ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3779 от 09.12.2015 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 33а-3779

Судья Головачева Е.И.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Тамбов 09 декабря 2015 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Бурашниковой Н.А.,

судей: Баранова В.В., Чербаевой Л.В.,

с участием прокурора: Колмаковой С.А.,

при секретаре: Нагорновой О.В.

рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовскому району (далее ОМВД России по Тамбовскому району) о продлении в отношении Гарина Ю.Н. административного надзора с установлением дополнительных ограничений,

по апелляционному представлению прокурора Тамбовского района Тамбовской области на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 21 октября 2015 года.

Заслушав доклад судьи Чербаевой Л.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Вступившим в законную силу решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 22 июня 2015 года в отношении Гарина Ю.Н. установлен административный надзор сроком на один год с применением следующих административных ограничений:

обязательной явкой два раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации;

запрещением выезда за пределы Тамбовской области без разрешения органа, осуществляющего надзор;

запрещением пребывания в кафе, барах, ресторанах, клубах с целью распития спиртных напитков;

запрещением пребывания вне жилого или иного жилого помещения, являющегося место жительства либо пребывания с 23 часов до 04 часов утра следующих суток.

ОМВД Росси по Тамбовскому району 12 октября 2015 года обратился в суд с административным исковым заявлением о продлении в отношении Гарина Ю.Н. административного надзора до погашения его судимости по приговору Тамбовского районного суда от 21 марта 2011 года с применением дополнительных административных ограничений в виде: запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 06 часов, если данное пребывание не связано с работой; увеличения количества явок до четырех в орган внутренних дел для регистрации, запрета посещения мест массовых мероприятий и участия в них. В обоснование административного иска указано на то, что после установления административного надзора Гарин Ю.Н. совершил два административных правонарушения, предусмотренных ч.ч. 1 и 2 ст. 19.24 КоАП РФ.

Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 21 октября 2015 года названное административное исковое заявление удовлетворено частично. В отношении Гарина Ю.Н. установлены дополнительные административные ограничения:

два раза в месяц являться на регистрацию в орган, осуществляющий надзор;

не посещать места массовых мероприятий и участвовать в них.

В решении указано на установление указанных ограничений, а также и примененных решением суда от 22 июня 2015 года до погашения судимости Гарина Ю.Н.

В апелляционном представлении прокурор Тамбовского района Тамбовской области просит отменить решение суда от 21 октября 2015 года ввиду неправильного применения положений Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в силу ч. 2 ст. 5 и ст. 7 которого административный надзор в рассматриваемом случае возможно продлить только на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Гарин Ю.Н. из мест лишения свободы после отбытия наказания по указанному выше приговору освободился 25 сентября 2012 года. В соответствии со ст.ст. 15, 86 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 года) срок погашения его судимости истекает 25 сентября 2018 года. В силу императивного указания закона однократное продление административного надзора в отношении Гарина Ю.Н. до погашения его судимости исключено.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, поддержавшего представление, находит оспариваемое решение, как принятое с неправильным определением имеющих значение для дела обстоятельств и, вследствие этого, - неправильным применением норм материального права, подлежащим отмене.

Так, административный надзор в отношении Гарина Ю.Н. был установлен судом вследствие того, что он совершил тяжкое преступление (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы») и при наличии одного из предусмотренных ч. 3 названной статьи оснований (п. 2 - лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную безопасность).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона административный надзор в отношении него устанавливается на срок от одного года до трех, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Срок административного надзора в отношении Гарина Ю.Н. в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона подлежит исчислению со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора. Решение Тамбовского районного суда от 22 июня 2015 года об установлении в отношении Гарина Ю.Н. административного надзора вступило в законную силу 30 июля 2015 года.

Административный надзор продлевается, в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) здоровье населения и общественную нравственность (ст. 7 Федерального закона).

Ч. 2 ст. 5 Закона установлено, что в предусмотренных названной ст. 7 случаях административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не выше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Таким образом, в соответствии с приведенными положениями Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» продление административного надзора на превышающий 6 месяцев срок до погашения судимости исключено.

Поскольку судимость Гарина Ю.Н. по приговору Тамбовского районного суда от 21 марта 2011 года погашается 25 сентября 2018 года, суд первой инстанции, продлив в отношении него административный надзор на срок до погашения судимости, то есть на срок, превышающий 6 месяцев, нарушил названные нормы.

Дополнение ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений регулируется ч. 3 ст. 4 Федерального закона, в соответствии с которой при решении подобного вопроса учитываются сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений.

Суд первой инстанции, устанавливая в отношении Гарина Ю.Н. дополнительные ограничения в виде двукратной в месяц явки для регистрации в осуществляющий надзор орган и запрета на посещение мест массовых мероприятий и участия в них, по сути, процитировал содержание указанной в ч. 3 ст. 4 Закона нормы, но подлежащие установлению обстоятельства по данному конкретному делу в нарушение ч. 3 ст. 62 КАС РФ не определил. При этом административному истцу судом не была разъяснена его обязанность, предусмотренная ч. 2 ст. 272 КАС РФ о доказывании обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором.

Требования в части увеличения времени пребывания вне жилого помещения судом не рассмотрены вовсе.

В результате отмены незаконного решения суда первой инстанции судебная коллегия находит необходимым частично удовлетворить административное исковое заявление.

Так, совершение Гариным Ю.Н. после вступления в законную силу решения суда от 22 июня 2015 года двух административных правонарушений против порядка управления (17 августа и 04 сентября 2015 года) подтверждается имеющимися постановлениями и им самим не оспаривается.

Продление в отношении него срока административного надзора на срок 6 месяцев обусловлено указанными выше нормами Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Ограничение в виде двукратной в месяц явки в орган внутренних дел для регистрации к Гарину Ю.Н. уже было применено решением суда от 22 июня 2015 года. Представитель административного истца, равно как и прокурор, в судебном заседании суда первой инстанции и в настоящем судебном заседании на увеличении количества явок в орган внутренних дел не настаивали.

Согласно приобщенной к делу и выданной главой сельсовета по месту жительства Гарина Ю.Н. справке-характеристике жалобы на него в администрацию не поступали, в употреблении алкогольных и спиртных напитков он замечен не был. Гарин Ю.Н. пояснил суду апелляционной инстанции о том, что сезонно работает пастухом.

Судебная коллегия, учитывая изложенное, характер совершенного Гариным Ю.Н. в бытовых обстоятельствах преступления, не усматривает оснований для применения к нему дополнительного административного ограничения в виде: запрета на посещение мест массовых мероприятий и участия в них, увеличения количества явок для регистрации в орган внутренних дел, а также увеличения времени пребывания вне жилого или иного, являющегося место жительства, помещения.

Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 21 октября 2015 года отменить и принять новое, которым административное исковое заявление отдела Министерства внутренних дел России по Тамбовскому району удовлетворить частично.

Срок назначенного Гарину Ю.Н. по решению Тамбовского районного суда Тамбовской области от 22 июня 2015 года административного надзора продлить на срок шесть месяцев.

В остальной части в удовлетворении указанного административного искового заявления отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: