ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-365/2016 от 18.01.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Сумачева Н.В. Дело № 33а-365/2016 А-63

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2016 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Полынцева С.Н.,

судей: Мирончика И.С., Сударьковой Е.В.,

с участием прокурора Назаркина В.П.,

при секретаре Становой У.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. дело по заявлению администрации Абанского района об отсрочке исполнения решения Абанского районного суда от 10.09.2009 года,

по частной жалобе представителя администрации Абанского района Красноярского края ФИО1,

на определение Абанского районного суда Красноярского края от 19 ноября 2015 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Администрации Абанского района об отсрочке исполнения решения Абанского районного суда Красноярского края от 10.09.2009г. об обязании в срок до 01.03.2010г. выделить и оформить надлежащим образом земельный участок для утилизации твердых бытовых отходов, образующихся в с.Устьянск, д.Денисовка, д.Успенка, д.Красный Яр, д.Огурцы, д.Новокиевлянка Абанского района Красноярского края, разработать проектную документацию для специализированного полигона твердых бытовых отходов, получить положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации, составить акт ввода в эксплуатацию специализированного полигона твердых бытовых отходов, образующихся в с.Устьянск, д.Денисовка, д.Успенка, д.Красный Яр, д.Огурцы, д.Новокиевлянка Абанского района Красноярского края, отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация Абанского района обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 10.09.2009г., указывая, что в установленный срок администрацией Абанского района решение суда не исполнено по объективным причинам. Администрацией Абанского района был выбран земельный участок для размещения полигона ТБО, поставлен на кадастровый учет, однако без инвестирования в строительство такого полигона со стороны частных лиц, государства участок был снят с кадастрового учета в связи с истечением срока его выделения. Был разработан сводный сметный расчет на проектные и изыскательские работы для строительства полигона для захоронения твердых бытовых отходов в поселке Абан. Разрабатывать и проводить экспертизу проектно-сметной документации на полигон ТБО без наличия муниципальных ресурсов или средств инвестирования является нецелесообразным и ведет к трате бюджетных средств, при условии дефицита бюджета. Кроме того, в связи отсутствием сессии районным советом депутатов с 8 декабря 2012 года до 4 апреля 2013 года было некому распределять бюджетные средства до образования нового состава районного совета депутатов, т.е. до 17.03.2014 года. Постановлением администрации Абанского района от 15.10.2012г. № 1218-п утверждено положение об организации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Абанского района. Действует муниципальная программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Абанском районе на 2014 - 2016 гг.», согласно подпрограмме которой «Обращение с бытовыми промышленными отходами на территории муниципальных образований Абанского района на 2014 - 2016 годы» запланировано снижение несанкционированных мест размещения ТБО на территории Абанского района, проведение экологической экспертизы проекта рекультивации неорганизованных свалок ТБО. На территории сельских советов Абанского района выделены и оформлены в соответствии с законом площадки для временного хранения ТБО (всего их 47), разработаны положения о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Услуги по вывозу ТБО и ЖБО населению и организациям оказываются предприятием ООО «Промбытжилсервис» на территории п. Абан, в других муниципальных образованиях данные услуги не оказываются. В муниципальных районах Красноярского края отходоперерабатывающая отрасль формируется практически с нуля. Низкий процент утилизации (использования) ТБО связан с недостаточным развитием инфраструктуры и финансирования в данной области. Отсутствует полигон для сбора и хранения ТБО, отсутствует специализированный транспорт для транспортировки. Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 г. № 512-п утверждена государственная программа Красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов» на 2014 - 2016 годы, в которой в подпрограмме «Обращение с отходами на территории Красноярского края» на 2014 год запланировано окончание строительства межмуниципального полигона ТБО вблизи г. Канска, как санкционированного места размещения отходов в Восточном микрорайоне, что позволит обеспечить централизованной системой сбора, вывоза и захоронения ТБО на территории г. Канска, Абанского и Иланского районов с общей численностью населения 180,9 тыс. человек. По окончанию строительства Межмуниципального полигона будут заключены договоры на переработку и утилизацию отходов, образующихся в Абанском районе, следовательно, будет решен вопрос об организации временного сбора, вывоза и захоронения ТБО до введения в действие полигона ТБО расположенного на территории Абанского района. Распределение территорий поселения и соответствующих потоков отходов между несколькими субъектами утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов осуществляется органами местного самоуправления на основе документов территориального планирования (генеральной схемы санитарной очистки территории поселения). В настоящее время администрацией Абанского района ведутся работы по выбору земельного участка под строительство полигона твердых бытовых отходов, расположенного в трех километрах от п. Абан по Петропавловскому тракту. Выбрана и оформлена площадка временного накопления отходов потребления в п. Абан. 17 марта 2014 года Администрация Абанского района была проинформирована Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края о том, что с 2015 года финансирование мероприятий в области обращения с твердыми бытовыми отходами будут финансироваться за счет средств краевого бюджета при обязательном наличии согласованных и утвержденных схем очистки территории населенных пунктов. В связи с этим, Администрацией Абанского района утверждена генеральная схема очистки территорий населенных пунктов муниципальных образований (Постановление администрации Абанского района от 30.01.2015 г. № 98-1-п), разработан проект муниципальной программы по утилизации ТБО, организована работа по определению перевозчика отходов. С 01.01.2016 года к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами будет относиться участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию или захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований. Таким образом, начиная с 01.01.2016 года полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов передаются от органов местного самоуправления к органам государственной власти субъектов РФ. Согласно проекту «Генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов Абанского района Красноярского края» в Абанском районе предлагается система сбора ТБО, основанная на применении контейнеров и мешков, а также комбинация этих типов сбора, предусмотрены одно- и двухэтапная схема вывоза ТБО. Первичная транспортировка собранных ТБО осуществляется либо напрямую на мусороперерабатывающие предприятия, либо на мусороперегрузочные пункты (МПС), откуда вторичным потоком муроровозного транспорта направляются на мусороперерабатывающие предприятия. Третичный поток (непереработанные остатки или «хвосты») направляются на полигоны на захоронение. На территории Абанского района предлагается организация двух МПС, расположенных в районе с. Почет и с. Долгий мост. ТБО с обеих МПС направляются на предприятие комплексной переработки ТБО в районе п. Абан. Абанский район не обеспечен полигонами по захоронению ТБО. На 2022 год на территории Абанского района вблизи п. Абан планируется ввод в эксплуатацию мусороперерабатываюшего предприятия мощностью 19 тыс. т/год, в том числе обезвреживание 17 тыс. т/год. В связи с этим, существует необходимость захоронения отходов переработки в количестве 11,5 тыс. т/год. В связи с этим, на территории Абанского района существует необходимость размещения полигона захоронения ТБО мощностью 11 тыс. т/год. Ввод в эксплуатацию полигона планируется на 2019 год. Просит отсрочить исполнение решения суда от 10.09.2009 года до 01.01.2019 года.

Судом постановлено вышеуказанное определение.

В частной жалобе представитель администрации Абанского района Красноярского края ФИО1 просит определение отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное без учета представленных доказательств. Указывает на то, что мероприятия по исполнению решения суда носят очень длительный характер и в указанный в решении срок его исполнить невозможно, даже с учетом предоставленных ранее отсрочек. Кроме того, с начала 2016 года полномочия по организации деятельности по сбору, обработке и утилизации твердых бытовых отходов передаются органам государственной власти субъектов РФ от органов местного самоуправления. Исполнить решение суда собственными денежными средствами будет финансово невозможно, поскольку район является высокодотационным.

Прокуратурой Абанского района поданы возражения на частную жалобу, в которых просят определение суда оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.

В силу ч.3 ст.333 ГПК РФ частная жалоба рассматривается судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор Назаркин В.П., согласившийся с определением суда.

Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

По смыслу закона, суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения или затрудняющих его исполнение, то есть отсрочка или рассрочка исполнения решения суда могут применяться при наличии серьезных обстоятельств, которые препятствуют или затрудняют исполнение решения суда.

С учетом предусмотренного пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод права каждого на судебное разбирательство в разумные сроки Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления № 5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле названной международной нормы начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Соответственно, при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении решений в разумные сроки.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов согласно частям 1, 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя.

Таким образом, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом статей 15, 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости. Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Как видно из материалов дела и установлено судом, решением Абанского районного суда от 10.09.2009г., на администрацию Абанского района Красноярского края возложена обязанность выделить и оформить надлежащим образом земельный участок для утилизации твердых бытовых отходов, образующихся в с.Устьянск, д.Денисовка, д.Успенка, д.Красный Яр, д.Огурцы, д.Новокиевлянка Абанского района Красноярского края, разработать проектную документацию для специализированного полигона твердых бытовых отходов, получить положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации, составить акт ввода в эксплуатацию специализированного полигона твердых бытовых отходов, образующихся в с. Устьянск, д. Денисовка, д. Успенка, д. Красный Яр, д. Огурцы, д. Новокиевлянка Абанского района Красноярского края, в срок до 01 марта 2010 года.

Судебным приставом-исполнителем ОСП по Абанскому району Управления ФССП России по Красноярскому краю в отношении администрации Абанского района Красноярского края возбуждено исполнительное производство № от 12.10.2009г.

Определением Абанского районного суда от 04.03.2010г. администрации Абанского района исполнение решения Абанского районного суда от 10.09.2009г. отсрочено до 01.01.2011г.

Определением Абанского районного суда от 03.02.2011г. администрации Абанского района исполнение решения Абанского районного суда от 10.09.2009г. отсрочено до 01.10.2011г.

Определением Абанского районного суда от 26.10.2011г. администрации Абанского района исполнение решения Абанского районного суда от 10.09.2009 отсрочено до 01.01.2013г.

Определением Абанского районного суда от 30.06.2015 г. администрации Абанского района отказано в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения суда от 10.09.2009г.

Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 10.08.2015г. частная жалоба администрации Абанского района на определение Абанского районного от 30.06.2015г. оставлена без удовлетворения, определение Абанского районного суда - без изменения.

В установленный срок администрация Абанского района не выполнила возложенные на нее обязанности.

Разрешая требование о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, исходил из того, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляется в разумные сроки, принимая во внимание, что решением суда администрации был предоставлен разумный и достаточный срок для устранения нарушений, неоднократно предоставлялись отсрочки исполнения решения суда, однако за это время администрацией Абанского района не предпринимались какие-либо меры для исполнения решения, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Доказательств невозможности их совершения также не представлено.

В данном случае предоставление администрации дополнительного времени для строительства и оборудования полигона твердых бытовых отходов приведет лишь к необоснованному затягиванию срока исполнения решения суда, что с учетом значимости данного мероприятия для благополучия окружающей среды, жизни и здоровья населения является недопустимым.

Указание на то, что разрабатывать и проводить экспертизу проектно-сметной документации на полигон ТБО, без наличия муниципальных ресурсов или средств инвестирования, является нецелесообразным и ведет к трате бюджетных средств, при условии дефицита бюджета, по мнению суда, свидетельствует о том, что до настоящего времени надлежащих мер к исполнению решения заявителем не принято. Со времени вынесения решения суда прошло более 6 лет, в связи с чем, требуемая отсрочка расценивается как сознательное затягивание процесса исполнения судебного акта.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Исходя из анализа указанных положений закона, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч. ч. 1, 2 ст. 19 и ч. ч. 1, 3 ст. 55 Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников.

В каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление рассрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом интересов, как должника, так и взыскателя.

Так, доводы о том, что администрацией Абанского района утверждено Положение об организации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Абанского района и утверждена генеральная схема очистки территорий населенных пунктов Абанского района Красноярского края не свидетельствуют о надлежащем исполнении решения суда, и не могут служить основанием для отсрочки его исполнения.

Доводы жалобы о том, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с начала 2016 года передаются от органов местного самоуправления к органам государственной власти субъектов РФ не освобождают администрацию Абанского района от обязанности исполнения решения суда в установленный срок.

В целом, доводы жалобы направлены на переоценку правильных выводов суда, с которыми судебная коллегия согласна.

Судом не допущено нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого определения.

На основании изложенного и руководствуюсь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Определение Абанского районного суда Красноярского края от 19 ноября 2015 года оставить без изменения, частную жалобу представителя администрации Абанского района Красноярского края ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: