Судья Проскурня С.Н. | Дело№33а-3845/2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15.05.2017 г. | город Симферополь |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И.,
судей Тимошенко Е.Г.,
ФИО2,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 09.12.2016 г. по делу №2а-3214/2016 по административному иску ФИО1 к государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО3, заведующей Красногвардейским районным отделом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 о признании незаконным действия государственного регистратора, понуждении государственного регистратора совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО5 обратилась в Красногвардейский районный суд Республики Крым с административным иском о признании незаконным уведомления государственного регистратора ФИО3 от 19.09.2016 г. №29/1496 о возврате ей документов о государственной регистрации сделки, права и ограничения (обременения) права без рассмотрения, обязать государственного регистратора ФИО3 принять вне очереди в пятидневный срок с момента вынесения решения суда документы для государственной регистрации права собственности – соглашения об определении размера долей жилого помещения, приобретенного с использованием средств (части средств) материального (семейного) капитала, а также провести в соответствии с действующим законодательством государственную регистрацию права собственности 58/100 доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> за ФИО5, и 1/100 доли за ФИО8
Вышеуказанное заявление мотивировано необоснованностью возврата документов о государственной регистрации сделки, права и ограничения (обременения) права без рассмотрения, поданных ФИО5, на основании того, что документ об уплате государственной пошлины на регистрацию права собственности от имени ФИО8 был уплачен её матерью - ФИО5, поскольку ФИО5 является её законным представителем на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 09.12.2016 г. административный иск ФИО5 удовлетворен частично; признано незаконным, нарушающим права административного истца, уведомление государственного регистратора ФИО3 от 19.09.2016 г. №29/1496 о возврате ФИО5 документов о государственной регистрации сделки, права или ограничения (обременения) права без рассмотрения; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность через структурное подразделение – Красногвардейский районный отдел в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу принять от ФИО5 документы, представленные для государственной регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>; на государственного регистратора ФИО3 возложена обязанность при наличии оснований для государственной регистрации прав в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» провести государственную регистрацию прав ФИО5 и ФИО8 на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>, в последовательности, определенной порядком приема документов; в остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, с просьбой отменить обжалуемое решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 09.12.2016 г., принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в соответствии со ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком государственной пошлины может быть физическое лицо в случае обращения за совершением юридически значимых действий и в силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом документ об уплате государственной пошлины от имени ФИО8 для государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости представлен не был. В письме Министерства финансов Российской Федерации от 11.09.2013 г. №03-05-06-03/37427 дается оценка возможности уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий заявителем – через своего представителя при условии, что в платежных документах о ее уплате в бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно плательщиком, обратившимся в соответствующий государственный орган или к должностным лицам за совершением указанного действия.
Кроме того, государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества, соответственно законодательно предусмотрено открытие разделов в отношении каждого недвижимого имущества.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 15.05.2017 г. представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 доводы апелляционной жалобы поддержал. ФИО5 против удовлетворения жалобы возражала.
Иные стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции 15.05.2017 г. явку представителей не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.09.2016 г. ФИО5 от своего имени и от имени дочери ФИО8, представителем которой она является на основании нотариально удостоверенной доверенности, обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для проведения государственной регистрации права собственности на доли в праве общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества: жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, представив документы, а именно: заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ФИО8, от 01.09.2016 г.; два заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ФИО5 от 01.09.2016г.; нотариально заверенная доверенность от 14.07.2016 г.; кадастровый паспорт земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ; соглашение об определении размера долей жилого дома и земельного участка, приобретенного с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала от 09.08.2016 г.; договор купли-продажи жилого дома и земельного участка с использованием материнского (семейного) капитала от 23.12.2015 г.; выписка единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав от 30.08.2016 г.
06.09.2016 г. ФИО5 были дополнительно представлены квитанции об уплате государственной пошлины №214/1 и №215/1 от 05.09.2016 г., в реквизите «Плательщик» поданных квитанций указана ФИО5
19.09.2016 г. государственным регистратором ФИО3 вынесено уведомление №29/1496 о возврате документов без рассмотрения в соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имуществ и сделок с ним» в связи с отсутствием информации об уплате государственной пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и непредставлением вместе с заявлением о государственной регистрации прав документа об уплате государственной пошлины от имени ФИО8
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 г. №1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 г. №164.
Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), (далее –Закон №122-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Закона №122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 1, 2, 6 ст. 12 Закона №122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.
Согласно ст. 11 Закона №122-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона №122-ФЗ к компетенции органов по государственной регистрации относятся, в том числе: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона №122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 16 Закона №122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.
Если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются.
При этом, в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона №122-ФЗ отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается.
Вместе с тем, в осуществлении государственного кадастрового учета может быть отказано.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона №122-ФЗ при отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены или направлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан уведомить в письменной форме заявителя о возврате приложенных к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения с указанием причины такого возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. В случае наличия соответствующего указания в заявлении уведомление и приложенные к заявлению документы выдаются заявителю или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
При возврате указанных в настоящем пункте документов без рассмотрения одновременно должен быть возвращен документ, представленный с указанным заявлением о государственной регистрации прав и подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию прав. Данный документ может быть представлен при повторном представлении указанного заявления о государственной регистрации прав.
Как следует из обжалуемого уведомления №29/1496 от 19.09.2016 г. о возврате документов без рассмотрения, причиной отказа в осуществлении государственного кадастрового учета послужило отсутствие информации об уплате государственной пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и непредставление вместе с заявлением о государственной регистрации прав документа об уплате государственной пошлины от имени ФИО8
В судебном заседании суда первой инстанции государственный регистратор ФИО3 пояснил, что ФИО5 представлены квитанции об уплате государственной пошлины №214/1 и №215/1 от 05.09.2016 г. и плательщиком государственной пошлины указан представитель правообладателя по доверенности – ФИО5, при этом государственная пошлина должна была быть также уплачена ФИО8, поскольку ФИО5 обратилась от своего имени и от имени ФИО8 в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым за совершением юридически значимого действия, а именно для проведения государственной регистрации права собственности на доли в праве общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества: жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> и в силу положений ст. 333.17, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации Соломенная А.А. обязана была самостоятельно оплатить государственную пошлину за совершение юридически значимого действия.
Указанные доводы ответчика основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.01.2004 г. №41-0 указал, что положения п. 1 и 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.
Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, т.е. за счет его собственных средств.
При этом нормы главы 4 «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» Налогового кодекса Российской Федерации допускают участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 1 статьи 26); законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (пункт 1 статьи 27); уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 29); уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 29); правила, предусмотренные главой 4 Кодекса, распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (пункт 4 статьи 26).
Из п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями его главы 4 вытекает, что по своему содержанию оспариваемая норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Кроме того, само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица.
В материалах дела имеется нотариально удостоверенная доверенность от 14.07.2016 г. серии <адрес>9, зарегистрированная в реестре за №Д-254, согласно которой ФИО5 предоставлено в том числе право от имени ФИО8 оплачивать тарифы, сборы, пошлины, с правом получения свидетельства о государственной регистрации права и всех необходимых зарегистрированных документов.
Таким образом ФИО5 была вправе оплатить государственную пошлину за совершение юридически значимого действия, а именно проведение государственной регистрации права собственности на доли в праве общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества: жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> от имени ФИО8
В квитанциях об уплате государственной пошлины № и № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что плательщиком является ФИО5 При этом, в данных квитанциях в реквизите «назначение платежа» указана оплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ФИО8 Указанная информация позволяет идентифицировать назначение платежа и от чьего лица был осуществлен платеж.
При таких обстоятельствах ФИО5, действующей от своего лица и от лица ФИО8 были надлежащим образом выполнены требования ст. 11 Закона №122-ФЗ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав, и поскольку отсутствие информации об уплате государственной пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и непредставление вместе с заявлением о государственной регистрации прав документа об уплате государственной пошлины от имени ФИО8 являлось единственным основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, возврат документов без рассмотрения был безосновательным, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал обжалуемое уведомление №29/1496 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и указал на необходимость принятия Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и государственным регистратором ФИО3 мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя и устранения препятствий к их осуществлению путем принятия от ФИО5 документов, представленных для государственной регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес> законом от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведения государственной регистрации прав ФИО5 и ФИО8 на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>, в последовательности, определенной порядком приема документов.
При этом довод жалобы относительно того, что государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества, соответственно законодательно предусмотрено открытие разделов в отношении каждого недвижимого имущества, не может служить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона №122-ФЗ при отказе в осуществлении государственного кадастрового учета орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан уведомить в письменной форме заявителя о возврате приложенных к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения с указанием причины такого возврата, а согласно обжалуемому уведомлению №29/1496 от 19.09.2016 г. единственной причиной возврата послужило отсутствие информации об уплате государственной пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и непредставление вместе с заявлением о государственной регистрации прав документа об уплате государственной пошлины от имени ФИО8
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для настоящего спора, и правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 09.12.2016 г. по делу №2а-3214/2016 является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 09.12.2016 г. по делу №2а-3214/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Е.Г. Тимошенко
подпись Н.Р. Мостовенко
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>