Председательствующий: Васильева Т.А. Дело № 33а-3750/2021
2а-10/2021
55RS0007-01-2020-003696-36
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Усовой Е.И., Шукеновой М.А.,
при секретаре Даниловой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 июля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Администрации города Омска о признании постановления недействующим в части
по апелляционной жалобе представителя индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Омска от 21 апреля 2021 года, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
установила:
ИП ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации города Омска о признании постановления Администрации г. Омска от 10.01.2013 года № 9-П «Об утверждении документации по планировке территории, расположенной в границах: улица Доковская-проспект Мира-граница промышленных территорий-правый берег реки Иртыш-улица Загородная-граница полосы отвода железной дороги-в Советском административном округе города Омска» недействующим в части.
В обоснование требований указал, что является арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером № <...>, вторым арендатором является ФИО3
В границах указанного земельного участка расположен ряд объектов недвижимости; также он примыкает к реке Иртыш, при этом сведения о береговой полосе в границах указанного участка в ЕГРН отсутствует.
С целью реализации права на приобретение земельного участка в общую долевую собственность собственники объектов недвижимости, расположенных в границах указанного земельного участка, обратились в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной с целью раздела земельного участка на <...> земельных участка.
По результатам рассмотрения указанного заявления департаментом было принято решение об отказе в утверждении схемы, в том числе по мотиву того, что разработанная схема не соответствует утвержденному проекту планировки, образуемый земельный участок расположен в зоне планируемого размещения естественного ландшафта и зоне размещения отстойно-разворотной площадки городского транспорта.
Вместе с тем административный истец отмечал, что из содержания Чертежа планировки территории (приложение № 2 к постановлению № 9-П) образуемый в соответствии со схемой земельный участок располагается в границах планировочного района, элемента планировочной структуры № 6, в зоне планируемого размещения естественного ландшафта, также в зоне планируемого размещения очистных сооружений ливневых стоков, а не в зоне размещения отстойно-разворотной площадки. Указанные зоны запланированы непосредственно на территории, на которой находится эксплуатируемый причал с подъездными железнодорожными путями.
Решением Омского областного суда от <...> года Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области были признаны недействующими в части установления в приложении № 1 к указанным правилам «Карта градостроительного зонирования территории города Омска» режима территориальной зоны П1 с номером 1895, п 3 с номером 1968, Ит2 с номером 1373, Р4 с номером 2060 по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером № <...>.
С момента вступления в законную силу указанного решения какие-либо изменения в постановление Администрации г. Омска от 10.01.2013 года № 9-П не вносились, вместе с тем решением Омского городского Совета от 18.12.2019 года № 192 в Правила землепользования и застройки были внесены изменения, согласно которым земельный участок с кадастровым номером № <...> полностью отнесен к территориальной зоне П3-1968.
В связи с указанным, согласно ст. 42 Правил землепользования и застройки, в границах указанной зоны размещение элементов естественного ландшафта не предусмотрено, что свидетельствует о противоречии указанным правилам постановления Администрации г. Омска от 10.01.2013 года № 9-П в указанной части.
Также административный истец указывал, что границы земельного участка с кадастровым номером № <...> пересекаются с границами элемента планировочной структуры в виде планируемого размещения очистных сооружений ливневых стоков. Согласно Чертежу планировки территории, часть проектируемой территории находится за границами земельного участка, то есть в границах водного объекта р. Иртыш, вместе с тем подобное размещение не представляется возможным, поскольку градостроительная документация в отношении водных объектов не разрабатывается, размещение каких-либо объектов, площадок подразумевает под собой наличие земной поверхности.
Таким образом, поскольку проект планировки территории, утвержденный постановлением Администрации г. Омска от 10.01.2013 года № 9-П, был разработан в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, признанными недействующими в отношении земельного участка с кадастровым номером № <...>, указанный проект планировки противоречит положением ГрК Российской Федерации, ЗК Российской Федерации, а также Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (в ред., действующей на 26.12.2019 года)
На основании изложенного, с учетом уточнений, просил признать постановление Администрации г. Омска от 10.01.2013 года № 9-П «Об утверждении документации по планировке территории, расположенной в границах: улица Доковская-проспект Мира-граница промышленных территорий-правый берег реки Иртыш-улица Загородная-граница полосы отвода железной дороги в Советском административном округе города Омска» недействующим в части установления в таблице 2 приложения № 1 «Положение о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица Доковская-проспект Мира-граница промышленных территорий-правый берег реки Иртыш-улица Загородная-граница полосы отвода железной дороги в Советском административном округе города Омска» в границах земельного участка с кадастровым номером № <...> зоны очистных сооружений ливневых стоков площадью <...> Га; а также зоны естественного ландшафта площадью <...>; установления в приложении № 2 «Чертеж планировки территории в составе проекта планировки территории, расположенной в границах: улица Доковская-проспект Мира-граница промышленных территорий-правый берег реки Иртыш-улица Загородная-граница полосы отвода железной дороги в Советском административном округе города Омска» зоны естественного ландшафта, а также очистных сооружений ливневых стоков в границах земельного участка с кадастровым номером № <...>.
Представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика ФИО4 просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица ФИО5 также просила в удовлетворении требований отказать.
Помощник прокурора г. Омска Кудрявцев Р.И. в своем заключении полагал требования не подлежащими удовлетворению.
Решением Центрального районного суда г. Омска от <...> года в удовлетворении требований ИП ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО2 просит решение суда отменить, принять новое. Обращает внимание на несоответствие оспариваемого постановления в части Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, что также в процессе судебного разбирательства было подтверждено представителями административного ответчика и заинтересованного лица. Указанные доводы и обстоятельства судом должным образом не оценены. Ссылаясь на решение Омского областного суда от <...> года, апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от <...> года, согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области от 25.07.2007 года рассматриваемый земельный участок определялся в границах функциональных зон: территории промышленности, городские природные и резервные территории, рекреационные зоны (проектируемые). В соответствии с Генеральным планом в редакции решения Омского городского Совета от 16.03.2016 года № 431 земельный участок с кадастровым номером № <...> был расположен в границах функциональных зон: городские природные и резервные территории, рекреационные зоны (проектируемые); в редакции решения Омского городского Совета от 28.11.2018 года № 94 – в границах функциональных зон территории промышленности, городские природные и резервные территории, индивидуальная малоэтажная застройка. В настоящее время решением Омского городского Совета от 30.09.2020 года № 255 внесены изменения в Генеральный план, в силу которых указанный земельный участок определяется в границах функциональных зон: зона транспортной инфраструктуры, производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктур, жилая зона. Судом было верно указано, что решением Омского городского Совета от 18.12.2019 года № 192 в Правила землепользования и застройки были внесены изменения, согласно которым земельный участок с кадастровым номером № <...> полностью отнесен к территориальной зоне П3-1968 (зона производственно-коммунальных объектов 4-5 классов опасности). При этом суд в решении указал, что в экспликации проекта планировки территории сноска с зоной 6.3 «зона планируемого размещения естественного ландшафта» и сноска 6.4 «зона размещения естественного ландшафта» указаны, ориентируясь на понятие зоны естественного ландшафта (Л), приведенное в решении Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201, куда охрана природных территорий и улично-дорожная сеть включены в качестве основных видов разрешенного использования. Вместе с тем земельный участок с кадастровым номером № <...> к территориальной зоне Л на момент подачи административного иска и рассмотрения дела по существу не относился, поскольку относится к зоне П3. Из представленных к административному иску графических материалов и технической документации на объекты недвижимости следует, что согласно постановлению Администрации г. Омска от 10.01.2013 года № 9-П в границах зоны планируемого размещения естественного ландшафта расположены объекты недвижимости, причал, а также железнодорожные пути. Согласно последней редакции Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области следует, что в отношении указанного земельного участка не предусмотрено функциональное зонирование территории с возможностью ее развития для целей размещения природных территорий. Отмечает, что в постановление Администрации г. Омска от 10.01.2013 года № 9-П в части территории рассматриваемого земельного участка изменения не вносились. Полагает, что судом не учтено, что документация по планировке территории должна соответствовать не только Генеральному плану, но и Правилам землепользования и застройки, и в первую очередь оспариваемый проект планировки территории должен соответствовать именно Правилам. Также судом не учтены положения, приведенные судами в решении Омского областного суда от <...> года, апелляционном определении Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от <...> года в части того, что департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска при отказе ФИО1 в утверждении схемы не были учтены внесенные изменения в Правила землепользования и застройки. Обращает внимание, что сам факт утверждения проекта планировки территории в отношении водного объекта влечет за собой необходимость приведения в соответствие проекта планировки с Правилами землепользования и застройки не только лишь в части, в которой оспариваемое постановление утверждает проект планировки в отношении водного объекта, а в отношении местоположения и площади всей зоны планируемого размещения очистных сооружений. Данные доводы также оставлены судом без внимания. Также полагает, что судом было неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО «Сибгидропроект».
Прокурором г. Омска относительно доводов жалобы принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
На основании пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», части 2 статьи 308 КАС Российской Федерации судебной коллегий приобщены новые доказательства по делу – копии фрагментов генерального плана, Правил землепользования и застройки. Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, заслушав представителей Майера ФИО2, Администрации г. Омска ФИО4, департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ФИО6, заключение прокуроров Алешиной О.А., ФИО7, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как принятого с нарушением норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является сособственником нежилого здания, расположенного по адресу: <...> и № <...> (л.д.<...>).
Земельный участок с кадастровым номером № <...>, на котором расположены указанные выше объекты недвижимости, имеет площадь <...> кв.м. и находится у административного истца в аренде по договору № <...> от <...> года со множественностью лиц на стороне арендатора (л.д.<...>), разрешенный вид использования земельного участка - для производственных целей под здания, строения, сооружения (л.д.<...>).
Администрацией города Омска принято постановление Администрации города Омска от 10.01.2013 № 9-п «Об утверждении документации по планировке территории, расположенной в границах: улица Доковская - проспект Мира - граница промышленных территорий - правый берет реки Иртыш - улица Заозерная - граница полосы отвода железной дороги - в Советском административном округе города Омска» (л.д.<...>).
В таблице 2 приложения № 1 «Положение о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица Доковская - проспект Мира - граница промышленных территорий - правый берег реки Иртыш - улица Загородная - граница полосы отвода железной дороги - в Советском административном округе города Омска» отражен номер элемента планировочной структуры - 6, строки «площадь зон очистных сооружений ливневых стоков», «площадь зон естественного ландшафта».
В соответствии с чертежом планировки территории, расположенной в границах: улица Доковская - проспект Мира - граница промышленных территорий - правый берег реки Иртыш - улица Загородная - граница полосы отвода железной дороги - в Советском административном округе города Омска, земельный участок с кадастровым номером № <...> расположен в зоне размещения производственно-коммунальных объектов <...> классов опасности (6.1), зоне планируемого размещения очистных сооружений ливневых стоков (6.2), зоне планируемого размещения естественного ландшафта (6.3) –л.д. <...>., приложение № 2.
В силу части 1 статьи 41 ГрК Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги (ст. 1 ГрК Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41 - ГрК РФ проект планировки территории относится к документации по планировке территории.
Процедура подготовки и утверждения документации по планировке территории, в том числе ее согласование, официальная публикация и обсуждение на публичных слушаниях регулируется статьями 45 и 46 ГрК Российской Федерации.
Из содержания частей 1 и ч.2 ст. 46 ГрК Российской Федерации следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке.
В части 3 данной статьи предусмотрено право физических или юридических лиц со дня опубликования такого решения представить в соответствующий орган свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
В силу предписаний части 5 статьи 46 ГрК Российской Федерации (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 03.07.2016г. № 373-ФЗ) проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (часть 14 статьи 46 ГрК Российской Федерации).
На основании постановления Администрации г. Омска от 16.07.2012г. № 971-п 05.09.2012г. состоялись публичные слушания по вопросу утверждения документации по планировке части территории г. Омска, по результатам которых составлено заключение о его результатах (л.д. <...>)..
Постановление Администрации г. Омска от 10.01.2013 № 9-п «Об утверждении документации по планировке территории, расположенной в границах: улица Доковская - проспект Мира - граница промышленных территорий - правый берет реки Иртыш - улица Заозерная - граница полосы отвода железной дороги - в Советском административном округе города Омска» опубликовано в издании «Третья столица» № <...> от <...>. (л.д. <...>).
Таким образом, порядок принятия оспариваемого акта, его опубликования соблюден, по этим основаниям не оспаривается.
Как приводилось выше, в соответствии с чертежом планировки территории, расположенной в границах: улица Доковская - проспект Мира - граница промышленных территорий - правый берег реки Иртыш - улица Загородная - граница полосы отвода железной дороги - в Советском административном округе города Омска, земельный участок с кадастровым номером № <...> расположен в зоне размещения производственно-коммунальных объектов <...> классов опасности (6.1), зоне планируемого размещения очистных сооружений ливневых стоков (6.2), зоне планируемого размещения естественного ландшафта (6.3) –л.д. <...>
Согласно ответу от <...> года департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с подпунктом 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, поскольку образуемый земельный участок расположен в зоне планируемого естественного ландшафта, предусмотренной проектом планировки территории (л.д. <...>).
На момент принятия постановления Администрации г. Омска от 10.01.2013 № 9-п действовали Правила землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201 (в редакции решения от 26.12.2012 года № 98).
Согласно названным правилам земельный участок с кадастровым номером № <...> был отнесен к четырем территориальным зонам П1-1895 (зона производственно-коммунальных объектов <...> классов опасности); П3-1968 (зона производственно-коммунальных объектов IV - V классов опасности); ИТ2-1373 (зона городского наземного транспорта), Р4-2060 (прибрежная зона отдыха) – л.д. <...>
Решением Омского областного суда от <...> года, вступившим в законную силу, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки в части установления вышеуказанных территориальных зон по отношению к границам названного земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 47 Правил землепользования и застройки (в редакции на дату принятия оспариваемого постановления) прибрежная зона отдыха (Р-4) включает в себя участки территории города Омска, занятые зонами отдыха и предназначенные для массового кратковременного отдыха.
Как предусматривалось статьей 53 Правил землепользования и застройки (до внесения изменений решением от 16.06.2021 года № 318) зона естественного ландшафта (Л) выделена для обеспечения правовых условий использования участков территории города Омска, не вошедших в границы перечисленных выше территориальных зон, свободных от застройки и предназначенных для сохранения озелененных пространств и восстановления нарушенного ландшафта. Зона естественного ландшафта включает в себя участки территории города Омска, занятые защитными лесополосами и иными природными ландшафтами, выполняющими защитную, санитарно-гигиеническую функцию. Размещение объектов капитального строительства (за исключением антенно-мачтовых сооружений) в указанной зоне не допускается.
Хотя территориальные зоны Р-4 и Л согласно Правилам землепользования и застройки являлись самостоятельными, утверждение проекта планировки территории относительно земельного участка с кадастровым номером № <...> с включением в его площадь зоны планируемого размещения естественного ландшафта (6.3) не противоречило Правилам землепользования и застройки с учетом Генерального плана г. Омска.
Кроме того, Правилами землепользования и застройки вплоть до внесения изменений решением Омского городского Совета 16.06.2021 года № 318 в качестве самостоятельных предусматривались зоны специального назначения (СН) для обеспечения правовых условий использования земельных участков, занятых кладбищами, крематориями, объектами размещения и переработки отходов потребления, очистными, водозаборными и иными техническими сооружениями, режимными и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах (статья 51).
Зона очистных сооружений ливневых стоков (СН-4) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения объектов очистных сооружений ливневых стоков с обеспечением размера санитарно-защитных зон. В зоне очистных сооружений ливневых стоков разрешается размещение только тех зданий и сооружений, которые связаны с эксплуатацией очистных сооружений ливневых стоков (пункт 4 статьи 51 Правил землепользования и застройки).
В такой ситуации, утверждение проекта планировки территории относительно земельного участка с кадастровым номером № <...> с включением в его площадь зоны планируемого размещения очистных сооружений ливневых стоков не соответствовало Правилам землепользования и застройки в связи с отсутствием установленной территориальной зоны СН-4.
То обстоятельство, что по итогам публичных слушаний проекта планировки высказаны возражения и замечания, а именно «нет предложений по очистным сооружениям» (л.д. <...>), что обусловило указание в экспликации проекта зоны планируемого размещения очистных сооружений ливневых стоков, как из того исходил суд, во всяком случае не предопределяет соответствие Правилам землепользования и застройки.
Согласно Генеральному плану в редакции решения Омского городского Совета от 25.07.2007 года № 43 земельный участок с кадастровым номером № <...> определяется в границах функциональных зон: территории промышленности, городские природные и резервные территории, рекреационные зоны (проектируемые) – л.д. <...>.
Как установлено судебной коллегией понятийного аппарата Генеральный план г. Омска о назначении вышеуказанных функциональных зон до внесения в него изменений решением Омского городского Совета от <...> года не содержал.
В такой ситуации судебная коллегия полагает возможным обратиться к назначению территориальных зон.
В соответствии с частью 11 статьи 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения включаются зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Согласно пункту 4 статьи 47 Правил землепользования и застройки (в редакции на дату принятия оспариваемого постановления) прибрежная зона отдыха (Р-4) включает в себя участки территории города Омска, занятые зонами отдыха и предназначенные для массового кратковременного отдыха.
Как предусматривалось статьей 53 Правил землепользования и застройки (до внесения изменений решением от 16.06.2021 года № 318) зона естественного ландшафта (Л) выделена для обеспечения правовых условий использования участков территории города Омска, не вошедших в границы перечисленных выше территориальных зон, свободных от застройки и предназначенных для сохранения озелененных пространств и восстановления нарушенного ландшафта. Зона естественного ландшафта включает в себя участки территории города Омска, занятые защитными лесополосами и иными природными ландшафтами, выполняющими защитную, санитарно-гигиеническую функцию. Размещение объектов капитального строительства (за исключением антенно-мачтовых сооружений) в указанной зоне не допускается.
Единственным законодательным актом, в котором дано понятие природного ландшафта, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», согласно статье 1 которого под природным ландшафтом понимается территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.
Применительно к изложенному оснований полагать, что проект планировки территории с определением в границах спорного земельного участка зоны планируемого размещения естественного ландшафта противоречил Генеральному плану не имеется.
Согласно Генеральному плану в редакции решения Омского городского Совета от 28.11.2018 года № 94 земельный участок с кадастровым номером № <...> определяется в границах функциональных зон: территории промышленности, городские природные и резервные территории, индивидуальная малоэтажная застройка (л.д. 173 т. 2).
Решением Омского городского Совета от 18.12.2019 года № 193 в Правила землепользования и застройки были внесены изменения в результате которых земельный участок с кадастровым номером № <...> отнесен к территориальной зоне - П-3 - зона производственно-коммунальных объектов <...> классов опасности (л.д. <...>).
Соблюдение принципа принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон, не означает невозможности детальной проработки положений генерального плана в проекте планировки территории.
Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пунктом 2 части 1 статьи 18 ГрК Российской Федерации).
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 45 ГрК Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
При этом следует отметить, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки и иными документами территориального планирования (часть 3 статьи 9, части 9, 10 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК Российской Федерации).
Таким образом, проект планировки территории с определением в границах спорного земельного участка зоны планируемого размещения естественного ландшафта не противоречил Генеральному плану.
30.09.2020 года решением Омского городского Совета № 255, введенного в действие с 06.10.2020 года, в Генеральный план г. Омска внесены изменения, повлекшие отнесение земельного участка к функциональной зоне транспортной инфраструктуры (л.д. <...>).
Согласно материалам по обоснованию, размещенным на сайте Администрации г. Омска genplan.admomsk.ru функциональная зона транспортной инфраструктуры предназначена для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций внешнего и общественного транспорта, а также включает улично-дорожную сеть, территории которой подлежат благоустройству с учетом технических и эксплутационных характеристик таких сооружений и коммуникаций, в том числе для создания санитарно-защитных зон.
Кроме того, Генеральным планом г. Омска согласно материалам по обоснованию предусмотрены зоны озеленения общего пользования, рекреационного назначения, лесов, озелененных территорий специального назначения.
Зона озеленения территорий общего пользования предназначена для организации городских парков, садов, скверов, бульваров, набережных, других мест кратковременного отдыха населения. Не предназначена для размещения объектов капитального строительства, не предусматривающих другие виды хозяйственной деятельности кроме отдыха населения.
Зона рекреационного назначения представляет собой озелененные территории общего пользования в пределах городского округа, предназначенные для организации отдыха населения, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан в зеленом окружении и создания благоприятной среды в застройке населенного пункта.
Зона лесов предназначена для выделения участков лесной растительности на территории городского округа, требующая особого режима рекреации и кратковременного массового самодеятельного отдыха населения, с соблюдением санитарных и экологических норм.
Зона озелененных территорий специального назначения устанавливается с целью создания довольно больших буферных зон между промышленными предприятиями и остальной застройкой с обеспечением нормативной площади озеленения санитарно-защитных зон, а также выделения территорий под коммуникационные коридоры магистральных инженерных сетей, вдоль магистральных дорог скоростного движения и магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения.
К моменту рассмотрения дела судом апелляционной инстанции решением Омского городского Совета от 16.06.2021 года № 318 внесены изменения в Правила землепользования и застройки, согласно которым земельный участок с кадастровым номером № <...> отнесен к территориальной зоне объектов внешнего транспорта (л.д. <...>).
Согласно части 1 статьи 55 Правил землепользования и застройки зона объектов внешнего транспорта (Т-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения и функционирования объектов железнодорожного транспорта, объектов воздушного транспорта, объектов речного транспорта и установления охранных зон, санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов.
Таким образом, функциональная зона транспортной инфраструктуры и зоны озеленения общего пользования, рекреационного назначения, лесов имеют различное функциональное назначение, обусловливающее несовместимость правового режима земельных участков, отнесенных к каждой из названных зон.
Является очевидным, что функциональная зона озелененных территорий специального назначения может быть выделена под коммуникационные коридоры магистральных инженерных сетей, вдоль магистральных дорог скоростного движения и магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения, и тождественной зоне естественного ландшафта не является.
Поскольку земельный участок Генеральным планом г. Омска отнесен к функциональной зоне транспортной инфраструктуры, проект планировки в части установления в его пределах зоны планируемого размещения естественного ландшафта вошел в противоречие с ним.
Правила землепользования и застройки относительного спорного земельного участка не предусматривали территориальной зоны естественного ландшафта.
В такой ситуации использование судом первой инстанции понятийного аппарата территориальных зон, видов разрешенного использования земельных участков как это определено было Правилах землепользования и застройки до внесения в них изменений в связи с изложением Генерального плана г. Омска в новой редакции на нормах права не основано.
Примыкание земельного участка непосредственно к водному объекту, как о том указывается представителем Администрации г. Омска, имеет правовое значение для его использования в производственно-хозяйственной деятельности, приватизации и т.п., но не для настоящего дела, рассматриваемого в порядке главы 21 КАС Российской Федерации.
Что касается зоны планируемого размещения очистных сооружений ливневых стоков в составе планировки территории относительно спорного земельного участка на предмет его соответствия Генеральному плану г. Омска как на момент его утверждения, так и в последующем, судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно пункту 2 части 3, подпункту «а» пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 ГрК Российской Федерации генеральный план должен содержать, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой отображаются электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение.
В соответствии с приведенными нормами ГрК Российской Федерации генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
Представленные административным ответчиком фрагменты Генерального плана г. Омска за период с 2007 по 2020 годы не содержат обозначений границ планируемого размещения объектов капитального строительства в виде очистных сооружений ливневых стоков, а также функциональной зоны с таким назначением.
То обстоятельство, что на спорном земельном участке размещена существующая сеть водовода (канализация дождевая самотечная закрытая), насосная станция дождевой канализации согласно приложению № № <...> к Генеральному плану г. Омска «Карта планируемого размещения объектов местного значения муниципального образования городской округ город Омск Омской области в области трубопроводного транспорта и инженерной инфраструктуры. Водоотведение (дождевая канализация)», имеющая гриф «Секретно», не подтверждает соответствие проекта планировки Генеральному плану. Как пояснено представителем Администрации г. Омска судебной коллегии названной картой строительство очистных сооружений ливневых стоков не предусмотрено.
Возможность включения коммунальных зон - зон размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур (пункт 1 части 7 статьи 35 ГрК Российской Федерации) не предопределяет их внесение в проект планировки территории произвольно, то есть без документов территориального планирования, имеющим большую юридическую силу.
Применительно к изложенному судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о соответствии проекта планировки в оспариваемой истцом части Генеральному плану г. Омска в редакции решения Омского городского Совета от 30.09.2020 года № 255, что является основанием для отмены решения суда с частичным удовлетворением административного искового заявления ФИО1, поскольку им заявлены требования с указанием площади зоны очистных сооружений ливневых стоков - <...> га, а так же зоны естественного ландшафта - <...> га посредством самостоятельного их вычисления. Однако, таблица № <...> приложения № <...>№ <...> не содержит сведений о площади названных зон применительно к земельному участку с кадастровым номером № <...>.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 постановления от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с учетом того, что проект планировки в оспариваемой истцом части применялся, судебная коллегия считает правильным признать его отдельные положения с момента вступления в законную силу судебного решения.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 21 апреля 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда постановление Администрации города Омска от 10.01.2013 № 9-П «Об утверждении документации по планировке территории, расположенной в границах: улица Доковская - проспект Мира - граница промышленных территорий - правый берег реки Иртыш - улица Загородная - граница полосы отвода железной дороги - в Советском административном округе города Омска» в части:
- установления в таблице 2 приложения № 1 «Положение о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица Доковская - проспект Мира - граница промышленных территорий - правый берег реки Иртыш - улица Загородная - граница полосы отвода железной дороги - в Советском административном округе города Омска» в границах земельною участка с кадастровым номером № <...> зоны очистных сооружений ливневых стоков (номер элемента планировочной структуры - 6, строка «площадь зон очистных сооружений ливневых стоков»), а так же зоны естественного ландшафта (номер элемента планировочной структуры - 6, строка «площадь зон естественного ландшафта»);
- установления в приложении № 2 «Чертеж планировки территории в составе проекта планировки территории, расположенной в границах: улица Доковская - проспект Мира - граница промышленных территорий - правый берег реки Иртыш - улица Загородная - граница полосы отвода железной дороги - в Советском административном округе города Омска» зоны естественного ландшафта, а так же зоны очистных сооружений ливневых стоков в границах земельного участка с кадастровым номером № <...>.
В остальной части иска отказать.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированнное определение составлено 30 июля 2021 года