ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3767/19 от 19.02.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-3767/2019

Судья: Гучинский И.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Головкиной Л.А.

судей

Бутковой И.В., Ивановой Ю.В.

при секретаре

Чернышове А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2019 года административное дело №2а-1974/2018, поступившее из Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга с апелляционной жалобой Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2018 года по административному исковому заявлению Таганова И. Ю. к Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиация) об оспаривании приказа.

Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., выслушав объяснения представителя административного истца Таганова И.Ю. – Плаксина А.В., представителя административного ответчика Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) – Коблова Д.С., Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Таганов И.Ю. обратился в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать приказ Федерального агентства воздушного транспорта от <адрес> года № <...> «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота №... от <адрес> года, выданного административному истцу незаконным.

В качестве меры по восстановлению нарушенного права, истец просил обязать Федеральное агентство воздушного транспорта удалить публикацию приказа от 28 ноября 2017 года № <...> «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» с официального сайта административного ответчика, удалить отметки об аннулировании свидетельства Таганова И.Ю. из Федеральной государственной информационной системы «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемым решением административного ответчика аннулировано его свидетельство коммерческого пилота. По мнению Таганова И.Ю., приказ незаконен и необоснован, поскольку истец в установленном законодательством порядке прошел обучение по избранной специальности и подготовку специалиста авиационного персонала в сертифицированном учебном центре и на основании решения Высшей квалификационной комиссии Росавиации получил свидетельство пилота коммерческой авиации. Кроме того, истец считает, что действующим законодательством не предусмотрено право административного ответчика аннулировать ранее выданные свидетельства.

Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2018 года признан незаконным приказ Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от <дата>№...-П в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота №... от <дата>, выданного Таганову И.Ю., <дата> года рождения.

Суд обязал Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) внести изменения о признании незаконным приказа об аннулировании свидетельства коммерческого пилота №... от <дата>, выданного Таганову И.Ю., <дата> года рождения, в Федеральную государственную информационную систему «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала», и разместить указанную информацию на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). Также суд взыскал Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) в пользу Таганова И.Ю. расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда от 28 мая 2018 года, как постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) – Коблов Д.С. в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы жалобы поддержал.

Представитель административного истца Таганова И.Ю.Плаксин А.В. в заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Административный истец Таганов И.Ю., представители заинтересованных лиц Министерство транспорта Российской Федерации, Частное профессиональное образовательное учреждение «Челябинское лётное училище гражданской авиации (далее ЧПОУ «ЧЛУГА») в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили, административный истец доверил представление своих интересов представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем, Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, <дата> Таганов И.Ю. окончил обучение в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского» Министерства обороны Российской Федерации и получил диплом по специальности «автоматизированные системы обработки информации и управления» с присвоением квалификации «инженер» (л.д. 12).

<дата> ЧПОУ «ЧЛУГА» выдан диплом №... о профессиональной переподготовке, согласно которому Таганов И.Ю. прошел профессиональную переподготовку в названном учебном заведении по дополнительной профессиональной образовательной программе «Подготовка коммерческих пилотов» по направлению – «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации» (л.д.15).

В дипломе отмечено, что он предоставляет право на ведение профессиональной деятельности в сфере летной эксплуатации воздушных судов по специальности – пилот.

25 мая 2016 года Таганову И.Ю. выдано свидетельство коммерческого пилота III №... с отметкой «самолет <...>» (л.д.18-19).

Приказом от <дата>№...-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» административный ответчик аннулировал свидетельство коммерческого пилота №... от <дата>, выданное Таганову И.Ю. со ссылкой на указание недостоверных сведений, предоставленных для выдачи свидетельств авиационного персонала (Л.д.8-9).

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным ответчиком не доказан факт указания недостоверных сведений, предоставляемых для выдачи истцу свидетельства коммерческого пилота, следовательно, по мнению суда не доказано наличие законных оснований для издания оспариваемого приказа.

Судебная коллегия не может согласится с указанными выводами.

Приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации №...-П от <дата> на основании пунктов 5.4.2, 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 30 июля 2004 года № 396, пункта 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года №670, аннулированы свидетельства пилотов, перечисленных в приказе, в связи с указанием недостоверных сведений, предоставленных для выдачи свидетельства авиационного персонала.

Перечисленные в приказе свидетельства пилотов исключены из федеральной государственной информационной системы «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала».

В том числе, названный приказ содержит сведения об аннулировании свидетельства коммерческого пилота №... от <дата>, выданного Таганову И.Ю.

На основании изложенного Судебная коллегия считает необоснованным довод административного истца, что названный приказ не содержит сведений о причинах аннулирования выданного ранее свидетельства коммерческого пилота.

Согласно пункту 5.15 Положения о Росавиации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 396, Росавиация в том числе осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года № 670 установлено, что реализация полномочий, предусмотренных Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, утвержденными данным постановлением, осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, которым, согласно пункта 1 Положения о Росавиации, является административный ответчик.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года № 670, при установлении недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах на получение свидетельств авиационного персонала, ранее выданные свидетельства аннулируются (пункт 8).

Таким образом, довод Таганова И.Ю. об отсутствии у административного ответчика полномочий по вынесению оспариваемого приказа, подлежит отклонению.

Согласно статье 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

В соответствии со статьей 21 (часть 1) Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

К авиационному персоналу согласно части 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

В соответствии с пунктом 1.2 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (далее - Правила), утвержденных приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 147, коммерческий пилот относится к лицам авиационного персонала.

Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, который удовлетворяет требованиям данного приказа и имеет действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (пункт 1.3 указанных Правил).

В разделах IV и VI Правил содержатся требования, предъявляемые к обладателю свидетельства коммерческого пилота.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 4.3 указанных Правил обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационными отметками о виде воздушного судна «самолет» должен иметь налет на самолете не менее 200 часов или 150 часов в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 часов налета на тренажере; должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях.

Таким образом, положениями Федеральных авиационных правил предусмотрено, что для получения свидетельств коммерческого пилота установлена обязанность кандидата пройти курс профессиональной подготовки по утвержденной программе.

Обязанность специалистов гражданской авиации пройти профессиональное обучение для получения свидетельств пилота-любителя, а затем пилота коммерческой авиации, линейного пилота также была установлена Положением о классификации специалистов гражданской авиации, утвержденным Министром гражданской авиации СССР 19 декабря 1988 года № 44/И, введенным в действие с 01 сентября 1989 года.

Согласно положениям пункта 5.2, а также в силу подпунктов 5.2.1 и 5.2.2 указанного Положения, свидетельство пилота коммерческой авиации может быть выдано: лицам, окончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении по специальности «летная эксплуатация летательных аппаратов» (специализация «пилот») и «эксплуатация воздушного транспорта и УВД» (специализация «инженер-пилот»); пилотам, окончившим полный курс летного учебного заведения другого ведомства, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре; пилотам-любителям, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре, отвечающим установленным настоящим Положением требованиям по налету.

Свидетельство пилота коммерческой авиации выдается лицам, подготовленным для полетов на воздушных судах, принятых на эксплуатацию в гражданскую авиацию для коммерческих или учебных целей.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное образование – это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности, а дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Из анализа приведенных норм следует, что свидетельство пилота выдается лицам, прошедшим полный курс обучения в летных учебных заведениях гражданской авиации.

В соответствии с частью 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Пунктом 5.4.10 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 396, к полномочиям Федерального агентства воздушного транспорта отнесено утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года №670, установлено, что свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил (пункт 3); указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах (пункт 8).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года № 1730-р к ведению Росавиации отнесены следующие государственные образовательные учреждения: ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», ФГОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)», ФГОУ СПО «Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени П.Ф. Еромасова», ФГОУ СПО «Краснокутское летное училище гражданской авиации», ФГОУ СПО «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации».

Согласно Приказу Федеральной авиационной службы России от 29 января 1999 года № 23 «О введении в действие федеральных авиационных правил «Сертификация авиационных учебных центров» (далее ФАП-23), действовавшему на момент прохождения Тагановым И.Ю. обучения в ЧПОУ «ЧЛУГА» авиационным учебным центром признавалось образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Федеральными авиационными правилами.

В силу пунктов 5, 7, 8 Приказа Минтранса России от 29 сентября 2015 года № 289 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», запрещается осуществлять обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала авиационным учебным центром (АУЦ), не имеющим выданного в соответствии с данными Правилами сертификата АУЦ, или в нарушение ограничений, указанных в сертификате АУЦ, или в нарушение требований федеральных авиационных правил.

Сертификаты АУЦ выдаются центральным аппаратом Федерального агентства воздушного транспорта и территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта и действуют бессрочно, за исключением случаев приостановления действия или аннулирования их центральным аппаратом или территориальным органом названного федерального ведомства.

Главой III ФАП-23 установлено, что сертификация АУЦ осуществляется с целью проведения единой государственной политики в области подготовки авиационного персонала, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационно - правовых форм.

Все авиационные учебные центры, осуществляющие свою деятельность в гражданской авиации, проходят в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации в обязательном порядке сертификацию в сроки, установленные ФАП (пункт 1.2).

К задачам процесса сертификации авиационных учебных центров относятся установление соответствия Федеральным авиационным правилам; обеспечение соответствия качества и организации профессиональной подготовки авиационного персонала международным требованиям; защита прав потребителей услуг от снижения уровня по обучению в АУЦ (заказчиков и обучаемых) при несоблюдении соответствующих требований к качеству профессиональной подготовки авиационного персонала; упорядочение сети и структуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации авиационного персонала отрасли.

По результатам сертификации составляется заключение о возможностях выполнять заявленные виды деятельности, являющееся основой для выдачи (аннулирования) сертификата АУЦ. Заключение подписывается членами рабочей сертификационной комиссии, назначаемой руководителем Органа по сертификации АУЦ (пункт 1.8 ФАП).

Право АУЦ на профессиональную подготовку по заявленным видам определяется по результатам сертификации, отсутствию объективных претензий и замечаний к АУЦ со стороны Органа по сертификации и приобретается АУЦ с момента получения сертификата (пункт 1.10 ФАП).

В случае невыполнения условий осуществления образовательного процесса, приводящих к нарушению авиационным учебным центром требований данных ФАП и (или) контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в сертификате, Орган по сертификации АУЦ может приостановить действие или изъять сертификат у АУЦ (пункт 5.7 ФАП).

Из содержания приведенных выше норм ФАП следует, что орган по сертификации вправе приостанавливать действие сертификата в случае выявления в АУЦ нарушений требований федеральных авиационных правил, указывающих на осуществление авиационным учебным центром образовательной деятельности не в полном соответствии с законодательством и при несоблюдении соответствующих требований к качеству профессиональной подготовки авиационного персонала.

В силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии и в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам, ЧПОУ «ЧЛУГА» на период прохождения Тагановым И.Ю. профессиональной переподготовки (с <дата> по <дата>) не имело документа, выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, подтверждающего его соответствие требованиям федеральных авиационных правил, что не соответствует пункта 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации.

ЧПОУ «ЧЛУГА» согласно лицензии №... от <дата> на осуществление образовательной деятельности, выданной Министерством образования и науки Челябинской области, имеет право реализации образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 25.02.04 «Летная эксплуатация летательных аппаратов, с присвоением квалификации пилот», а также программы «дополнительного профессионального образования».

НОУ «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» имело сертификат авиационного учебного центра (далее АУЦ) от 28 августа 2013 года № 216 сроком действия по 27 августа 2016 года, подтверждающий право учреждения осуществлять образовательную деятельность по направлениям (специальностям), приведенным в приложении к сертификату АУЦ (л.д.54).

Указанный сертификат переоформлен <дата> в связи с изменением наименования образовательной организации на ЧУДПО «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» (л.д.58).

На дату заключения договора возмездного оказания образовательных услуг <дата> авиационный учебный центр имел переоформленный сертификат от <дата>.

Действие сертификата АУЦ, выданного <дата>, закончилось <дата>, с истечением которого НОУ «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» (наименование юридического лица изменено на ЧПОУ «ЧЛУГА») исключено Росавиацией из Реестра авиационных учебных центров, сертификат на новый срок указанному образовательному учреждению Росавиацией не выдавался.

При переоформлении сертификата <дата> приложение к сертификату авиационного учебного центра (АУЦ) от <дата>№... не менялось.

Согласно приложению к Сертификату АУЦ №... НОУ «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» имело право до <дата> реализовывать Курс подготовки пилотов коммерческой авиации, со сроком обучения до 1 года.

Образовательная программа «Подготовка коммерческих пилотов по направлению Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации» (указано в дипломе, выданном Таганову И.Ю.), в сертификат АУЦ №... не была внесена, и Росавиацией не утверждалась.

Из материалов дела также усматривается, что в связи с переименованием ЧУ ДПО «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» на ЧПОУ «ЧЛУГА» данное юридическое лицо за получением сертификата в Росавиацию не обращалось.

Также отклоняя доводы административного иска, Судебная коллегия учитывает, что Тагановым И.Ю. заключен договор возмездного оказания образовательных услуг по программе профессиональной переподготовки, которая подразумевает наличие первоначального образования в данной области.

Вместе с тем, согласно представленному в материалы делу диплому специалиста, решением Государственной аттестационной комиссии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского» Министерства обороны Российской Федерации, 20 июня 2008 года Таганову И.Ю. присвоена квалификация «инженер» по окончанию освоения программы «Автоматизированные системы обработки информации и управления».

Согласно пунктам 3, 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 настоящего Кодекса свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки; подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В соответствии со статьей 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Статьей 85 Федерального закона от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлены особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, согласно которым в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации реализуются, в том числе, дополнительные профессиональные программы.

В силу части 4 статьи 85 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Согласно подпунктам «а-в» пункта 49 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 29 сентября 2015 года № 289, авиационный учебный центр должен осуществлять обучение в соответствии с руководством по организации деятельности АУЦ по программам подготовки, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил; может привлекать юридических лиц для осуществления обучения по заявленным программам в части проведения подготовки авиационных специалистов по отдельным частям (модулям) программ с выдачей документа, подтверждающего прохождение и усвоение обучаемым указанной части программы (модуля). Привлекаемое юридическое лицо должно иметь сертификат АУЦ, выданный в соответствии с настоящими Правилами, предусматривающий право проводить обучение в части, в которой оно привлекается к обучению; после успешного прохождения обучения выдать документ, подтверждающий прохождение обучения.

В силу пункта 50 ФАП- 289, АУЦ не должен осуществлять обучение в случае, если у него на момент проведения обучения отсутствуют необходимые персонал, помещения, документация, оборудование или условия, предусмотренные настоящими Правилами.

Таким образом, из совокупности перечисленных норм в их взаимосвязи следует, что деятельность организации по подготовке и профессиональной переподготовке пилотов с выдачей дипломов и свидетельств о профессиональной подготовке и переподготовке и повышении квалификации подразумевает получение организацией сертификата с учетом утвержденных программ подготовки. При этом профессиональная переподготовка могла осуществляться только в отношении лиц, имеющих профессиональное образование специалиста авиационного персонала.

Учитывая изложенное, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Росавиации имелись полномочия по изданию оспариваемого приказа, основания для его вынесения, в части аннулирования свидетельства пилота коммерческой авиации Таганова И.Ю., поскольку истцом не пройден полный курс обучения в одном из высших учебных заведений гражданской авиации с присвоением соответствующей квалификации, поскольку авиационный учебный центр, в котором истец прошел летную подготовку, не имел права осуществлять образовательную деятельность по переподготовке пилотов коммерческой авиации, согласно требованиям ФАП, а также поскольку на момент прохождения программы по переподготовки летного состава у истца отсутствовала первоначальная учебно-летная подготовка, что не позволяло сделать вывод о соответствии подготовки истца требованиям законодательства к качеству профессиональной подготовки авиационного персонала.

При таких обстоятельствах, Судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового об отказе в иске.

На основании изложенного и руководствуясь статями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2018 года отменить.

В удовлетворении административного искового заявления Таганова И. Ю. к Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиация) об оспаривании приказа – отказать.

Председательствующий:

Судьи: