Дроздова Е. И."> №"> Дроздова Е. И."> №">
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Примакова А.С.
Докладчик: Киселева О.М. Дело № 33а-3731/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
председательствующего Захарова Н.И.,
судей Киселевой О.М. и Федосовой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Болдыревым Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Левобережного района г. Липецка на решение Советского районного суда г. Липецка от 22 июня 2023 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований прокурора Левобережного района г. Липецка, в интересах ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №) к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, Управлению опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации г. Липецка, Администрации Елецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением и предоставлении жилого помещения - отказать»,
Заслушав доклад судьи Киселевой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Левобережного района г. Липецка, в интересах ФИО1, с неоднократным уточнением исковых требований, обратился с вышеуказанным иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, Управлению опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации г. Липецка, Администрации Елецкого муниципального района Липецкой области, указывая, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей и был направлен в 1996 году он был направлен в учреждение для детей-сирот, в дальнейшем проходил обучение в ПУ №2 и №5 г. Липецка, в настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору суда. При помещении в учреждение социальной поддержки детей-сирот жилая площадь за ним не закреплялась, на учет в качестве лица нуждающегося в жилом помещении он лицами, выполняющими обязанности по защите прав детей-сирот, также поставлен не был. Личные дела по завершению учебных организаций выдавались выпускникам на руки, с 2013 года личные дела передаются в архив органам опеки и попечительства по месту жительства. Согласно данным автоматизированной системы АИС «Семья» Управления опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации г. Липецка ФИО1 на учете в управлении не стоял, его личное дело в архиве отсутствует. В Управлении образования и науки Липецкой области его личное дело также отсутствует. Полагая, что ФИО1 не был поставлен на соответствующий учет и обеспечен жилой площадью по вине лиц, в чьи полномочия входила защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец и просил суд признать за ним право на обеспечение жилым помещением, как лица, относящегося к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, и возложить на ответчика обязанность поставить его на соответствующий учет и предоставить жилое помещение.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Левобережного района г. Липецка выражает несогласие с судебным решением, считает его незаконным и необоснованным, вынесенными с нарушениями норм материального права, считает, что судом не были исследованы все обстоятельства дела, не принята во внимание уважительность причин пропуска срока постановки на учет в качестве лица, имеющего право на получение специализированного жилого помещения, которыми являлись его незнание о таком праве до 2021 года, его правовая безграмотность и нахождение в местах лишения свободы.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 02.10.2023 года дело передано для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Липецкого областного суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>а ФИО3<адрес>. Из записи акта о рождении ФИО1 усматривается, что его матерью является ФИО10, отцом – ФИО11
Постановлением главы администрации Елецкого района от 26.07.1996 №290 ФИО1 был определен в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. В пункте 3 данного постановления указано, что закрепление жилой площади за ФИО1 считать невозможным, ввиду отсутствия у него таковой.
ФИО2 не состоит в детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся бет попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Елецкому муниципальному району.
???В органе опеки и попечительства нет сведений об обращении истца, либо его законного представителя, в лице руководителя организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интересах своего воспитанника, по вопросу постановки его на учет и включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имеющих право на жилье.
???В органе опеки и попечительства нет сведений об обращении ФИО1 либо его законного представителя, в лице руководителя организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интересах своего воспитанника. по вопросу постановки его на учет и включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имеющих право на жилье, в администрацию сельского поселения по месту регистрации (выявления), администрацию Елецкого района, иные компетентные органы.
????Личное дело ФИО1 в отдел опеки и попечительства, после выпуска его из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не передавалось.
ФИО1 зарегистрирован по адресу: ФИО3<адрес>, в квартире усыновителя ФИО13
Из адресной справки, предоставленной ОВМ ОМВД России по Елецкому району установлено, что ФИО1 зарегистрирован, с 27.01.2008 года, по месту жительства по адресу; ФИО3<адрес> (общ.). Данное жилое помещение было предоставлено ему на основании решения комиссии по решению вопросов вселения граждан в муниципальный жилищный фонд г. Липецка от 14.02.2008г. №2.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходил из того, что за защитой своего права ФИО1 в уполномоченные органы не обращался, а в 2021 году обратился в ФКУ ИК-29 ОУХД УФСИН России по Кировской области. Правовой характер статуса заявителя сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения именно в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, доказательств подтверждающих обращение и уважительность причин пропуска срока для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в срок до достижения 23 летнего возраста, по делу не имеется.
У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ) следует, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
После достижения ими возраста 23 лет включение их в соответствующий Список возможно при установлении уважительных причин, в результате которых такие лица своевременно не были поставлены на такой учет.
Соответствующая правовая позиция отражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г.
С учетом изложенного, оценка прав ФИО1 должна производиться в зависимости от установления обстоятельств и причин, по которым он своевременно не встал и не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также наличия обстоятельств, препятствующих в его постановке на учет.
Вопреки доводам апелляционного представления, указанные обстоятельства были предметом проверки суда первой инстанции, о чем в оспариваемом решении приведены мотивированные выводы, с которыми судебная коллегия соглашается.
Так, по делу установлено, что ФИО1 собственного жилья не имеет, на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма не состоит, совершеннолетия истец достиг ДД.ММ.ГГГГ, возраста 23-х лет – ДД.ММ.ГГГГ, за защитой своего права ФИО1 впервые обратился в 2021 году (после достижения 29 лет) путем обращения на прием по личным вопросам в ФКУ ИК-29 ОУХД УФСИН России по <адрес>.
Пребывание ФИО1 до периода совершеннолетия в специализированном детском учреждении, а затем отбывание им наказания в условиях изоляции от общества, по мнению судебной коллегии не является безусловным основанием к тому, что ФИО1 не встал и не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по уважительным причинам, поскольку обстоятельств препятствующих его постановке за столь продолжительный период судом обоснованно не установлено, в том числе в периоды, когда истец не отбывал наказание.
Иные доводы апелляционного представления повторяют позицию прокурора в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не установлены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, а также влияли бы на законность и обоснованность оспариваемого решения, в связи с чем не могут служить основанием к его отмене.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемом решении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не находит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советского районного суда г. Липецка от 22 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Левобережного района г. Липецка - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 октября 2023 года.