Судья – < Ф.И.О. >2 Дело <...>а-38728/2019
(<...>а-3263/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«12» ноября 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Суслова К.К., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
при ведении протокола
помощником судьи Горб Е.В.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Сочи от 01 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Сочи обратился в суд в защиту прав и законных интересов малолетней < Ф.И.О. >1, <...> г.р., с административным иском к администрации г. Сочи, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившееся в необеспечении < Ф.И.О. >1, <...> года рождения, местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах <...>, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и обязать администрацию муниципального образования город-курорт Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления < Ф.И.О. >13 Яне < Ф.И.О. >1, <...> года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах <...>.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой города Сочи проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу соблюдения прав её малолетней дочери < Ф.И.О. >1, <...> года рождения, на доступное дошкольное образование.
Установлено, что < Ф.И.О. >13 Яна состоит на учете для получения места в муниципальной дошкольной образовательной организации с 25.02.2019г.
До настоящего времени её право на получение общедоступного, бесплатного дошкольного образования не реализовано, в связи с отсутствием мест, возможных к предоставлению < Ф.И.О. >13 Яне в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Сочи.
Заявление о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении законным представителем < Ф.И.О. >1 - < Ф.И.О. >6 подано в установленном законом порядке 11.04.2019г., при подаче заявления о предоставлении места < Ф.И.О. >1 в детском саду в группу полного дня были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление законных представителей), вместе с тем, в предоставлении места < Ф.И.О. >1 было отказало.
08.05.2019г. ФИО3 вновь обратилась с заявлением о предоставлении места её дочери < Ф.И.О. >1 и ей было выделено место в группе кратковременного пребывания в МДОУ центр развития ребенка - детский сад <...><...>.
Однако, прокурор считает, что в силу норм закона, муниципальные образования обязаны обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня, в избранных родителями вариативно-организационных формах-режимах пребывания в образовательном учреждении, а не в тех формах, которые считает возможным предложить родителям уполномоченный орган.
В связи с тем, что ФИО2 полагает необходимым получение своим ребенком - < Ф.И.О. >13 Яной образования в группе полного дня, ею 17.05.2019г. был написан отказ от предоставленной путевки в группу кратковременного пребывания.
Ребенок до настоящего времени не обеспечен дошкольным образованием, а её мать - ФИО2 лишена возможности трудиться и обеспечивать достойное существование семье.
По мнению прокурора, непредоставление ребенку места на полный день в дошкольной образовательной организации свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное, бесплатное дошкольное образование.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи от 01 июля 2019 года признано незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившееся в необеспечении < Ф.И.О. >1, <...> года рождения, местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах <...>, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования. Суд обязал администрацию муниципального образования город-курорт Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления < Ф.И.О. >13 Яне < Ф.И.О. >1, <...> года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Хостинского района города Сочи.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Сочи по доверенности ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что управлением по образованию и науке администрации города Сочи были предприняты меры к обеспечению возможности ребенка получать дошкольное образование в группах кратковременного пребывания, при этом предоставление места в детском саду < Ф.И.О. >1, не имеющей права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в детском дошкольном учреждении по месту жительства истца, повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, вставших в очередь ранее, и детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.
В возражениях на апелляционную жалобу первый заместитель прокурора края - прокурор города Сочи Грязнов И.М. полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостотельными.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда законный представитель малолетней < Ф.И.О. >14 – ФИО2 и представитель административного ответчика администрации города Сочи не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о получении сторонами по делу заказной корреспонденции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Руденко М.В., полагавшей обжалуемое решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Сочи проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу соблюдения прав её малолетней дочери < Ф.И.О. >1, <...> года рождения, на доступное дошкольное образование.
В ходе проверки установлено, что < Ф.И.О. >13 Яна состоит на учете для получения места в муниципальной дошкольной образовательной организации с 25.02.2019г.
До настоящего времени её право на получение общедоступного, бесплатного дошкольного образования не реализовано, в связи с отсутствием мест, возможных к предоставлению < Ф.И.О. >13 Яне в муниципальных дошкольных образовательных организациях <...>.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 15.05.2006г. № 5-П применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ст. 38 Конституции РФ, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют многоплановую роль публичной власти в этой сфере, исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей.
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция России определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» целями государственной политики в интересах детей, в том числе является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.
Согласно п. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Обеспечение детского населения местами в дошкольных образовательных организациях города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления.
Так, город Сочи наделен Законом Краснодарского края от 01.04.2004г. № 679-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа» статусом городского округа.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения городских округов.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п. 1); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п. 3).
Согласно Общим положениям Методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, направленных Письмом Минобрнауки РФ от 31.07.2014г. № 08-1002, с 01.01.2014г. вступивший в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, закрепил новое распределение полномочий органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и иных образовательных организациях и организации его предоставления. В соответствии с указанным распределением полномочий расходы на организацию предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (в том числе в части расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг) отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет местных бюджетов.
Аналогичная позиция закреплена и в п. 13 ст. 8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (ч. 1 и ч. 2 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
В силу п. 6 приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что закрепляя право па общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность, в том числе муниципальных образований, обеспечивать прием на обучение но основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня, в избранных родителями вариативно-организационных формах-режимах пребывания в образовательном учреждении.
При достижении несовершеннолетним соответствующего возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении.
Следовательно, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г. Сочи относится к компетенции администрации муниципального образования г. Сочи, которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета на основании ст. ст. 9, 15, 86 Бюджетного кодекса РФ.
При этом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г., вступила в силу для СССР 15.09.1990г.) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.
Судом установлено, что заявление о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении законным представителем < Ф.И.О. >1 - ФИО2 подано в установленном законом порядке 11.04.2019г., при подаче заявления о предоставлении места < Ф.И.О. >1 в детском саду в группу полного дня были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление законных представителей), вместе с тем в предоставлении места < Ф.И.О. >1 было отказало.
08.05.2019г. ФИО2 вновь обратилась с заявлением о предоставлении места её дочери < Ф.И.О. >1 и ей было выделено место в группе кратковременного пребывания в МДОУ центр развития ребенка - детский сад <...><...>.
Вместе с тем, в силу указанных выше норм закона, муниципальные образования обязаны обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня, в избранных родителями вариативно-организационных формах-режимах пребывания в образовательном учреждении, а не в тех формах, которые считает возможным предложить родителям уполномоченный орган.
В связи с тем, что ФИО2 полагает необходимым получение своим ребенком - < Ф.И.О. >13 Яной образования в группе полного дня, ею 17.05.2019г. был написан отказ от предоставленной путевки в группу кратковременного пребывания. Ребенок до настоящего времени не обеспечен дошкольным образованием, а её мать - ФИО2 лишена возможности трудиться и обеспечивать достойное существование семье.
Непредоставление ребенку места на полный день в дошкольной образовательной организации свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное, бесплатное дошкольное образование.
Согласно указанной выше правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 15.05.2006г. № 5-П, определено, что закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция РФ определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов России или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов России в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Следовательно, возможность реализации детьми права на получение дошкольного образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства нрава на получение образования и носящих дискриминационный характер по отношению к тем или иным категориям субъектов этого права.
А равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что администрацией <...> не исполнена обязанность по обеспечению ребенка < Ф.И.О. >1 местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах <...>, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования.
Между тем, судом первой инстанции оставлено без внимания, что исходя из требований действующего законодательства, предоставление места на полный день в дошкольной образовательной организации, должно осуществляться в соответствии с порядком комлектования муниципальных образовательных организаций <...> специальной комиссией в установленный период, а также в соответствии с очередностью.
В связи с чем, возложение на администрацию муниципального образования город-курорт Сочи обязанности устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления < Ф.И.О. >13 Яне < Ф.И.О. >1, <...> года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах <...> является неправильным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции, в указанной части, нельзя признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 01 июля 2019 года изменить. Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
«Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившееся в необеспечении < Ф.И.О. >1, <...> года рождения, местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах <...>, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования.
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Сочи рассмотреть вопрос о предоставлении < Ф.И.О. >13 Яне < Ф.И.О. >1, <...> года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах <...>».
В остальной части решение Центрального районного суда г. Сочи от 01 июля 2019 года оставить без изменения, а жалобу представителя администрации города Сочи по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи