ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3783/2016 от 17.11.2016 Мурманского областного суда (Мурманская область)

судья Макарова И.С.

№ 33а-3783-2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

17 ноября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Баранниковой Т.Е.

судей

Захарова А.В.

Кутовской Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании материал по заявлению председателя ликвидационной комиссии Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия» Матекина Г. В. об утверждении промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия»,

по частной жалобе председателя ликвидационной комиссии Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия» Матекина Г. В. на определение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 19 сентября 2016 года, которым постановлено:

«В принятии заявления председателя ликвидационной комиссии Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия» Матекина Г. В. об утверждении промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов Фонда развития и поддержки регионы Севера «Лапландия» отказать».

Заслушав доклад судьи Захарова А.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Председатель ликвидационной комиссии Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия» Матекин Г.В. обратился в суд с заявлением об утверждении промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия».

В обоснование заявления указал, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Мурманска от _ _ удовлетворены исковые требования Матекина Г.В. о ликвидации Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия», назначении Матекина Г.В. председателем ликвидационной комиссии Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия», на которого возложена обязанность провести процедуру ликвидации фонда в срок до _ _ .

_ _ , он, являясь председателем ликвидационной комиссии Фонда развития и поддержки Регионов Севера «Лапландия», обратился в Управление Министерства юстиции РФ по *** с уведомлением о ликвидации юридического лица, о чем ему выдана расписка.

_ _ в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии, что подтверждается листом записи ЕГРЮЛ от _ _ *.

_ _ Фондом развития и поддержки регионов Севера «Лапландия» в лице председателя ликвидационной комиссии, в ООО «С», являющееся региональным представителем журнала «В» по ***, подана заявка на публикацию сообщения о ликвидации юридического лица.

_ _ в журнале «В» (***) опубликовано сообщение о ликвидации Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия» с указанием порядка и сроков заявления требований кредиторами Фонда.

Согласно справке Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия» от _ _ у Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия» отсутствуют кредиторы.

Поскольку срок для предъявления требований кредиторов истек _ _ , судом вынесено решение о ликвидации Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия», при этом у Фонда отсутствовали кредиторы, он, являясь председателем ликвидационной комиссии, обратился в суд с заявлением, в котором просил утвердить промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия».

Судьей вынесено приведенное выше определение.

В частной жалобе Матекин Г.В. просит об отмене определения судьи и разрешении вопроса по существу.

В обоснование жалобы указывает, что действующее законодательство предусматривает только судебный порядок ликвидации фондов; решение о ликвидации Фонда «Лапландия» принято Октябрьским районным судом города Мурманска _ _ , следовательно, промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы также должны быть утверждены органом, принявшим решение о ликвидации, то есть судом. При этом учредители Фонда «Лапландия» не уполномочены законом на утверждение промежуточного ликвидационного баланса, как и иные органы в лице ИФНС РФ по городу ... и Управления Министерства юстиции РФ по ....

Полагает, что неутверждение судом промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса делает невозможным дальнейшую процедуру ликвидации Фонда «Лапландия» и может привести к нарушению установленного судом срока ликвидации до _ _ и неблагоприятным последствиям для Фонда «Лапландия».

Отмечает, что суд, отказав в принятии заявления, не разъяснил, в каком именно порядке оно должно рассматриваться.

В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного (письменного) производства без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы.

Проверив материал, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение судьи подлежащим отмене.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

По указанному основанию судья пришел к выводу об отказе в принятии заявления председателя ликвидационной комиссии Матекина Г.В.

Такой вывод судьи судебная коллегия полагает неправильным, по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации.

Порядок производства по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации установлен положениями главы 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Мурманска от _ _ по иску Матекина Г.В. ликвидирован Фонд развития и поддержки регионов Севера «Лапландия», назначен Матекин Г.В. председателем ликвидационной комиссии Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия», на которого возложена обязанность провести процедуру ликвидации фонда в срок до _ _ .

В силу пунктов 2, 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п.3 ст.62 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ст.63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Согласно п. 6 той же статьи после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов (в том числе фондов) определяет Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О некоммерческих организациях".

Так, в соответствии с пунктами 1-3 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

На основании п. 3 ст.19 Федерального закона «О некоммерческих организациях» по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации (пункт 6 той же статьи).

Из анализа приведенных законоположений следует, что для ликвидации фондов предусмотрен особый порядок, который заключается в том, что ликвидация происходит по основаниям, прямо указанным в законе, и только по решению суда по заявлению заинтересованных лиц.

При этом в силу положений п.2, 6 ст.63 ГК РФ, п. 3, 6 ст.19 Федерального закона «О некоммерческих организациях», утверждение промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса осуществляется учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

Поскольку учредителями Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия» решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса фонда не принималось (сведения об обратном суду не представлены), а решение о ликвидации Фонда принимал Октябрьский районный суд г. Мурманска, то заявитель в лице председателя ликвидационной комиссии Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия» Матекин Г.В., на которого судом возложена обязанность провести процедуру ликвидации фонда, включающую в себя составление промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, не может быть лишен права обращения в суд, принявший решение о ликвидации, за утверждением промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса.

Указанные обстоятельства и нормы процессуального права суд первой инстанции не учел и не указал в определении, в каком именно порядке подлежит рассмотрение заявления председателя

Заявление о ликвидации Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия» рассматривалось судом в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, следовательно, заявление об утверждении промежуточного и ликвидационного баланса также подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства в рамках того же дела.

При таком положении, на основании пункта 2 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены определения судьи и направления материала по заявлению председателя ликвидационной комиссии Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия» Матекин Г.В. об утверждении промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов Фонда в суде первой инстанции для принятия к производству и рассмотрения по существу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

определение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 19 сентября 2016 годаотменить, материал по заявлению председателя ликвидационной комиссии Фонда развития и поддержки регионов Севера «Лапландия» Матекина Г.В. об утверждении промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов направить в тот же суд для принятия к производству и рассмотрения по существу.

председательствующий

судьи