ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3653/19 от 13.06.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Беспятова Н.Н. Дело № 33а-3653/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Харламовой О.А., Шукеновой М.А.

при секретаре Скляровой А.А.

рассмотрела в судебном заседании 13 июня 2019 года дело по апелляционным жалобам Администрации Омского муниципального района Омской области, Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, апелляционному представлению прокурора Омского района Омской области Литвиненко Д.А. на решение Омского районного суда Омской области от 26 февраля 2019 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования прокурора Омского района Омской области удовлетворить частично. Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области в срок до 31.12.2021 года организовать на территории д. Приветная Омского муниципального района Омской области строительство дошкольного образовательного учреждения с учетом требований действующего законодательства. Административные исковые требования прокурора Омского района Омской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Омского муниципального района Омской области в остальной части оставить без удовлетворения.

Административные исковые требования прокурора Омского района Омской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к Комитету по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерству образования Омской области об обязании организовать строительство дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательного учреждения на территории д. Приветная Омского муниципального района Омской области оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области, Комитету по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, об обязании организовать строительство дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательного учреждения.

В обоснование указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, в ходе которой выявлены нарушения прав несовершеннолетних на дошкольное и общее образование.

Так, на территории д. Приветная Омского муниципального района дошкольных образовательных учреждений не имеется. Из 140 детей дошкольного возраста 1 ребенок посещает МБДОУ «Детский сад «Лузинский-3», 46 детей - подведомственное Администрации г. Омска БДОУ г. Омска «Детский сад №10», расположенное по адресу: г. Омск, мкр. Входной, д. 29/1. Между тем по информации заведующей БДОУ г. Омска «Детский сад №10» плановое количество мест в образовательном учреждении составляет 215 человек, на 01.09.2018 дошкольное учреждение укомплектовано 272 воспитанниками, принять всех детей дошкольного возраста, проживающих в д. Приветная дошкольное учреждение не имеет возможности. По сведениям департамента образования Администрации г. Омска в связи с отсутствием свободных мест в БДОУ г. Омска «Детский сад №10» 40 детей в возрасте до 3 лет, зарегистрированных и проживающих в д. Приветная, учтены в книге будущих воспитанников бюджетных дошкольных образовательных учреждений г. Омска.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что на территории д. Приветная функционирует только начальная школа, не предназначенная для обучения детей всем ступеням образования. Образовательное учреждение является структурным подразделением МБОУ «Лузинская СОШ № 2», расположено в здании 1940 года постройки. Начальное общее образование в указанном структурном подразделении получают 19 человек. Из-за отсутствия иного общеобразовательного учреждения 91 ребенок обучается в подведомственном департаменту образования Администрации г. Омска БОУ г. Омска «СОШ №161», расположенном по адресу: г. Омск, мкр. Входной, стр.101. Однако БОУ г. Омска «СОШ №161» не имеет возможности вместить всех детей школьного возраста, проживающих в д. Приветная, обучающихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В настоящее время строительство общеобразовательных учреждений в д. Приветная не осуществляется. В бюджетах Омского муниципального района на 2018 и 2019 годы финансирование строительства детских садов и школ, в том числе в Лузинском сельском поселении, включая д. Приветная, не предусмотрено.

Просил обязать Администрацию Омского муниципального района, Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района в срок до 01.06.2019 организовать на территории д. Приветная Омского муниципального района Омской области строительство дошкольного образовательного учреждения с количеством мест не менее 140, общеобразовательного учреждения с количеством мест не менее 250 с учетом требований действующего законодательства, в том числе СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.2.2821-10.

Определениями суда от 09.01.2019, 28.01.2019 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство образования Омской области, в качестве заинтересованных лиц - Администрация Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, МБОУ «Лузинская СОШ № 2», МБДОУ «Детский сад «Лузинский - 2», БОУ г. Омска «СОШ № 161», БДОУ г. Омска «Детский сад № 10», департамент образования Администрации г. Омска.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционных жалобах Администрация Омского муниципального района Омской области и Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области просят решение суда отменить, принять новое, которым в удовлетворении требований прокурора отказать в полном объеме. Отмечают, что ни в одном из примененных судом нормативном правовом акте не закреплено обязанности органов местного самоуправления участвовать в организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования путем строительства образовательных учреждений. Строительство детских садов и школ относится к компетенции Омской области. Соответственно требование о строительстве образовательных ведений не могло быть предъявлено к Администрации. Понуждение Администрации к строительству детского сада является по существу ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, противоречит статьям 12, 130 Конституции РФ. Настаивают на том, что функционирование системы образования на территории Омского муниципального района Омской области обеспечивает основные конституционные права граждан на образование.

В апелляционном представлении прокурор Омского района Омской области Литвиненко Д.А. просит решение суда в части отказа в возложении на уполномоченный орган обязанности организовать до 01.06.2019 на территории д. Приветная предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования путем строительства общеобразовательного учреждения с количеством мест не менее 250 отменить, принять новое решение. Полагает, что выводы суда о соблюдении прав несовершеннолетних, проживающих в д. Приветная, на доступность школьного образования, имеют существенные противоречия. Обращает внимание на то, что БОУ г. Омска «СОШ №161» не имеет возможности вместить всех детей школьного возраста, проживающих в д. Приветное и обучающихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Вывод суда о допустимости превышения количества мест для обучающихся противоречит пункту 5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189.

Министерством образования Омской области представлены отзывы на апелляционные жалобы и представление. Относительно доводов апелляционных жалоб Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области принесены возражения.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, отзывов и возражений, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Из материалов дела следует, на территории Омского муниципального района созданы 24 муниципальных образования, в том числе Лузинское сельское поселение, административно-территориальными единицами которого являются д. Ближняя Роща, <...>, д. Петровка, д. Приветная, д. Пятилетка.

На территории Лузинского сельского поселения действует муниципальные образовательные учреждения (3 дошкольных образовательных учреждения и 3 общеобразовательные школы), учредителем которых является Омский муниципальный район Омской области в лице Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области:

МБДОУ «Детский сад «Лузинский» (с. Лузино, ул. Мира, 6)

МБДОУ «Детский сад «Лузинский - 2» (с. Лузино, ул. Карбышева, 6)

МБДОУ «Детский сад «Лузинский - 3» (с. Лузино, ул. Майорова, 19)

МБОУ «Петровская СОШ № 2» (с. Петровка, ул. Полевая, 1)

МБОУ «Лузинская СОШ № 1» (с. Лузино, ул. Майорова, 12)

МБОУ «Лузинская СОШ № 2» (с. Лузино, ул. Комсомольская, 19) (т. 1 л.д. 20).

По данным похозяйственного учета, осуществляемого Администрацией Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, по состоянию на 01.01.2019 в д. Приветная зарегистрировано по месту жительства (месту пребывания) 187 детей в возрасте до 7 лет, 206 детей в возрасте от 8 до 18 лет.

В ходе проверки исполнения законодательства об образовании прокуратурой Омского района Омской области установлено, что в д. Приветная отсутствует дошкольное образовательное учреждение; с 2010 года в здании <...> года постройки по адресу: д. Приветная по ул. Новая, 3 функционирует структурное подразделение МБДОУ «Лузинская СОШ № 2», в котором обучаются дети с 1 по 4 класс, реализация программ основного общего, среднего общего образования не осуществляется.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора в части организации строительства на территории д. Приветная школьного образовательного учреждения, суд обоснованно исходил из следующего.

Пунктами 33 приложений к приказам Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области от 22.01.2018 № 31, от 16.01.2019 № 32, за территорией д. Приветная закреплено МБОУ «Лузинская СОШ № 2» (с. Лузино, ул. Комсомольская, 19).

В указанном муниципальном общеобразовательном учреждении при подтвержденной паспортом готовности к работе в осенне-зимний период 2018-2019 гг. проектной мощности (количестве мест) в смену в 750 человек обучается 617 учеников, в том числе 3 школьника, проживающих в д. Приветная. Обучение осуществляется в одну смену. Случаев отказа в приёме детей в образовательное учреждение не зарегистрировано (т. 2 л.д. 89, 90, 92-95).

В структурном подразделении МБОУ «Лузинская СОШ № 2», расположенном по адресу: Омская область, Омский район, д. Приветная, ул. Новая, 3, по программам начального общего образования обучается 13 учеников, из них в 1 классе - 2 человека, во 2 классе - 6 человек, в 3 классе - 4 человека и в 4 классе - 1 человек. Проектная мощность образовательного учреждения составляет 50 человек, обучение осуществляется в одну смену. Случаев отказа в приёме детей в образовательное учреждение не зарегистрировано (т. 2 л.д. 91).В ходе судебного разбирательства прокурором не оспаривалось то обстоятельство, что подвоз учеников из д. Приветная до МБОУ «Лузинская СОШ № 2» в с. Лузино в здание по ул. Комсомольская, 19 не осуществляется Омским муниципальным районом Омской области как учредителем образовательного учреждения исключительно по причине отсутствия заявлений законных представителей несовершеннолетних, а также в связи с осуществлением родителями самостоятельного подвоза детей на основании заявления от 19.01.2018.

Кроме того, материалами дела подтверждено, что 97 школьников, проживающих в д. Приветная, по желанию родителей посещают БОУ г. Омска «СОШ № 161» (г. Омск, мкр. Входной, строение 101), находящееся в непосредственной близости к д. Приветная, 5 школьников посещают МБОУ «Петровская СОШ № 2» (т. 2 л.д. 66-68).

Приказом департамента образования Администрации г. Омска от 23.01.2019 № 3 БОУ г. Омска «СОШ № 161» территориально за д. Приветная не закреплено (т. 2 л.д. 64).

Принимая во внимание, что в МБОУ «Лузинская СОШ № 2» отсутствует превышение проектной мощности и при условии согласия законных представителей несовершеннолетних учредителем образовательного учреждения безусловно будет организована бесплатная перевозка детей от д. Приветная до образовательной организации в с. Лузино и обратно, суд пришел к выводу о том, что на территории Лузинского сельского поселения, включая д. Приветная, обеспечена территориальная и транспортная доступность школьного образования.

Коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в этой части и оснований для их иной оценки по доводам апелляционного представления не усматривает.

Ссылки прокурора на превышение в БОУ г. Омска «СОШ №161» количества мест для обучающихся судебной коллегией отклоняются как не имеющие определяющего значения для рассмотрения спора.

Согласно пункту 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Аналогичные положения закреплены в статье 44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Соответственно выбор той или иной образовательной организации, в том числе расположенной в черте города, является правом родителей.

Устанавливая фактическую обоснованность требований прокурора в остальной части, районный суд исходил из следующего.

Генеральным планом Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на территории д. Приветная запланировано строительство на земельном участке площадью 0,4 га детского дошкольного учреждения (т. 2 л.д. 14).

Данные о земельном участке, сформированном под строительство детского дошкольного учреждения, в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, что подтверждается ответом Администрации Лузинского сельского поселения от 26.02.2019 № <...> на запрос суда.

Пунктами 36 приложений к приказам Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области от 22.01.2018 № 31, от 16.01.2019 № 32 «О закреплении муниципальных образовательных учреждений Омского муниципального района Омской области за территориальными участками Омского муниципального района Омской области» за д. Приветная закреплено МБДОУ «Детский сад «Лузинский-2».

Проектная мощность МБДОУ «Детский сад «Лузинский-2» составляет 298 человек, посещают детский сад 282 воспитанника, имеется 16 свободных мест. Вместе с тем несовершеннолетние, проживающие в д. Приветная, в числе воспитанников МБДОУ «Детский сад «Лузинский-2» не значатся. В книге будущих воспитанников МБДОУ «Детский сад «Лузинский-2» зарегистрированных и проживающих в д. Приветная не имеется (т. 1 л.д. 178-180).

Как верно замечено судом, расстояние между населенными пунктами д. Приветная и с. Лузино, в котором расположено закрепленное за д. Приветная МБДОУ «Детский сад «Лузинский-2», составляет 12,96 км, перевозки детей к дошкольному учреждению Омским муниципальным районом Омской области не организованы ввиду того, что действующее правовое регулирование не предусматривает возложение на органы местного самоуправления обязанности по организации бесплатной перевозки воспитанников дошкольных образовательных учреждений в случае необеспечения жителей населенного пункта образовательным учреждением в шаговой доступности.

В этой связи часть несовершеннолетних посещает БДОУ г. Омска «Детский сад №10» (г. Омск мкр. Входной д.29/1), 25 детей посещает дошкольные группы БОУ г. Омска «СОШ № 161», 1 ребенок посещает МБДОУ «Детский сад «Лузинский-3» (т. 2 л.д. 220).

При этом БДОУ г. Омска «Детский сад № 10» был закреплен за селом Приветное пунктом 55 приложения к приказу департамента образования Администрации г. Омска от 28.12.2015 № 218 «О закреплении образовательных организаций города Омска, реализующих образовательные программы дошкольного образования, за территориальными участками города Омска» в связи с наличием потребности жителей д. Приветная в дошкольном образовательном учреждении.

В ответе от 12.02.2019 № ИСХ-ДО/1303 на запрос суда департаментом образования Администрации г. Омска сообщено, что по состоянию на 01.02.2019 число воспитанников БДОУ г. Омска «Детский сад № 10» составляет 272 человека при норме 215 человек, из них 48 детей проживают в д. Приветная, в Книге будущих воспитанников детского сада зарегистрировано 29 детей, проживающих в д. Приветная (т. 2 л.д. 151).

Приходя к заключению о нуждаемости д. Приветная в строительстве дошкольного учреждения суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в результате невыполнения Омским муниципальным районом Омской области установленной законом обязанности по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории д. Приветная, основная нагрузка по обеспечению несовершеннолетних жителей дошкольного возраста д. Приветная местами в детских дошкольных образовательных учреждениях возложена на дошкольные образовательные учреждения г. Омска, учредителем которых является департамент образования Администрации г. Омска.

Более того, в ходе судебного разбирательства было установлено, что на территории Омской области действует утвержденная постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 № 250-п государственная программа Омской области «Развитие системы образования Омской области». В рамках подпрограммы «Доступность качественного образования на территории Омской области» предусмотрено предоставление субсидий органам местного самоуправления на мероприятия по строительству зданий (сооружений) для размещения муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, для размещения муниципальных общеобразовательных организаций в целях создания новых мест общего образования со сроком исполнения 2019, 2019 – 2023 гг.

В рамках указанных мероприятий Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области проводятся отборы с целью предоставления субсидий органам местного самоуправления.

Однако от уполномоченного органа Омского муниципального района Омской области заявки на участие в отборах не поступали, что в свою очередь свидетельствует о неисполнении возложенной законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетних на доступное и бесплатное дошкольное образование.

Возлагая на Администрацию Омского муниципального района Омской области обязанность организовать строительство дошкольного учреждения, суд первой инстанции правильно истолковал нормы права, устанавливающие обязанность органа местного самоуправления по организации получения бесплатного и общедоступного образования.

Так, согласно п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п. 1);

создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (п. 4);

обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5).

Из приведенных положений следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Вновь приводимый в апелляционной жалобе довод о том, что Администрация Омского муниципального района Омской области не является надлежащим ответчиком, получил в решении суда надлежащую правовую оценку и судебной коллегией отклоняется.

В силу ст. 36 Устава Омского муниципального района Омской области, принятого Решением Омского районного Совета Омской области от 24.09.2009 N 74, именно Администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Как верно отмечено судом, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района к полномочиям субъекта действующим законодательством не отнесена.

Пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.

Названное полномочие реализуется, как указано в приведенной норме, посредством предоставления субвенций местным бюджетам в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Судебная коллегия признает установленный судом срок исполнения решения (до 31.12.2021) разумным, соответствующим объему мероприятий, необходимых для организации строительства дошкольного учреждения, предполагающих, в частности, выбор земельного участка, оформление прав на него, принятие решения о выделении денежных средств, подготовку проектной документации.

Доводы об отсутствия у муниципального района бюджетных средств на строительство судом правомерно отклонены, поскольку выполнение органами местного самоуправления установленных законодательством полномочий не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Материалы дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Омского районного суда Омской области от 26 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы, представление – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи