ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3762/2022 от 30.03.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0005-01-2021-006945-54Материал № 9а-47/2022(М-4132/2021)

Судья Костюк И.И. Дело № 33а-3762/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 30 марта 2022 года

Судья судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда Еромасов С.В., рассмотрев частную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области на определение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 21 января 2022 года о возвращении административного искового заявления Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области к Зотову М.М. о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №9 по Волгоградской области (далее МИФНС России № 9 по Волгоградской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Зотову М.М. о взыскании обязательных платежей и санкций – налога на имущество физических лиц, земельного налога и пени по указанным налогам.

Определением судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 30 декабря 2021 г. административное исковое заявление МИФНС России № 9 по Волгоградской области к Зотову М.М. оставлено без движения, предоставлен срок до 24 января 2022 года для устранения недостатков.

Определением судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 21 января 2022 г. административный иск возвращен МИФНС России № 9 по Волгоградской области на основании п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ по причине не устранения недостатков в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.

С определением судьи МИФНС России № 9 по Волгоградской области не согласилась, в частной жалобе просит определение отменить, принять заявление к производству и рассмотреть по существу, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, мотивируя тем, что законодательством не установлены особенности взыскания с несовершеннолетних задолженности по налогу на имущество физических лиц.

Изучив материалы административного дела, доводы частной жалобы административного истца, проверив законность и обоснованность определения суда, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания в сроки, установленные ст. 305 КАС РФ.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту.

Вместе с тем, несмотря на то, что право на судебную защиту является неотъемлемым правом каждого, его реализация ставится в зависимость от соблюдения лицом, обращающимся в суд за защитой своих прав, предусмотренного действующим законодательством порядка его осуществления.

Судья, возвращая административное исковое заявление, исходил из того, что административным истцом не исправлены недостатки, указанные в определении судьи от 30 декабря 2021 г. об оставлении административного искового заявления без движения.

Считаю такой вывод судьи правильным и соответствующим нормам процессуального права.

В соответствии с ч. 2 ст. 130 КАС РФ, если лицо, подавшее административное исковое заявление в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок, исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном ст. 129 настоящего Кодекса.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.

В соответствии с ч. 2 ст. 125 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны: наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя.

В силу п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 КАС РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит несовершеннолетним гражданам в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан (п. 2).

Из ч. 3 ст. 54 КАС РФ следует, что права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители - родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", права и законные интересы недееспособных граждан, граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, по общему правилу защищают их законные представители (части 2, 3 статьи 54 КАС РФ).

В соответствии со статьями 64, 123 Семейного кодекса Российской Федерации, 7 и 8 Федерального закона N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" законными представителями несовершеннолетних являются родители (опекуны, попечители).

Из системного толкования положений пункта 2 части 2 статьи 5 и части 3 статьи 54 КАС РФ, части 2 статьи 27 НК РФ, части 1 статьи 26 ГК РФ следует, что дела, вытекающие из публичных правоотношений, участниками которых являются несовершеннолетние, рассматриваются с их законными представителями.

Поэтому в исковом заявлении о взыскании с несовершеннолетнего должника задолженности по налогам и пени должны содержаться сведения о родителях или попечителях несовершеннолетнего административного ответчика, в том числе сведения о месте их жительства, что вытекает также из правовой позиции, изложенной в кассационном определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.12.2021 по делу N 9а-68-175/2021.

Поскольку административный истец не исправил указанные в определении судьи недостатки в установленный срок, судья пришел к правильному выводу о возвращении административного иска.

Частная жалоба не опровергает выводы судьи и не содержит доводов, влекущих отмену судебного акта, а потому оснований для отмены определения не имеется.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 21 января 2022 года оставить без изменения, частную жалобу МИФНС России № 9 по Волгоградской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья подпись

<.......>

<.......>

<.......>