Судья Яичникова А.В. Дело № 33а-368/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 марта 2019 года г. Черкесск
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Дзыба З.И.
судей Карасовой Н.Х., Езаовой М.Б.
при секретаре Булгаровой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии муниципального образования города Черкесска на решение Черкесского городского суда КЧР от 30 октября 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Киняпиной О.А. к Мэрии муниципального образования города Черкесска о признании решения незаконным и возложении обязанности признать малоимущими.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Дзыба З.И., объяснения представителя Мэрии муниципального образования города Черкесска Вальшаковой Н.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения Киняпиной О.А. и ее представителя Лайпанова Р.Б., судебная коллегия
установила:
Киняпина О.А. обратилась в суд с указанными требованиями. В обоснование указала, что обратилась в Мэрию МО г. Черкесска с заявлением о признании ее семьи малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Письмом от 24.07.2018 г. №264 ей было отказано в признании ее и членов ее семьи малоимущими в соответствии со ст. 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 26.03.2007 N 14-РЗ "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда но договорам социального найма", т.к. она не представила сведения о бывшем муже З.М.Х.: копии всех основных страниц паспорта, справки КЧР ГУП «Техинвентаризация» о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности, сведения о его ежемесячных доходах. Решение об отказе выражено Постановлением мэрии муниципального образования г. Черкесска от 23.07.2018 г. № 377 «Об утверждении протокола жилищной комиссии по учету, обмену и распределению жилья мэрии муниципального образования города Черкесска от 20.07.2018 г. № 11». По мнению истца, бывший муж не является членом ее семьи, а потому у нее отсутствовала обязанность по представлению сведений о нем, в связи с чем отказ административного ответчика в признании её и членов ее семьи малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма незаконен. Киняпина О.А. просила суд:
- признать незаконным и отменить решение административного ответчика - Постановление мэрии муниципального образования г. Черкесска от 23.07.2018 г. № 377 «Об утверждении протокола жилищной комиссии по учету, обмену и распределению жилья мэрии муниципального образования города Черкесска от 20.07.2018 г. № 11», в части, касающейся административного истца;
-обязать административного ответчика признать Киняпину О.А. и членов ее семьи К.А.А. и З.Э.М., малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, и принять Киняпину О.А. и членов ее семьи К.А.А. и З.Э.М. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма;
- взыскать с мэрии муниципального образования города Черкесска в пользу Киняпиной О.А. понесенные расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 30 октября 2018 года постановлено: Административное исковое заявление Киняпиной О.А. к мэрии муниципального образования города Черкесска о признании решения незаконным и возложении обязанности признать малоимущими - удовлетворить. Признать незаконным и отменить Постановление мэрии муниципального образования г. Черкесска от 23.07.2018 г. № 377 «Об утверждении протокола жилищной комиссии по учету, обмену и распределению жилья мэрии муниципального образования города Черкесска от 20.07.2018 г. № 11», в части, касающейся Киняпиной О.А. Обязать мэрию муниципального образования города Черкесска признать Киняпину О.А. и членов ее семьи: К.А.А. и З.Э.М. малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, и принять Киняпину О.А. и членов ее семьи: К.А.А. и З.Э.М. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Взыскать с мэрии муниципального образования в пользу Киняпиной О.А. понесенные расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
В апелляционной жалобе мэрии муниципального образования города Черкесска ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия полагает следующее.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В Карачаево-Черкесской Республике порядок признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма урегулирован Законом КЧР от 26.03.2007 года № 14-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».
В соответствии со ст. 2 Закона 14-РЗ для признания граждан малоимущими и определения размера дохода и стоимости имущества граждане подают заявление о признании граждан малоимущими в уполномоченный орган по месту жительства. К заявлению прилагаются следующие документы: паспорт гражданина или иной документ, удостоверяющий его личность; документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебные решения и др.); копии налоговых деклараций о доходах за 12 месяцев, предшествующих подаче заявления, заверенных налоговыми органами, или другие документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании гражданина малоимущим; в случае, когда у гражданина-заявителя или членов его семьи имеются основания для исключения из доходов суммы уплачиваемых алиментов, гражданин представляет документы, подтверждающие сумму уплачиваемых алиментов за расчетный период; в случае, когда у гражданина-заявителя или членов его семьи имеются основания, по которым не должны учитываться доходы лиц, указанных в части 4 статьи 3 настоящего Закона, гражданин представляет документы, подтверждающие эти основания; документы, подтверждающие получение гражданнном-заявителем или членами его семьи государственной социальной помощи, жилищных субсидий или других социальных пособий. Уполномоченный орган вправе самостоятельно запрашивать соответствующую информацию о доходах этих граждан у органов, производящих оценку доходов и назначение соответствующих пособий или субсидий; копии документов, подтверждающих правовые основания владения заявителем и членами его семьи подлежащим налогообложению движимым и недвижимым имуществом на праве собственности и содержащих сведения о налогооблагаемом имуществе (основания приобретения, вид собственности, доля собственности и др.); копии документов из налоговых органов и (или) организаций технической инвентаризации, подтверждающих сведения о стоимости принадлежащего на правах собственности заявителю и членам его семьи налогооблагаемого недвижимого имущества; копии документов, подтверждающих сведения о категории принадлежащего заявителю и членам его семьи на правах собственности налогооблагаемого движимого имущества, определяемой для целей исчисления налоговой ставки по транспортному налогу, и копии документов о размере уплачиваемого транспортного налога. Не допускается истребование у граждан документов, не предусмотренных настоящим Законом.
Установлено, что 28 июня 2018 года Киняпина О.А. обратилась в Мэрию муниципального образования г. Черкесска с заявлением о признании малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 29).
К заявлению приложены: справка о составе семьи в количестве 3 человек (сама Киняпина О.А., дети К.А.А., <дата> г.р., З.Э.М., <дата> г.р.); выписка из ЕГРН от 02.07.2018 г. о наличии у Киняпиной О.А. жилого дома размером 28,9 кв.м. и земельного участка мерою 3320 кв.м. в <адрес>; копия трудовой книжки Киняпиной О.А., из которой следует, что она с 2016 г. работает хормейстером в народном коллективе «Сударушка»; карточка учета ТС; справка МИФНС №3 по КЧР о том, что Киняпина О.А. не является индивидуальным предпринимателем; справки УСЗН ММО г. Черкесска о ежемесячном пособии на ребенка З,Э.М..; справки о доходах физлица Киняпиной О.А.; справки Сбербанка о счетах Киняпиной О.А.; справка КЧР ГУП «Техинвентаризация» об отсутствии у Киняпиной О.А. домовладения (квартиры); копия паспорта Киняпиной О.А., согласно которого с 17.11.2019 г. она зарегистрирована в <адрес> состояла в зарегистрированном браке с К.А.В с 10.09.2005 по 02.09.2007, состояла в зарегистрированном браке с З.М.Х. с 18.04.2014 г. по 10.01.2018 г.; свидетельство о рождении Киняпиной О.А.; выписка из ЕГРН от 29.06.2018 г. об отсутствии информации о недвижимом имуществе у К.А.А..; свидетельство о рождении К.А.А. – в графе отец прочерк; справка о регистрации К.А.А. в <адрес>; выписка из ЕГРН от 29.06.2018 г. об отсутствии информации о недвижимом имуществе у <ФИО>4, свидетельство о рождении <ФИО>4; справка о регистрации <ФИО>4 в <адрес>; справка о расторжении брака с К.А.В..; свидетельство о расторжении брака с З.М.Х..; ордер на жилое помещение размером 22,6 кв.м., расположенное в <адрес> на имя М.Р.Г.; поквартирная карточка на <адрес>, в которой записаны Киняпина О.А., дети К.А.А. и З.Э.М. (л.д. 30-64).
Постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 23.07.2018 № 377 «Об утверждении протокола жилищной комиссии по учёту, обмену и распределению жилья мэрии муниципального образования города Черкесска от 20.07.2018 № 11» Киняпиной О.А. и членам её семьи (двум дочерям) в признании их малоимущими в целях принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отказано по тем основаниям, что не представлены документы, предусмотренные ст. 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 26.03.2007 № 14-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки их на учёт и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма»: документы или содержащиеся в них сведения неполные и недостоверные (л.д. 18-19).
В письме секретаря жилищной комиссии по учету, обмену, распределению и приватизации жилья Мэрии МО г. Черкесска от 24.07.2018 г. № 264 Киняпиной О.А. были разъяснены основания отказа в признании её и членов её семьи малоимущими в целях принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма: непредоставление ею сведений о бывшем муже З.М.Х., в частности, копии всех основных страниц его паспорта, справки КЧР ГУП «Техинвентаризация» о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности, сведения о его ежемесячных доходах (л.д. 9).
Киняпина О.А. полагает, что Постановление мэрии муниципального образования города Черкесска от 23.07.2018 № 377 нарушает ее права, т.к. З.М.Х. не является членом ее семьи. Кроме того, непредставление заявителем указанных в пункте 2.9.1 Административного регламента документов не является основанием для отказа заявителю в предоставлении услуги, т.к. Мэрия вправе сама согласно ст. 54 ЖК РФ запросить посредством межведомственных запросов все недостающие сведения.
Признавая требования Киняпиной О.А. обоснованными и удовлетворяя их, суд первой инстанции в решении указал, что законодательство не относит к членам семьи бывших супругов, соответственно, администрация не вправе была требовать у Киняпиной О.А. сведения о её бывшем муже. Кроме того, истец, находясь в разводе, не имеет возможности истребовать у бывшего мужа основные страницы его паспорта, справку КЧР ГУП «Техинвентаризация» о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности, сведения о его ежемесячных доходах.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции противоречат представленным сторонами доказательствам.
Установлено, что из Постановления мэрии муниципального образования города Черкесска от 23.07.2018 № 377 неясно, какие нормы Закона КЧР от 26.03.2007 года № 14-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» нарушены Киняпиной О.А., в нем не указано, какие документы ею не представлены в комиссию по признанию граждан малоимущими.
Основания отказа Киняпиной О.А. в признании её и членов её семьи малоимущими, изложенные в письме секретаря жилищной комиссии по учету, обмену, распределению и приватизации жилья Мэрии МО г. Черкесска от 24.07.2018 № 264, отсутствуют в качестве оснований в Постановлении мэрии муниципального образования города Черкесска от 23.07.2018 № 377.
Проанализировав содержание Постановления мэрии муниципального образования города Черкесска от 23.07.2018 № 377 и содержание письма секретаря жилищной комиссии по учету, обмену, распределению и приватизации жилья Мэрии МО г. Черкесска от 24.07.2018 № 264, судебная коллегия приходит к выводу о том, что секретарь жилищной комиссии по учету, обмену, распределению и приватизации жилья Мэрии МО г. Черкесска не обладает полномочиями самостоятельно указывать мотивированный отказ в признании граждан малоимущими, если мотивы отказа не указаны и не обоснованы в постановлении комиссии и в постановлении мэрии муниципального образования города Черкесска.
Постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска №108 от 30.01.2014 г. утвержден административный регламент по предоставлению мэрией муниципального образования города Черкесска муниципальной услуги «Признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».
Согласно п.19.4 административного регламента решение о признании граждан малоимущими или мотивированный отказ в признании малоимущими принимается на заседании комиссии, что подтверждается постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска. Таким образом, отказ в признании маломущими должен быть мотивированным.
Так как ни в протоколе заседания жилищной комиссии по учету, обмену и распределению жилья мэрии МО г. Черкесска, ни в Постановлении мэрии муниципального образования города Черкесска от 23.07.2018 № 377 не указаны мотивы, по которым Киняпиной О.А. отказано в признании её и членов её семьи малоимущими, данное постановление правильно признано судом первой инстанции незаконным.
В связи с указанным, решение суда первой инстанции в части признания незаконным и отмене Постановления мэрии муниципального образования г. Черкесска от 23.07.2018 г. № 377 «Об утверждении протокола жилищной комиссии по учету, обмену и распределению жилья мэрии муниципального образования города Черкесска от 20.07.2018г. № 11» в части, касающейся административного истца, подлежит оставлению без изменения.
Так как Постановление мэрии муниципального образования г. Черкесска от 23.07.2018г. № 377 «Об утверждении протокола жилищной комиссии по учету, обмену и распределению жилья мэрии муниципального образования города Черкесска от 20.07.2018г. № 11» не содержит законного и обоснованного суждения по заявлению Киняпиной О.А. о признании её семьи малоимущими, данное заявление подлежит повторному рассмотрению в соответствии с Административным регламентом по предоставлению мэрией муниципального образования города Черкесска муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», утвержденным постановлением мэрии муниципального образования г. Черкесска 30.01.2014 г. № 108.
Выводы же суда первой инстанции об удовлетворении требований в части обязания мэрии муниципального образования города Черкесска признать истца и её семью малоимущими и обязать принять Киняпину О.А. и её семью на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма не соответствуют требованиям ЖК РФ.
Согласно ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска №169 от 09.02.2015 г. утвержден административный регламент по предоставлению мэрией муниципального образования города Черкесска муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», согласно которого в круг заявителей муниципальной услуги входят, в том числе, граждане, признанные малоимущими. Для предоставления муниципальной услуги заявитель должен предоставить заявление по форме согласно приложению №2 к указанному административному регламенту, иные документы, указанные в пункте 2.7.2 административного регламента.
Установлено, что Киняпина О.А. не обращалась в установленном порядке с заявлением о принятии её на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а потому суд не имел законных оснований для удовлетворения её исковых требований в части обязания административного ответчика принять Киняпину О.А. и её семью на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
В связи с указанным, судебная коллегия полагает решение суда в части, которой на мэрию муниципального образования города Черкесска возложена обязанность признать Киняпину О.А. и членов ее семьи малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, и принять Киняпину О.А. и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 180 КАС РФ резолютивная часть решения должна содержать выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в нём должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд по заявленным требованиям, кто и какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести. Однако в решении Черкесского городского суда от 30 октября 2018 года не указано, какие действия следует произвести мэрии с учетом имеющихся у нее полномочий при отмене Постановления от 23.07.2018 г. № 377, в связи с чем резолютивная часть решения подлежит дополнению путем указания на действия мэрии после отмены судом указанного Постановления.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Черкесского городского суда КЧР от 30 октября 2018 года в части наложения на мэрию муниципального образования города Черкесска обязанности признать Киняпину О.А. и членов ее семьи К.А.А. и З.Э.М. малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, и принять Киняпину О.А. и членов ее семьи Киняпину Арину Алексеевну и Заузанову Эльвиру Маратовну на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма - отменить.
В этой части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Киняпиной О.А. к мэрии муниципального образования города Черкесска об обязании признать Киняпину О.А. и членов ее семьи Киняпину А.А. и Заузанову Э.М. малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, и принять Киняпину О.А. и членов ее семьи Киняпину А.А. и Заузанову Э.М. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма – отказать.
Абзац второй резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции:
Признать незаконным и отменить Постановление мэрии муниципального образования г. Черкесска от 23.07.2018г. № 377 «Об утверждении протокола жилищной комиссии по учету, обмену и распределению жилья мэрии муниципального образования города Черкесска от 20.07.2018г. № 11», в части, касающейся Киняпиной О.А.. Обязать мэрию муниципального образования г. Черкесска рассмотреть заявление Киняпиной О.А. от 28 июня 2018 года в соответствии с Административным регламентом по предоставлению мэрией муниципального образования города Черкесска муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», утвержденным постановлением мэрии муниципального образования г. Черкесска 30.01.2014 г. № 108, в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи