Дело № 33а-3838/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 21 июня 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Астапенко С.А.
судей Муратовой С.В. и Морозковой Е.Е.
при секретаре Епифанцевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 2 марта 2018 года об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения ФИО1, ФИО2 – представителей от Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО3 – представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
ОАО «Российские железные дороги» обратилось в суд с административным иском к Департаменту Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу о признании незаконным предписания государственного инспектора Роприроднадзора №ВД-37/13 от 28.02.2017 об устранении нарушения законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований, считая его незаконным в части содержащихся в нем требований об определении класса опасности отхода от уборки полосы отвода железной дороги и установления норматива образования отхода и лимита на их размещение для Волховстроевской дистанции пути (ПЧ-31), включения отхода в инвентаризацию для подразделения ПЧ-31.
В административном иске указывалось на неисполнимость предписания, поскольку законодательством не предусмотрена обязанность юридического лица определять класс опасности отхода и устанавливать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечен государственный инспектор РФ по Северо-Западному федеральному округу ФИО4
В суде первой инстанции представитель административного истца ФИО1 требования административного иска поддержала.
Представитель административного ответчика Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу ФИО5 возражала против требований административного иска.
Административный ответчик государственный инспектор ФИО4 в суд не явился.
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 2 марта 2018 года в удовлетворении требований административного иска ОАО «Российские железные дороги» отказано.
На постановленное судом решение ОАО «Российские железные дороги» подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и удовлетворении требований административного иска. Отмечается, что в предписании не указаны ни конкретное название структурного подразделения, ни участок полосы отвода, от уборки которого должен быть выявлен отход.
В рамках разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) компанией разработчиком ООО Технический Экологический Консалтинг» была проведена инвентаризация образующихся отходов. Перечень отходов, составленный при инвентаризации, представлен в материалы дела. В Федеральном классификационном каталоге отходов 2017 года, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22.05.2017 № 242, отсутствует такой вид отхода, как «отход от уборки полосы отвода железной дороги».
Кроме того, законодательством об отходах производства и потребления такие обязанности юридического лица как определение класса опасности отхода, установление нормативов образования отхода и лимитов на их размещение не предусмотрены.
Податель жалобы полагает, что поскольку образование отхода, не включенного в перечень отходов и в документы об утверждении нормативов, от уборки полосы отвода на сегодняшний день не выявлено, то обжалуемое предписание представляется неисполнимым.
Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, влечет нарушение его законных прав и интересов.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании акта внеплановой проверки от 28.02.2017 Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу выдано предписание № ВД-37/13 от 28.02.2017 об устранении нарушения законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которым предписано в срок до 4.09.2017: определить класс опасности отхода уборки полосы отвода железной дороги, образующейся при осуществлении производственной деятельности структурного подразделения ОАО «РЖД» ПЧ-31 по содержанию пути и земляного полотна в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов; включить вышеуказанный отход в инвентаризацию для подразделения ОАО «РЖД» ПЧ-31 по содержанию пути и земляного полотна и установить нормативы образования отходов и лимит на размещение для данного вида отхода. В обоснование выдачи предписания указаны нормы права, установленные ч.2 ст. 11, п.2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I – V классов опасности».
Как следует из акта проверки Волховстроевская дистанция пути (ПЧ-31) является структурным подразделением Октябрьской дирекции инфраструктуры. Октябрьская дирекция инфраструктуры является структурным подразделением Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД». Основной вид деятельности ПЧ-31 – текущее содержание железнодорожных путей, земляного полотна и проведение ремонтов железнодорожных путей.
В ходе плановой выездной проверки был осуществлен осмотр площадок предприятия и обнаружено, что в результате основного вида деятельности на ПЧ-31 образуются и накапливаются отходы, не включенные в инвентаризацию образующихся отходов и в ПНООЛР, в частности: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом; песок, загрязненный маслами; автомобильные воздушные и топливные фильтры отработанные; лом и отходы черных металлов с примесями или загрязненные опасными веществами; металлическая тара из-под ГСМ; отходы лакокрасочных средств и отходы от уборки полосы отвода железной дороги.
Раннее в 2013 году Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу выдавалось предписание № ПВ-51/13-11, которым обязывали ОАО «РЖД» произвести инвентаризацию образующихся отходов в структурном подразделении ОАО «РЖД» ПЧ-31с учетом всех видов образующихся отходов, на основании которой, провести корректировку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласовать в установленном порядке, установить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Данное предписание ОАО «РЖД» не исполнено.Отказывая в удовлетворении административного иска ОАО «РЖД» суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом и содержит указание на конкретные действия, которые в силу закона должны быть произведены ОАО «РЖД» для устранения выявленных нарушений.
Так, согласно ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п.2). Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду (п.3). Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.4).
Сведения об отходах в приложениях к проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) формируются с обязательным указанием наименования и кодов отходов по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО утвержден приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445), формируемому Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (далее – Порядок № 792).
Согласно п. 10 Порядка № 792 ФККО формируется и ведется на основе информации о классификационных признаках (происхождение, условия образования, химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма) и классах опасности конкретных видов отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Росприроднадзора при подтверждении в установленном порядке отнесения видов отходов к конкретному классу опасности.
В силу п. 13 Порядка № 792 виды отходов включаются в ФККО решением Росприроднадзора.
Подтверждением включения конкретного вида отхода в ФККО является ведомственный акт Росприроднадзора, зарегистрированный в установленном законом порядке.
Согласно пп.6 и 10 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Минприроды России.
На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
На отходы, включенные в федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в порядке, установленном пунктом 7 настоящих Правил.
Таким образом доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством не предусмотрена обязанность юридического лица по определению класса опасности отхода не основаны на нормах материального права. Процедуры по подтверждению отнесения вида отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды является первичной перед процедурой паспортизации отходов.
Не состоятельными являются и доводы жалобы об отсутствии обязанности у юридического лица по установлению нормативов образования отхода и лимитов на их размещение, проведению инвентаризации образующихся отходов.
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Ссылка административного истца на то обстоятельство, что инвентаризация образующихся отходов ранее была проведена не может быть принята во внимание, так как ОАО «РЖД» не произведена инвентаризация всех образующихся отходов в структурном подразделении ОАО «РЖД» ПЧ-31.
Исходя из пункта 10 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, указание в апелляционной жалобе на то, что в Федеральном классификационном каталоге отходов 2017 года отсутствует такой вид отхода, как «отход от уборки полосы отвода железной дороги», правового значения не имеет.
Доводы жалобы об отсутствии образующихся отходов в результате деятельности Волховстроевской дистанции пути (ПЧ-31) опровергаются актом проверки № ВД-37/13 от 28.02.2017.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы сомнений в правильности постановленного по делу решения суда не вызывают и его отмену не влекут.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 2 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Судья Кузнецова Л.А.