ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-38712/19 от 14.11.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

судья – Качур С.В. дело № 33а-38712/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14.11.2019 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Цехомской Е.В.

судей: Суслова К.К., Сидорова В.В.

по докладу судьи Суслова КК.

при помощнике Кирюшиной М.А.

слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному иску первого заместителя прокурора КК- прокурора г. Сочи к администрации г. Сочи с апелляционной жалобой администрации г.Сочи на решение Центрального районного суда г. Сочи от 09.07.2019г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия -

установила:

Первый заместитель прокурора края - прокурор г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд г.Сочи с административными исковыми требованиями к администрации г.Сочи о признании действий по принятию Постановления администрации г. Сочи от 09.06.2018 № 872 "Об отмене муниципальных правовых актов администрации г.Сочи", незаконными, признании Постановления администрации г.Сочи от 09.06.2018 № 872 "Об отмене муниципальных правовых актов администрации г.Сочи" не действующим со дня его вступления в законную силу, то есть с 26.06.2018 г.

Решением Центрального районного суда г. Сочи от 09.07.2019г. действия администрации г.Сочи по принятию Постановления администрации г.Сочи от 09.06.2018 № 872 "Об отмене муниципальных правовых актов администрации г.Сочи" признаны незаконными. Постановление администрации г.Сочи от 09.06.2018 № 872 "Об отмене муниципальных правовых актов администрации г.Сочи", опубликованное в газете "Новости Сочи" № 113-114, 26.06.2018 г., признано не действующим со дня вступления его в законную силу, то есть с 26.06.2018 г. Администрация г.Сочи обязана опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Не согласившись с решением суда от 09.07.2019г., представитель администрации г. Сочи по доверенности < Ф.И.О. >6 подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить обжалуемое решение суда, вынести по делу новое решение об удовлетворении требований администрации г. Сочи. Считает, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, содержащиеся в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Допущены нарушения норм материального права. Полагают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, автор жалобы не согласен с выводом суда, что у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания издания указанного нормативного акта. Полагает, что инициатива по выделению и созданию ТОС «Солнечный» Центрального внутригородского района города Сочи проходила в строгом соответствии с действующим законодательством. Судом не учтен тот факт, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Положения о ТОС в городе Сочи, собрания, конференции граждан устанавливают срок полномочий органов территориального общественного самоуправления - не менее 3 и не более 5 лет. Постановление администрации города Сочи от 01.11.2012 года № 2317 об утверждении устава ТОС «Завокзальный» установлен пятилетний срок действия устава. В соответствии со ст. 29 Положения о ТОС в городе Сочи, полномочия органов территориального общественного самоуправления прекращаются по истечении полномочий, по решению собрания или конференции представителей граждан или по решению суда. Органы территориального общественного самоуправления за 30 дней до окончания срока полномочий проводят отчетно-выборные конференции по избранию нового состава органа территориального общественного самоуправления. Указанная конференция была проведена 21 октября 2017 года, т.е. менее чем за 30 дней до окончания срока полномочий.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, < Ф.И.О. >7 просила обжалуемое решение суда от 09.07.2019г. оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика по доверенности Перекрестов П.А. поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить. Прокурор Руденко М.В. поддержала возражения на апелляционную жалобу, просила обжалуемое решение суда от 09.07.2019г. оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика и прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно ч.7 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Сочи проведена проверка по обращению < Ф.И.О. >10 о нарушениях администрацией г.Сочи законодательства, регулирующего правоотношения в сфере территориальных общественных самоуправлений.

Статьей 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установлено, что под территориальным общественным самоуправлением (далее - ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории городского округа для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Согласно ч.5 ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно ст.17 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, принятого решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 № 92, ТОС считается учрежденным с момента регистрации главой г.Сочи устава ТОС.

На основании ст.9 Положения о территориальном общественном самоуправлении в г.Сочи, утв. Решением Городского Собрания Сочи от 29.05.2014 № 62 (далее - Положение), устав ТОС подлежит регистрации уполномоченным органом администрации г.Сочи. Внесение изменений и дополнений в устав регистрируется в порядке, установленном для регистрации устава территориального общественного самоуправления.

Устав ТОС "Завокзальный" зарегистрирован администрацией г.Сочи постановлением от 01.11.2012 № 2317.

Таким образом, ТОС "Завокзальный" фактически считается учрежденным с указанного времени.

Оспариваемым постановлением администрации г.Сочи от 09.06.2018 № 872 отменено, в числе прочих, постановление администрации г.Сочи от 01.11.2012 г. № 2317 "О регистрации Устава Совета территориального общественного самоуправления микрорайона "Завокзальный".

По мнению органа местного самоуправления, советом ТОС "Завокзальный" необходимо было провести конференцию и подать документы на регистрацию устава в орган местного самоуправления (в новой редакции). В связи с тем, что указанные мероприятия советом ТОС "Завокзальный" не проведены, администрацией г.Сочи издано постановление от 09.06.2018 № 872.

Прокуратурой города на постановление администрации г.Сочи от 09.06.2018 № 872 "Об отмене муниципальных правовых актов администрации города Сочи" в августе 2018 г. был принесен протест с требованиями об отмене указанного муниципального правового акта.

Указанный протест был рассмотрен, однако, требования прокурора не удовлетворены, что подтверждается информацией главы г.Сочи от 30.08.2018 (вх. №6896-2018 от 05.09.2018).

В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст.12 настоящего Кодекса.

Согласно ст.29 Положения о территориальном общественном самоуправлении в г.Сочи, утв. Решением Городского Собрания Сочи от 29.05.2014 № 62, полномочия органа территориального общественного самоуправления прекращаются по истечении полномочий, по решению собрания или конференции представителей граждан (собрание делегатов) или по решению суда.

Уставом ТОС "Завокзальный" предусмотрено, что ликвидация ТОС осуществляется по решению конференции, принятому большинством голосов делегатов, присутствующих на ней в соответствии с решением Городского Собрания Сочи от 30.05.2006 № 121.

На состоявшейся 21.10.2017 г. отчетно-выборной конференции ТОС "Завокзальный" вопросы истечения полномочий органа ТОС не обсуждались, полномочия органа ТОС не истекли, вступившего в законную силу решения суда по указанным вопросам не имеется. На конференции вопросы о внесении изменений в устав также не обсуждались. Иных конференции не проводилось.

Статьей 22 Положения о территориальном общественном самоуправлении в г.Сочи, утв. Решением Городского Собрания Сочи от <...><...>, определено, что администрация г.< Ф.И.О. >1 в пределах своей компетенции содействует органам ТОС в осуществлении инициатив по вопросам местного значения (консультирует представителей ТОС по вопросам осуществления деятельности, организует работу координационного совета по взаимодействию администрации г.Сочи, координирует деятельность органов ТОС, оказывает им содействие и иное).

Суд первой инстанции обоснованно согласился с доводом прокурора о том, что к полномочиям администрации г.Сочи ликвидация ТОС или признание правовых актов о регистрации уставов ТОС по вышеперечисленным фактам не относится, а фактически после издания органом местного самоуправления постановления от <...><...> ТОС "Завокзальный" перестал считаться учрежденным.

Из анализа и содержания изложенных обстоятельств и норм законодательства, постановление администрации г.Сочи от 09.06.2018 № 872 "Об отмене муниципальных правовых актов администрации г.Сочи" принято необоснованно и за рамками предоставленных полномочий.

Названное постановление опубликовано в местной газете "Новости Сочи" № 113-114, 26.06.2018 г.

Таким образом, указанный нормативный правовой акт издан в установленном порядке органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц (граждан, которые проживают на территории ТОС "Завокзальный"), рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 ч.8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч.9 ст.213 КАС РФ).

Доказательств, опровергающих установленные прокурорской проверкой обстоятельства, административным ответчиком не представлено.

Требования прокурора о признании действий администрации г.Сочи по принятию Постановления администрации г.Сочи от 09.06.2018 г. № 872 "Об отмене муниципальных правовых актов администрации г.Сочи" незаконным и недействующим со дня вступления его в законную силу признаны законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании оспариваемого постановления не действующим со дня его вступления в законную силу, то есть с 26.06.2018 г.

При вынесение обжалуемого решения суда, нарушений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих его отмену, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим изменению или отмене.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -

определила:

решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 09.07.2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ.

Председательствующий:

Судьи: