ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3672/2021 от 18.11.2021 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Антипина Н.Н.

№ 33а-3672/2021 (10RS0013-01-2021-000898-38)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судейСоляникова Р.В., Кудряшовой Е.П.

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобуадминистративного истца на решение Прионежского районногосуда Республики Карелия от 24 августа 2021 г. по административному делу №2а-537/2021 по административному исковому заявлению Горбачева В. В. к администрации Деревянского сельского поселения о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Горбачев В.В., обратился с административным иском по тем основаниям, что,намереваясь реализовать свой инвестиционный проект– строительствотуркомплекса с яхт-клубом «MarinaPark»,24.11.2020 он подал в администрациюДеревянского сельского поселения заявление о согласовании включения земельного участка с кадастровым номером (...) в особо охраняемую территорию местного значения рекреационного назначения «Мыс Корсолма».Администрация Деревянского сельского поселения в согласовании его заявления отказала ввиду нецелесообразности. Горбачев В.В. просил суд признать отказ в согласовании указанного заявления незаконным, обязать административного ответчика принять решение о согласовании включения земельного участка в особо охраняемую территорию местного значения рекреационного назначения «Мыс Корсолма».

Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.

С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобыуказывает на неверное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что отказ в согласовании нарушает конституционные права административного истца на благоприятную окружающую среду, осуществление предпринимательской деятельности.

В отзыве на апелляционную жалобузаинтересованное лицо – Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелияполагает, что оспариваемое решение суда первой инстанции принято без учета задач Прионежского муниципального района в целом и Деревянского сельского поселения в частности по поддержке проекта Горбачева В.В. «Туристический кластерный проект «МarinaPark», для реализации которого инициируется перевод земельного участка в другую категорию.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Горбачева В.В. Тумаков А.С. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившееся лицо, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Прионежского муниципального района от 02.07.2015 №915 создана особо охраняемая территория местного назначения рекреационного назначения «Мыс Корсолма», расположенная в Деревянском сельском поселении Прионежского муниципального района в кадастровом квартале 10:20:0064702, утверждено Положение об указанной территории, в соответствии с которым особо охраняемая территория местного значения рекреационного назначения «Мыс «Корсолма» создана на земельных участках с кадастровыми номерами 10:20:0064702:(...), 10:20:0064702(...), 10:20:0064702:(...) 10:20:0064702(...)

20.11.2020 Горбачев В.В. направил в администрацию Деревянского сельского поселения заявление о согласовании включения в состав особо охраняемой территории местного значения рекреационного назначения «Мыс Корсолма» земельного участка с кадастровым номером (...) из состава земель запаса, которое не было своевременно рассмотрено органом местного самоуправления.

Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 1марта 2021 г. бездействие администрации Деревянского сельского поселения, выразившееся в нерассмотрении письменного обращения Горбачева В.В., поступившего 24.11.2020, о согласовании включения земельного участка с кадастровым номером (...) в особо охраняемую территорию местного значения рекреационного назначения «Мыс Корсолма», признано незаконным. На администрацию Деревянского сельского поселения возложена обязанность рассмотретьуказанное заявление.

06.04.2021 во исполнение решения судаглава Деревянского сельского поселения представил письменный отказ в согласовании включения земельного участка с кадастровым номером (...) в особо охраняемую территорию местного значения рекреационного назначения «Мыс Корсолма» по причине нецелесообразности.

05.07.2021Горбачев В.В. обратился в суд с настоящим административным иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что доводы, изложенные в административном исковом заявлении не свидетельствуют о нарушении прав административного истца, а в компетенцию суда не входит возложение на административного ответчика обязанности принятия конкретного решения, которое находится в исключительной компетенции последнего.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены по существу правильного решения суда первой инстанции в силу следующего.

Пунктом 1 статьи 8 ЗК РФ предусмотрено, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлены статьей 4 Федерального закона № 172-ФЗ, согласно которой перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

В силу статьи 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.

Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель (статья 13 Федерального закона № 172-ФЗ).

Часть 2 статьи 10 Федерального закона 3172-ФЗ предусматривает, что перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:

1) создания особо охраняемых территорий;

2) создания туристско-рекреационных особых экономических зон;

3) в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.

Согласно пункту 4 статьи 94 ЗК РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением администрации Прионежского муниципального района от 29.12.2014 №3008 утверждено Положение о порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, их использования и охраны на территории муниципального образования «Прионежский муниципальный район Республики Карелия» (далее – Положение).

В соответствии с Положением в целях отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения в администрацию Прионежского муниципального района заинтересованными лицами вносятся предложения об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий местного значения (пункт 5). Предложения об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий местного значения и создания на них особо охраняемой территории местного значения направляется в виде заявления на имя главы администрации Прионежского муниципального района. Заявление согласовывается заявителем с органами местного самоуправления сельских поселений Прионежского муниципального района, на территории которых находятся земельные участки, в отношении которых осуществляется перевод земель из одной категории в другую (пункт 7).

Согласно пунктам 9-12 Положения в целях рассмотрения заявления постановлением администрации Прионежского муниципального района создается комиссия по рассмотрению заявлений об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий местного значения и создания на них особо охраняемой территории местного значения (далее – комиссия).

Комиссия рассматривает заявление с учетом документов территориального планирования Прионежского муниципального района и соответствующего сельского поселения, входящего в состав Прионежского муниципального района, с учетом фактического использования земель, на территории которых планируется создание особо охраняемой территории местного значения, а также с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования земель и земельных участков, на которых планируется создание особо охраняемой территории местного значения.

Комиссия принимает одно из следующих решений:

а) рекомендовать главе администрации Прионежского муниципального района принять постановление об отнесении земель к землям особо охраняемой территории местного значения и создания на них особо охраняемой территории местного значения;

б) отказать в отнесении земель к землям особо охраняемых территорий.

Решение комиссии оформляется протоколом.

В течение пяти дней со дня подписания протокола выносится постановление.

Земельные участки, сформированные из земель иных категорий, расположенные в границах, созданных в соответствии с настоящим Положением, особо охраняемых территорий, подлежат переводу в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов в соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ (пункт 16).

Как следует из указанных выше положений, отнесение земель к землям особо охраняемых территорий местного значения осуществляется распорядительным актом главы администрации Прионежского муниципального района. Решение комиссии носит для главы администрации Прионежского муниципального района рекомендательный характер, такой же рекомендательный характер носит как для комиссии, так и для главы администрации Прионежского муниципального района при разрешении ходатайства заявителя наличие или отсутствие согласия администрации сельского поселения, на территории которого находится земельный участок, в отношении которого осуществляется перевод земель из одной категории в другую.

Законом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Отсутствие согласия администрации Деревянского сельского поселения на перевод земель запаса в земли особо охраняемой территории местного значения рекреационного назначения «Мыс Корсолма» к установленным законом основаниям для отказа в переводе не относится. Наличие согласования переводаземельного участка из одной категории в другую не указано в Федеральном законе № 172-ФЗв качестве документа, необходимого для представления с ходатайством.

Таким образом, поскольку отсутствие согласия администрации Деревянского сельского поселения на перевод земель запаса в земли особо охраняемой территории местного значения рекреационного назначения «Мыс Корсолма» не является распорядительным актом об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, является лишь мнением органа местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок, о переводе которого испрашивается разрешение, а учет данного мненияне обязателен для комиссии и главы администрации Прионежского муниципального района, постольку указанное мнение как не нарушающее права и законные интересы Горбачева В.В. не может быть признано незаконным.

Судебная коллегия принимает во внимание, что на основании положений статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»», оценка целесообразности принятых органом местного самоуправления решений в компетенцию суда не входит, доводы административного истца в части несогласия с выводами, к которым пришел орган местного самоуправления, не могут быть предметом оценки в рамках административного судопроизводства.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 24 августа 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи