ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-36487/2021 от 13.12.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Фетисова И.С. Дело № 33а-36487/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Редченко Е.В.,

судей Вердияна Г.В., Цыцаркиной С.И.,

при секретаре Кехтер А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 декабря 2021 года апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов на решение Серпуховского городского суда Московской области от 6 сентября 2021 года по административному делу по административному иску Смирновой О. Л. к Комитету по управлению имуществом городского округа Серпухов о признании незаконным действий при проведении проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации, акта проверки органа муниципального контроля,

заслушав доклад судьи Вердияна Г.В., объяснения представителя администрации городского округа Серпухов Московской области и Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области Ремзекова А.С.,

установила:

Смирнова О.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением и с учетом уточнения заявленных требований просит признать незаконным действия Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов (далее также Комитет) по проведению проверки соблюдения требований земельного законодательства, а также Акта проверки органа муниципального контроля физического лица от 29 октября 2020 № 162-426.

В обоснование заявленных требований Смирнова О.Л. указала, что 29 октября 2020 года Комитетом по управлению имуществом городского округа Серпухов в отношении административного истца проведена внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе дер. Шатово, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

Административный истец указывает, что внеплановая проверка без надлежащего ее уведомления, что противоречит положениям Административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля на территории городского округа Серпухов Московской области, утвержденного постановлением главы городского округа Серпухов Московской области от 4 октября 2019 № 5187, являющегося документом, содержащим правовые нормы, устанавливающим правила поведения, обязательные для определения круга лиц, рассчитанным на неоднократное применение при проведении муниципального земельного контроля Комитетом по управлению имуществом городского округа Серпухов.

Решением Серпуховского городского суда Московской области от 6 сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.

Признаны незаконными:

- действия Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов по проведению 29 октября 2020 года внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 25 700 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <данные изъяты>, принадлежащего Смирновой О. Л.,

- акт от 29 октября 2020 года № 162-426 проверки органом муниципального контроля физических лиц, составленный Комитетом по управлению имуществом городского округа Серпухов по результатам проведения 29 октября 2020 года внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 25700 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе д. Шатово.

В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать. Указывает, в частности, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.

В соответствии с частью 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Заслушав объяснения представителя Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области Ремзекова А.С., поддержавшего апелляционную жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Как следует из положений пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель в границах поселения.

В соответствии с Положением о Комитете по управлению имуществом города Серпухова, утвержденного Решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 19 декабря 2005 года № 75/9, Комитет осуществляет от имени муниципального образования «Город Серпухов Московской области» (далее - Муниципальное образование) формирование, управление и распоряжение муниципальной собственностью (п.1.3). Комитет имеет статус юридического лица (п.1.5).

Под муниципальным земельным контролем согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.

Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).

Этой же статьей Земельного кодекса установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (пункт 2).

В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Московской области от 26 мая 2016 года № 400/17 утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3.8 Порядка плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков проводятся должностными лицами в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий без взаимодействия с правообладателями земельных участков. Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий, порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков устанавливается органами местного самоуправления.

В пункте 3.9 Порядка закреплено, что о проведении внеплановой проверки гражданин уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или направления факса, телефонограммы, телеграммы в адрес местонахождения проверяемого лица или посредством его размещения на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в официальном печатном издании.

Согласно пункту 3.10 Порядка согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан не требуется.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах гражданина сведения, а также состояние используемых им земельных участков и принимаемые им меры по исполнению требований, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, муниципальными правовыми актами в области земельного законодательства.

Выездная проверка проводится по месту нахождения земельного участка (пункт 3.13 Порядка).

Выездная проверка в случае отсутствия гражданина или его уполномоченного представителя может быть проведена при условии своевременного извещения о необходимости прибытия заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телеграммой либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату (пункт 3.14 Порядка).

В случае выявления при проведении проверок в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства орган муниципального земельного контроля в течение трех рабочих дней со дня составления акта проверки направляет копию акта проверки в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию для рассмотрения и принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 3.15 Порядка).

Из содержания пункта 4.2 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 мая 2016 года N 400/17, должностные лица при проведении проверок в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан обязаны: б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемых лиц.

Постановлением главы городского округа Серпухов Московской области от 4 октября 2019 года № 5187 утвержден Административный регламент по осуществлению муниципального земельного контроля на территории городского округа Серпухов Московской области, в соответствии с которым муниципальный земельный контроль осуществляется отделом муниципального земельного контроля Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов (п. 3).

Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение лицами, в отношении которых исполняется муниципальная функция, требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации и Московской области предусмотрена административная ответственность (пункт 6). Перечень должностных лиц отдела муниципального земельного контроля Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов, осуществляющих муниципальный земельный контроль (далее - должностные лица), устанавливается в соответствии с Уставом муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» и иными муниципальными правовыми актами (пункт 9).

Согласно пункту 91 порядок организации внеплановой проверки определен пунктами 82-86 настоящего Административного регламента.

Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе мотивированное представление должностного лица по результатам проведения планового (рейдового) осмотра, обследования земельных участков без взаимодействия с правообладателями земельных участков о выявленных нарушениях земельного законодательства (пункт 92).

Согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан не требуется (пункт 93).

О проведении внеплановой проверки гражданин уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или направления факса, телефонограммы, телеграммы в адрес местонахождения проверяемого лица или посредством его размещения на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет, в официальном печатном издании (пункт 94).

Внеплановая проверка проводится в виде документарной проверки и (или) выездной проверки (пункт 97).

Выездная проверка в случае отсутствия гражданина или его уполномоченного представителя может быть проведена при условии своевременного извещения о необходимости прибытия заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телеграммой либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату (пункт 120).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 24 декабря 2020 года по 3 февраля 2021 административному истцу был выдан лист нетрудоспособности в связи заболеванием Covid-19, также истец проходила лечение в период с 5 февраля 2021 года по 20 мая 2021 года по поводу постковидного состояния и обострением хронических заболеваний.

В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд обоснованно удовлетворил ходатайство административного истца о восстановлении процессуального срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Также установлено, что Смирновой О.Л. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 25700 кв. м, назначение объекта: земли сельскохозяйственного назначения; для сельскохозяйственного производства; расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе д. Шатово (л. д. 100-101).

19 августа 2020 года администрацией городского округа Серпухов по итогам планового (рейдового) осмотра земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составлен акт № 630-П, в котором отражены результаты осмотра, а именно: земельный участок на местности не обозначен; на земельном участке не произрастает борщевик Сосновского, отсутствуют признаки несанкционированной свалки, отсутствуют признаки выращивания с/х культур, признаки снятия плодородного слоя почвы, проведения земляных работ отсутствуют. По результатам обследования выявлены признаки нарушения земельного законодательства: неиспользование земельного участка (л. д. 93-94).

Согласно мотивированному представлению главного специалиста муниципального земельного контроля на имя председателя Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов от 19 августа 2020 года № 630-М по результатам мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, согласно которого в результате рейдового осмотра на основании задания № 28-З от 1 июня 2020 года на проведение планового (рейдового) осмотра земельного участка проведено натуральное обследование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. В ходе обследования выявлены признаки нарушения земельного законодательства: неиспользование земельного участка; невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Ввиду изложенного на основании подпункта «а» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 249-ФЗ, пункта 3.8 постановления Правительства Московской области от 26 мая 2016 года № 400/17 считает необходимым провести внеплановую выездную проверку в отношении Смирновой О.Л. (л. д. 90-92).

Распоряжением и. о. председателя Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов от 18 сентября 2020 года № 412-426 назначено проведение внеплановой документарной/выездной проверки в отношении физического лица Смирновой О.Л. – собственника земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, которая проводится в рамках муниципального земельного контроля на основании мотивированного представления от 19 августа 2020 года № 630-М. Задачами проверки являются: проверка соблюдения земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 25700 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования – для ведения сельскохозяйственного производства. Предметом проверки является соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Срок проведения проверки 5 рабочих дней: с 23 октября 2020 года по 29 октября 2020 года (л. д. 72-75).

21 сентября 2020 года Комитетом в адрес Смирновой О.Л. направлено уведомление (ШПИ 14220351014928) о проведении в период с 23 октября 2020 года по 29 октября 2020 года внеплановой проверки земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> при условии обязательного личного присутствия (или доверенного лица, имеющего соответствующую доверенность). Указано, что в целях координации контрольно-проверочных мероприятий инспектор просит Смирнову О.Л. прибыть 23.10.2020 по адресу: <данные изъяты> (указаны часты работы и телефон для связи) (л.д. 76).

Согласно отчету об отслеживании отправления (отправитель администрация г. Серпухов, получатель Смирнова О.Л.) с почтовым идентификатором 14220351014928 официального сайта Почты России письмо принято в отделении связи 21 сентября 2020 года, прибыло в место вручения 23 сентября 2020 года, неудачная попытка вручения – 23 сентября 2020 года, выслано обратно – 24 октября 2020 года (л.д. 54, 55-56).

Должностными лицами Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов 29 октября 2020 года в период с 09 час. 30 мин. до 10 час. 00 мин. на основании Распоряжения администрации городского округа Серпухов от 18 сентября 2020 года № 412-426 проведена внеплановая/выездная проверка в отношении физического лица Смирновой О.Л., по результатам которой 29 октября 2020 года составлен акт проверки № 162-426, в котором отражено, что проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. На основании проведенного осмотра установлено, что Смирнова О.Л. не использует земельный участок площадью 25700 кв. м в соответствии категорией и видом разрешенного использования, не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что является нарушением требований законодательства Российской Федерации (статья 42 ЗК РФ), за которое предусмотрена административная ответственность (часть 2 статьи 8.7 и часть 2 статьи 8.8 КоАП РФ) (л. д. 58-66).

29 октября 2020 года Комитетом вынесено предписание № 162-426 об устранении Смирновой О.Л. выявленного нарушения требований земельного законодательства, согласно которому установлено ненадлежащее использование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 25700 кв. м, а именно: допущены нарушения статьи 42 ЗК РФ, части 2 статьи 8.7, части 2 статьи 8.8 КоАП РФ, выразившемся в неиспользовании земельного участка, площадью 25700 кв.м. в соответствии с категорией и видом разрешенного использования, не выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Смирновой О.Л. предписано в срок до 29 июля 2021 года устранить указанное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке; в случае невыполнения предписания в установленный срок указано о направлении информации о неисполнении предписания в Россельхознадзор, для принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации (л. д. 67-69).

29 октября 2020 года Комитетом в адрес Смирновой О.Л. направлено уведомление о проведенной внеплановой выездной проверки, в результате которой выявлены нарушения требований земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. Одновременно с уведомлением в адрес Смирновой О.Л. направлены акт проверки от 29 октября 2020 года № 162-426 и предписание от 29 октября 2020 года № 162-426 (л. д. 57).

15 декабря 2020 года Комитетом по управлению имуществом городского округа Серпухов материалы по результатам внеплановой проверки (проведенной в рамках муниципального земельного контроля) в отношении Смирновй О.Л.- собственника земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в связи с наличием признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7, частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ направлены в Межрайонный отдел по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления по городу Москва, Московской и Тульской области, для решения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности (л. д. 134).

Согласно ответа Почты России на запрос суда, 23 сентября 2020 года почтовое отправление 1 класса ШПИ 14220351014928 поступило в пункт вручения ОПС Дашковка 142253, передано в доставку почтальон. Во время обхода доставочного участка в связи отсутствием адресата вручить почтовое отправление не представилось возможным. Извещение ф.22 было опущено в почтовый ящик. 27 октября 2020 года невостребованное почтовое отправление возвращено отправителю по истечении срока хранения. 28 ноября 2020 года вышеуказанное почтовое отправление передано на временное хранение в архив ОПС Подольского почтамта и было уничтожено в соответствии с пунктом 38 Правил оказания услуг почтовой связи (л. д. 133, 134).

Удовлетворяя заявленный административный иск Смирновой О.Л. суд первой инстанции исходил из того, что собственник земельного участка не был надлежащим образом извещен о проведении должностными лицами отдела муниципального земельного контроля Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов о проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства на принадлежащем Смирновой О.Л. на праве собственности земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. Соответственно, действия по проведению проверки соблюдения требований земельного законодательства, а также составленный по итогам проверки акт от 29 октября 2020 года № 162-426 не могут быть признаны законными, так как административный истец была лишена права непосредственно присутствовать при осуществлении проводимой в отношении нее внеплановой проверки соблюдения требований земельного законодательства, давать пояснения, что предусмотрено п. 11 Административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля на территории городского округа Серпухов Московской области.

Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основаниями для отмены или изменения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Серпуховского городского суда Московской области от 6 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи