ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3765/2017 от 02.05.2017 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Вараксин П.В. дело № 33а-3765/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 мая 2017 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

Председательствующего судьи Симоновича В.Г.,

судей Погорельцевой Т.В. и Начарова Д.В.,

при секретаре Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пашковой Л.В. и Хайбуллиной А.Ф. к Межведомственной комиссии при администрации города Нягани, Администрации (адрес) об оспаривании бездействия,

по апелляционной жалобе Пашковой Л.В. и Хайбуллиной А.Ф. на решение Няганского городского суда ХМАО-Югры от 09 февраля 2017 года, которым суд постановил:

«В удовлетворении требований Пашковой Л.В. и Хайбуллиной А.Ф. о признании бездействия Межведомственной комиссии Администрации города Нягани при решении вопроса о признании общежития, расположенного по адресу: город Нягань, (адрес) аварийным и подлежащим сносу и невключении его вне очереди в реестр аварийных домов и отселении граждан незаконным, отказать».

Выслушав объяснения представителя Администрации города Нягани Я., заслушав доклад судьи Погорельцевой Т.В., судебная коллегия

установила:

Пашкова Л.В. и Хайбуллина А.Ф. обратились в суд с административным иском к Межведомственной комиссии при администрации города Нягани и Администрации города Нягань (с учетом уточнений исковых требований) о признании незаконным бездействия при решении вопроса о признании общежития, расположенного по адресу: город Нягань, (адрес) аварийным и подлежащим сносу и невключении его вне очереди в реестр аварийных домов и отселении граждан, обязании признать общежитие, расположенное по адресу: город Нягань, (адрес) аварийным и подлежащим сносу, произвести расселение жильцов указанного общежития вне очереди. В обоснование требований указали, что являются жильцами общежития № 4, расположенного по (адрес) в городе Нягань. В августе 2015 года они обращались в Межведомственную комиссию с заявлением о признании общежития аварийным и подлежащим сносу. В связи с длительным рассмотрением заявления они обратились в суд с иском. В ходе рассмотрения дела Межведомственная комиссия признала их дом аварийным и подлежащим сносу, дом был включен в очередь аварийного жилья, которая формируется с 2017 года. Администрация города Нягань оспорила заключение Межведомственной комиссии в судебном порядке. Решением суда указанное заключение было признано незаконным. В связи с установлением этого обстоятельства в удовлетворении их исковых требований было отказано. Общежитие было исключено из реестра аварийного жилья, который формировался на 2017 год. (дата) они повторно обратились в Межведомственную комиссию с заявлением о признании общежития аварийным и подлежащим сносу, представили заключение независимой экспертной организации «Специндустрия». По прошествии двух месяцев решение по их заявлению Межведомственной комиссией принято не было.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше.

Производство по делу в части административных исковых требований об обязании Администрации города Нягани признать общежитие, расположенное по адресу: город Нягань, (адрес) аварийным и подлежащим сносу, произвести расселение жильцов указанного общежития вне очереди прекращено отдельным определением от 09 февраля 2017 года.

В апелляционной жалобе Пашкова Л.В. и Хайбуллина А.Ф. просят решение суда отменить, считая его незаконным. В обоснование доводов жалобы указывают, что вопрос о признании общежития аварийным и подлежащим сносу рассматривался с 2015 года. Ранее их общежитие было исключено из реестра в связи с оспариванием Администрации города Нягань заключения Межведомственной комиссии в судебном порядке. Заключение экспертизы, на основании которого было принято решение Межведомственной комиссии, было признано решением суда незаконным только по формальным основаниям. Аварийность дома никем не оспаривалась. (адрес) в городе Нягань является единственным домом, который может обрушиться, зимой произошло падение первого этажа, в связи с чем дом подлежит включению в реестр аварийных домов, подлежащих сносу, в первоочередном порядке. В настоящее время общежитие включено в реестр под номером 89, срок расселения общежития может затянуться более чем на 7 лет. Судебная практика исходит из того, что если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и иным техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Установленный муниципальным органом срок сноса дома является необоснованным. В городе отсутствует жилье маневренного фонда, в связи с чем они вынуждены проживать в аварийном жилье, которое может обрушиться.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации города Нягань просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Административные истцы извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.

Представитель Межведомственной комиссии при Администрации города Нягань извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель Администрации города Нягань Я. с апелляционной жалобой не согласился, считая ее незаконной и необоснованной. Пояснил, что незаконного бездействия со стороны Администрации города Нягань и Межведомственной комиссии допущено не было. Дом признан аварийным и подлежащим сносу, включен в реестр аварийных домов. Основания для внеочередного включения дома в реестр аварийных домов нормативными актами не предусмотрены. Жильцам может быть предоставлено временное жилье маневренного фонда, однако с такими заявлениями в индивидуальном порядке они в Администрацию города Нягани не обращались.

Выслушав объяснения представителя Администрации города Нягань, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Судом установлено, что административные истцы являются владельцами жилых помещений в доме (адрес) в городе Нягань.

(дата) истцы обратились в Межведомственную комиссию при Администрации города Нягнь с заявлением о признании многоквартирного дома (адрес) в городе Нягани аварийным и подлежащим сносу.

По результатам указанного заявления и представленного административными истцами заключения о техническом состоянии многоквартирного дома, составленного ООО «Специндустрия» на заседании Межведомственной комиссии (дата) принято решение о направлении заключения о техническом состоянии дома для изучения в части его обоснованности члену Комиссии, руководителю группы экспертизы МКУС МО город Нягань «Управление капитального строительства и реконструкции» Я.

(дата) Межведомственной комиссией принято решение о направлении в адрес ООО «Специндустрия» письма о замечаниях, выявленных в заключении о техническом состоянии многоквартирного дома (адрес) в городе Нягани с предложением их устранения.

(дата) в адрес Межведомственной комиссии поступило исправленное заключение ООО «Стройиндустия».

Решением Межведомственной комиссии от (дата) дом (адрес) в городе Нягани признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением Администрации города Нягань (номер) от (дата) дом (адрес) в городе Нягань признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расселения граждан, проживающих в доме на основании договора социального найма, - до (дата).

Следовательно, процедура принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу Межведомственной комиссией при администрации города Нягань и Администрацией города Нягань была соблюдена.

Как следует из вышеуказанных нормативных актов определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.

Решением Думы города Нягани № 43 от 20 декабря 2016 года, принятым в соответствии с постановлением Правительства ХМАО – Югры от 09 октября 2013 года № 408-п «О государственной программе ХМАО – Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО – Югры в 2016-2020 годах», постановлением Администрации города Нягань от 14 октября 2013 года № 4072 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования города Нягань «Улучшение жилищных условий населения МО город Нягань на 2014-2016 годы и на период до 2020 года», был утвержден порядок формирования очередностей сноса жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых домов, в которых расположены жилые помещения, признанные непригодными для проживания, согласно приложению к настоящему решению.

В соответствии с указанным Порядком в очередность сноса аварийных жилых домов включаются жилые дома, признанные до (дата) аварийными и подлежащими сносу, в продолжение оставшихся жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, включенных в очередность сноса жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, утвержденную постановлением Администрации города Нягани от (дата)(номер). Корректировка (изменения, дополнения) утвержденных очередностей сноса жилых домов не допускается.

Согласно п. 2.1 Порядка очередность сноса среди жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до (дата) формируется по дате и порядковому номеру заключения Межведомственной комиссии о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу в продолжение жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, включенных в очередность сноса жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, утвержденную постановлением Администрации города Нягани от 29 января 2014 года № 283.

Постановлением Администрации города Нягани от 19 января 2017 года № 087 утверждены очередности сноса жилых домов. Согласно приложению у указанному постановлению дом (адрес) в городе Нягани исходя из даты и порядкового номера заключения Межведомственной комиссии о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу включен в очередность сноса домов под номером 89.

Таким образом, судом первой инстанции было верно установлено и подтверждено материалами дела, что незаконного бездействия со стороны административных ответчиков при решении вопроса о признании общежития, расположенного по адресу: город Нягань, (адрес) аварийным и подлежащим сносу и невключении его вне очереди в реестр аварийных домов и отселении граждан допущено не было.

Оценку доводам апелляционной жалобы о необходимости провести немедленное расселение жильцов из аварийного дома в связи с его разрушением и опасностью проживания в нем людей судебная коллегия в рамках настоящего дела давать не в праве, так как в части требований административных истцов произвести расселение жильцов указанного общежития вне очереди (предоставления жилых помещений вне очереди) производство по делу было прекращено определением от 09 февраля 2017 года, которое в настоящем деле не оспаривается. Административным истцам разъяснено право обращения в суд с указанным требованием в порядке гражданского судопроизводства.

Кроме того, необходимо отметить, что Администрацией города Нягани административным истцам неоднократно разъяснялось право на предоставление временного жилья маневренного фонда, которое они могут реализовать в индивидуальном порядке (письмо от (дата)).

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене, в том числе по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Няганского городского суда от 09 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пашковой Л.В. и Хайбуллиной А.Ф. - без удовлетворения.

Председательствующий Симонович В.Г.

Судьи Погорельцева Т.В.

Начаров Д.В.