судья – Тайгибов Р.Т. дело № 33а-37902/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31.10.2019 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.
судей: Суслова К.К., Сидорова В.В.
по докладу судьи Суслова КК.
при помощнике Ткач И.И.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мальсагоновой З.З. к администрации г. Сочи с апелляционной жалобой представителя административного истца по доверенности Шикарева Р.В. на решение Центрального районного суда г.Сочи от 01.07.2019г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия -
установила:
Административный истец < Ф.И.О. >9. обратилась в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением о признании незаконным отказ администрации города Сочи от 17.07.2018 года в изменении вида помощи с предоставления земельного участка для многодетной семьи в аренду на предоставление жилого помещения в городе Сочи согласно составу семьи 6 человек; обязании администрацию города Сочи предоставить ей жилое помещение в городе Сочи на условиях социального найма на состав семьи 6 человек общей площадью согласно нормативу на каждого члена семьи.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 01.07.2019г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда от 01.07.2019г., представитель административного истца по доверенности Шикарев Р.В. подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить обжалуемое решение суда, вынести по делу новое решение об удовлетворении его требований. Считает, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, содержащиеся в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Допущены нарушения норм материального права. Полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что < Ф.И.О. >10. является многодетной матерью и состоит на учете для получения земельного участка, как меры государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей.
Также, административный истец состоит на учете а качестве нуждающееся в улучшении жилищных условий.
В своем административном исковом заявлении административный истец полагает, что причине не предоставления ей земельного участка, имеет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ. необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2 данной статьи).
В соответствии со ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При этом, в соответствии с п.2 ст.39.19 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц. имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
На территории Краснодарского края принят и действует Закон Краснодарского края от 26.12.2014 года № 3085-K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 года № 3085-K3, гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.
При этом, статьей 3 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 года № 3085- КЗ предусмотрен порядок приобретения земельных участков многодетными семьями.
Так, в соответствии с ч.1 ст.3 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 года № 3085-K3, для приобретения земельного участка в аренду заявитель должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок).
Законом Краснодарского края от 22.02.2005 года № 836-K3 «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» установлены гарантии многодетным семьям, в частности предоставление земельного участка.
Однако, внеочередное предоставление или замена права на земельный участок, правом на жилое помещения, законом не предусмотрено.
Согласно ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление) и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд,
Административным истцом доказательств обоснованности административного искового заявления административным истцом суду не представлено.
При вынесение обжалуемого решения суда, нарушений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих его отмену, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим изменению или отмене.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -
определила:
решение Центрального районного суда г.Сочи от 01.07.2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи: