ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3649/2016 от 16.08.2016 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья  Санатуллова Ю.Р.                                                  Дело № 33а-3649/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                            16 августа 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П., Подгорновой О.С.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании  дело по апелляционной жалобе Ламыкина П*** П*** на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска  от 12 мая 2016г., по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Ламыкина П*** П*** к администрации г. Ульяновска о признании незаконным бездействия по  предоставлению земельного участка юго-восточнее дома № *** по улице *** в г.У*** по акту выбора земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок юго-восточнее дома № *** по улице *** в г.У*** по акту выбора земельного участка и утвердить акт выбора земельного участка – отказать. 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя Ламыкина П.П. – адвоката Лиллепео В.Г., подержавшего доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Ламыкин П.П. обратился в суд с иском к администрации г.Ульяновска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении ему земельного участка, возложении на администрацию г.Ульяновска обязанности предоставить ему земельный участок.

Требования мотивировал тем, что  в мае 2013г. решил построить магазин на территории Железнодорожного района г. Ульяновска, в связи с чем, 22.05.2013г. обратился в администрацию г.Ульяновска с заявлением о согласовании места размещения магазина по адресу: г. У***, юго-восточнее дома №*** по ул. ***. По результатам рассмотрения его заявления было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта. После этого он оформил и передал в Комитет архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска схему расположения земельного участка. 05.06.2013г. Комитетом архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска был дан ответ о том, что проект постановления администрации г.Ульяновска подготовлен и находится на согласовании в структурных подразделениях администрации г.Ульяновска. С указанного времени до января 2014г. постановление принято не было. 20.01.2014г. он повторно обратился к заместителю главы администрации г.Ульяновска с просьбой оказать содействие в решении вопроса по согласованию земельного участка. 11.02.2014г. получил ответ, в котором также было указано, что проект постановления о предварительном согласовании места размещения объекта находится на согласовании в структурных подразделениях администрации г.Ульяновска. До настоящего времени проект постановления не согласован, постановление не издано, земельный участок ему не предоставлен.

В связи с этим Ламыкин П.П. просил признать незаконным бездействие администрации г.Ульяновска, выразившееся в непредоставлении ему по акту выбора земельного участка юго-восточнее дома № *** по улице *** в г.У***. Возложить на администрацию г.Ульяновска обязанность предоставить ему земельный участок юго-восточнее дома № *** по улице *** в г.У*** по акту выбора земельного участка и утвердить акт выбора земельного участка.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Ламыкин П.П. не соглашается с решением суда. Указывает на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Судом допущено нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.

В мотивировочной части решения суд сделал вывод о том, что администрация г.Ульяновска в нарушение действовавшего на момент его – Ламыкина П.П. обращения не рассмотрела его надлежащим образом.  Однако отказал в удовлетворении его требований в связи с изменением законодательства. Вместе с тем срок рассмотрения администрацией города его заявления от него – Ламыкина П.П. не зависел. На дату его обращения действовали ст. 30, 31 ЗК РФ. Однако его заявление не было рассмотрено в установленные законом сроки. При этом изменение с 01.03.2015 законодательства не может повлечь нарушение его прав, допущенное администрацией г.Ульяновска.

В судебное заседание не явились Ламыкин П.П., представители администрации г.Ульяновска, КУГИГ администрации г.Ульяновска, Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Ульяновской области», ПАО «Ростелеком» МУП «УльГЭС»,   ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск», УМУП ВКХ «Ульяновскводоканал».  О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 22.05.2013 Ламыкин П.П. обратился с заявлением к главе г.Ульяновске, в котором просил предварительно согласовать место размещение магазина по адресу: г.У***, юго-восточнее дома № *** по ул. ***, и утвердить акт выбора земельного участка площадью 800 кв.м.

05.06.2013 из комитета архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска ему был дан ответ о том, что подготовлен проект постановления администрации города и лист согласования «О предварительном согласовании Ламыкину П.П. места размещения объекта в Железнодорожном районе г.Ульяновска». Проект постановления находится на согласовании в структурных подразделениях администрации города Ульяновска.

20.01.2014 Ламыкин П.П. вновь обратился с заявлением на имя заместителя главы администрации г.Ульяновска, в котором просил сообщить результат по его обращению от 22.05.2013.

11.02.2014 из администрации г.Ульяновска ему сообщили, что проект постановления о предварительном согласовании места размещения объекта находится на согласовании в структурных подразделениях администрации г.Ульяновска.

До настоящего времени решения по заявлению Ламыкина П.П. не принято.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Ламыкина П.П. о возложении на администрацию г.Ульяновска обязанности предоставить ему испрашиваемый земельный участок по акту выбора земельного участка и утвердить акт выбора земельного участка.

До 01.03.2015г. действовали положения ст.ст. 28-34 ЗК РФ, регламентирующие вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или  муниципальной собственности.

В силу п.1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу п.5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

В соответствии с п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В силу п.5 ст. 30 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Таким образом, первоначальным этапом предоставления является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ).

В силу п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ статьи 30 - 32 Земельного кодекса РФ утратили силу с 01.03.2015. Земельный кодекс РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, не предусматривает предоставления для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта.

В ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ закреплены переходные положения, в частности, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, до 01.03.2018 предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка (пункт 1 названной статьи).

Таким образом, законодателем установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка без проведения торгов только при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом Ламыкиным П.П. земельном участке принято не было, в связи с чем, данный земельный участок не может быть предоставлен истцу в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.

Кроме того, в силу Закона Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» с 1 января 2016 года полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - в течение неограниченного срока.  Эти полномочия осуществляются уполномоченным органом с 1 января 2016 года в случае, если указанные решения и действия должны быть приняты (совершены) на основании заявлений, поступивших в уполномоченный орган после дня вступления настоящего Закона в силу. Если указанные решения и действия должны быть приняты (совершены) на основании заявлений, поступивших до дня вступления настоящего Закона в силу в органы местного самоуправления, то такие решения и действия должны быть приняты (совершены) соответствующими органами местного самоуправления без учета установленного настоящим Законом перераспределения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Установлено, что в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области истец с заявлениями по спорному участку не обращался.

При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для продолжения процедуры предоставления земельного участка для строительства в порядке, предусмотренном утратившими силу статьями 30, 31 Земельного кодекса РФ после 01.03.2015.

Судебная коллегия соглашается с вышеизложенной позицией суда первой инстанции.

Вместе с судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении требований Ламыкина П.П. о признании незаконным бездействия администрации г.Ульяновска.

В соответствии с п.3 ч. 2  ст. 310 КАС РФ одним из оснований для отмены решения суда является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции установил, что администрация г.Ульяновска в нарушение действовавшего на момент обращения Ламыкина П.П. законодательства, не рассмотрела надлежащим образом заявление  Ламыкина П.П. о предварительном согласовании места размещения объекта юго-восточнее дома № *** по улице *** в г.У*** и утверждении акта выбора земельного участка (не приняла никакого решения по указанному заявлению). Вместе с тем в удовлетворении требований Ламыкина П.П. в этой части было отказано, поскольку признание указанного бездействия, как посчитал суд первой инстанции, не восстановит права Ламыкина П.П.

Вместе с тем данное обстоятельство не может явиться основанием для отказа в признании незаконным бездействия муниципального органа.

В связи с этим судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в этой части и признать незаконным бездействие администрации г.Ульяновска, выразившееся в  нерассмотрении  в установленном законом порядке заявления  Ламыкина П.П. о предварительном согласовании места размещения объекта юго-восточнее дома № *** по улице В*** в г.У*** и утверждении акта выбора земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 12 мая 2016г. в части отказа в удовлетворении исковых требований Ламыкина П*** П*** к администрации г. Ульяновска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении ему земельного участка юго-восточнее дома № *** по ул. *** в *** районе г.У*** по акту выбора земельного участка  отменить.

Принять по делу в этой части новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.Ульяновска, выразившееся в нерассмотрении в установленном законом порядке заявления  ФИО1 о предоставлении ему земельного участка юго-восточнее дома № *** по ул. *** в *** районе г.У*** по акту выбора земельного участка.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: