69RS0002-02-2021-000329-27
Дело № 33а-3870 судья Шишова Е.А. 2021 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2021 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Иванова Д.А. и Сергуненко П.А.
при секретаре судебного заседания
ФИО1
с участием прокурора Обиход И.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери
по докладу судьи Сергуненко П.А.
дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Бежецкого межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в г. Весьегонске) от 09 сентября 2021 года, которым, в редакции определения Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 09 сентября 2021 года об исправлении описки, постановлено:
«в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии Весьегонского округа Тверской области об обязании провести замену членов УИК Весьегонского округа в соответствие с Решением ПП Справедливая Россия от 11.03.2021 – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бежецкий межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в г. Весьегонске) в течение пяти дней со дня принятия судом решения».
Судебная коллегия
установила:
06 сентября 2021 года ФИО2, являясь кандидатом в депутаты Законодательного собрания Тверской области, обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Весьегонского округа, с требованием о возложении обязаности провести замену членов УИК Весьегонского округа в соответствие с Решением Политической партии Справедливая Россия от 11.03.2021.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 11 марта 2021 года в Территориальную комиссию Весьегонского округа Тверской области направлено решение <данные изъяты> Бюро Совета регионального отделения Политической партии Справедливая Россия Тверской области о досрочном прекращении полномочий членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса и внесении предложения по кандидатурам новых членов комиссий в Весьегонском округе Тверской области от Политической партии Справедливая Россия. Ссылаясь на нормы п. 3.3 ст. 22 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указывает, что все условия законности соблюдены, однако ТИК Весьегонского округа незаконно отказала в замене членов УИК от ПП Справедливая Россия, просил обязать Территориальную комиссию Весьегонского округа Тверской области провести замену членов УИК Весьегонского округа в соответствии с решением партии от 11.03.2021.
В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным в административном иске основаниям и дополнительно пояснил, что участие его представителя ФИО3, который является и членом ТИК, не противоречит его интересам. На предложение суда, указанные в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, уточнить требования, пояснил, что не желает этого делать, поскольку он ранее обжаловал в ЦИК РФ решение принятое Территориальной избирательной комиссией Весьегонского округа Тверской области (далее ТИК). Сроки на обращение в суд он не пропустил, поскольку какие-либо сроки в данном деле не применяются. Ответ из Избирательной комиссии Тверской области по его обращению в ЦИК РФ о замене членов УИК после отказа ТИК он получил примерно в середине мая 2021 года, после чего неоднократно обращался в прокуратуру Весьегонского района, но его обращения прокурором не рассматривались, а перенаправлялись в Избирательную комиссию Тверской области. Он является членом Политической Партии Справедливая Россия (далее - ПП Справедливая Россия), кандидатом в депутаты Законодательного собрания Тверской области от ПП Справедливая Россия и Председателем Совета Местного отделения ПП Справедливая Россия в Весьегонском округе Тверской области, поэтому считает нарушенными свои права тем, что ТИК не производит замену членов участковой избирательной комиссии Весьегонского округа (далее УИК). Он вступил в должность Председателя Совета Местного отделения ПП Справедливая Россия 02.11.2019 и уже около двух лет занимается вопросом по замене членов УИК. В настоящее время членами УИК являются только три человека от партии Справедливая Россия, которые включены только недавно, о чем он даже не уведомлен. Настоящий иск подан им, чтобы реализовать право ПП Справедливая Россия на законные выборы и на замену одних членов УИК на других, чтобы все было справедливо. Региональное отделение ПП Справедливая России в Тверской области ему доверенность на представление интересов Партии в суде - не выдавало. Местное отделение ПП Справедливая Россия в Весьегонском округе не имеет статуса юридического лица. 15 февраля 2021 года он обратился в ТИК с решением Совета Местного отделения ПП Справедливая Россия о замене членов УИК утративших связь с Партией, в его адрес ТИК направил ответ, который он получил 06.03.2021. Для выполнения требований он направил принятые решения Местного отделения в Региональное отделение Партии г.Тверь на согласование, после чего было принято решение Бюро Совета Регионального отделения 11.03.2021 о досрочном прекращении полномочий 18 членов УИК с правом решающего голоса и внесении предложений по кандидатам 18 новых членов, которое представлено в ТИК. Постановлением от 30.03.2021 ТИК отказала Региональному отделению партии, и он обжаловал его в ЦИК РФ, ответ откуда получил примерно в середине мая 2021 года, после чего неоднократно обращался в прокуратуру. В Избирательной комиссии Тверской области им устно обещали внести кандидатов в члены УИК, а сами включили только в резерв. Затем ТИК как то включила в члены УИК трех представителей Партии Справедливая Россия, почему только трех непонятно.
Представитель административного истца ФИО2 - ФИО3, в судебном заседании поддержал заявленные истцом требования, просил их удовлетворить, пояснил, что в настоящее время является членом ТИК Весьегонского округа и членом ПП Справедливая Россия. Участие его в данном процессе не противоречит интересам истца. Первоначально документы о согласии на назначение граждан членами УИК поступили в ТИК 15.02.2021, т.е. еще до внесения 24.02.2021 изменений в Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от <данные изъяты> «О порядке формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий». То есть эти люди должны быть включены в состав членов УИК без зачисления в резерв, то есть по правилам, действовавшим до изменений. Истец вправе обратиться с этим иском как кандидат в депутаты и как Председатель Совета местного отделения Партии и имеет право на справедливость. После первого обращения истца в ТИК 15.02.2021, были направлены документы в Региональное отделение партии, где Бюро Совета партии приняло решение 11.03.2021 о досрочном прекращении полномочий членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса и внесении предложения по кандидатурам новых членов комиссий в Весьегонском округе Тверской области от Политической партии Справедливая Россия и обратилось в ТИК, который отказал Региональному отделению Партии. Документы о включении кандидатур в резерв составов УИК от ПП Справедливая Россия поступили в ТИК только месяц назад, в резерв они включены, но членами УИК не назначены.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Весьегонского округа ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддержала доводы возражений ТИК и отзыва Избирательной комиссии Тверской области, согласно которым, в Территориальную избирательную комиссию Весьегонского округа (далее - ТИК Весьегонского округа) 17.03.2021 из регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Тверской области поступили документы о досрочном прекращении полномочий членов УИК с правом решающего голоса, назначенных в состав УИК по предложению ПП Справедливая Россия, а так же документы для зачисления в состав УИК Весьегонского округа. Изучив представленные документы ТИК установила следующее.
В соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательны прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ) политическая партия, по предложению которой назначен член комиссии в соответствии с пунктом 7 статьи 23 (избирательная комиссия субъекта Российской Федерации), пунктом 8 статьи 24 (избирательная комиссия муниципального образования), пунктами 7 и 7.1 статьи 25 (окружная избирательная комиссия), пунктом 7 статьи 26 (территориальная комиссия), пунктом 5 статьи 27 (участковая комиссия) (далее - УИК) Федерального закона №67-ФЗ, вправе внести в назначивший этого члена комиссии орган мотивированное представление о досрочном прекращении полномочий этого члена комиссии. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена комиссии политической партией должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена комиссии. При отсутствии такого предложения представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии рассмотрению не подлежит. Представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и предложение по кандидатуре нового члена комиссии утверждаются решением уполномоченного на то уставом политической партии постоянно действующего руководящего органа политической партии или (соответственно уровню избирательной комиссии) ее регионального отделения либо иного структурного подразделения.
В соответствии с пунктом 11 статьи 29 Федерального закона №67- ФЗ новый член УИК назначается из резерва составов участковых комиссий с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 22 Федерального закона №67-ФЗ, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Порядок формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, установлен постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от <данные изъяты> (далее - Порядок формирования резерва составов УИК).
В соответствии с пунктом 34 Порядка формирования резерва составов УИК в случае досрочного прекращения полномочий члена участковой комиссии на основании мотивированного представления политической партии, внесенного в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 Федерального закона № 67- ФЗ, кандидатура нового члена УИК подлежит зачислению в резерв составов участковых комиссий на основании подпункта «е» пункта 19 Порядка формирования резерва составов УИК.
Согласно Решения №<данные изъяты> Бюро Совета регионального отделения Политической партии Справедливая Россия Тверской области от 11.03.2021 предлагалось внести в ТИК кандидатуры для назначения членами УИК с правом решающего голоса ПП Справедливая Россия.
В соответствии с пунктом 4, 5.1 статьи 27 Федерального закона № 67-ФЗ, Методическими рекомендациями о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденными постановлением ЦИК России 17.02.2010 №<данные изъяты>, Порядком формирования резерва составов УИК кандидатуры должны предлагаться для включения в резерв составов УИК, а не для назначения в состав УИК. И только из резерва составов УИК ТИК может быть назначена кандидатура члена УИК с правом решающего голоса.
Кроме того в указанном Решении № <данные изъяты> вносилось на рассмотрение ТИК представление о досрочном прекращении полномочий членов УИК участка <данные изъяты>С.А. и № <данные изъяты>Н.В. которые к тому времени уже не являлись членами УИК, поскольку были освобождены на основании личного заявления (постановления ТИК от 24.03.2020 и от 27.09.2019)
В соответствии с пунктом 11.1 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ орган, назначивший члена комиссии, в отношении которого политической партией внесено представление о досрочном прекращении полномочий в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ, принимает решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и назначении нового члена комиссии либо об отказе в удовлетворении представления о досрочном прекращении полномочий не позднее чем в месячный срок со дня получения представления о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и предложения по кандидатуре нового члена комиссии. Орган, назначивший члена комиссии, в отношении которого политической партией внесено представление о досрочном прекращении полномочий в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 Федерального закона №67- ФЗ, информирует политическую партию о принятом в соответствии с настоящим пунктом решении.
На основании вышеизложенного, 30.03.2021 ТИК Весьегонского округа принято постановление № <данные изъяты> «О рассмотрении документов, представленных в территориальную избирательную комиссию Весьегонского округа региональным отделением Политической партии Справедливая Росси в Тверской области», которым региональному отделению ПП Справедливая Россия отказано в удовлетворении представления о досрочном прекращении полномочий членов УИК, о выводе из резерва составов УИК членов УИК с правом решающего голоса, а также о зачислении кандидатур в составы УИК Весьегонского округа. ТИК считает, что постановление принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, действия комиссии не были обжалованы в установленные сроки, в связи с чем просят отказать в удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица регионального отделения Партии Справедливая Россия–Патриоты-За правду в Тверской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия. В справке № <данные изъяты> сообщил, что ФИО2 является членом Социалистической политической партии «Справедливая Россия–Патриоты-За правду», председателем Совета местного отделения Социалистической политической партии «Справедливая Россия–Патриоты-За правду» в Весьегонском муниципальном округе Тверской области. Так же сообщили, что региональное отделение не уполномочивало ФИО2 для подачи данного иска и председатель регионального отделения ФИО5 не выдавал доверенность ФИО2 для представления интересов регионального отделения в суде. (т. 1 л.д. 37). В справке № <данные изъяты> сообщили, что согласно ч. 2 ст. 47 Устава Партии - Местное отделение Социалистической политической партии «Справедливая Россия–Патриоты - За правду» в Весьегонском муниципальном округе Тверской области, создано без образования юридического лица (т. 1 л.д. 167).
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Тверской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором критикуются доводы административного искового заявления. Указано, что ФИО2 включен в состав областного списка кандидатов в депутаты Законодательного собрания Тверской области седьмого созыва выдвинутых Региональным отделением ПП Справедливая Россия в Тверской области. В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, п. 2 ст. 37 Избирательного кодекса Тверской области, от имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список. В данном случае ни кандидат, выдвинутый в составе областного списка представляет объединение, а уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения. Истец не конкретизировал, какое решение, действие (бездействие) обжалует, следовательно, невозможно определить вопрос о пропуске срока в соответствии с п. 2 ст. 74 Избирательного кодекса РФ. ФИО2 ранее обращался с аналогичными требованиями, которые были предметом рассмотрения Избирательной комиссии Тверской области: 21.04.2021 поступившее обращение из ЦИК РФ, ответ направлен ФИО2 27.04.2021; по обращениям от 09.06.2021 и 31.08.2021 из прокуратуры Весьегонского района направлены ответы 18.06.2021 и 04.09.2021 соответственно, где сообщено что ТИК принимала предложения по кандидатурам для дополнительного зачисления в резерв составов УИК в период с 22.02.2021 по 15.03.2021. Документы в ТИК от Местного отделения партии поступили 16.02.2021 о замене членов УИК, по документам был дан ответ от 25.03.2021 с предложением о зачислении в резерв кандидатур от Партии и принятием этих предложений в период с 22.02.2021 по 15.03.2021, а так же то, что в резерве составов УИК кандидатур от ПП Справедливая Россия нет. 17.03.2021 из Регионального отделения партии в ТИК поступили документы о досрочном прекращении полномочий членов УИК и документы для зачисления в состав УИК. Однако в заявлениях кандидаты дают согласие на назначение их членом УИК, а согласия на зачисление в резерв нет. По результатам рассмотрения документов ТИК 30.03.2021 отказано в досрочном прекращении полномочий членов УИК, а так же о зачислении кандидатур в составы УИК Весьегонского округа, поскольку в соответствие с действующим законодательством кандидатуры должны предлагаться для включения в резерв составов УИК, а не для назначения в состав УИК, и только из резерва ТИК может назначить кандидатуру члена УИК с правом решающего голоса. Копия указанного постановления направлена в адрес РО ПП Справедливая Россия в Тверской области письмом 31.03.2021. Указанное постановление принято ТИК на заседании коллегиально, соответствует требованиям законодательства не обжаловано. ТИК в 2018 году сформировала УИК на 2018-2023, документы были представлены ПП Справедливая России, жалоб от партии на формирование УИК не поступало. В силу п. 12 Порядка формирования резерва составов УИК с 30 июля 2021 года по 19 августа 2021 проводился сбор предложений по дополнительному зачислению в резерв составов УИК и постановлением Избирательной комиссии Тверской области от 26.08.2021 дополнительно зачислены в резерв составов УИК 18 человек от ПП Справедливая Россия, и постановлением ТИК от 30.08.2021 в состав УИК № <данные изъяты> введена от ПП Справедливая Россия ФИО6 Поскольку ТИК увеличила численный состав УИК 30.08.2021 введены в состав УИК № <данные изъяты>О.И. и № <данные изъяты>Э.А.. В настоящее время в составе каждой УИК есть представитель от ПП Справедливая Россия. В случае досрочного прекращения полномочий члена УИК назначенного по представлению ПП Справедливая Россия вакантное место будет замещено кандидатурой, из резерва от ПП Справедливая Россия.
Заместитель прокурора Весьегонского района Титова Е.С. в судебном заседании дала заключение об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца. Указала на пропуск срока обжалования положений постановления ТИК от 30.03.2021, отсутствие оснований для его восстановления. Партия Справедливая Россия не уполномочивала ФИО2 на предъявление заявленных требований. Как гражданин, кандидат в депутаты и Председатель Совета местного отделения партии истец не представил доказательств, что действиями ответчика нарушены лично его конституционные права.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ФИО2 ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения, об удовлетворении заявленных требований. Повторяя доводы административного искового заявления указано, что судом неверно оценены фактические обстоятельства по делу. Полагает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об отводе судьи. Замена членов УИК затрагивает не только его права как председателя местного отделения партии «Справедливая Россия» или кандидата в депутаты, но и права неограниченного круга лиц, всех избирателей голосующих на территории Весьегонского округа. Указывает на бездействие органов прокуратуры по не обжалованию по мнению истца, незаконных постановлений ТИК Весьегонского округа, в т.ч. от 30.03.2021 г. Суд не принял во внимание, что действующие члены УИК Весьегонского округа назначены незаконно решением местного отделения партии «Справедливая Россия» за подписью Ю.Н. Шведко. В силу п. 3.3 ст. 22 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение местного отделения не легитимно и не имеет юридической силы. Суд не принял во внимание факт, что заявления кандидатов на замену в члены УИК были поданы 15.02.2021 г. то есть до внесения изменений в постановление ЦИК РФ от 05.12.2012 № <данные изъяты> которые внесены 24.02.2021 г. До внесения данных изменений не требовалось вводить кандидатов в комиссии через резерв. Поэтому рассматривать и принимать решения обязаны были по старым правилам.
В письменных возражениях прокурора Весьегонского района Тверской области выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы, указано на законность и обоснованность постановленного судебного акта. Судом установлено, что региональное отделение не уполномочивало ФИО2 для подачи искового заявления и не выдавало доверенности на представление в суде интересов регионального отделения. Истцом не представлено доказательств того, что решением ТИК от 30.03.2021 нарушены его избирательные права и права на участие в референдуме, права и законные интересы ФИО2 действующего, как кандидата в депутаты Законодательного собрания Тверской области и Председателя Совета местного отделения ПП Справедливая Россия указанным решением ТИК Вссьегонского МО каким-либо образом не затрагиваются. Доводы истца о том, что действующие члены УИК назначены незаконно решением местного отделения партии «Справедливая Россия», не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку не относятся к предмету заявленных исковых требований, как и вопросы деятельности прокуратуры. Доводы апелляционной жалобы ФИО2 сводятся к повторению ранее изложенной позиции, которая была предметом исследования и оценки судом первой инстанции.
В письменных возражениях Территориальной избирательной комиссии Весьегонского округа, отзыве на апелляционную жалобу Избирательной комиссии Тверской области выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы. Указано, что в соответствии ст. 40 КАС РФ административного истца никто не уполномочил действовать в суде в защиту прав неограниченного круга лиц, в судебном заседании документов от лиц, которые его бы уполномочили представлять их интересы, не представлено.
Требования Административного истца удовлетворению не подлежат поскольку срок на обжалование положений постановления ТИК от 30.03.2021 истцом пропущен и не может быть восстановлен. ПП СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ не уполномочивала ФИО2 на предъявление заявленных требований. Как гражданин, кандидат в депутаты и председатель Совета местного отделения партии истец не представил доказательств, что действиями ответчика нарушены лично его конституционные права.
Судом исследован вопрос представления интересов Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» ФИО2 в судебном заседании, на основании ответа регионального отделения ПП СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тверской области. Судом установлено, что региональное отделение не уполномочивало ФИО2 для подачи данного иска и председатель регионального отделения ФИО5 не выдавал доверенность ФИО2 для представления интересов регионального отделения в суде, то есть ФИО2 не наделен полномочиями действовать от имени партии.
Судом сделан обоснованный вывод, что отказ ТИК в замене членов УИК Весьегонского округа в соответствии с решением ПП СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ от 11.03.2021, каким-либо образом права и законные интересы ФИО2 действующего как кандидат в депутаты Законодательного Собрания Тверской области и председателя Совета местного отделения ПП СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, не затрагивает. В исковом заявлении, поданном от своего имени как кандидата в депутаты, ФИО2 оспариваются решения ТИК, которые не затрагивают его избирательные права и права на участие в референдуме, а в силу отсутствия полномочий, действовать от имени политической партии, он не вправе ставить перед судом вопрос разрешения заявленных требований. В этой связи Суд обосновано не усмотрел оснований для удовлетворения иска.
В суде апелляционной инстанции ФИО2 доводы своей апелляционной жалобы поддержал по указанным в ней основаниям, повторил свою позицию, изложенную в суде первой инстанции, просил решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По заключению участвовавшего в судебном заседании прокурора Обихода И.Д., обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Иные участвующие в деле лица о дне и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещались надлежащим образом, в судебное заседании не явились. Руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заблаговременно в установленный законом срок, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзыва на жалобу, заслушав выступления участвовавшего в суде апелляционной инстанции ФИО2 и заключение прокурора, судебная коллегия оснований для отмены или изменения судебного акта не находит, в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Гарантируя избирателям, кандидатам, избирательным объединениям и другим участникам выборов право на обращение в суд за защитой избирательных прав, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации исходят из обусловленной характером допущенного или предполагаемого нарушения избирательных прав конкретных участников выборов необходимости дифференциации общего и специального (по предметам, субъектам и срокам подачи жалобы, заявления) порядков его реализации. Избранный федеральным законодателем подход не только позволяет учесть структуру (стадийность) и временные параметры избирательного процесса, но и полностью согласуется со статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации и конкретизирующей ее положения применительно к сфере административного судопроизводства частью 1 статьи 4 КАС Российской Федерации, согласно которой каждый, если иное прямо не предусмотрено законом, вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в случае, когда, по его мнению, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Особенности порядка производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлены главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в которой определены: субъекты, наделенные правом на обращение в суд с административным иском о защите избирательных прав; лица, которые могут являться административными ответчиками по данным делам; категории дел о защите избирательных прав; порядок и сроки их рассмотрения; порядок и сроки предъявления административных исковых заявлений о защите избирательных прав; особенности принятия судом решений по данной категории дел.
Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы (ч. 2 ст. 239 КАС РФ).
В соответствии с п.1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Судебный акт подлежит безусловной отмене апелляционным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств и недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на Съезде 22.02.2021 Политическая партия Справедливая Россия переименована в Социалистическую политическую партию «Справедливая Россия –Патриоты -За правду», что подтверждается Уставом Партии (т. 1 л.д. 110 оборот).
Региональное отделение партии является его структурным подразделением ст. 30 Устава (т. 1 л.д. 90 оборот).
Региональное отделение Социалистической ПП «Справедливая Россия-Патриоты-За правду» в Тверской области (до переименования региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Тверской области) зарегистрировано в качестве юридического лица, как некоммерческая организация (т. 1 л.д. 39,40).
Истец ФИО2 является членом Социалистической политической партии «Справедливая Россия–Патриоты-За правду», председателем Совета местного отделения Социалистической политической партии «Справедливая Россия–Патриоты-За правду» в Весьегонском муниципальном округе Тверской области (т. 1 л.д. 41), а так же кандидатом в депутаты законодательного собрания Тверской области.
В соответствии с Постановлением Избирательной комиссии Тверской области от <данные изъяты> «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Социалистической политической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» в Тверской области» на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области, ФИО2, <данные изъяты> года рождения зарегистрирован по Бежецкой территориальной группе № <данные изъяты> (Бежецкий избирательный округ № <данные изъяты>) в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва по списку, выдвинутому указанным избирательным объединением.
Местное отделение Социалистической политической партии «Справедливая Россия–Патриоты-За правду» в Весьегонском муниципальном округе Тверской области является структурным подразделением Партии (ст.47 Устава), создано без образования юридического лица (т. 1 л.д. 167).
Советом местного отделения Политической партии Справедливая Россия в Весьегонском округе 15.02.2021 принято Решение № <данные изъяты> подписанным председателем Совета ФИО2, о замене членов УИК поскольку у них утрачена связь с партией. Данные документы направлены в ТИК Весьегонского округа.
25.02.2021 ТИК сообщило в местное отделение ПП Справедливая Россия в Весьегонском округе, что на избирательном участке № <данные изъяты>С.А.. освобождена от обязанностей члена УИК постановлением ТИК от 24.03.2020 и был назначен другой член УИК с правом решающего голоса от другого субъекта права, т.к. в резерве составов участковых комиссий от ПП Справедливая Россия кандидатур представлено не было, поэтому замену члена УИК на участке № <данные изъяты> произвести невозможно. В связи с внесенными изменениями <данные изъяты> в постановление ЦИК РФ от 05.12.2012 <данные изъяты> «О порядке формирования резерва составов участковых комиссий и назначение нового члена участковой избирательной комиссии из резерва составов участковых комиссий» (п.34) кандидатуры новых членов участковых комиссий подлежат зачислению в резерв составов участковых комиссий на основании подпункта «е» пункта 19 настоящего Порядка. ТИК разъяснила, что необходимо представить документы на каждую кандидатуру, которую они предлагают в состав избирательной комиссии. Так же сообщено, что в период с 22 февраля по 15 марта 2021 года ТИК принимает предложения по кандидатурам для дополнительного зачисления в резерв составов участковых комиссий Весьегонского округа, ограничения по количеству кандидатур для дополнительного зачисления в резерв составов участковых комиссий не устанавливается. Доведена так же информация что в резерве составов УИК участков 105, 106, 109, 110, 111, 113-118 нет кандидатур от ПП Справедливая Россия. Данное письмо направлено в адрес ФИО2 почтовой связью с уведомлением и получено последним 06.03.2021, что не отрицалось истцом в судебном заседании.
11 марта 2021 года Бюро Совета регионального отделения Политической партии Справедливая Россия Тверской области приняло решение № <данные изъяты> об утверждении представления о досрочном прекращении полномочий 18 членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса участков №№ <данные изъяты> в Весьегонском округе Тверской области и внесении предложения по 18 кандидатурам новых членов комиссий в Весьегонском округе Тверской области от Политической партии Справедливая Россия. Поручено ФИО2 представить данное решение в ТИК Весьегонского округа. (т. 1 л.д. 11-15).
В ТИК Весьегонского округа 17.03.2021 из регионального отделения Политической партии Справедливая Россия Тверской области поступили документы о досрочном прекращении полномочий членов УИК и документы и зачислении с состав УИК.
Постановлением ТИК Весьегонского округа <данные изъяты> «О рассмотрении документов, представленных в территориальную избирательную комиссию Весьегонского округа региональным отделением Политической партии Справедливая Росси в Тверской области», отказано в удовлетворении представления о досрочном прекращении полномочий членов УИК, а также о зачислении кандидатур в составы УИК Весьегонского округа. Указанное постановление направлено в региональное отделение ПП Справедливая Росси в Тверской области 31.03.2021 и получено последним 05.04.2021 (т. 1 л.д. 124-126).
Из доводов, изложенных в иске и пояснений данных суду, ФИО2 фактически не согласен с постановлением ТИК от 30.03.2021, которым отказано в назначении новых кандидатур с состав УИК от ПП Справедливая Россия. Истец в судебном заседании пояснил, что не включением с состав УИК новых членов, затрагиваются его интересы как кандидата в депутаты законодательного собрания Тверской области и Председателя Совета местного отделения ПП Справедливая Россия и он имеет право на законные и справедливые выборы.
В силу действующего законодательства и положений Устава ПП Справедливая Россия, предложения о кандидатурах нового члена комиссии утверждаются решением уполномоченного на то уставом политической партии постоянно действующего руководящего органа, а именно Бюро Совета регионального отделения ПП Справедливая Россия в Тверской области. Тем самым правом на обжалование решений ТИК принятых по результатам рассмотрения решений Бюро Партии обладает Региональное отделение ПП Справедливая России в Тверской области, являющееся юридическим лицом. Местное отделение ПП Справедливая Россия в тверской области создано без образования юридического лица.
Из представленного ответа - региональное отделение не уполномочивало ФИО2 для подачи данного иска и председатель регионального отделения ФИО5 не выдавал доверенность ФИО2 для представления интересов регионального отделения в суде (т. 1 л.д. 37), то есть ФИО2 не наделен полномочиями действовать от имени партии.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом и отмечает следующее.
Порядок оформления и подтверждения полномочий представителя регламентирован статьей 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Частью 6 указанной статьи установлено, что доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при ее наличии).
Право представителя на подписание административного искового заявления подачу его в суд должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе (пункт 2 части 1 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
С учетом изложенных обстоятельств, при отсутствии соответствующей доверенности от регионального отделения ПП Справедливая Россия в Тверской области, ФИО2 не мог действовать в интересах указанного отделения политической партии.
Отказ ТИК в замене членов УИК Весьегонского округа в соответствие с Решением ПП Справедливая Россия от 11.03.2021, каким-либо образом права и законные интересы ФИО2 действующего как кандидат в депутаты Законодательного Собрания Тверской области и Председатель Совета местного отделения ПП Справедливая Россия, не затрагиваются. В исковом заявлении, поданном от своего имени как кандидата в депутаты, ФИО2 оспариваются решения ТИК, которые не затрагивают его избирательные права и права на участие в референдуме, а в силу отсутствия полномочий, действовать от имени политической партии, он не вправе ставить перед судом вопрос о разрешении заявленных требований. В этой связи суд первой инстанции обосновано не усмотрел оснований для удовлетворения иска.
Согласно статье 240 КАС Российской Федерации, регулирующей сроки обращения в суд за защитой избирательных прав, административное исковое заявление о защите избирательных прав, если иное не предусмотрено данным Кодексом, может быть подано, в частности, в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав, законодательства о выборах (часть 1).
Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из заявленных требований, ФИО2 просил обязать Территориальную избирательную комиссию Весьегонского округа Тверской области провести замену членов УИК Весьегонского округа в соответствии с решением ПП Справедливая Россия от 11.03.2021, фактически оспаривая постановление ТИК Весьегонского округа от <данные изъяты>
При этом, по мнению административного истца, имеет место незаконное бездействие административного ответчика. От уточнения административных исковых требований истец отказался.
Вместе с тем, ранее ФИО2 о несогласии с принятым ТИК решением обращался в ЦИК РФ, получив на него ответ в середине мая 2021 года, тем самым срок на подачу иска в суд, как верно установил суд первой инстанции, необходимо исчислять с середины мая 2021 года, который истек в середине августа 2021 года. Исковое заявление поступило в суд 06.09.2021, то есть за пределами трехмесячного срока обжалования. Доводы истца, что на данные правоотношения не распространяются сроки и то, что он обращался неоднократно в прокуратуру, уважительными причинами пропуска срока на обращение в суд не являются.
Судебная коллегия не усматривает нарушения прав ФИО2 голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).
Вопреки доводам административного истца, оснований, предусмотренных статьей 31 КАС РФ, для отвода судьи Бежецкого межрайонного суда Тверской области ФИО7 не имелось, определение Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 09 сентября 2021 года является законным (т. 1 л.д. 221-222).
В соответствии с частью 1 статьи 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, названным Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные лица, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов.
В силу части 2 статьи 40 КАС РФ организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
Ссылки апелляционной жалобы о нарушении прав неопределенного круга лиц, судебной коллегией отклоняются, поскольку административный истец в силу приведенных положений статьи 40 КАС РФ не относится к числу лиц, наделенных правом обращения в суд с административным иском в защиту публичных интересов.
Доводы апелляционной жалобы о бездействии органов прокуратуры Весьегонского района Тверской области, о незаконности решения местного отделения партии «Справедливая Россия» за подписью Ю.Н,, выходят за рамки заявленных административным истцом требований и рассмотрению не подлежат.
Внесенные Постановлением ЦИК России от 24.02.2021 № 284/2087-7 изменения в постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 декабря 2012 года № 152/1137-6 «О порядке формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий», в части Порядка формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, опубликованы в «Вестник ЦИК России», № 2, 2021, 23.03.2021.
Таким образом, по состоянию на 30.03.2021 ТИК Весьегонского округа принимало постановление <данные изъяты> «О рассмотрении документов, представленных в территориальную избирательную комиссию Весьегонского округа региональным отделением Политической партии Справедливая Росси в Тверской области», которым региональному отделению ПП Справедливая Россия отказано в удовлетворении представления о досрочном прекращении полномочий членов УИК, о выводе из резерва составов УИК членов УИК с правом решающего голоса, а также о зачислении кандидатур в составы УИК Весьегонского округа, в соответствии с требованиями действующего на момент принятия решения законодательства. Данное решение принято на заседании коллегиально.
Подача заявления кандидатов на замену в члены УИК 15.02.2021, в данном случае правового значения не имеет, поскольку вопрос зачисления кандидатур, предложенных в состав УИК, но не назначенных ее членами, в резерв составов УИК, который формируется избирательной комиссией субъекта РФ или по ее решению ТИК был предусмотрен и ранее (п. 5.1 ст. 27 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации). При несогласии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, само Постановление ЦИК России от 24.02.2021 № 284/2087-7 административным истцом не обжаловалось.
Иные доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки, представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и не опровергнуты.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бежецкого межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в г. Весьегонске) от 09 сентября 2021 года, в редакции определения Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 09 сентября 2021 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи