Дело: № 33a-3716/2017
Судья: Карташов А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 27 сентября 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Уварова В.В.;
судей Курохтина Ю. А., Епифановой С.А.,
при секретаре Кулешовой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мордовского района Тамбовской области в интересах Российской Федерации к администрации Мордовского района Тамбовской области о признании незаконными действий администрации Мордовского района в части не предоставления в прокуратуру Мордовского района персональных данных супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Мордовского района и возложении обязанности в предоставлении этих персональных сведений
по апелляционной жалобе администрации Мордовского района Тамбовской области на решение Мордовского районного суда Тамбовской области от 31 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Мордовского района Тамбовской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мордовского района Тамбовской области о признании незаконными действий администрации Мордовского района в части не предоставления в прокуратуру Мордовского района персональных данных супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Мордовского района и возложении обязанности в предоставлении этих персональных сведений.
В обоснование заявленных требований указал, что в связи с проведением прокуратурой Мордовского района проверки в сфере противодействии коррупции в адрес главы администрации Мордовского района Тамбовской области был направлен запрос от 14 апреля 2017 г. № *** о предоставлении персональных данных муниципальных служащих, лиц замещающих муниципальные должности, а также их супругов и несовершеннолетних детей. По результатам рассмотрения запроса администрацией Мордовского района 24 апреля 2017 г. в прокуратуру района предоставлена информация о персональных данных муниципальных служащих администрации Мордовского района за № 903 от 21 апреля 2017 г. Однако, персональные данные членов семьи муниципальных служащих в прокуратуру района предоставлены не были.
Ссылаясь на ст. 129 Конституции РФ, ст. ст. 1, 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», пункта 7.1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152 «О персональных данных», Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22.11.2013 № 506, ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» прокурор просил признать отказ администрации района в предоставлении истребуемой информации незаконным и обязать администрацию района предоставить в прокуратуру района персональные данные супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Мордовского района.
Решением Мордовского районного суда Тамбовской области от 31 мая 2017 года административные исковые требования прокурора Мордовского района Тамбовской области удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, администрация Мордовского района Тамбовской области обратилась в вышестоящий суд с апелляционной жалобой, в которой приводит следующие доводы.
Указывает, что статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не содержит норм, предоставляющих органам прокуратуры Российской Федерации и их должностным лицам право требовать раскрытия персональных данных без согласия субъектов этих данных.
Полагает, что довод административного истца и суда первой инстанции о том, что в соответствии с ч. 2.1 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре», органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществлена прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных несостоятельна.
В связи с вышеизложенным, представитель администрации Мордовского района Тамбовской области ФИО1 просит решение Мордовского районного суда Тамбовской области от 31 мая 2017 г. отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Мордовского района Тамбовской области Кирьянова М.О. считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Указывает, что статьей 6 Федерального закона «О персональных данных» определены условия обработки персональных данных: обработка персональных данных допускается, если она необходима, в том числе для достижения общественно значимых целей, при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта, персональных данных.
Проверка сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в порядке, установленном ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», осуществляется прокуратурой для достижения общественно значимой цели - борьбы с коррупцией.
Таким образом, из анализа норм федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации», «О противодействии коррупции», «О персональных данных» следует, что органы прокуратуры и их должностные лица в рамках предоставленных полномочий имеют право запрашивать и получать персональные данные супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Лесняк Е.Н., считавшую решение правильным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
Как видно из материалов дела, суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно определил нормы права, подлежащие применению, и верно исходил из следующего.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно п. 2.1 ст. 4. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе рсуществлять обработку персональных данных.
Используя предоставленные законом полномочия, прокурор Мордовского района, направил в администрацию района запрос от 14.04.2017г. № 560-2017 о предоставлении персональных данных муниципальных служащих, лиц замещающих муниципальные должности, а также их супругов и несовершеннолетних детей.
В ответ на данный запрос, руководитель администрации Мордовского района за № 903 от 21.04.2017 направил в прокуратуру района персональные данные муниципальных служащих администрации Мордовского района, отказавшись предоставить сведения содержащие персональные данные в отношении супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Мордовского района, сославшись на то, что данная информация подлежит охране в соответствии со ст. 7 ФЗ «О персональных данных» и может быть получена только с согласия субъекта персональных данных.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Согласно п. 3 и п. 4 ст. 6 Федерального закона N 273-Ф3 профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
- проверка в установленном порядке сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы;
- установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно подпунктам "л", "м" пункта 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 N 460, основными направлениями реализации национальной стратегии противодействия коррупции, в том числе, являются совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений, а также периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах.
Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами путем решения кадровых вопросов, а также в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации муниципальных образований по противодействию коррупции (подпункты "б", "д" пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции).
Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона N 273-ФЭ сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещаются в информационнотелекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ, нормативными актами Центрального банка РФ.
Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» определяет условия обработки персональных данных.
Согласно пунктам 4, 7 и 11 части 1 данной статьи, обработка персональных данных допускается (т.е. не требуется согласия субъекта персональных данных), если она необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта, персональных данных, а также, если осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию и обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом; обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Проверка сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в порядке, установленном ст. 8 Федерального закона N 273-Ф3 «О противодействии коррупции», осуществляется прокурорами в рамках, возложенных на органы прокуратуры задач борьбы с коррупцией, то есть необходима для достижения общественно значимых целей.
Исходя из анализа статей 3,6- 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЭ «О противодействии коррупции», предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения муниципальной службы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора Мордовского района о предоставлении сведений в отношении персональных данных супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Мордовского района соответствует действующему законодательству.
Отказ в предоставлении запрашиваемой информации препятствует осуществлению прокурором полномочий, закрепленных в законодательстве и противоречит смыслу приведенных нормативных правовых актов, поскольку прокуроры при проведении соответствующих проверок наделены законом полномочиями по истребованию сведений, содержащих персональные данные государственного или муниципального служащего, членов его семьи, без получения согласия субъектов персональных данных.
Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мордовского районного суда Тамбовской области от 31 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мордовского района Тамбовской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: