ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3859/18 от 03.10.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33а-3859/2018

судья Аксенова Е.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.

и судей краевого суда Каверина С.А., Ходюкова Д.С.,

при секретаре Шевчук Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 3 октября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю к администрации городского округа «Город Чита», Министерству природных ресурсов Забайкальского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей,

по апелляционным жалобам представителя административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю Кошелева В.А. и представителя административного ответчика администрации городского округа «Город Чита» Крючковой Н.И.

на решение Центрального районного суда г. Читы от 30 июля 2018 года, которым постановлено:

«признать незаконным и нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания бездействие Администрации городского округа «Город Чита», выразившееся в необеспечении недопущения несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, захламления твердыми коммунальными отходами территории городского округа «Город Чита», в следующих местах: контейнерная площадка для сбора бытовых отходов расположенная во дворе жилых домов по адресу г. Чита, ул. Токмакова 29, 31 и ул. Нечаева 13, 15; в непосредственной близости от трансформаторной подстанции № 309 (ТП-309) по адресу г. Чита, мкр. Северный, 62 и № 398 (ТП-398) по адресу г. Чита, ул. Шилова, 29; контейнерные площадки по адресу г. Чита, ул. Профсоюзная, 25 и ул. Ленина, 97, ул. Лермонтова, 2, ул. Ленинградская, 34; территория по адресу г. Чита, ул. Таежная, 12Б; г. Чита, ул. Нечаева, 10 Б; г.Чита, ул. Богомягкова, 81; на придомовой территории жилых домов по адресам г.Чита, ул. Смоленская, 20, ул. Нагорная, 19 А, ул. Токмакова, 19; территория контейнерной площадки и прилегающая к ней территория по адресу г.Чита, ул. Нечаева, 7 А, 5 А; придомовая территория по адресу г.Чита, ул. Бабушкина, 98; территория в районе ул. Нагорная, 21 г.Читы; территория в районе конечной остановки общественного транспорта «Каштак» расположенной на пресечении ул. Просторная и ул. Карповский тракт г.Читы; территория по адресам: г.Чита, ул. Шилкинская 15, 17, г. Чита ул. Калинина,4, 12, г.Чита, ул.Геодезическая, 43, 45, 45а, 456, г. Чита, ул. Витимская, г. Чита переулок Ледовый; на расстоянии 20-25 метров от ограждения жилого дома № 78 в мкр. Солнечный г. Читы; придомовая территория неблагоустроенного жилого фонда по ул. Таежная 12, 12а г. Читы.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» принять участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на земельных участках и ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельных участках в границах городского округа «Город Чита», расположенных в г. Чите по адресу в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу: контейнерная площадка для сбора бытовых отходов расположенная во дворе жилых домов по адресу г.Чита, ул. Токмакова 29, 31 и ул. Нечаева 13, 15; в непосредственной близости от трансформаторной подстанции №309 (ТП-309) по адресу г.Чита, мкр. Северный, 62 и №398 (ТП-398) по адресу г.Чита, ул. Шилова, 29; контейнерные площадки по адресу г.Чита, ул. Профсоюзная, 25 и ул. Ленина, 97, ул. Лермонтова, 2, ул. Ленинградская, 34; территория по адресу г.Чита, ул. Таежная, 12Б; г.Чита, ул. Нечаева, 10 Б; г.Чита, ул. Богомягкова, 81; на придомовой территории жилых домов по адресам г.Чита, ул. Смоленская, 20, ул. Нагорная, 19 А, ул. Токмакова, 19; территория контейнерной площадки и прилегающая к ней территория по адресу г.Чита, ул. Нечаева, 7 А, 5 А; придомовая территория по адресу г.Чита, ул. Бабушкина, 98; территория в районе ул. Нагорная, 21 г.Читы; территория в районе конечной остановки общественного транспорта «Каштак» расположенной на пресечении ул. Просторная и ул. Карповский тракт г.Читы; территория по адресам: г.Чита, ул. Шилкинская 15, 17, г. Чита ул. Калинина,4, 12, г.Чита, ул.Геодезическая, 43, 45, 45а, 456, г. Чита, ул. Витимская, г. Чита переулок Ледовый; на расстоянии 20-25 метров от ограждения жилого дома № 78 в мкр. Солнечный г. Читы; придомовая территория неблагоустроенного жилого фонда по ул. Таежная 12, 12а г. Читы.

В удовлетворении административного иска к Министерству природных ресурсов Забайкальского края отказать».

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Цыдендамбаевой О.Ч., судебная коллегия

установила:

руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю) обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь в обоснование требований на то, что в ходе проведенных административных расследований было выявлено наличие несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на земельных участках, расположенных на территории городского округа «Город Чита». В соответствии с нормами Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Закона Забайкальского края «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положением о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края обязанность по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на земельных участках лежит на Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, а на администрации городского округа «Город Чита» - обязанность по участию в организации такой деятельности, следовательно, наличие мест несанкционированного скопления отходов указывает на бездействие данных органов, ненадлежащее осуществление возложенных на них полномочий.

С учетом уточненных административных исковых требований, административный истец просил признать незаконным и нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края и администрации городского округа «Город Чита», выразившееся в необеспечении недопущения несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, захламления твердыми коммунальными отходами территории городского округа «Город Чита», и обязать административных ответчиков в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, ликвидацию захламления твердыми коммунальными отходами территории городского округа «Город Чита» в следующих местах: контейнерная площадка для сбора бытовых отходов, расположенная во дворе жилых домов по адресу: г. Чита, ул. Токмакова, 29, 31 и ул. Нечаева, 13, 15; в непосредственной близости от трансформаторной подстанции № 309 (ТП-309) по адресу: г. Чита, мкр. Северный, 62; в непосредственной близости от трансформаторной подстанции № 398(ТП-398) по адресу: г. Чита, ул. Шилова, 29; контейнерная площадка по адресу г. Чита, ул. Профсоюзная, 25 и ул. Ленина, 97, ул. Лермонтова, 2, ул. Ленинградская, 34; территория по адресу: г. Чита, ул. Таежная, 12Б; территория по адресу: г. Чита, ул. Нечаева, 10Б; территория по адресу: г. Чита, ул. Богомягкова, 81; на придомовой территории жилых домов по адресам: г. Чита, ул. Смоленская, 20, ул. Нагорная, 19А, ул. Токмакова, 19; территория контейнерной площадки и прилегающая к ней территория по адресу: г. Чита, ул. Нечаева, 7 А, 5 А; придомовая территория по адресу: г. Чита, ул. Бабушкина, 98; территория в районе ул. Нагорная, 21, г. Читы; территория в районе конечной остановки общественного транспорта «Каштак», расположенной на пересечении ул. Просторная и ул. Карповский тракт г.Читы; территория по адресам: г. Чита, ул. Шилкинская, 15, 17, ул. Калинина, 4, 12, ул. Геодезическая, 43, 45, 45а, 45б, ул. Витимская и переулок Ледовый; на расстоянии 20-25 метров от ограждения жилого дома № 78 в мкр. Солнечный г. Читы; придомовая территория неблагоустроенного жилого фонда по ул. Таежная, 12, 12а г. Читы (л.д. 3-12, 259-260 т. 1).

Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 23-25 т. 2).

В апелляционной жалобе представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Кошелев В.А. просит решение в части отказа в удовлетворении административных исковых требований к Министерству природных ресурсов Забайкальского края отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, полагая, что решение в указанной части принято с нарушением норм материального и процессуального права, приводя доводы, аналогичные изложенным в административном иске (л.д. 29-30 т. 2).

В апелляционной жалобе административного ответчика администрации городского округа «Город Чита» и дополнениях к ней представители Крючкова Н.И., Бейдин С.В. просят решение в части требований к администрации отменить, ссылаясь на то, что свалки санкционированы и расположены на территориях, принадлежащих собственникам жилого дома или организациям. Возлагая на администрацию обязанность, суд основывался на нормах материального права в части территориальной принадлежности свалки, в то время как вопрос о принадлежности земельных участков в суде перед участниками процесса не ставился, в круг вопросов, необходимых к доказыванию, судом не определялся. Вывод суда в отношении Министерства природных ресурсов Забайкальского края сделан не на основе норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела (л.д. 33 т. 2).

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Баранова А.А., представители административного ответчика администрации городского округа «Город Чита» Крючкова Н.И., Бейдин С.В. доводы и требования апелляционных жалоб поддержали. Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов Забайкальского края Цымбалов П.В. в удовлетворении апелляционных жалоб просил отказать, указав, что решение суда является законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ»).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на земельных участках, расположенных в границах городского округа «Город Чита», размещены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, а именно: контейнерная площадка для сбора бытовых отходов расположенная во дворе жилых домов по адресу: контейнерная площадка для сбора бытовых отходов, расположенная во дворе жилых домов по адресу: г. Чита, ул. Токмакова, 29, 31 и ул. Нечаева, 13, 15; в непосредственной близости от трансформаторной подстанции № 309 (ТП-309) по адресу: г. Чита, мкр. Северный, 62; в непосредственной близости от трансформаторной подстанции № 398(ТП-398) по адресу: г. Чита, ул. Шилова, 29; контейнерная площадка по адресу г. Чита, ул. Профсоюзная, 25 и ул. Ленина, 97, ул. Лермонтова, 2, ул. Ленинградская, 34; территория по адресу: г. Чита, ул. Таежная, 12Б; территория по адресу: г. Чита, ул. Нечаева, 10Б; территория по адресу: г. Чита, ул. Богомягкова, 81; на придомовой территории жилых домов по адресам: г. Чита, ул. Смоленская, 20, ул. Нагорная, 19А, ул. Токмакова, 19; территория контейнерной площадки и прилегающая к ней территория по адресу: г. Чита, ул. Нечаева, 7 А, 5 А; придомовая территория по адресу: г. Чита, ул. Бабушкина, 98; территория в районе ул. Нагорная, 21, г. Читы; территория в районе конечной остановки общественного транспорта «Каштак», расположенной на пересечении ул. Просторная и ул. Карповский тракт г.Читы; территория по адресам: г. Чита, ул. Шилкинская, 15, 17, ул. Калинина, 4, 12, ул. Геодезическая, 43, 45, 45а, 45б, ул. Витимская и переулок Ледовый; на расстоянии 20-25 метров от ограждения жилого дома № 78 в мкр. Солнечный г. Читы; придомовая территория неблагоустроенного жилого фонда по ул. Таежная, 12, 12а г. Читы.

Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, районный суд исходил из того, что бездействие администрации городского округа «Город Чита» по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, в связи с чем возложил на нее обязанность принять участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов и ликвидировать несанкционированные свалки.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ, пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Доводы апелляционной жалобы администрации городского округа «Город Чита» об отсутствии у нее полномочий по ликвидации несанкционированных свалок на территории городского округа «Город Чита» и о том, что свалки являются санкционированными, основанием для отмены решения суда не являются.

Исходя из приведенных выше положений законодательства, обязанность участия в организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов отнесена к компетенции муниципального образования. При этом выбор способа осуществления данной обязанности является правом муниципального образования. Однако в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет именно данный орган местного самоуправления. Размещение несанкционированной свалки на муниципальном земельном участке свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны органа местного самоуправления за состоянием земельного участка.

Согласно части 3 статьи 64 КАС РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.

Вступившими в законную силу постановлениями судей Центрального районного суда г. Читы от 1 февраля 2018 года, 5 марта 2018 года администрация городского округа «Город Чита» привлечена к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.3 КоАП РФ. Основанием для привлечения администрации к административной ответственности послужило наличие несанкционированных свалок на расстоянии 20-25 метров от ограждения жилого дома № 78 мкр. Солнечный, на придомовой территории неблагоустроенного жилого фонда по ул. Таежная 12, 12а г. Читы. В связи с поступившими обращениями о наличии несанкционированных свалок по иным указанным в административном иске адресам Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в отношении администрации городского округа «Город Чита» были возбуждены аналогичные дела об административном правонарушении.

Таким образом, утверждение представителя администрации городского округа «Город Чита» о том, что принимая решение, суд первой инстанции не исследовал вопрос о принадлежности земельных участков, не свидетельствует о неправильности принятого по делу решения.

При этом в удовлетворении требований к Министерству природных ресурсов Забайкальского края отказано судом первой инстанции правомерно.

Согласно абзацу шестнадцатому статьи 6 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 года № 503, в области обращения с отходами Министерство разрабатывает и реализует региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участвует в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Забайкальского края; участвует в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами; вносит предложения по определению в программах социально-экономического развития Забайкальского края прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения; организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; регулирует деятельность региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разрабатывает территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и вносит предложения по ее утверждению.

По смыслу вышеприведенных положений полномочия Министерства природных ресурсов Забайкальского края в области обращения с отходами заключаются в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории Забайкальского края.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, в рамках реализации вышеперечисленных полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами Министерством природных ресурсов Забайкальского края организована и проведена процедура конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, 30 марта 2018 года заключено соглашение с ООО «ОЛЕРОН+» с определением начала его деятельности с 1 января 2019 года, обеспечено направление в адрес Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края письменного предложения по установлению единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края.

С учетом вышеприведенного правовых оснований для возложения на Министерство природных ресурсов Забайкальского края в судебном порядке обязанности обеспечить ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, ликвидацию захламления твердыми коммунальными отходами территории городского округа «Город Чита» не имеется.

На основании вышеизложенного судебной коллегией также не принимается во внимание ссылка представителя администрации городского округа «Город Чита» на наличие вынесенного Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в адрес Министерства природных ресурсов Забайкальского края предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 17 августа 2017 года с предложением об осуществлении организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края, а также судебного решения об отказе Министерству природных ресурсов Забайкальского края в требованиях об отмене этого предостережения. Кроме того, данное предостережение было вынесено в связи с иными фактическими обстоятельствами.

Нарушений норм материального и процессуального права судом при принятии решения не допущено; юридически значимые обстоятельства по административному делу определены верно; оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ; установленные по делу обстоятельства доказаны собранными по делу доказательствами; положения статьи 180 КАС РФ при принятии решения соблюдены; доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены принятого по делу судебного акта.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 30 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю Кошелева В.А. и представителя административного ответчика администрации городского округа «Город Чита» Крючковой Н.И. – без удовлетворения.

Председательствующий О.Ч. Цыдендамбаева

Судьи С.А. Каверин

Д.С. Ходюков