Судья: Потапова С.В. Дело <данные изъяты>а-38331/2017 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе председательствующего Вороновой М.Н., судей Соколовой Н.М., Редченко Е.В., при секретаре Саховаровой А.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа <данные изъяты> на решение Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по административному исковому заявлению Сыроватской Н. Б., Замалетдиновой Г. Б. о признании незаконными решений администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в присвоении объекту адресации, возложении обязанности, заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения Замалетдиновой Г.Б., у с т а н о в и л а : Сыроватская Н.Б., Замалетдинова Г.Б. оспорили в суде решения администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в присвоении адресации земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенных по адресу: <данные изъяты>. В обоснование своего нарушенного права ссылались на то, что Сыроватской Н.Б. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, а Замалетдиновой Г.Б. – с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, и находящийся на них жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый <данные изъяты>, вид права – общая долевая собственность (по ? доли). Для получения почтового адреса указанным объектам подали <данные изъяты> через МФЦ <данные изъяты> в администрацию заявления с необходимым пакетом документов, на которые получили оспариваемые решения. Просили возложить на административного ответчика обязанность принять решения о присвоении почтового адреса указанным выше земельным участкам и жилому дому в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу. Решением Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен. Администрация городского округа <данные изъяты> в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Относительно апелляционной жалобы административными истцами поданы письменные возражения. В судебное заседание суда апелляционной инстанции администрация городского округа <данные изъяты>, Сыроватская Н.Б., извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, своих представителей не направили. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца. Пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от <данные изъяты><данные изъяты>-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся присвоение адресов объектам адресации. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28 декабря № 443-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса. Реализуя делегированное полномочие, Правительство Российской Федерации постановлением от <данные изъяты><данные изъяты> утвердило Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее – Правила). Правилами предусмотрено, что объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства (пункт 5);присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее – уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы (пункт 6). Согласно пункту 8 Правил присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков, зданий в случаях выполнения в отношении земельного участка, здания в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, здании, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, при постановке здания на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания получение разрешения на строительство не требуется) (абзац второй подпунктов «а», «б») Пунктом 34 Правил предусмотрено, что к заявлению прилагаются правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект (объекты) адресации (подпункт «а»); кадастровые паспорта объектов недвижимости, следствием преобразования которых является образование одного и более объекта адресации (в случае преобразования объектов недвижимости с образованием одного и более новых объектов адресации) (подпункт «б»); разрешение на строительство объекта адресации (при присвоении адреса строящимся объектам адресации) и (или) разрешение на ввод объекта адресации в эксплуатацию (подпункт «в»); схема расположения объекта адресации на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случае присвоения земельному участку адреса) (подпункт «г»); кадастровый паспорт объекта адресации (в случае присвоения адреса объекту адресации, поставленному на кадастровый учет) (подпункт «д»). Уполномоченные органы запрашивают документы, указанные в пункте 34 данных Правил, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) (пункт 35 Правил). Судом установлено, что административные истцы являются собственниками двух смежных указанных выше земельных участков и по ? доли – общая долевая собственность, на жилой дом, расположенный на этих земельных участках, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права Сыроватской Н.Б. от <данные изъяты><данные изъяты> и от <данные изъяты><данные изъяты>, Замалетдиновой Г.Б. от <данные изъяты><данные изъяты> и от <данные изъяты><данные изъяты>. Право собственности административных истцов на объекты недвижимости подтверждаются представленными в материалы дела выписками из ЕГРП (л.д. <данные изъяты>). Администрация Красногорского городского округа <данные изъяты>, рассмотрев заявления административных истцов от <данные изъяты> о присвоении адреса жилому дому и земельным участкам, на которых он расположен, <данные изъяты> приняла решения № В<данные изъяты><данные изъяты> об отказе Сыроватской Н.Б. в присвоении почтового адреса земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> и жилому дому с кадастровым номером <данные изъяты>, а также № В<данные изъяты><данные изъяты> об отказе Замалетдиновой Г.Б. в присвоении почтового адреса земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> и № В<данные изъяты><данные изъяты> жилому дому с кадастровым номером <данные изъяты> на основании того, что жилой дом, находящийся в общей долевой собственности (доля в праве ?), имеет признаки многоквартирного блокированного жилого дома, что не соответствует виду разрешенного использования земельных участков, имеются факты нецелевого использования указанных земельных участков. Проанализировав нормы, регулирующие спорное правоотношение, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемых решений, исходя из того, административные истцы представили в администрацию все необходимые документы для присвоения объектам недвижимости адресации. Перечень случаев для отказа в присвоении объекту адресации адреса содержится в пункте 40 Правил. Пунктом 41 Правил установлено, что решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 данных Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения. Администрация в решениях об отказе в присвоении адресации в нарушении положений пункта 41 Правил не указала причину отказа со ссылкой на пункт 40 Правил. Указанная в решениях причина отказа в присвоении адреса объектам недвижимости не соответствуют перечню оснований для отказа в присвоении объекту адресации адреса, содержащемуся в пункте 40 Правил. Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и признает, что отсутствие указания на основание отказа в адресации нарушает права административных истцов, поскольку исключает возможность устранения недостатков и предоставления необходимых документов. В силу статьи 2 Федерального закона от 28 декабря № 443-ФЗ адресом является описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (пункт 1); объект адресации – один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес (пункт 3). Главой 2 Правил установлен порядок присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, пунктом 3, входящего в эту главу, предусмотрено, что адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям: уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства (подпункт «а»); обязательность. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с данными Правилами (подпункт «б»); легитимность. Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр (подпункт «в»). Согласно пункту 27 Правил заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе. Пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Из имеющихся в материалах дела доказательств усматривается, что жилой дом относится именно к такому типу домов. Земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> сформированы и поставлены на кадастровый учет. С <данные изъяты>Сыроватская Н.Б., Замалетдинова Г.Б. являются собственниками части жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>. Каждая часть жилого дома находится на отдельном земельном участке, имеет выход на принадлежащий административным истцам земельный участок, сформированный непосредственно для его использования, что отвечает требованиям пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таким образом, административные истцы могли обратиться с заявлением об адресации объекта недвижимости. При этом с целью упорядочения нумерации объектов недвижимости не исключалась возможность присвоения единого адреса, как части жилого дома, так и образованному земельному участку для ее обслуживания. Утверждение административного ответчика о наличии у жилого дома признака многоквартирного блокированного жилого дома ошибочно, так как в данном случае следует исходить из определения жилого дома блокированной застройки, указанного в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ранее объектам был присвоен адрес: <данные изъяты>, опровергается имеющимися в материалах дела выписками из ЕГРП. Апелляционная жалоба не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда, и судебной коллегией таких оснований не установлено. Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа <данные изъяты> – без удовлетворения. Председательствующий Судьи |