ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-37034/2021 от 15.12.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Никитина А.Ю. Дело № 33а-37034/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Редченко Е.В.,

судей Вердияна Г.В., Климовского Р.В.,

при секретаре Кехтер А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 декабря 2021 года апелляционную жалобу Бахаревой С. В. на решение Домодедовского городского суда Московской области от 21 мая 2021 года по административному делу по административному иску Бахаревой С. В. к администрации городского округа Домодедово Московской области о признании незаконными акта проверки и предписания муниципального земельного контроля администрации городского округа Домодедово Московской области,

заслушав доклад судьи Вердияна Г.В.,

установила:

Бахарева С.В. (далее также административный истец) обратилась с административным исковым заявлением к администрации городского округа Домодедово Московской области о признании незаконными акта проверки и предписания муниципального земельного контроля администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты>, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 600 руб.

В обоснование требований административный истец указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты>. 11 ноября 2020 года она получила от администрации городского округа Домодедово акт проверки органом муниципального земельного контроля физического лица (гражданина) № 12-3/169 от 29 октября 2020 года и предписание № 12-3/169 от той же даты. Считает, что данная внеплановая выездная проверка проведена с нарушением законодательства, поскольку она не была надлежащим образом уведомлена о дате и времени проведения проверки, а также должностным лицом нарушены сроки проведения внеплановой выездной проверки. Также административным ответчиком не была представлена ей вся информация и документы, относящиеся к предмету проверки.

Решением Домодедовского городского суда Московской области от 21 мая 2021 года в удовлетворении административного искаотказано.

В апелляционной жалобе Бахарева С.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные ею требования. Указывает, в частности, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.

В соответствии с частью 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Как следует из положений пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель в границах поселения.

Постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области от 9 сентября 2019 № 1912 утвержден Административный регламент по осуществлению муниципального земельного контроля на территории городского округа Домодедово.

Административный регламент исполнения Администрацией городского округа Домодедово (далее – орган муниципального земельного контроля)) муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля (далее - Регламент) определяет порядок, сроки и последовательность административных процедур (административных действий) при осуществлении муниципального земельного контроля (пункт 1).

Муниципальная функция по осуществлению органами местного самоуправления контроля за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (далее – муниципальный земельный контроль) (пункт 2).

Муниципальный земельный контроль осуществляется Администрацией городского округа Домодедово – далее Администрация (пункт3).

Под муниципальным земельным контролем согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.

Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).

Этой же статьей Земельного кодекса установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (пункт 2).

В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Московской области от 26 мая 2016 года № 400/17 утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3.8 Порядка плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков проводятся должностными лицами в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий без взаимодействия с правообладателями земельных участков. Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий, порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков устанавливается органами местного самоуправления.

В пункте 3.9 Порядка закреплено, что о проведении внеплановой проверки гражданин уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или направления факса, телефонограммы, телеграммы в адрес местонахождения проверяемого лица или посредством его размещения на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в официальном печатном издании.

Согласно пункту 3.10 Порядка согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан не требуется.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах гражданина сведения, а также состояние используемых им земельных участков и принимаемые им меры по исполнению требований, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, муниципальными правовыми актами в области земельного законодательства.

Выездная проверка проводится по месту нахождения земельного участка (пункт 3.13 Порядка).

Выездная проверка в случае отсутствия гражданина или его уполномоченного представителя может быть проведена при условии своевременного извещения о необходимости прибытия заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телеграммой либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату (пункт 3.14 Порядка).

В случае выявления при проведении проверок в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства орган муниципального земельного контроля в течение трех рабочих дней со дня составления акта проверки направляет копию акта проверки в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию для рассмотрения и принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении всоответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 3.15 Порядка).

Из содержания пункта 4.2 Порядка осуществления муниципального земельного контроля, должностные лица при проведении проверок в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемых лиц.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бахарева С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 3 000 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для организации крестьянского (фермерского) хозяйства мясо-молочного направления (л.д. 5).

На основании распоряжения заместителя главы администрации городского округа Домодедово – Главного муниципального инспектора по осуществлению земельного контроля городского округа Домодедово о проведении внеплановой документарной, выездной проверки в отношении гражданина от 30 сентября 2020 года № 12-3/169, в рамках муниципального земельного контроля проводилась внеплановая документарная и выездная проверка в отношении принадлежащего Бахаревой С.В. указанного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Предметом проведения проверки являлись соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Срок проведения проверки установлен 5 рабочих дней в период с 23 октября 2020 года по 29 сентября 2020 года (л. д. 47-48).

В составленном в ходе проверки акте проверки органом муниципального контроля физического лица (гражданина) № 12-3/169 от 29 октября 2020 года отражено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 3 000 кв.м, не обозначен на местности. На земельном участке отсутствуют признаки выращивания сельскохозяйственных культур. Земельный участок в сельскохозяйственных целях не используется по всей площади. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся. Межевые знаки по границе участка не установлены. Земельный участок покрыт сорной растительностью. Плотность зарастания сорняками высокая. Площадь зарастания составляет 75%. Собственником земельного участка не проводятся обязательные мероприятия по борьбе с сорной растительностью. Выявленные признаки нарушения земельного законодательства, выражающиеся в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регламентируется Федеральным законом № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом» (л. д. 54-55).

Приложением к акту являлись фототаблицы (л. д. 56-58).

По результатам проведенной проверки 29 октября 2020 года муниципальным инспектором по осуществлению земельного контроля на территории городского округа Домодедово – начальником отдела агрокомплекса и экологии администрации городского округа Домодедово Мироновым Ф.Ф. вынесено оспариваемое предписание № 12-3/169 об устранении нарушений земельного законодательства, аналогичных тем, что приведены в акте. Бахаревой С.В. было предписано в срок до 21 июля 2021 года устранить допущенные нарушения земельного законодательства (л. д. 59-60).

Разрешая спор,суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Бахаревой С.В. на основании того, что предписание принято в рамках предоставленной муниципальному инспектору по осуществлению земельного контроля на территории городского округа Домодедово – начальнику отдела агрокомплекса и экологии администрации городского округа Домодедово Миронову Ф.Ф. компетенции, порядок принятия оспариваемого предписания соблюден, основания для принятия предписания имелись, содержание предписания соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом проверка проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, уполномоченными на то лицами. Отклонены доводы административного истца о её неизвещении о проведении проверки, поскольку административным ответчиком предпринимались меры по её извещению о проведении проверки, что подтверждается уведомлением о внеплановой проверке соблюдения требований земельного законодательства от 2 октября 2020 года № 2-20/847, из которого усматривается, что уведомление было направлено Бахаревой С.В. по адресу ее регистрации (127287, <данные изъяты>) в указанную в уведомлении дату, однако, извещение не было доставлено по причинам, не зависящим от административного ответчика.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, 2 октября 2020года администрацией городского округа Домодедово в адрес Бахаревой С.В. направлено уведомление (РПО 14200052006910) о необходимости явки в администрацию городского округа Домодедово в связи спроведением внеплановой проверки земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> условии обязательного личного присутствия (л.д.50).

Согласно квитанции об оплате услуг Почты России от 2 октября 2020 года № 142000.02 (РПО 14200052006910) с указанием «простое уведомление», уведомление направлено Бахаревой С.В. по адресу: <данные изъяты> без указания номера дома и квартиры.

Вместе с тем, местом жительства и адресом регистрации Бахаревой С.В. является адрес: <данные изъяты> есть, уведомление направлено административным ответчиком по иному адресу.

Из отчета Почты России об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 14200052006910 следует, что уведомление принято в отделении связи 2 октября 2020 года, возврат отправителю по иным обстоятельствам – 8 декабря 2020 года, – направлено для передачи на временное хранение 15 декабря 2020 года, уничтожение – 15 сентября 2021 года.

Таким образом, вопреки пунктам 93, 119 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области, внеплановая проверка земельного контроля в отношении административного истца была проведена её надлежащего уведомления.

Поскольку собственник земельного участка не был надлежащим образом извещен о проведении должностными лицами администрации городского округа Домодедово о проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства на принадлежащем Бахаревой С.В. на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 50:28:0110221:10, то действия по проведению проверки соблюдения соответствующих требований земельного законодательства, составленный по итогам проверки акт от 29.10.2020 № 12-3/169, а также предписание № 12-3/169 от 29.10.2020 не могут быть признаны законными, так как административный истец была лишена права непосредственно присутствовать при осуществлении проводимой в отношении нее внеплановой проверки соблюдения требований земельного законодательства, давать пояснения, что предусмотрено п.11 Административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля на территории городского округа Домодедово Московской области.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции не учел изложенные выше обстоятельства. Из приведенного следует, что выводы суда, изложенные в решении,не соответствуют обстоятельствам дел, что в силу пункта 3 части 2 статьи 310 является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения об удовлетворения заявленного административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Домодедовского городского суда Московской области от 21 мая 2021 года отменить, принять новое решение, которым удовлетворить заявленный Бахаревой С. В. административный иск.

Признать незаконными акт проверки органом муниципального земельного контроля физического лица (гражданина) администрации городского округа Домодедово Московской области от 29 октября 2020 года № 12-3/169 и предписание № 12-3/169 от 29 октября 2020 года органа муниципального земельного контроля Администрации городского округа Домодедово Московской области.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи