ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3868/2016 от 21.07.2016 Архангельского областного суда (Архангельская область)

судья Лощевская Е.А. стр. 018а г/п 00 руб.

докладчик Гудушин Н.Б. №33а-3868/2016 21 июля 2016 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Верещагина Г.С.,

судей Гудушина Н.Б., Пыжовой И.А.,

при секретаре Ткаченко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по апелляционному представлению прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры Н.Д.С.. на решение Приморского районного суда Архангельской области от 27 апреля 2016 года, которым постановлено:

«в удовлетворении требований прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Онежское Поморье» о признании незаконными приказов от 11 декабря 2015 № «Об утверждении размера платы, взимаемой за посещение физическими лицами территории национального парка «Онежское Поморье» в целях туризма и отдыха», от 19 февраля 2016 № , от 26 февраля 2016 № «Об утверждении Порядка оплаты и получения разрешения на право пребывания на территории национального парка «Онежское Поморье» физическими лицами в целях туризма и отдыха», от 26 февраля 2016 № «Об утверждении Порядка получения разрешения на право пребывания на территории национального парка «Онежское Поморье» физическими лицами с целями, не связанными с туризмом и отдыхом» отказать».

Заслушав доклад судьи Гудушина Н.Б., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Онежское Поморье» (далее - ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье», Парк), с учетом заявленных уточнений просил признать недействующими полностью с момента принятия: приказ от 11 декабря 2015 года № «Об утверждении размера платы, взимаемой за посещение физическими лицами территории национального парка «Онежское Поморье» в целях туризма и отдыха», приказ от 19 февраля 2016 года № «Об утверждении Порядка оплаты и получения разрешения на право пребывания на территории национального парка «Национальный парк «Онежское Поморье» физическими лицами в целях туризма и отдыха», приказ от 26 февраля 2016 года № «Об утверждении Порядка оплаты и получения разрешения на право пребывания на территории национального парка «Национальный парк «Онежское Поморье» физическими лицами в целях туризма и отдыха», приказ от 26 февраля 2016 года № «Об утверждении Порядка получения разрешения на право пребывания на территории национального парка «Онежское Поморье» физическими лицами с целями, не связанными с туризмом и отдыхом». Обязать ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемые приказы противоречат Федеральному закону от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Лесному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Поскольку территория Парка не имеет официально установленных границ, не установлено функциональное зонирование и на территории Приморского района Архангельской области имеется Унский государственный природный биологический заказник регионального значения, границы которого по отношению к Парку также не закреплены, то введение режима платности и особого порядка его посещения является недопустимым. Установленный размер платы за пребывание на территории Парка не согласован с Минприроды России. Установленные льготы на посещение Парка противоречат конституционному принципу равенства. Оспариваемые положения возлагают на граждан обязанности, не предусмотренные ст. 3 Федерального закона от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ограничивают срок «транзитного» пребывания граждан, при этом выдача разрешений в отдельных населенных пунктах на территории Парка не производится.

В судебном заседании прокурор Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры Н. Д.С. требования поддержал.

Представитель ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» П. Ю. М. возражала против удовлетворения административного иска.

Представитель министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Р. М.П., полагал, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание представителя не направило, согласно представленному отзыву министерство с требованиями прокурора не согласно.

Суд постановил указанное решение, с которым не согласился прокурор Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры Н. Д.С., в апелляционном представлении просит решение суда отменить как незаконное, вынести новое решение об удовлетворении требований. Указывает, что оспариваемые приказы не соответствуют ст.ст. 12. 15,16, 23 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Границы территорий национальных парков на местности должны утверждаться нормативными правовыми актами, подлежащими официальному опубликованию, а сведения о границах должны содержаться в открытом доступе в сети «Интернет», в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий. Однако сведения о границах ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий отсутствуют, на официальном сайте Минприроды России не размещены. Считает, что все оспариваемые приказы подлежали согласованию с Минприроды России. Оспариваемые акты содержат взаимоисключающие положения, что приводит к невозможности либо к субъективной избирательности их применения.

В отзыве на апелляционную жалобу Минприроды России просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры Н. Д.С., прокурор прокуратуры Архангельской области П. О.С. доводы апелляционного представления поддержали.

Представитель ФГБУ Национальный парк «Онежское поморье» П. Ю.М. возражала против удовлетворения апелляционного представления.

Представитель министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Р. М.П. полагал решение суда незаконным.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 308 КАС РФ).

Заслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Как установил суд первой инстанции, в соответствии с п. 1 ст. 2, ст. 14 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № учрежден национальный парк «Онежское Поморье» общей площадью <данные изъяты> гектаров, включая земли лесного фонда площадью <данные изъяты> гектаров в Онежском и Приморском районах Архангельской области и земли водного фонда площадью <данные изъяты> гектаров (без изъятия их из хозяйственной эксплуатации) в акватории Унской губы Белого моря. Парк отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 1), которому предписано обеспечить режим особой охраны природных комплексов и объектов на землях, указанных в пункте 1 Постановления, и осуществить необходимые мероприятия, связанные с созданием Парка (п. 2).

Управление данным национальным парком осуществляет ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье».

Проанализировав п.п. 1, 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 13 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ, п. 11 Положения о национальных природных парках Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года № 769), суд пришел к выводу, что директор ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» в целях выполнения основных задач национального парка был вправе издать оспариваемые прокурором приказы, которые не являются нормативными правовыми актами, а носят организационно-распорядительный характер.

Обсуждая вопрос о правомерности установления платы, взимаемой за посещение физическими лицами территории национального парка в целях туризма и отдыха, суд руководствовался п. 6 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ, п.п. 4, 5, 9 Порядка определения платы, взимаемой за посещение физическими лицами территорий национальных парков в целях туризма и отдыха, утвержденного приказом Минприроды России от 08 апреля 2015 № 174, установил, что письмом от 26 ноября 2015 года № проект приказа № ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» «Об утверждении размера платы, взимаемой за посещение физическими лицами территории национального парка «Онежское Поморье» в целях туризма и отдыха» согласован Минприроды России. Информация о размере платы размещена на официальном сайте национального парка «Онежское Поморье» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Что касается выдачи разрешений на право пребывания на территории национального парка, по мнению суда, такое право установлено непосредственно законом – п. 6 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ. Согласование этих вопросов с Минприроды России не требуется.

Проверяя доводы прокурора об отсутствии официально установленных границ национального парка и функционального зонирования, суд пришел к выводу, что с момента принятия Правительством Российской федерации решения об учреждении национального парка вся территория, включенная в его границы, приобретает статус особо охраняемой природной территории. При этом деятельность национального парка не может быть поставлена в зависимость от того, что земли, в границах которых находится Парк, не переведены в категорию особо охраняемых территорий. Также, по мнению суда, не имеет правового значения то обстоятельство, что на территории Парка находится биологический заказник регионального значения.

Между тем судом не учтено следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением: а) заповедной зоны; б) особо охраняемой зоны; в) рекреационной зоны; г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; д) зоны хозяйственного назначения; е) зоны традиционного экстенсивного природопользования.

Согласно п. 5 данной статьи дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как указано в п. 6 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ, пребывание на территориях национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление национальными парками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки, допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки. За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.

Таким образом, содержание предусмотренных на территории национального парка ограничений и запретов зависит от целевого назначения земель, определенного на основании функционального зонирования территории этого национального парка.

Согласно п. 11 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года № 769, конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.

Положение о национальном парке «Онежское Поморье» до настоящего времени Минприроды России не утверждено.

Следовательно, до настоящего времени уполномоченным федеральным органом не установлен конкретный комплекс ограничений и запретов на территории национального парка «Онежское Поморье», не определены географических пределы их действия.

Очевидно, что данные вопросы не могут быть разрешены самостоятельно ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье».

Указанные обстоятельства препятствует взиманию платы за посещение физическими лицами территорий данного национального парка в целях туризма и отдыха, так как функциональное зонирование его территории не проведено.

Выдача разрешения для пребывания на территории национального парка также предполагает, что географические координаты его территории должны быть определены, а функциональные зоны установлены.

Поэтому при несоблюдении данных условий не представляется возможным достоверно установить, нарушают ли физические лица режим пребывания на территории национального парка и с какой целью находятся на территории парка.

При таких обстоятельствах оспариваемые прокурором приказы, изданные лицом, наделенным в рассматриваемых правоотношениях публичными полномочиями, содержащие взаимозависимые условия и требования для пребывания физических лиц на территории национального парка «Онежское Поморье», не соответствуют вышеприведенным нормам федерального законодательства, нарушают права, свободы и законные интересы граждан.

Указанное свидетельствует о незаконности решения суда, в связи с чем оно подлежит отмене.

Принимая новое решение в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судебная коллегия находит административный иск прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры подлежащим удовлетворению, подлежат признанию незаконными: приказ директора ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» от 11 декабря 2015 года № «Об утверждении размера платы, взимаемой за посещение физическими лицами территории национального парка «Онежское Поморье» в целях туризма и отдыха», приказ директора ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» от 19 февраля 2016 года № «Об утверждении Порядка оплаты и получения разрешения на право пребывания на территории национального парка «Национальный парк «Онежское Поморье» физическими лицами в целях туризма и отдыха», приказ директора ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» от 26 февраля 2016 года № «Об утверждении Порядка оплаты и получения разрешения на право пребывания на территории национального парка «Национальный парк «Онежское Поморье» физическими лицами в целях туризма и отдыха», приказ директора ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» от 26 февраля 2016 года № «Об утверждении Порядка получения разрешения на право пребывания на территории национального парка «Онежское Поморье» физическими лицами с целями, не связанными с туризмом и отдыхом».

Указанное означает, что со дня принятия решения судом апелляционной инстанции вышеназванные приказы не подлежат применению, тем самым должны устраняться нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Приморского районного суда Архангельской области от 27 апреля 2016 года отменить полностью, по административному делу принять новое решение, которым административный иск прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить, признать незаконными: приказ директора ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» от 11 декабря 2015 года № «Об утверждении размера платы, взимаемой за посещение физическими лицами территории национального парка «Онежское Поморье» в целях туризма и отдыха», приказ директора ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» от 19 февраля 2016 года № «Об утверждении Порядка оплаты и получения разрешения на право пребывания на территории национального парка «Национальный парк «Онежское Поморье» физическими лицами в целях туризма и отдыха», приказ директора ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» от 26 февраля 2016 года № «Об утверждении Порядка оплаты и получения разрешения на право пребывания на территории национального парка «Национальный парк «Онежское Поморье» физическими лицами в целях туризма и отдыха», приказ директора ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» от 26 февраля 2016 года № «Об утверждении Порядка получения разрешения на право пребывания на территории национального парка «Онежское Поморье» физическими лицами с целями, не связанными с туризмом и отдыхом».

.

Председательствующий Г.С. Верещагин

Судьи Н.Б. Гудушин

И.А. Пыжова