Председательствующий по делу Дело № 33а-3785/2018
судья Дашиева Ц.Ц.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.
и судей краевого суда Каверина С.А., Бурака М.Н.,
при секретаре Шевчук Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 26 сентября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Агинского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Поселок Агинское» о возложении обязанности обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Элбыкова Ч.Ю.,
на решение Агинского районного суда Забайкальского края от 22 июня 2018 года, которым постановлено:
«исковые требования прокурора Агинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию городского округа «Поселок Агинское» обязанность обеспечить на территории городского округа «Поселок Агинское» предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений или увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений обеспечивающих устранение нуждаемости населения в данных учреждениях в срок до 01.09.2019г.»
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Цыдендамбаевой О.Ч., судебная коллегия
установила:
прокурор Агинского района Забайкальского края обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с указанным административным иском, ссылаясь на то, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлена недостаточность принимаемых органом местного самоуправления городского округа «Поселок Агинское» Агинского Бурятского округа Забайкальского края мер по созданию мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (далее – МДОУ). С 2011 года в результате принятых мер численность воспитанников МДОУ увеличилась с 1 097 до 1 456 детей, в 2017 году из бюджета городского округа было выделено 3 млн. руб., вместе с тем на 20 апреля 2018 года в очереди на получение места в МДОУ состоят 1 005 детей, из них 645 детей, достигших возраста, разрешенного для посещения детского сада (от 1,5 до 6,5 лет), в том числе 172 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. В 2018 году денежные средства на указанные цели из бюджета не выделялись. Из-за недостаточности мест комитетом образования городского округа «Поселок Агинское» выдаются путевки в МДОУ сверх нормативов наполняемости групп воспитанников. Так, во всех группах МДОУ п. Агинское количество детей превышает норматив наполняемости, что приводит к ненадлежащему исполнению дошкольной образовательной организацией принятых на себя обязательств, оказанию некачественных образовательных услуг. Ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления возложенных законом обязанностей приводит к нарушению конституционных прав детей на доступное дошкольное образование. На основании изложенного прокурор просил суд обязать администрацию городского округа «Поселок Агинское» в срок до 1 сентября 2019 года обеспечить на территории городского округа «Поселок Агинское» предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений или увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих устранение нуждаемости населения в данных учреждениях (л.д. 1-7).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 36-38).
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Элбыков Ч.Ю. просит решение отменить, указывая на его неисполнимость в установленные судом сроки и невозможность при ежегодном дефицитном бюджете исполнить в полном объеме одно из сорока трех первоочередных полномочий местного самоуправления. Ссылается на то, что суд не выяснил вопрос о том, какое время необходимо для создания дополнительных мест, не проверил возражения о невозможности по техническим причинам за период менее чем за один финансовый год решить вопрос о предоставлении дошкольного образования всем детям, состоящим на учете для зачисления в муниципальные дошкольные учреждения (л.д. 42-43).
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Агинского района Цырендоржиев Д.Г. просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 52-56).
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Вецина Т.А. в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать, указав, что решение суда является законным и обоснованным.
Представитель административного ответчика администрации городского округа «Поселок Агинское» в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 ода № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия полагает, что такие основания по настоящему административному делу имеются.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам проведенной прокурорской проверки установлено, что на территории городского округа «Поселок Агинское» имеется 11 дошкольных образовательных учреждений. В мае 2017 года очередь детей в возрасте от 1,5 до 3 лет на получение места в дошкольном образовательном учреждении составляла 642 ребенка, на 20 ноября 2017 года в очереди зарегистрировано 587 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, 147 детей в возрасте от 3 до 7 лет. По состоянию на 19 апреля 2018 года в очереди не обеспеченных местами в дошкольных муниципальных образовательных организациях городского округа «Поселок Агинское» состоят 1 005 детей.
Постановлением администрации городского округа «Поселок Агинское» от 9 декабря 2016 года № 924 утверждена муниципальная программа «Развитие образования в городском округе «Поселок Агинское» на 2017-2019 годы».
В целях ликвидации дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях приобретено здание под детский сад «Ручеек» (дополнительно введено 50 мест), проведена реконструкция здания ОРЦ «Далай» (введено 80 мест), с апреля 2017 года начал функционировать корпус № 2 МДОУ детский сад «Ромашка» на 50 мест, в текущем году запланировано строительство пристроек к зданиям МДОУ «Аленький цветочек», «Звездочка», «Ульгэр» для создания дополнительных 144 мест.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недостаточности мер, принимаемых администрацией для обеспечения прав граждан на получение дошкольного образования на территории городского округа «Поселок Агинское», поскольку имеется очередность в дошкольные образовательные учреждения, и возложил на администрацию обязанность обеспечить на территории городского округа «Поселок Агинское» предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений или увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений обеспечивающих устранение нуждаемости населения в данных учреждениях в срок до 1 сентября 2019 года.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
В соответствии со статьей 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно частям 1, 2 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
При этом одним из обязательных принципов судопроизводства является исполнимость судебного постановления.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 г. № 1-П, от 14 мая 2003 г. № 8-П, от 14 июля 2005 г. № 8-П, от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 26 февраля 2010 г. № 4-П, от 14 мая 2012 г. № 11-П, от 10 марта 2016 г. № 7-П).
Исходя из характера рассматриваемого административного спора, вытекающего из публичных правоотношений, основанием для возложения на административного ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными в случае их не соответствия нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Между тем доказательств, с очевидностью свидетельствующих о непринятии администрацией городского округа «Поселок Агинское» мер по исполнению возложенных законом полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, в материалах дела не имеется.
Обращаясь в суд с заявленными административными исковыми требованиями, в обоснование своих доводов прокурор представил в качестве доказательства информацию председателя комитета образования администрации городского округа «Поселок Агинское» от 19 апреля 2018 года, составленную по требованию прокурора, о количестве воспитанников МДОУ городского округа «Поселок Агинское», детей, не обеспеченных местами в дошкольные образовательные учреждения, а также проведенных и планируемых мероприятиях по уменьшению имеющейся очереди в дошкольные учреждения.
Как следует из данной информации председателя комитета образования администрации городского округа «Поселок Агинское» в очереди на получение места в дошкольные образовательные учреждения городского округа «Поселок Агинское» состоит 1 005 детей. Постановлением администрации городского округа «Поселок Агинское» от 9 декабря 2016 года № 924 утверждена муниципальная программа «Развитие образования в городском округе «Поселок Агинское» на 2017—2019 годы», направленная на создание дополнительных мест в детских садах. 23 января 2017 года заключен муниципальный контракт № Ф.2017.8823 на приобретение в муниципальную собственность нежилого отдельно стоящего здания, подключенного к инженерным сетям, оплата которого производится в соответствии с лимитами финансирования (бюджетных обязательств). Поставлена задача строительства трех зданий дошкольных образовательных учреждений, запланировано открыть дополнительно 144 места для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. С апреля 2017 года начал функционировать корпус № 2 МДОУ детский сад «Ромашка». В 2017 году на создание дополнительных мест в детских садах из бюджета городского округа «Поселок Агинское» выделено 626 836,43 руб., из бюджета Забайкальского края 3 млн. руб. В результате принятых мер численность детей, состоящих в очереди в МБДОУ, уменьшилась с 1460 в 2011 году до 883 на 13 сентября 2017 года.
При этом доказательств того, что администрацией муниципального образования не приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение на территории городского округа «Поселок Агинское» предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования, в связи с чем имеет место бездействие администрации городского округа «Поселок Агинское» по увеличению количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений или увеличению количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих устранение нуждаемости населения в данных учреждениях, материалы дела не содержат.
Один лишь факт наличия очередности в дошкольные образовательные учреждения на территории городского округа «Поселок Агинское» не может являться безусловным основанием для возложения в судебном порядке на органы местного самоуправления обязанности по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования, исполнение которой прямо предусмотрено положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не исключающими, в том числе, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Кроме того, заявленный в административном иске срок исполнения указанных требований ничем не обусловлен, анализ финансового состояния с учетом принципов формирования бюджетной системы не производился, при доводах административного ответчика о недостаточности заявленного прокурором срока исполнения требований при наличии данных о тенденции уменьшения очередности в дошкольные образовательные учреждения доказательств возможности исполнения решения суда в заявленный срок не представлено.
Таким образом, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, и выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, что привело к принятию неправильного решения и в силу части 2 статьи 310 КАС РФ является основанием для его отмены и принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Агинского районного суда Забайкальского края от 22 июня 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Агинского района Забайкальского края отказать.
Председательствующий О.Ч. Цыдендамбаева
Судьи С.А. Каверин
М.Н. Бурак