ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3775 от 15.11.2023 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Власова И.К.

дело № 33а-3775

поступило 26 сентября 2023 года

УИД 04RS0021-01-2023-002542-05

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 ноября 2023 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Булгытовой С.В.

судей Назимовой П.С., Матвеевой Н.А.

при секретаре Бадаевой А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах муниципального образования «город Улан-Удэ» к Комитету по образованию Администрации г. Улан-Удэ об оспаривании приказов

по апелляционному представлению прокурора Советского района г. Улан-Удэ

на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 16 августа 2023 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения прокурора Сметаниной И.Г., представителя Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ Манхановой Б.Б., представителя заинтересованного лица Администрации г. Улан-Удэ Балачук С.А., ознакомившись с апелляционным представлением и материалами дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

1. Прокурор Советского района г. Улан-Удэ обратился в суд с административным иском в интересах муниципального образования «город Улан-Удэ» к Комитету по образованию Администрации г. Улан-Удэ об оспаривании приказов от 7 июля 2023 года № 672 «О создании комиссии» и № 673 «О создании комиссии».

Комитет по образованию и заинтересованные лица Администрация г. Улан-Удэ, Комитет по финансам Администрации г. Улан-Удэ возражали против удовлетворения требований прокурора.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении административного иска.

Прокурор Советского района г. Улан-Удэ подал на решение суда апелляционное представление.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор поддержала доводы апелляционного представления, остальные лица возражали против отмены решения.

2. Рассмотрев дело, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела видно следующее.

Приказом за подписью и.о. председателя Комитета по образованию Батуриной А.В. № 672 от 7 июля 2023 года создана комиссия по контролю (мониторингу) в отношении частного дошкольного образовательного учреждения «Счастливый малыш» (далее – детский сад «Счастливый малыш») и утвержден состав комиссии, в которую по должности включены:

председатель комиссии – заместитель председателя Комитета по социальной и молодежной политике Администрации г. Улан-Удэ (по согласованию);

начальник отдела дошкольного образования Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ;

начальник Бюджетного управления Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ (по согласованию);

консультант Бюджетного управления Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ (по согласованию);

консультант Управления муниципальной экономики Комитета экономического развития и туризма (по согласованию);

главный специалист отдела дошкольного образования Комитета по образованию;

председатель общественной палаты г. Улан-Удэ (по согласованию).

Приказом за подписью и.о. председателя Комитета по образованию Батуриной А.В. № 673 от 7 июля 2023 года создана комиссия по рассмотрению заявки детского сада «Счастливый малыш» на предоставление субсидии, направленной на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ», и утвержден состав комиссии, в которую по должности включены те же лица, что и по приказу № 672.

Создание комиссий связано с наличием конфликта интересов, поскольку председатель Комитета по образованию Митрофанова Т.Г. приходится матерью учредителю детского сада «<...>» ФИО1.

Обращаясь в суд, прокурор сослался на то, что оспариваемые приказы противоречат бюджетному законодательству, включение в состав комиссий должностных лиц Бюджетного управления Комитета по финансам нарушает принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Комитет по образованию возражал против удовлетворения административного иска по мотивам, что приказы изданы в пределах предоставленных полномочий, в рамках компетенции и не нарушают требования действующего законодательства.

Районный суд отказал в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что в должностные обязанности начальника и консультанта Бюджетного управления Комитета по финансам осуществление полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю не входит, такие полномочия включены в функции другого подразделения Комитета по финансам – Управления финансового контроля.

Включение в состав комиссий представителей Бюджетного управления Комитета по финансам не нарушает принцип независимости, поскольку деятельность Комиссии, которая не принимает управленческие решения, касающиеся исполнения местного бюджета, финансово-хозяйственной жизни, не может являться объектом внутреннего муниципального финансового контроля для Комитета по финансам как органа внутреннего муниципального финансового контроля г. Улан-Удэ.

Суд апелляционной инстанции находит выводы районного суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска верными.

Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 24.12.2021 № 271 утвержден Порядок предоставления субсидий, направленных на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, на территории муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» (далее – Порядок предоставления субсидий).

Указанный нормативный правовой акт определяет условия и порядок предоставления Субсидий, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления Субсидий и ответственности за их нарушение (пункт 1.1).

Из пункта 1.2 Порядка следует, что субсидии предоставляются в целях софинансирования мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» в рамках реализации подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы Республики Бурятия «Развитие образования и науки» и подпрограммы «Дошкольное образование» Муниципальной программы «Развитие образования г. Улан-Удэ».

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка главным распорядителем бюджетных средств, осуществляющим предоставление Субсидий является Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ.

Согласно пункту 1.5 Порядка получателями Субсидий являются некоммерческие организации, не являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, на территории муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» (далее – Получатели.

Из пунктов 2.1-2.1.13 Порядка следует, что для получения Субсидий на очередной финансовый год Получатели на заявительной основе представляют в Комитет в срок с 15 ноября до 1 декабря текущего года заявку на предоставление Субсидий и ряд документов.

Согласно пункту 2.4 Положения комиссия, утвержденная приказом Комитета, до 25 декабря года, предшествующего году предоставления Субсидий, проводит проверку на предмет соответствия представленных документов и Получателя требованиям, установленным пунктами 1.6, 2.1 настоящего Порядка, и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении Субсидий.

Основания к отказу в предоставлении субсидии перечислены в пунктах 2.5-2.5.4 Порядка.

Согласно пункту 4.1.7 Положения о Комитете по образованию Администрации г. Улан-Удэ, утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 16.03.2017 № 308-29, данный Комитет вправе создавать советы, комиссии, группы, в том числе межведомственные, в соответствующей сфере деятельности, создание, реорганизация и ликвидация которых оформляются локальными актами Комитета.

Из статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что:

под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1);

в части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2).

В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Согласно части 4 статьи 14.1 Федерального закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ

«О муниципальной службе в Российской Федерации» для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 09.01.2019 № 1 утверждено Положение о комиссии Администрации г. Улан-Удэ по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Согласно подпункту «в» пункта 13 Положения основанием для проведения заседания комиссии является представление мэра г. Улан-Удэ или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения муниципальным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в Администрации г. Улан-Удэ мер по предупреждению коррупции.

Пункт 24 Положения устанавливает, что по итогам рассмотрения вопроса, предусмотренного подпунктом «в» пункта 13 Положения, комиссия принимает соответствующее решение.

Из дела видно, что 6 июля 2023 года состоялось заседание комиссии Администрации г. Улан-Удэ по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

На заседании рассмотрено обращение члена комиссии ФИО2. об исполнении председателем Комитета по образованию Митрофановой Т.Г. законодательства о противодействии коррупции, а именно вопросы, связанные с внесением представления прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ об урегулировании конфликта интересов Митрофановой Т.Г. и предъявлением иска прокурором Советского района г. Улан-Удэ к Администрации г. Улан-Удэ о понуждении принять меры к урегулированию конфликта интересов, вызванного предоставлением Комитетом по образованию субсидии детскому саду «Счастливый малыш».

Комиссия приняла единогласное решение принять меры, исключающие возможность влияния Митрофановой Т.Г. на принятие решений о выделении субсидий, подписание соглашений, проведение проверочных мероприятий в отношении детского сада «Счастливый малыш»:

приказом Комитета по образованию создать комиссию по рассмотрению заявки детского сада «Счастливый малыш» на предоставление субсидии с включением в состав такой комиссии должностных лиц Комитета по образованию и иных структурных подразделений Администрации г. Улан-Удэ, в том числе органа внутреннего финансового контроля – Комитета по финансам, общественного контроля, по согласованию, в количестве не менее 7 человек. При этом количественный состав должностных лиц Комитета по образованию должен составлять не более 1/3 от общего числа членов комиссии;

приказом Комитета по образованию создать комиссию по контролю (мониторингу) в отношении детского сада «Счастливый малыш» на предоставление субсидии с включением в состав такой комиссии должностных лиц Комитета по образованию и иных структурных подразделений Администрации г. Улан-Удэ, в том числе органа внутреннего финансового контроля – Комитета по финансам, общественного контроля по согласованию, в количестве не менее 7 человек. При этом количественный состав должностных лиц Комитета по образованию должен составлять не более 1/3 от общего числа членов комиссии;

внести в распоряжение Администрации г. Улан-Удэ о наделении заместителя председателя Комитета по образованию – начальника Управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса полномочиями по подписанию соглашения (дополнительных соглашений) о предоставлении детскому саду «Счастливый малыш» субсидии изменения в части дополнения полномочиями по подписанию приказов Комитета по образованию о создании указанных комиссий, а также иных документов, связанных с предоставлением субсидии данному детскому саду.

Комитету по образованию предложено в срок до 10 июля 2023 года утвердить соответствующие правовые акты.

7 июля 2023 года и.о. председателя Комитета по образованию Батурина А.В. издала приказы №№ 672 и 673.

Оснований считать, что оспариваемые приказы изданы с нарушением закона, не имеется, поскольку действующим федеральным законодательством не запрещается урегулирование конфликта интересов таким способом.

Право Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ на создание комиссий для принятия решения о предоставлении субсидии организациям, оказывающим услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, вытекает из самого Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 24.12.2021 № 271, и пункта 4.1.7 Положения о Комитете по образованию.

Также закон, в том числе Бюджетный кодекс РФ не содержит положений, из которых бы следовало, что должностным лицам органов внутреннего муниципального финансового контроля запрещается участие в подобных комиссиях.

При таких обстоятельствах районный суд принял правильное решение об отказе в удовлетворении административного иска.

3. Доводы апелляционного представления подлежат отклонению.

Ссылки на то, что конфликт интересов председателя Комитета по образованию и администрации детского сада «Счастливый малыш» не являлся предметом рассмотрения дела и прокурор не ссылался на него в обоснование заявленных требований, нельзя принять во внимание.

Создание комиссий вызвано именно указанным обстоятельством, поэтому вопросы, связанные с урегулированием конфликта интересов, имеют значение для правильного разрешения дела.

Довод о том, что Порядок предоставления субсидий не регулирует процедуру формирования комиссии для рассмотрения и оценки предложений (заявок) участников отбора, нельзя принять во внимание, поскольку это обстоятельство не означает отсутствие у Комитета по образованию полномочия на создание комиссий.

Подпункт «з» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492, к данном делу не применим, т.к. в нем идет речь об установлении порядка проведения отбора в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора.

Довод о том, что оспариваемыми приказами на комиссии незаконно возложены полномочия Комитета по образованию как главного распорядителя бюджетных средств, является несостоятельным, т.к. таких положений в приказах нет.

Какая-либо неопределенность приказов отсутствует, очевидно, что созданные комиссии должны руководствоваться в своей деятельности Порядком предоставления субсидий.

Нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не усматривается, каких-либо обстоятельств, связанных с недобросовестной конкуренцией, в данном случае не установлено.

Иные доводы апелляционного представления также подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильности выводов районного суда об отсутствии оснований для удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 303, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 16 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение вынесено 28 ноября 2023 года.

Председательствующий судья

Судьи