ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3746/20 от 02.06.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №33а-3746/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 июня 2020 г. г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Терентьевой Н.А.,

судей Хожаиновой О.В., Юсуповой Л.А-В.,

при секретаре Вороновой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым к Крымской региональной общественной организации «Фонд содействия правоохранительным органам «Правопорядок», заинтересованное лицо – Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №9 по Республике Крым о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, по апелляционной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 декабря 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым обратилось в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просили признать Крымскую региональную общественную организацию «Фонд содействия правоохранительным органам «Правопорядок» (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/910301001) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица; исключить Крымскую региональную общественную организацию «Фонд содействия правоохранительным органам «Правопорядок» из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя тем, что 9 июля 2017 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Симферополю в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации Крымской региональной общественной организацией «Фонд содействия правоохранительным органам «Правопорядок», с присвоением основного государственного регистрационного номера <***>. При осуществлении функций в сфере контроля и надзора за деятельностью некоммерческих организаций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым было установлено, что Крымской региональной общественной организацией «Фонд содействия правоохранительным органам «Правопорядок» систематически не исполняются обязанности, предусмотренные статьей 29 Федерального закона №82-ФЗ «Об общественных объединениях» в части представления ежегодной отчетности в уполномоченный орган. В нарушение указанной статьи, Организация с 2017 года не представляет в территориальный орган Министерства юстиции РФ сведения о своей финансово - хозяйственной деятельности, за что она была привлечена к административной ответственности в 2018 году. Кроме того, в связи с не предоставлением организацией отчетности за 2018 год, в адрес ответчика 6 мая 2019 г. было направлено предупреждение об устранении нарушений требований федерального законодательства с указанием допущенного нарушения и срока его устранения. Указанное предупреждение было возвращено без вручения адресату «за истечением срока хранения», нарушение не устранено, предупреждение в судебном порядке не обжаловано. Таким образом, полагают, что организацией допущены неоднократные грубые нарушения требований законодательств РФ, что по мнению истца, является основанием для признания юридического лица прекратившим свою деятельность.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 декабря 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывают, что вывод суда об отсутствии неоднократности в силу положений пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. №64, основан на неверном применении норм материального права.

В судебное заседание представители Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым, Крымской региональной общественной организации «Фонд содействия правоохранительным органам «Правопорядок», Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №9 по Республике Крым не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

От Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, а также особенности правового положения общественных объединений, являющихся юридическими лицами, определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (статья 4 названного закона, далее - Федеральный закон № 82-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 5 указанного федерального закона под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Одной из организационно-правовых форм общественных объединений, закрепленных в статье 7 Федерального закона № 82-ФЗ, является общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан, высшим руководящим органом которой является съезд (конференция) или общее собрание, постоянно действующим руководящим органом - выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию (части 1 и 3 статьи 8 названного закона).

В соответствии с частью 1 статьи 29 названного закона общественное объединение обязано:

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;

информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю от 1 июня 2017г. № 728-р «О государственной регистрации общественного объединения при ее создании» осуществлена государственная регистрация Крымской региональной общественной организации «Фонд содействия правоохранительным органам «Правопорядок».

Указанный общественная организация включена в Единый государственный реестр юридических лиц 9 июня 2017 г. (ОГРН – <***>).

Крымская региональная общественная организация «Фонд содействия правоохранительным органам «Правопорядок» не предоставила в адрес Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю, правопреемником которого является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым отчет о своей деятельности за 2017 год, в связи с чем постановлением мирового судьи судебного участка № 98 Ялтинского судебного района (городской округ Ялта) Республики Крым от 13 июля 2018 г. по делу №5-98-475/2018 Крымская региональная общественная организация «Фонд содействия правоохранительным органам «Правопорядок» была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6 мая 2019 г. за №93-2449/2019 административным истцом в адрес Крымской региональной общественной организации «Фонд содействия правоохранительным органам «Правопорядок» было вынесено предупреждение с указанием на нарушение требований статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ в виде не направления в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым, отчета о своей деятельности за 2018 год.

На административного ответчика была возложена обязанность устранить нарушения действующего законодательства, указанные в предупреждении, и предоставить документы, подтверждающие устранение указанных нарушений, до 21 июня 2019 г.

Данное предупреждение было направлено заказной почтовой корреспонденцией по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а именно: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Владимира Луговского, 18, офис 21. Однако, конверт вернулся отправителю с отметкой почтовой службы об истечении срока хранения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что из представленных административным истцом в материалы дела документов не усматривается, что после направления административному ответчику 6 мая 2019 г. предупреждения об устранении нарушений закона в виде непредставления отчетности за 2018 год, Крымской региональной общественной организацией «Фонд содействия правоохранительным органам «Правопорядок» было совершено аналогичное или иное нарушение действующего законодательства. Также суд первой инстанции указал, что из представленной копии постановления о назначении административного наказания по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредоставление отчетности в 2017 году не усматривается, что ранее административным истцом направлялись в адрес административного ответчика предупреждения об устранении нарушений закона. В связи с чем, пришел к выводу, что истцом не представлено доказательств неоднократного нарушения ответчиком требований законодательства, а также допущенные Организацией нарушения не являются исключительными и достаточными для прекращения деятельности в качестве юридического лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций установлен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705 (далее Положение № 705).

Согласно пункту 3 Положения № 705 государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее - органы государственного надзора).

Пунктом 6 Положения № 705 предусмотрено, что предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями (за исключением политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий) требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества.

Органы государственного надзора при осуществлении государственного надзора взаимодействуют с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 8 Положения № 705).

Согласно пункту 12 Положения № 705 по результатам проверки должностные лица органа государственного надзора принимают меры, предусмотренные федеральными законами «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О противодействии экстремистской деятельности», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.

Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 1246-О, суды, связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.

В материалах дела отсутствуют и административным истцом не представлено доказательств того, что административным ответчиком, после направления ему предупреждения от 6 мая 2019 г., было совершено аналогичное или иное нарушение действующего законодательства, как и отсутствуют доказательства, что ранее Министерством юстиции направлялись в адрес административного ответчика предупреждения об устранении нарушении закона за не предоставление отчетности в 2017 и 2018 годах.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что допущенные административным ответчиком в процессе осуществления своей деятельности нарушения за проверяемый период времени не являются грубыми и неустранимыми, а неустранение ранее выявленных нарушений не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.

Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции незаконно применен п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64, основаны на неверном толковании.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, собранных доказательств и выводов суда.

Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам данного дела.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И ЛА :

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 декабря 2019 г., - оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым, - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий судья: Н.А. Терентьева

Судья: О.В. Хожаинова

Судья: Л.А-В. Юсупова