, который полномочиями по установлению нормативной цены земли не наделен.

С таким выводами суда первой инстанции соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.

Частью 1 статьи 65 ЗК РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу ч.8 ст.391 НК РФ до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Пунктами 1, 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации №319 от 15.03.1997 года «О порядке определения нормативной цены земли» установлено, что нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.

Нормативная цена земли, установленная в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Постановления, не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

В силу ч.1 ст.12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 01.01.2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст.10 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» /в редакции от 15.03.2016 года/ нормативная денежная оценка земель, установленная на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона, применяется для целей налогообложения и определения размера арендной платы в отношении земельных участков до проведения ее переоценки.

Размер арендной платы, платы за сервитут, находящихся в государственной собственности, устанавливаются Правительством Севастополя.

Постановлением Правительства Севастополя №524-ПП от 16.06.2015 года утвержден «Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью города федерального значения Севастополя» согласно п.1.1 которого до проведения государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, для определения размера арендной платы за пользование земельными участками применяется нормативная цена земли в городе Севастополе, утвержденная постановлением Правительства Севастополя №515 от 28.11.2014 года «Об утверждении нормативной цены земли».

Пунктом 2 постановления Правительства Севастополя №515 от 28.11.2014 года Севреестр определен исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функцию по предоставлению сведений о нормативной цене земельных участков.

Системный анализ вышеприведенных норм законодательства свидетельствует, что хотя постановлением Правительства Российской Федерации №319 от 15.03.1997 года утвержден порядок определения нормативной цены земли и ее предельные размеры, в силу ч.1 ст.12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ до 01.01.2019 года на территории г. Севастополя названное постановление подлежит применению с учетом особенностей установленных законом города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года.

Суд первой инстанции надлежащим образом оценил изложенное и сделал правильный вывод о том, что нормативная цена земельных участков на территории г. Севастополя устанавливается исключительно органами исполнительной власти субъекта федерации и применяется для определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности и для целей налогообложения, при этом Севреестр полномочиями по установлению нормативной цены земли не наделен, а является органом, предоставляющим сведения об установленной нормативной цене земельных участков и выдавая истцу справку о нормативной цене земельного участка правильно руководствовался сведениями, приведенными в постановлении Правительства Севастополя №515 от 28.11.2014 года «Об утверждении нормативной цены земли».

Также суд первой инстанции правильно указал, что действующим законодательством не предусмотрено возможности пересмотра нормативной цены земли исходя из рыночной стоимости земельного участка.

Доводы административного истца о том, что в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» может быть оспорена кадастровая стоимость земельного участка, правильно не приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку кадастровая стоимость определяется в отношении конкретных земельных участков в результате государственной кадастровой оценки земель, осуществляемой в соответствии с требованиями ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и может быть пересмотрена, в том числе судом.

Установление нормативной цены земли производится нормативным правовым актом органа исполнительной власти города Севастополя без проведения оценки конкретных земельных участков.

Также верно отмечено судом первой инстанции, что установление платы за использование земли на территории города Севастополя исходя из нормативной цены земли имеет временный характер, до утверждения результатов массовой кадастровой оценки земельных участков.

Доводы истца о том, что при расчете нормативной цены земельного участка Севреестром не обоснованно была учтена площадь охранных зон инженерных коммуникаций, также верно не приняты судом первой инстанции.

В силу ч.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Часть 1 статьи 16 Закона предусматривает, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно статье 22 Закона N 221-ФЗ одним из документов, необходимых для кадастрового учета в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка и представляемых вместе с заявлением, является межевой план.

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).

Межевой план состоит из графической и текстовой частей (часть 4 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (часть 5 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 названного федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (часть 6 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).

Материалы технической документации по землеустройству межевым планом не являются.

Согласно постановления Правительства Севастополя №515 от 28.11.2014 года «Об утверждении нормативной цены земли» цена земли установлена за один квадратный метр земельного участка по оценочным зонам и группам видов разрешенного использования.

Изложенное свидетельствует о том, что нормативная цена земельного участка устанавливается за квадратный метр всей площади земельного участка, переданного в аренду истцу и исходя из сведений, внесенных в кадастр, в связи с чем Севреестр обоснованно выдал ИП ФИО1 справку о нормативной цене всего земельного участка, переданного в аренду.

При этом изменения в договор аренды в части площади арендованного земельного участка не вносились. Не вносились изменения и в кадастр в части границ, площади земельного участка, категории земель и виды разрешенного использования.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Данные доводы жалобы являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно. Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию истца с правовой оценкой обстоятельств, имеющих значение для дела.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил и дал оценку всем доводам и возражениям сторон, правильно применил нормы материального права. Выводы суда обоснованны, соответствуют требованиям закона, подтверждены доказательствами, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ на основе их полного и всестороннего исследования, считать которую неправильной у судебной коллегии оснований не имеется.

С учетом изложенного оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Севастопольского городского суда от 26.09.2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий /подпись/ Н.И. Кондрак

судьи /подпись/ Л.В. Володина

/подпись/ Е.В. Герасименко

Копия верна

судья Н.И. Кондрак