ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3699/20 от 22.07.2020 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Мальцева И.А. Дело № 33а-3699/2020

2-305/2020

55RS0034-01-2020-000238-55

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Усовой Е.А., Ланцовой М.В.,

при секретаре Даниловой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 22 июля 2020 года административное дело по административному исковому заявлению (поименованному исковым заявлением) прокурора Тарской межрайонной прокуратуры Омской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности оборудовать места накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах Тарского муниципального района Омской области в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу

по апелляционной жалобе представителя администрации Тарского муниципального района Омской области Цавкаевой З. З. на решение Тарского городского суда Омской области от <...>, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия

установила:

Прокурор Тарской межрайонной прокуратуры Омской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности оборудовать места накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах Тарского муниципального района Омской области.

В обоснование указал, что в связи с поступившими обращениями жителей поселений Тарского муниципального района Омской области была проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления администрацией Тарского муниципального района Омской области, в ходе которой были выявлены нарушения, отмечая, что необходимо произвести строительство 90 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, из которых администрацией запланировано к возведению только 29. Также отмечал, что на площадках отсутствует информация об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

Ранее в отношении главы администрации Тарского муниципального района Омской области вносились соответствующие представления, вместе с тем нарушения до настоящего времени не устранены.

Бездействие администрации Тарского муниципального района Омской области, выразившееся в не оборудовании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Тарского муниципального района Омской области в соответствии с санитарными требованиями, влечет за собой нарушение установленного законодательством об охране окружающей среды порядка обращения с ними, что может создать угрозу здоровью граждан.

На основании изложенного, с учетом уточнений, прокурор Тарской межрайонной прокуратуры Омской области просил обязать администрацию Тарского муниципального района Омской области в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать путем создания твердых покрытий, установки трехстороннего ограждения, крыши, в соответствии с установленным СанПин 2.1.2.2645-10 расстоянием от жилых домов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, на территории сельских поселений Тарского муниципального района Омской области по 61 адресу; обязать в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить информацию об обслуживаемых объектах потребителей и о собственниках площадок на обустроенных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов по 61 адресам.

Заместитель прокурора Тарской межрайонной прокуратуры Омской области Иванова Н.В. заявленные требования поддержала.

Представитель администрации Тарского муниципального района Омской области Цавкаева З.З. не оспаривала факт необходимости создания мест накопления твердых коммунальных отходов и размещения информации, но просила о предоставлении двухлетнего срока исполнения решения суда.

Решением суда на администрацию Тарского муниципального района Омской области возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать 61 место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов путем создания твердых покрытий, установки трехстороннего ограждения, крыши, в соответствии с установленным СанПин 2.1.2.2645-10 расстоянием от жилых домов и разместить информацию об обслуживаемых объектах и о собственниках площадок на обустроенных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Тарского муниципального района Омской области.

В апелляционной жалобе представитель администрации Тарского муниципального района Омской области Цавкаева З.З. просит решение суда в части срока его исполнения отменить, приняв новое решение, увеличив срок для его исполнения до 24 месяцев. Указывает, что на оборудование 61 места (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов в 2020 году в бюджете Тарского муниципального района данные средства не запланированы. Министерство природных ресурсов и экологии Омской области уведомило, что конкурсного отбора на установку площадок проводиться не будет до исполнения областного бюджета в 2020 году. Отмечает, что в каждом населенном пункте имеется необходимый минимум мест (площадок) для накопления ТКО.

Прокурором Тарской межрайонной прокуратуры Омской области относительно доводов жалобы принесены возражения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, заслушав представителя администрации Тарского муниципального района Омской области Цавкаеву З.З., прокурора Сосковец И.В., судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в постановленный судебный акт.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федерального закона № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 года № 1039 (далее – Правила), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (п. 3 Правил).

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В п. 8.2.5 «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», определено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10).

Согласно «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (п. 2.2.3).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 (ред. от 15.12.2018 года) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок (п. 14).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 17.01.2019 года администрацией Тарского муниципального района Омской области было принято постановление № 10 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в сельских поселениях Тарского муниципального района Омской области» (с учетом постановления от 27.04.2020 года № 202), согласно которому на территории сельских поселений Тарского муниципального района Омской области определено к размещению 196 площадок накопления твердых коммунальных отходов (л.д. 89-106).

15.05.2019 года главе Тарского муниципального района Омской области прокурором было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о рекламе (л.д. 16-21).

Согласно ответу администрации Тарского муниципального района Омской области от 14.06.2019 года, в соответствии с муниципальными контрактами 10.06.2019 года были завершены работы по установлению 63 площадок накопления твердых коммунальных отходов в сельских населенных пунктах (л.д. 22-23).

В ответе от <...> прокурору Тарской межрайонной прокуратуры Омской области, сообщалось о выполнении работ по созданию 135 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (одноконтейнерных и двухконтейнерных) с датами заключения контракта от <...>, <...>, <...>, <...>, <...> (л.д. 29, 36-60, 113-115).

В связи с тем, что на момент обращения с настоящим административным иском в суд 61 место (площадки) для сбора твердых коммунальных отходов оборудованы не были, что и послужило основанием для предъявления Тарским межрайонным прокурором настоящего административного искового заявления.

Суд первой инстанции, правильно применив положения действующего законодательства, оценив в соответствии с требованиями ст. 84 КАС Российской Федерации собранные по делу доказательства, пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку, не смотря на принимаемые меры, орган местного самоуправления не выполнил предписания действующего законодательства по созданию 61 места (площадки) для сбора твердых коммунальных отходов с учетом размещения информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок, в соответствии с установленным законом порядком, согласно экологическим, санитарным и иным требованиям, что нарушило право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика выражает несогласие с решением суда в части срока его исполнения, установленного судом (12 месяцев с даты его вступления в законную силу), ссылаясь на незапланированность денежных средств в 2020 году на выполнение предписанных судом работ.

Суд в оспариваемом решении пришел к выводу о достаточности установленного им 12-тимесячного срока для оборудования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Тарского муниципального района Омской области, полагая его разумным и достаточным, с учетом формирования бюджета на 2021 год и возможности выделения необходимых денежных средств для проведения указанных работ в весенний период года.

Определенный судом срок совершения данных действий, вопреки позиции апеллянта, является достаточным, соответствует требованиям разумности, объему предстоящих работ и потребностям жителей сельских поселений, обеспечению их прав в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защите прав потребителей.

При этом, суд учел отсутствие бюджетного финансирования данных мероприятий в 2020 году.

Довод представителя административного истца о необходимости увеличения срока исполнения решения суда минимум до осени 2021 года поводом для вмешательства в обжалуемое решение являться не может, поскольку с учетом вступления решения суда в законную силу <...> предельный срок его исполнения <...>, то есть в период освоения бюджета 2021 года.

При этом в случае невозможности исполнения решения суда в указанный срок при наличии обстоятельств, затрудняющих его исполнение (неблагоприятные погодные условия в соответствующие сезоны (зима, весна), неудовлетворительное состояние дорог в указанный период времени, обуславливающее невозможность проезда до сельских поселений и прочее), но при доказанности принятия конкретных мер, направленных на его исполнение, административный ответчик не лишен права обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки.

Применительно к изложенному судебная коллегия не усматривает оснований для вмешательства в решение суда в указанной части.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тарского городского суда Омской области от 29 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 23.07.2020 года.