ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3800/2021 от 25.10.2021 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

судья Полухин Д.И. дело № 33а-3800/2021 г.

докладчик Долбнин А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Липецк 25 октября 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Долбнина А.И.,

судей Федосовой Н.Н., Киселевой О.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поминовой К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка на решение Советского районного суда города Липецка от 2 августа 2021 г. (номер дела, присвоенный судом первой инстанции № 2а-3242/2021), которым постановлено:

«Признать незаконным решение Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка от 26 марта 2021 г. (акт № 3 от 26 марта 2021 г.) об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое.

Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка повторно рассмотреть заявление Глушковой ФИО15 от 4 марта 2021 г. в установленном законом порядке, с учетом ранее поданных документов».

Заслушав доклад судьи Долбнина А.И., судебная коллегия

установила:

Глушкова О.И. обратилась с административным иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка о признании незаконным решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение, мотивируя тем, что три раза обращалась к административному ответчику с письменным заявлением о переводе принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое, представила все документы, предусмотренные частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ). По обращению от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией <адрес> ЖКХ администрации города Липецка 26 марта 2021 г. принято решение об отказе в переводе жилого помещение в нежилое на основании пункта 1 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса РФ, в связи с непредставлением документов, определенных частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ. Ранее к двум обращениям были приложены все необходимые документы, из них заявителю не были возвращены: проект «Переустройство и перепланировка переводимого жилого помещения под магазин непродовольственных товаров», согласие собственников двух помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое, а также протокол общего собрания собственников, остались на хранении в архиве Департамента ЖКХ администрации города Липецка. Глушкова О.И. полагает требования административного ответчика представить новый пакет документов, из которых часть находится в архиве Департамента ЖКХ администрации города Липецка, нарушают её права, препятствуя разрешению вышеуказанного вопроса по существу.

С учетом уточненных исковых требований административный истец просила признать незаконным отказ Департамента ЖКХ администрации города Липецка в уведомлении от 26 марта 2021 г. в переводе указанного жилого помещения в нежилое, и обязать административного ответчика повторно рассмотреть ее заявление от 4 марта 2021 г. по существу в установленном законом порядке с учетом ранее поданных документов.

Глушкова О.И. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца по ордеру адвокат Покидов И.М. уточненные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом и уточненном исковом заявлении, полагал, что оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое предусмотренных статьи 23 Жилищного кодекса РФ не имеется, поскольку административному ответчику представлены документы, позволявшие рассмотреть спорный вопрос по существу.

Представитель административного ответчика в суд не явилась, ранее в судебных заседаниях требования не признала, ссылаясь на то, что Глушкова О.И. дважды обращалась по указанному вопросу, по последнему обращению ей было отказано в переводе жилого помещения в нежилое по тем основаниям, что ею не были предоставлены документы, указанные в части 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ, а мнение Глушковой О.И. о том, что в случае повторных обращений в межведомственную комиссию по одному и тому же вопросу орган рассматривает вновь поданное заявление с учетом тех же документов, которые были приложены к ранее поданным документам, является ошибочным.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе, поданной в Липецкий областной суд, представитель административного ответчика Департамента ЖКХ администрации города Липецка просит решение суда отменить с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Административный истец Глушкова О.И. извещена о месте и времени рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено, её участие не является обязательным. На основании статьи 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, выслушав представителя административного ответчика Департамента ЖКХ администрации города Липецка по доверенности Рудакову Л.М., поддержавшую апелляционную жалобу, возражения против ее удовлетворения представителя административного истца по ордеру адвоката Покидова И.М., обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14, частью 1 статьи 23 Жилищного кодекса РФ принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Устава городского округа город Липецк Липецкой области Российской Федерации структуру органов местного самоуправления города Липецка составляют, в том числе администрация городского округа город Липецк Липецкой области Российской Федерации. Сокращенное наименование: администрация города Липецка - исполнительно-распорядительный орган города Липецка (пункт 3).

В соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» (приложение к постановлению администрации города Липецка от 29 июня 2012 г. № 1058) муниципальную услугу предоставляет департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка (пункт 1.4); наименование муниципальной услуги – «Прием документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» (пункт 2.1); результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (пункт 2.3); предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация заявлений с приложенными документами; рассмотрение заявления и приложенных документов, принятие межведомственной комиссией города Липецка по вопросам перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, согласования переустройства и перепланировки жилых помещений решения, оформленного в виде акта, о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение; подготовка, выдача или направление по адресу, указанному в заявлении, уведомления департамента о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (пункт 3.2); результатом выполнения административной процедуры является решение Комиссии, оформленное в виде акта, о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (пункт 3.4.6); на основании решения комиссии специалист, ответственный за предоставление муниципальной услуги, осуществляет подготовку уведомления Департамента (пункт 3.5.2); уведомление подписывается председателем Департамента (пункт 3.5.3).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административный истец Глушкова О.И. является собственником жилого помещения, площадью 60,2 м2, с кадастровым номером 48:20:0041901:112, расположенного на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от 9 февраля 2018 г. с отметкой о его государственной регистрации, а также выпиской из Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15 февраля 2018 г.

Административный истец Глушкова О.И. трижды обращалась в Департамент ЖКХ администрации города Липецка с заявлением о переводе вышеуказанного жилого помещения в нежилое.

С заявлением от 3 сентября 2019 г. для разрешения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, административным истцом представлены следующие документы: выписка из ЕГРН от 15 февраля 2018 г.; проект «переустройство и перепланировка переводимого жилого помещения под магазин непродовольственных товаров» с пояснительной запиской и паспортом окраски фасада; технический паспорт жилого помещения от 1 марта 2018 г.; поэтажный план многоквартирного дома; заключение № 116 от 30 марта 2018 г. отдела охраны окружающей среды; выписка из домовой книги от 29 августа 2019 г.; выписка из лицевого счета от 29 августа 2019 г.; согласие Кудриной О.Н. – собственника примыкающей кв. 26 на перевод жилого помещения в нежилое; согласие Зверевой О.В. – собственника примыкающей кв.28 на перевод жилого помещения в нежилое; протокол № 1 общего собрания собственников от 17 июля 2019 г. с приложениями в количестве 6; сопроводительное письмо в Департамент от 26 июня 2019 г.; сопроводительное письмо в УК ООО «Сервис-Плюс» от 23 июля 2019 г.; доверенность от 21 февраля 2018 г.

Представление указанных документов подтверждается распиской в получении от 3 сентября 2019 г. (л.д. 19), данные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались.

Уведомлением департамента ЖКХ администрации города Липецка от 16 октября 2019 г. Глушковой О.И. отказано в переводе жилого помещения в нежилое помещение в связи с несоблюдением предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса РФ условий перевода помещения (л.д. 20).

На жалобу Глушковой О.И. от 7 ноября 2019 г. Департаментом ЖКХ администрации города Липецка 4 декабря 2019 г. дан ответ, в котором указано на проведение заявителем самовольной перепланировки и несоблюдение требований части 3 статьи 36 и части 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ.

19 февраля 2020 г. Глушкова О.И. после устранения выявленных нарушений перепланировки обратилась в Департамент ЖКХ администрации города Липецка с заявлением о разрешении перевода жилого помещения в нежилое (л.д.23).

Уведомлением от 28 июля 2020 г. Глушковой О.И. отказано в переводе жилого помещения в нежилое в связи с непредставлением документов, определенных в части 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ, а именно, проекта о переустройстве и перепланировке переводимого жилого помещения, а также протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решения всех собственников на уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме при устройстве отдельного входа в переводимом помещении (л.д.24).

3 сентября 2020 г. Глушкова О.И. обратилась с жалобой к главе города Липецка, указывая не незаконность действий административного ответчика в связи с предоставлением полного комплекта документов, предусмотренного частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ (л.д. 25). В ответе на жалобу от 2 октября 2020 г. указано на отсутствие оснований для отказа в приеме документов для предоставления муниципальной услуги по переводу вышеуказанного жилого помещения в нежилое помещение (л.д. 26).

28 января 2021 г. Глушкова О.И. обратилась к административному ответчику с заявлением о возврате документов, которые приведены выше, и были поданы вместе с заявлением 3 сентября 2019 г. – проект «переустройство и перепланировка переводимого жилого помещения под магазин непродовольственных товаров» с пояснительной запиской и паспортом окраски фасада; технический паспорт жилого помещения от 1 марта 2018 г.; поэтажный план многоквартирного дома; заключение № 116 от 30 марта 2018 г. отдела охраны окружающей среды; согласие Кудриной О.Н. – собственника примыкающей кв. 26 на перевод жилого помещения в нежилое; согласие Зверевой О.В. – собственника примыкающей кв. 28 на перевод жилого помещения в нежилое (л.д. 27).

Вместе с ответом Департамента ЖКХ администрации города Липецк от 8 февраля 2021 г. заявителю Глушковой О.И. были возвращены: копия поэтажного плана дома (1,2 этажи), оригинал технического паспорта на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, относительно остальных документов указано, что они подлежат хранению в архиве Департамента (л.д. 28).

4 марта 2021 г. Глушковой О.И. в третий раз подано заявление о переводе принадлежащего ей жилого помещения в нежилое помещение. С заявлением представлены следующие документы: выписка из ЕГРН от 15 февраля 2018 г.; договор купли-продажи квартиры от 9 февраля 2018 г.; технический паспорт жилого помещения от 30 января 2020 г.; поэтажный план многоквартирного дома; выписка из домовой книги от 3 марта 2021 г; выписка из лицевого счета от 3 марта 2021 г.; уведомление о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение от 22 июля 2020 г.; заявление Глушковой О.И. от 28 января 2021 г.; сообщение Департамента от 8 февраля 2021 г.

В заявлении указано, что часть документов представлены в межведомственную комиссию города Липецка по вопросам перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, согласования переустройства и перепланировки жилых помещений 3 сентября 2019 г., хранятся в архиве Департамента ЖКХ администрации города Липецка: протокол № 1 общего собрания собственников от 17 июля 2019 г. с приложениями: реестр собственников помещений в многоквартирном доме (приложение № 1); сообщение о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (приложение № 2), реестр вручения сообщений о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (приложение № 3); список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствующих на собрании (приложение № 4); проект перепланировки помещения, выполненный архитектором Паршиным В.В., шифр проекта 003060 (приложение № 5); решения собственников помещений в многоквартирном доме (приложение № 6); сопроводительное письмо в Департамент ЖКХ администрации города Липецка от 26 июня 2019 г. (л.д. 29, 30).

По результатам заседания 26 марта 2021 г. межведомственной комиссии города Липецка по вопросам перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, согласования переустройства и перепланировки жилых помещений заявления Глушковой О.И. Департаментом ЖКХ администрации города Липецка принято решение об отказе в переводе вышеуказанного помещения из жилого в нежилое на основании пункта 1 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса РФ, в связи с непредставлением определенных частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а именно: 1) проект переустройства и перепланировки переводимого жилого помещения; 2) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; 3) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение (л.д. 31).

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что при подаче первого заявления Глушковой О.И. был приложен проект переустройства и перепланировки переводимого жилого помещения в нежилое, согласно акту от 13 сентября 2019 г. подтверждено ее фактическое проведение, административным ответчиком указанные обстоятельства в суде не оспаривались.

Согласно первичным документам, Глушковой О.И. при подаче заявления 3 сентября 2019 г., был приложен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение с приложениями в количестве 6 наименований. Исходя из формулировки оспариваемого отказа, именно данный протокол, среди прочего, требовался административному ответчику для рассмотрения заявления Глушковой О.И.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что ссылка административного ответчика на уменьшение площади общего имущества в связи с проводимыми работами в помещении, и в соответствии с требованиями статей 36, 40 Жилищного кодекса РФ получение согласия собственников всех помещений в многоквартирном доме, оформление решения соответствующим протоколом, который не был представлен, противоречит материалам административного дела и содержанию оспариваемого в уведомлении отказа, исходя из содержания которого административный истец должен был представить протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение, который фактически находится в архиве Департамента ЖКХ администрации города Липецка, требований о получении согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме уведомление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое от 26 марта 2021 г., не содержит.

Документы, подтверждающие согласие собственников помещений, примыкающих к помещению, переводимому в нежилое, а именно согласие Кудиной О.Н. и Зверевой О.В. – собственников примыкающих квартир № 26 и № 28 были приложены к заявлению Глушковой О.И. от 3 сентября 2019 г

Суд первой инстанций, оценивая действия Департамента ЖКХ администрации города Липецка, указал на то, что отсутствие документов, послужившее основанием, согласно уведомлению от 26 марта 2021 г., для отказа в переводе жилого помещения в нежилое находились в архиве Департамента ЖКХ администрации города Липецка и не могли быть представлены Глушковой О.И., поскольку не были выданы ей по ее письменному заявлению, иного способа получить данные документы для защиты своих прав и законных интересов собственника недвижимого имущества у административного истца не имелось.

Кроме того суд первой инстанции указал, что оспариваемое решение в качестве основания для вынесения решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое содержало только одно основание – непредставление документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, иных оснований, указанных в статье 24 Жилищного кодекса РФ, оспариваемое решение не содержало.

Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанций у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.

Доводы жалобы об ошибочности вывода суда, что в случае повторных обращений в межведомственную комиссию города Липецка по одному и тому же вопросу орган рассматривает вновь поданное заявление с учетом тех же документов, которые были приложены к ранее поданным документам, основанием для отмены судебного акта не является, поскольку отказ в возврате документов заявителю и оставление их подлинников в архиве Департамента ЖКХ администрации города Липецка после рассмотрения соответствующего заявления, не предусмотрено ни Жилищным кодексом РФ, ни Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое».

Ссылка в жалобе на незаконность решения суда об обязании административного ответчика повторно рассмотреть заявление Глушковой О.И. от 4 марта 2021 г. является несостоятельной, поскольку до настоящего времени заявление Глушковой О.И. по существу не рассмотрено, уведомление от 26 марта 2021 г. содержит указание об отказе в переводе помещения из жилого в нежилое на основании пункта 1 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса РФ, в связи с непредставлением определенных частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, иных оснований для отказа уведомление от 26 марта 2021 г. не содержит.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судами по правилам статьи 84 КАС РФ.

Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы правовое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в них.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда города Липецка от 2 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 октября 2021 г.