ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-38340/17 от 18.12.2017 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Кобзарева О.А. Дело <данные изъяты>а-38340/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе

председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Соколовой Н.М., Редченко Е.В.,

при секретаре Саховаровой А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> административное дело по апелляционным жалобам Контрольно-счетной палаты <данные изъяты>, Министерства физической культуры и спорта <данные изъяты> на решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по административному исковому заявлению Министерства физической культуры и спорта <данные изъяты> о признании незаконным предписания Контрольно-счетной палаты <данные изъяты> от <данные изъяты>,

заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя Министерства физической культуры и спорта <данные изъяты>ФИО1, представителей Контрольно-счетной палаты <данные изъяты>ФИО2, ФИО3,

у с т а н о в и л а :

Министерство физической культуры и спорта <данные изъяты>, после прекращения арбитражным судом производства по делу по его заявлению о признании незаконным предписания Контрольно-счетной палаты <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>Исх-748 о возмещении нанесенного бюджету <данные изъяты> ущерба в размере <данные изъяты><данные изъяты> руб., оспорило в Балашихинском городском суде <данные изъяты> указанное предписание. Мотивировало тем, что предписание в части возмещения бюджету ущерба нарушает его имущественные права, а также права и обязанности по выплате денежного содержания, установленные статьями 158, 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации; составлено неуполномоченным лицом и при его вынесении не был учтен приказ министра физической культуры и спорта <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-П-ЛС, которым внесены изменения в приложение к приказу от <данные изъяты> «О ежемесячном денежном поощрении».

Решением Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен в части признания незаконными пунктов 1.1 и 1.2 предписания о возмещении бюджету ущерба в размере <данные изъяты> руб.

На данное решение стороны подали апелляционные жалобы, в которых Контрольно-счетная палата <данные изъяты> просит отменить решение суда в части удовлетворения административного иска, а Министерство физической культуры и спорта <данные изъяты> – в части отказа в удовлетворении заявленного требования.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула).

К бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности (статья 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (пункт 1); внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее – органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля) (пункт 2).

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (абзацы первый, второй статьи 2661 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О Контрольно-счетной палате <данные изъяты>» Контрольно-счетная палата <данные изъяты> является постоянно действующим государственным органом внешнего государственного финансового контроля.

Постановлением <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> утверждено Положение о Министерстве физической культуры и спорта <данные изъяты>, согласно которому Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <данные изъяты> в сферах физической культуры и спорта (пункт 1); финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете <данные изъяты> (пункт 5).

Следовательно, в соответствии со статьей <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О Контрольно-счетной палате <данные изъяты>» Министерство физической культуры и спорта <данные изъяты> является объектом внешнего финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счетной палатой <данные изъяты>.

В силу части 2 статьи 2681 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внешнему государственному финансовому контролю органами внешнего государственного финансового контроля проводятся проверки, ревизии, обследования, направляются объектам контроля ты, заключения, представления, предписания.

Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, в соответствии с приказом председателя Контрольно-счетной палаты <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>П-6 Контрольно-счетная палата <данные изъяты> (с учетом внесенных в приказ <данные изъяты> изменений) в период с 1 февраля по <данные изъяты> по 2провела контрольное мероприятие «Аудит реализации и эффективности мероприятий государственных программ <данные изъяты> «Спорт Подмосковья» и «Образование Подмосковья» в Министерстве физической культуры и спорта <данные изъяты> в 2015–2016 годах» и выявила факт неправомерного начисления денежного содержания сотрудникам Министерства и нанесение бюджету <данные изъяты> ущерба на общую сумму <данные изъяты> руб., не доначисление денежного содержания государственным гражданским служащим и заработной платы работникам Министерства на <данные изъяты> руб.

Согласно части 1 статьи <данные изъяты> «О Контрольно-счетной палате <данные изъяты>» при выявлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нормативных правовых актов, устанавливающих порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности <данные изъяты>, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению и (или) возмещения причиненного такими нарушениями ущерба <данные изъяты>, а также в случае воспрепятствования проведения должностными лицами Контрольно-счетной палаты контрольных мероприятий, в органы государственной власти <данные изъяты>, государственные органы <данные изъяты>, органы местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты>, проверяемые органы и организации и их должностным лицам направляется предписание Контрольно-счетной палаты.

Во исполнение приведенной нормы Контрольно-счетная палата <данные изъяты><данные изъяты> вынесла предписание <данные изъяты>Исх-748, в котором министру физической культуры и спорта <данные изъяты> предписано возместить нанесенный бюджету <данные изъяты> ущерб в общей сумме <данные изъяты> руб., доначислить и выплатить денежное содержание государственным гражданским служащим и заработной платы работникам Министерства в общей сумме <данные изъяты> руб., о выполнении предписания и принятых мерах проинформировать Контрольно-счетную палату <данные изъяты> в течение 30 дней со дня его получения.

Из содержания предписания усматривается, что в соответствии с приказом министра физической культуры и спорта <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-П-ЛС «О ежемесячном денежном поощрении» в январе начальнику отдела физкультурно-массовой работы ФИО4 установлено ежемесячное денежное поощрение в размере 60% от должностного оклада, начальнику организационного управления ФИО5 – 20%, а начислено ФИО4 – 90%, ФИО5 – 80%. В связи с чем за январь 2016 года неправомерно начислено денежное поощрение ФИО4<данные изъяты> руб. и сумма страховых взносов – <данные изъяты> руб. (пункт 1.1); ФИО5<данные изъяты> руб. и сумма страховых взносов <данные изъяты> руб. (пункт 1.2), всего излишне начислено <данные изъяты> руб. (т. <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).

Разрешая заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу, что предписание оформлено в строгом соответствии с требованиями закона, содержит исходные данные о контрольном мероприятии, указание на выявленное нарушение при использовании средств бюджета <данные изъяты>, требование о принятии безотлагательных мер, срок его исполнения, основания вынесения, размер денежных средств, израсходованных неправомерно и подлежащих доначислению и выплате государственным гражданским служащим и работникам министерства, подписано уполномоченным должностным лицом.

Удовлетворяя административный иск в части признания незаконными пунктов 1.1 и 1.2, суд исходил из того, что административным ответчиком представлен приказ министра физической культуры и спорта <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-П-ЛС о внесении изменений в приложение к приказу от <данные изъяты><данные изъяты>-П-ЛС «О ежемесячном денежном поощрении», согласно которому размер денежного поощрения установлен ФИО5 – 80%, ФИО4 – 90%. Данный приказ при проверке не учитывался, не оспорен и не отменен.

С таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции административным истцом не представлено доказательств, что Контрольно-счетная палата <данные изъяты> достоверно знала о наличии внесенных в приказ от <данные изъяты> изменений и в ходе контрольного мероприятия приказ от 4 февраля <данные изъяты>-П-ЛС предоставлялся органу контроля либо был приобщен к приказу от <данные изъяты> Кроме того после получения предписания Министерство не сообщило государственному органу внешнего государственного финансового контроля, о допущенной, по его мнению, при проведении проверки ошибке, выразившейся в принятии во внимание приказа от <данные изъяты>

Согласно статье 3061 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 данного Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В соответствии со статьей 3062 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Одним из нарушений бюджетного законодательства является нецелевое использование бюджетных средств, которым в силу статьи 3064 Бюджетного кодекса Российской Федерации признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Факт нарушения бюджетного законодательства, выразившегося в неправомерном использовании бюджетных средств для выплаты ежемесячного денежного поощрения ФИО4 в размере 90% и ФИО5 – 80%, подтвержден и имеющимся в материалах дела письменным обращением административного истца в Министерство экономики и финансов <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>Исх-2142 за разъяснениями о возможности возмещения ущерба бюджету <данные изъяты> в общей сумме <данные изъяты> руб. за счет средств, выделенных Министерству в рамках бюджетной сметы из бюджета <данные изъяты> (т. <данные изъяты>).

Поскольку в ходе контрольного мероприятия государственным органом внешнего государственного финансового контроля был установлен факт нарушения бюджетного законодательства и размер ущерба, то административный истец должен возместить причиненный ущерб бюджету <данные изъяты>, и у суда отсутствовали основания для удовлетворения административного иска в части признания незаконным предписания о возмещении бюджету ущерба в размере <данные изъяты> руб., в связи с чем решение в этой части подлежит отмене с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении данного требования.

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении апелляционной жалобы Контрольно-счетной палаты <данные изъяты>. Причин для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства физической культуры и спорта по <данные изъяты>, не имеется, так как она не содержит доводов, которые в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда в обжалуемой части.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты <данные изъяты> – удовлетворить.

Решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить в части удовлетворения административного искового заявления Министерства физической культуры и спорта <данные изъяты>. В этой части постановить новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Министерства физической культуры и спорта <данные изъяты> о признании незаконными пункта 1.1 и пункта 1.2 предписания от <данные изъяты><данные изъяты>исх-748 о возмещении бюджету ущерба в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства физической культуры и спорта <данные изъяты> – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи